Федеральной схемой предусматривается строительство и реконструкция до 2024 года 870 объектов инфраструктуры, которые позволят подвергнуть обработке 42 млн тонн отходов, а утилизации — 25 млн «Федеральной схемой предусматривается строительство и реконструкция до 2024 года 870 объектов инфраструктуры, которые позволят подвергнуть обработке 42 миллиона тонн отходов, а утилизации — 25 миллионов»

«ПРЯМО НАЗВАЛ РЕГИОНАЛЬНЫЕ СХЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ КРИВЫМИ»

В конце апреля подготовленный проект федеральной схемы обращения с отходами был одобрен вице-премьером правительства РФ, координатором нацпроекта «Экология» Викторией Абрамченко. Но он вызвал резкую критику со стороны комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды. В отличие от вице-премьера, депутаты профильного комитета смогли увидеть, что им подкинули на рассмотрение откровенную туфту в красивой упаковке (интерактивная карта, отражающая источники образования отходов, объекты инфраструктуры и маршруты движения).

Если верить разработчикам федеральной схемы, то она создавалась на основе математического моделирования, детального анализа информации с мест и глубокой экспертной оценки. Места размещения новых объектов отраслевой инфраструктуры (сортировочных комплексов и полигонов) определялись с учетом экономически обоснованной логистики. Федеральной схемой предусматривается строительство и реконструкция до 2024 года 870 объектов инфраструктуры, которые позволят подвергнуть обработке 42 млн т отходов, а утилизации — 25 млн (для сравнения: в 2019-м обработано 10 млн, из которых утилизировано 5 млн). Схемой охватывается более 20 тыс. муниципальных образований.

Руководитель РЭО Илья Гудков представил плод своего творчества так, что это не просто очередная информационная система, а некая основа, вокруг которой будет выстраиваться вся система управления отраслью. По его словам, схема позволяет сбалансировать мощности по захоронению и переработке отходов, а регионам — обеспечить возможность совместного использования инфраструктуры.

Впрочем, на депутатов Госдумы это не произвело впечатления. Председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов заявил, что федеральная схема представляет собой компиляцию региональных территориальных схем, а к ним огромное количество вопросов. Он прямо назвал региональные схемы кривыми, плохо проработанными, а значит, созданная на их основе федеральная схема такая же.

Мусорная реформа, если судить о ней по федеральной и территориальным схемам, переработки почти не предусматривает «Мусорная» реформа, если судить о ней по федеральной и территориальным схемам, переработки почти не предусматривает»

«ПЕРЕРАБОТКИ ПОЧТИ НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ, РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НЕ УЧИТЫВАЕТ»

В целом претензии к проекту федеральной схемы обращения с отходами сводятся к следующему.

Во-первых, территориальные схемы, на основе которых создана федеральная, не прошли общественного обсуждения, как полагается по закону. Бурматов напомнил, что во многих регионах люди выходили на акции протеста, требуя общественных обсуждений. В связи с этим можно вспомнить, как принималась татарстанская терсхема, которая, кстати, была успешно оспорена в судебном порядке именно потому, что не прошла общественного обсуждения. Однако принятый минстроем РТ доработанный вариант терсхемы, который должен был устранить судебные претензии, тоже оказался кривым. Так называемое общественное обсуждение терсхемы не предусматривало диалога и свелось к формату внесения предложений, подавляющее большинство которых было, вероятно, направлено в урну. По крайней мере, второй вариант татарстанской терсхемы мало чем отличается от первого. Похожие ситуации имеют место и в других регионах. В Архангельской области, к примеру, граждане подготовили около тысячи предложений для внесения в областную терсхему, но они не были учтены.

Во-вторых, принципиальный изъян проекта федеральной схемы заключается в том, что он не учитывает региональных проблем, в частности исчерпание полигонных возможностей для захоронения отходов. Например, в 9 регионах (Магаданская область, Бурятия, Забайкалье, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Краснодарский край, Кабардино-Балкария, Камчатский край, Омская область) нынешних мощностей для захоронения не хватит даже на этот год. При этом в той же Магаданской области в ближайшие два года строительство полигонов не предусмотрено. И данные регионы, по прогнозу Счетной палаты, в скором времени ожидает «мусорный» коллапс.

В-третьих, в федеральной схеме не отражено развитие раздельного сбора мусора и переработки отходов. Эти претензии также можно в полной мере предъявить и к татарстанской терсхеме, в которой раздельный сбор лишь упомянут, а перерабатывающий сегмент, кроме сортировок, также не нашел отражения. По сути, «мусорная» реформа, если судить о ней по федеральной и территориальным схемам, переработки почти не предусматривает. В частности, из 870 планируемых к строительству объектов инфраструктуры 80% — это новые полигоны захоронения и объекты сортировки. А объекты утилизации, то есть перерабатывающие мощности, составляют лишь 8%. С учетом таких диспропорций в распределении инвестиций прогнозируется, что 40% регионов не смогут достигнуть к 2024 году заложенных нацпроектом «Экология» показателей по уровню обработки и утилизации отходов.

В-четвертых, еще один принципиальный недостаток федеральной и региональных терсхем — отсутствие эффективной логистической схемы перевозки отходов. Транспортное плечо в большинстве случаев слишком велико, и этот фактор — один из ключевых в росте тарифов. Кроме того, несовершенная логистика создает дополнительные препятствия развитию переработки отходов.

И в заключение отметим, что, по оценке комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды, регионы потратили на разработку территориальных схем около 1 млрд рублей. Однако эти документы остались крайне сырыми.

Таким образом, «мусорная» реформа в том варианте, в котором она реализуется, оказалась очень дорогой для потребителей и абсолютно неэффективной.

Депутат Государственного Совета РТ Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции