«Скоро мы начнем крупномасштабное тестирование жителей республики на антитела», — заявил сегодня Марат Садыков, призвав «не расслабляться». Пока вылетевшая в Челны Лейла Фазлеева разбиралась в ситуации, глава минздрава два часа общался с жителями РТ, отвечая на острые вопросы. О том, почему в Татарстане врачам не хватало средств защиты, все ли больные COVID-19 попадают в официальную статистику и сколько доплат получили медики за работу в тяжелых условиях, — в материале «БИЗНЕС Online».
Марат Садыков: «2020 год отличает, во-первых, масштабность и быстрота распространения коронавируса, во-вторых, отсутствие опыта [в лечении инфекции], в-третьих, нехватка эпидемиологических данных»
«ПОВЫШЕНИЯ СМЕРТНОСТИ, Я ОФИЦИАЛЬНО ХОЧУ ЗАЯВИТЬ, НЕТ»
Свой прямой эфир на просторах интернета министр здравоохранения РТ Марат Садыков начал с описания общей картины борьбы с коронавирусом в мире. По его словам, ни одна система здравоохранения за последние 50 лет не видела такого кризиса — до сих пор нет единой методики лечения, вакцинации и коллективного иммунитета. В качестве примера он привел наиболее масштабные заболевания: в 2003 году — эпидемию атипичной пневмонии SARS, а в 2009-м — эпидемию свиного гриппа. «2020 год отличает, во-первых, масштабность и быстрота распространения коронавируса, во-вторых, отсутствие опыта [в лечении инфекции], в-третьих, нехватка эпидемиологических данных», — сказал Садыков.
Однако первых пациентов с коронавирусом из Японии с круизного лайнера привезли именно в Татарстан. И это дало опыт в борьбе с ранее неизвестным вирусом — всех вылечили и выписали домой. Но уже тогда, по словам министра, республика столкнулась с первыми попытками дестабилизировать ситуацию. «Некоторые СМИ, политики хотели поднять дивиденды, рейтинги, нашли телефон у этих пациентов, просили дать какие-то негативные высказывания, как система работает. Спасибо пациентам, которые достойно прошли этот двухнедельный этап. Мы с ними постоянно общались, кроме слов благодарности, ничего не было».
Система здравоохранения оценивается по показателю общей смертности, и за последние пять месяцев в связи с пандемией он не был превышен, заявил Садыков. «В 2019-м самый низкий показатель общей смертности за последние практически 15−20 лет в Татарстане. В этом году общая смертность находится в тех же пределах. Повышения смертности, я официально хочу заявить, нет», — подчеркнул он и добавил, что за пять месяцев этого года число летальных случаев в Татарстане ниже, чем за аналогичный период в 2018-м и 2019-м.
Садыков прокомментировал слухи о занижении данных по заболеваемости COVID-19 в Татарстане
При этом министр признал, что заболеваемость пневмонией все же увеличилась. «В нашей статистике 2018−2019 годов было [указано], что диагноз поставлен, когда пациент обратился в лечебное учреждение. Но мы не видели подводную часть айсберга, когда многие перенеси болезнь на ногах, не обращаясь в учреждение. А потом [приходили] с осложнениями и последствиями. Коронавирус повлиял на увеличение заболеваемости по пневмонии, но он не повысил смертность», — заверил глава минздрава.
Садыков прокомментировал слухи о занижении данных по заболеваемости COVID-19 в Татарстане. По его словам, диагноз «коронавирус» ставится по результатам теста, клиническим симптомам и инструментальными методами (компьютерная томография). «Иногда идентификация вируса показывает минус (отрицательный результат — прим. ред.), но есть клинические симптомы и КТ-исследование, которое доказывает заключение: так называемое матовое стекло подразумевает [наличие] вируса», — сказал Садыков и отметил, что таких пациентов не учитывают в федеральной статистике, но в Татарстане их все же считают больными коронавирусом. Каково расхождение между этими показателями, он не сообщил, однако сегодня на сессии горсовета Челнов замначальника местного управления здравоохранения Айгуль Бурганова сообщила, что всего в стационарах с подозрением на пневмонию и ОРЗ лежат порядка 1 тыс. пациентов. Однако в официальную статистику по коронавирусу включены только 60 из них.
Садыков напомнил, что несколько месяцев назад все предварительно положительные результаты анализов отвозили в Новосибирск, Нижний Новгород и Москву для подтверждения, и только после этого ставился COVID-19. Сейчас в Татарстане работает подведомственная клиника и частные медучреждения, в которых делают тестирование.
