В понедельник Владимир Путин и патриарх Кирилл торжественно открыли построенный за полтора года главный храм Вооруженных сил РФ — Патриарший собор Воскресения Христова. О символизме нового храма, судьбе мозаик с Путиным и Сталиным и о том, почему зодчие отказались от живописных фресок, — в фотоистории «БИЗНЕС Online».
-
22 июня Владимир Путин вместе с патриархом Кириллом торжественно открыли Патриарший собор воскресения Христова — главный храм Вооруженных сил России в подмосковном парке «Патриот». Вчера там побывали корреспонденты «БИЗНЕС Online».
Храм возвели всего за полтора года. Решение о его строительстве было принято в 2018 году, а 19 сентября того же года заложили первый камень. Собор решили посвятить 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Успели в срок, но только эпидемия COVID-19 заставила перенести торжества с мая на июнь — с дня Победы на день памяти и скорби.
-
Все в храме наполнено символизмом. Идея отразить в архитектурных пропорциях символы Победы в Великой Отечественной войне принадлежит министру обороны РФ Сергею Шойгу. Например, высота звонницы 75 метров — ровно столько лет прошло со дня Победы. Диаметр барабана главного купола — 19 м 45 см (цифры говорят за себя). Диаметр купола составляет 22 м 43 см, так как именно в 22:43 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Высота малых куполов — 14 м 18 см — 1 418 дней и ночей длилась война.
-
34-летний главный архитектор храма Дмитрий Смирнов называет строение медным. Зеленоватый оттенок также призван вызывать ассоциации с Вооруженными силами. Храм спроектирован в русско-византийском стиле. Возведено сооружение из железобетонных конструкций, облицованных панелями, покрытыми медью. Как утверждает архитектор, применена редкая технология гальваностегии. «Это достаточно редкая технология. Обычно делают маленькие ювелирные вещи, а тут сделан большой объем», — пояснил Смирнов.
-
Собор условно можно разделить на две части — верхний и нижний храмы. Начнем с верхнего, в котором пять престолов. Центральный наименован в честь Воскресения Христова. Фигура Христа — это первое, что привлекает внимание входящих. Выполненная из меди и покрытая сусальным золотом, она словно парит в воздухе. «Рельефное изображение Христа такого размера обычно не присутствует в храмах. У нас это большая апсида Воскрешения Христова», — говорит главный архитектор. По его словам, это тоже была идея Шойгу.
-
Присмотритесь внимательно к 11-метровой барельефной иконе Христа… Ее выполнил скульптор Даши Намдаков. В Татарстане с его работами знакомы: взять хотя бы скульптуры Зилантов и Барсов возле «Чаши» загса или «Каракуз» около офиса «Татнефти». Считается, что ему покровительствует сам министр обороны. Четыре года назад, как мы писали, бурятский скульптор собирался работать над проектом Русского географическая общества на территории парка «Патриот», главным объектом которого должен был стать огромный череп мамонта со 100-метровыми бивнями. Правда, потом как-то о проекте забыли…
-
Воскресшим Христом участие Намдакова в этом проекте не ограничивается. Именно он оформил барельефные обрамления главного входа соборной колокольни. Также среди барельефов на храме можно разглядеть Георгия Победоносца и Архангела Михаила — это тоже работы скульптора из Забайкалья.
-
Еще один любопытный объект на фасаде — икона-складень Воскресения Христова на восточной апсиде. Его открывают только по воскресеньям и в течение 40 дней после Пасхи, все остальное время он закрыт, пояснил Смирнов. Нам повезло — складень все же был выставлен на обозрение.
-
Наконец, еще одно творение Намдакова — памятник матерям победителей, расположенный за храмом. Эта девятиметровая скульптура женщины, которая, ссутулившись, прикрыла руками лицо. Намдаков посвятил ее тем матерям, которые потеряли сыновей. В скульптуру можно зайти как в юрту (там 75 выступов — по числу прошедших с Победы лет) и установить свою свечу в память о близком человеке.
-
Но вернемся в храм. В нем, помимо центрального, есть еще четыре престола, которые посвящены покровителям видов и родов войск: святому благоверному князю Александру Невскому — покровителю Сухопутных войск, святому пророку Божию Илии — покровителю ВКС и ВДВ, святому апостолу Андрею Первозванному — покровителю ВМФ и святой великомученице Варваре — покровительнице РВСН. У каждого из них своя икона святого — все они облетели многочисленные воинские части и гарнизоны, прежде чем их поставили в главном храме Вооруженных сил РФ.
-
Тот же путь проделала главная икона храма «Спас Нерукотворный», которую подарил Путин. В работе над ней иконописец Михаил Леонтьев использовал старинные технологии, такие как паволока, левкас, яичная темпера, сусальное золото, полудрагоценные и драгоценные камни. Любопытно, что икона написана на деревянных досках из лафета чугунной пушки 1710 года, которую подняли со дна Невы. С обратной стороны доски креплены между собой цевьем винтовки Токарева образца 1940 года.
-
С левой стороны у алтаря расположилась икона Богоматери с младенцем, подаренная храму патриархом Кириллом. Смирнов отметил, что сейчас под нее отливается складень, чтобы она смотрелась симметрично иконе Спаса Нерукотворного.
-
Еще одно изображение Спаса Нерукотворного высится в куполе. Этот мозаичный образ копирует древнюю новгородскую икону-воинскую хоругвь XII века. Со времен Древней Руси этот образ помещали на знаменах и штандартах, он символизировал духовную защиту русского воинства. Спас Нерукотворный в храме Вооруженных сил — самое большое в мире изображение лика Христа, выполненное в мозаике.
-
На западной стороне храма еще одна монументальная мозаичная композиция — Богоматерь с младенцем, созданная народным художником России Василием Нестеренко. Ее образ ассоциируется с известным плакатом времен войны «Родина-мать зовет!».
-
Почти все изображения в храме выполнены из мозаики, что, по утверждению главного архитектора, не случайно. «Это позволило, кроме художественной выразительности храма, еще и успеть сделать в срок, потому что мозаику запустили параллельно. Если бы это была роспись по сырой штукатурке, нужно было, чтобы храм отстоялся, поэтому писали бы позже и эффекта такого бы не было. А мозаика — то, что остается на века», — отметил Смирнов.
-
Скандальных мозаик с изображением Иосифа Сталина и Путина в конечной версии храма мы не обнаружили. По словам архитектора, те изображения, которые просочились в СМИ, были сделаны в мастерских. «Художники мозаику изготовили, показали худсовету, он ее размещение в храме отменил. Мозаика лежит на хранении. Возможно, будет в музее», — уклончиво ответил Смирнов.
-
Зато архитектору понравилась Голгофа — заупокойный канон, который выполнен Виталием Шаниным как смесь скульптуры и витража.
-
Нижний храм посвящен святому равноапостольному Великому князю Владимиру, крестителю Руси. Поэтому сюжеты на мозаиках классические: крещение князя Владимира, крещение Господне и крещение Руси. Убранство стен и свода, керамические иконы в иконостасе и на столпах — тут больше бело-синей гаммы, отсылающей нас к гжели. А орнаментация пола выполнена в технике флорентийской мозаики из мрамора, оникса и нефрита, перемежающаяся латунными вставками.
-
Тут же в отдельном помещении купель для крещения, выполненная также в стилистике малого храма. Как утверждает Смирнов, она выполнена по ранним христианским образцам: туда одновременно входят священник и крестный родитель. Тут же отдельно купель для младенцев.
-
Снаружи стены храма декорированы бронзовыми горельефами со сценами эпизодов войны, выполненными скульптором Салаватом Щербаковым — автора памятника князю Владимиру на Боровицкой площади. «Даши нашел этот дальневосточный язык и Бурятии, и Монголии, и Японии, и Китая. Я считаю, он интересный художник, представляющий в этом жанре свое мировоззрение, свой характер», — говорил скульптор в интервью «БИЗНЕС Online» три года назад. Теперь обоим пришлось поработать над одним объектом.
-
Также вокруг храма полукругом расположился уникальный музей «Дорога памяти». Его длина составляет 1 418 шагов — столько дней продолжалась война. Поэтому экспозиция скрупулезно рассказывает о хронологии событий.
-
В залах музея представлены не только классические исторические экспонаты — свидетели событий, как, например, китель Иосифа Сталина или Адольфа Гитлера, документы, образцы оружия…
-
Но и иммерсивные залы с эффектов погружения. Например, музей начинается с небольшого зала, где крутятся кадры последнего дня перед началом войны, когда, казалось бы, ничто не предвещало… Обычный летний солнечный день и детский смех. А уже в следующем зале вы слышите взрывы снарядов и летящих самолетов — началась война.
-
Главный элемент «Дороги памяти» — фотогалерея «Река времени». Данный проект рассказывает о фронтовиках, партизанах, блокадниках. Словно река, черно-белые фотографии героев той войны медленно плывут через всю экспозицию музея, через каждый зал… Загрузить информацию о своем воевавшем родственнике, его фотографию можно в специальном разделе на сайте минобороны РФ. Этот проект бессрочный, так что можно вписать имена своих родных в «Реку времени».
-
Наконец, под открытым небом расположилась экспозиция «Поле Победы». Тут и обуглившиеся избы, и подбитые самолеты, и горящие танки.
-
«Это начало нашего духовного возрождения. Россия — та страна, которая должна стать светочем для многих людей, которые сейчас находятся в состоянии выбора — духовного пути в первую очередь. Если мы говорим о том, что храмы строятся для того, чтобы в них молились, то и наша государственность построена таким образом, чтобы люди в ней научились любить друг друга», — заявил ключарь главного храма владыка Стефан.
Храм и музей откроются для посетителей с 25 июня. Вход свободный.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 142
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.