Что касается сообщений в соцсетях о переполненных палатах с аппаратами искусственной вентиляцией легких, министр опроверг такие данные. По его словам, сейчас на ИВЛ лежат 58 человек — это пациенты как с COVID-19, так и с другими заболеваниями. Всего же в Татарстане развернуто 902 койки с ИВЛ и еще более 5 тыс. — для остальных заболевших коронавирусом.
По словам Садыкова, диагноз «коронавирус» ставится по результатам теста, клиническим симптомам и инструментальными методами (компьютерная томография)
«Я НЕ ИСКЛЮЧАЮ ВТОРОЙ ВОЛНЫ»
С начала распространения «китайской» инфекции система здравоохранения столкнулась с информационной пандемией. «Все стали вирусологами, инфекционистами, все знают, как лечить коронавирус!» — сетует Садыков и призывает не заниматься самолечением. Министр предупредил, что российский препарат «Арифавир», который поступил в республику для лечения больных, имеет много противопоказаний и назначаться может только врачом-специалистом после консилиума.
Ждать ли второй волны и пройден ли пик заболеваемости? В своих прогнозах, по словам Садыкова, ведомство опирается на математические модели и опыт других стран. «Я не Вольф Мессинг, не могу предугадать, что будет через полгода. Есть матмодели, я не исключаю второй волны. Федеральный министр сказал, что мы выйдем на обычную жизнь в феврале 2021 года, — сказал Садыков. — Пик [заболеваемости], можно сказать, прошли».
Садыков также ответил на вопросы жителей, почему тесты и компьютерную томографию делают не всем. По его словам, поголовное тестирование «ничего не даст», так как у вируса длительный инкубационный период и это не гарантия, что если сейчас результат тест отрицательный, через несколько дней он не будет положительным. В первую очередь же проверяют всех медработников, которые находятся в «красной зоне». Проведение же КТ легких и органов дыхания сегодня увеличилось. «Кроме пневмонии, начали много выявлять онкологических заболеваний. Худо без добра не бывает. Это как скрининговый метод раннего выявления рака легких и туберкулеза. На ранних стадиях начали выявлять рак легкого», — констатировал Садыков.
Схема лечения же коронавирусных больных осталась прежней, но тяжелым пациентам начали вводить сыворотку уже переболевших. Метод показал свою эффективность. Всего было проведено 17 переливаний плазмы, при этом два человека умерли. Правда, это были пациенты старше 75 лет с хроническими заболеваниями.
В Челнах сортировочным госпиталем была инфекционная больница. И она, подтвердил Садыков, поначалу не могла справиться с потоком пациентов
САДЫКОВ ПРО ЧЕЛНЫ: «СМИ ГОВОРЯТ, ТАМ ШАТРЫ ПОСТАВИЛИ… ПОЧЕМУ БЫ ДЛЯ УДОБСТВА ЭТОГО НЕ СДЕЛАТЬ?»
Ответил министр и на тревожные сообщения из Челнов. Напомним, сегодня «БИЗНЕС Online» сообщил о заполненности больничных коек и морга, несмотря на то что от коронавируса, по официальным данным, умерли всего три человека за все время пандемии, а в больницах прямо сейчас — лишь полсотни инфицированных. По словам министра, когда пациент обращается за помощью, сначала он проходит стадию «сортировки» — так как врачи не знают, есть у него коронавирус или нет. Если результат теста отрицательный, но есть симптомы, пациента отправляют в «отрицательное» лечебное учреждение, чтобы исключить заражение. Если же у человека положительный результат теста, третье КТ связано с вирусной пневмонией, то его кладут в «ковидный» госпиталь. В Челнах сортировочным госпиталем была инфекционная больница. И она, подтвердил Садыков, поначалу не могла справиться с потоком пациентов, которые обратились в приемный покой. «Мы не можем их отправить в „чистые“ госпитали, чтобы там произошел очаг. В связи с этим мы открыли вторую сортировочную, это пятая городская больница. Ничего такого там не случилось, как пишут сейчас в СМИ постоянно. Сегодня появилось в одном издании, что ситуация там аховая, умирают по 2–3 человека. Я сам съездил, был в инфекционной больнице, прошли в „красной зоне“, с каждым пациентом поговорил. На ИВЛ лежали четыре человека, это реальная картина. Побеседовали с пациентами, у которых результат на COVID-19 сомнительный, но имеют пневмонию, мы должны оказать помощь, если он тяжелый. Этими подходами мы смогли сдержать смертность от данной патологии», — пояснил Садыков.
Сейчас, по словам министра, в Челны отправилась вице-премьер РТ Лейла Фазлеева и первый замминистра здравоохранения, ситуация находится под контролем. «СМИ говорят, там шатры поставили… Почему бы для удобства этого не сделать?» — не исключил подобного глава минздрава.
На сообщения о том, что медикам горбольницы №5 не хватает СИЗ, министр заверил, что туда отправили большое количество средств защиты. «Да, были проблемы, мы с колес доставляли средства защиты, но это существовало по всей России, связано с тем, что минпромторг не смог быстро среагировать. Мы же тоже не можем маску, которая стоит 1,45, покупать за 30 рублей. Два дня я вижу, что в пятой горбольнице появляется определенное недопонимание. Думаю, на этот вопрос и в личной беседе, и в реальной ситуации надо посмотреть, нужно зайти в „красную зону“», — сказал министр и обещал приехать в Челны лично.
Что касается выплат врачам, контактировавшим с «ковидными» пациентами в Татарстане, за май доплату получили более 5 тыс. работников на 488 млн рублей. Сейчас прорабатывается вопрос, чтобы выплаты могли получить и работники медсанчасти КФУ, которые относятся к минобразования и выплаты как врачи пока получить не могут.
Прокомментировал министр и статистику по заболевшим медикам, отметив, что она очень мала. Но основной вопрос сейчас по тем медработникам, которые работают не в «ковидных» госпиталях. «В Челнах заболели работники СПИД-центра, к сожалению, одна из наших коллег умерла. Был сомнительный COVID-19, но вскрытие показало, что это сердечно-сосудистое заболевание — инфаркт, к сожалению, не смогли спасти. В этих лечебных учреждениях наибольший процент по заражению данной инфекцией», — отметил Садыков и сказал, что, по официальной статистке, среди врачей — всего около 400 заболевших. По ним сейчас работает комиссия ФСС и минздрава, чтобы они смогли получить страховые выплаты — это более 68 тыс. рублей.
Садыков напомнил, что вакцину разрабатывают практически во всех странах, сейчас проходит эдакое соревнование за право создания первого спасительного снадобья
КАК ПРОЙДЕТ ГОЛОСОВАНИЕ ПО ПОПРАВКАМ?
Модератор встречи напомнил о том, что скоро пройдет голосование по поправкам в Конституцию, и спросил, каков план минздрава по обеспечению безопасности жителей. Ранее подробную информацию уже озвучивал ЦИК РТ, но Садыков уточнил, что главный вопрос — обезопасить членов ТИКов. Все они будут обеспечены средствами индивидуальной защиты, но тест на коронавирус не станут делать всем без исключения. Ближе к голосованию члены избирательных комиссий будут находиться под постоянным медицинским наблюдением. «Если появятся признаки ОРВИ, сделаем тесты. Если возникнут какие-то симптомы, будет так же, как обычно с подозрением на COVID-19, — компьютерная томография. Мы работаем с Роспотребнадзором, вчера приняли рекомендации», — уточнил министр.
Министра спросили, когда придумают вакцину от COVID-19. Садыков напомнил, что ее разрабатывают практически во всех странах, сейчас проходит эдакое соревнование за право создания первого спасительного снадобья. В России разработку ведет «Вектор», который уже выходит на клинические испытания, в Татарстане — КФУ. По прогнозам спикера, результаты у «Вектора», наверное, будут в сентябре, а в Казанском университете — к концу года.
При КФУ же, кстати, сейчас идут клинические исследования отечественного препарата от коронавируса «Авифавир». Садыков уточнил, что испытания ведутся не на людях, а на мышах. «Но его надо применять с осторожностью, — еще раз сказал министр. — Есть определенные осложнения, поэтому назначение препарата будет под строгим контролем врача».
С КФУ был связан еще один вопрос. По-видимому, сотрудники медсанчасти вуза поинтересовались, смогут ли получить выплаты за работу с «ковидными» пациентами. Садыков объяснил, что действительно есть сложности, так как данное учреждение относится не к минздраву, а к министерству образования. «Этот вопрос прорабатывается. Нет решения от федерального центра. И минобрнауки, и мы сейчас работаем. Уверен, что сотрудники получат выплаты», — заверил интервьюируемый.
Что же касается ослабления мер, по словам главы минздрава, это происходит постепенно. И важно понимать, что «COVID-19 никуда не уйдет, будет жить с нами годами, десятилетиями»
СЕРИАЛ ОТ ТНВ И ВОЗМОЖНЫЙ COVID-19 В ТАТАРСТАНЕ В ДЕКАБРЕ-2019
Пользователи соцсетей поинтересовались у министра, целесообразно ли снимать ограничения, если количество госпитализированных в больницах не уменьшается. «В госпиталях не все пациенты „ковидные“, — подчеркнул Садыков. — Если мы даже получили сомнительный или положительный результат теста, надо подтвердить его во ФБУЗ „Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан“. Количество пациентов в госпиталях с пневмонией снижается, но не так, как хотелось бы. И когда кто-то из СМИ заходит в „ковидные“ госпитали и говорит, что нет мест…» Тут министр прокомментировал гуляющий по интернету видеосюжет телеканала ТНВ из переполненной больницы.
«Вопрос про ТНВ, который сейчас все обсуждают, в том числе в соцсетях… Больницы не переполнены. Мы должны понимать, что люди должны выписываться домой здоровыми, что нет рисков. Там лежат пациенты с пневмонией, — отметил спикер и добавил. — Думаю, в ближайшее воскресенье вы увидите второй этап телесериала. Мы посмотрим, в каком костюме будет Ильшат Юнусович (Аминов — гендиректор ТНВ — прим. ред.)».
Что же касается ослабления мер, по словам главы минздрава, это происходит постепенно. И важно понимать, что «COVID-19 никуда не уйдет, будет жить с нами годами, десятилетиями», но у нас «должен выработаться иммунитет». «Надо показать населению, что нельзя расслабляться. Уважаемые жители, нельзя расслабляться! — сказал тем не менее министр. — Те рекомендации, что были даны, надо соблюдать, особенно социальную дистанцию».
Один из зрителей эфира написал, что в конце прошлого года многие в Татарстане переболели пневмониями. «Был ли уже тогда COVID-19?» — спросил зритель. «Вопрос интересный. Наша статистика показывает, что у нас резко увеличилась заболеваемость пневмониями в ноябре – декабре. Тогда еще не было идентификации вируса. Мы поставили диагноз „грипп“ в 15 процентах случаев, остальное — „ОРВИ“. Так что, возможно, — рассказал Садыков. — Скоро мы начнем крупномасштабное тестирование жителей республики на антитела. Мы знаем данные пациентов, которые переболели в декабре. Очень интересно будет их проверить».
Подробнее сообщил глава медведомства о результатах программы по переливанию плазмы. «Мы перелили 17 сывороток для крайне тяжелых пациентов. У двух пошла положительная динамика. Двоих возрастных, к сожалению, потеряли», — констатировал он.
Одному из пользователей соцсетей Садыков объяснил, почему из Казани некоторых больных везут в больницу на Высокую Гору. По его словам, в таком нет ничего необычного. «Эти госпитали были в списке провизорных по рекомендации минздрава. Мы же не можем отдать под вирус только коечный фонд Казани. В столицу РТ везут всех тяжелых пациентов из Буинска, Тетюшей, Дрожжановского района, Камского Устья, Кайбицов, Зеленодольска, Высокой Горы, Пестрецов… Здесь мы их сортируем и отправляем по разным больницам на долечивание. Это не сложная ситуация, а долечивание», — подчеркнул он.
«Многие плановые мероприятия — диспансеризация, профосмотры — были приостановлены. На сегодня набираем обороты. Уже и высокотехнологичную помощь оказываем на 75 процентов»
РЕАБИЛИТАЦИЯ ПЕРЕБОЛЕВШИХ НА КАБАНЕ И ОСТАТКИ ВИРУСА В ОРГАНИЗМЕ
Один из зрителей интервью поинтересовался, предусмотрено ли переболевшим коронавирусом санаторно-курортное лечение и реабилитация. «Это пока не прописано. Мы работаем с обращениями в федеральные центры, — ответил министр. — Должны быть определенные регламенты. Считаю, это должно быть бесплатно для тех, кто переболел. Мы одними из первых в России начали заниматься реабилитацией после перенесенного COVID-19. Это госпиталь ветеранов войн, 7-я городская поликлиника».
Как рассказал Садыков, например, в 7-й поликлинике создаются группы по 5–6 человек. Вместе с врачами они выходят на берег Кабана, где со специалистами ЛФК и реабилитологами проводят дыхательную гимнастику, массаж, чтобы впоследствии у этих пациентов не развились осложнения.
Ответил Садыков и на вопрос, когда терапевты начнут работать на участках в стандартном режиме и когда к ним можно будет записаться через портал госуслуг. «На сайте запись появится сегодня-завтра, — пообещал он. — Многие плановые мероприятия — диспансеризация, профосмотры — были приостановлены. На сегодня набираем обороты. Уже и высокотехнологичную помощь оказываем на 75 процентов. По поручению президента появится приказ о том, что в субботу и воскресенье в больницах будет дежурный персонал».
Ряд вопросов министру касался постановки диагноза и часто долгих сроков по извещению о результатах анализа. Если говорить о постановке диагноза умершему, по словам Садыкова, он ставится при наличии нескольких факторов — есть клинические симптомы, подтвержденный тест и результаты патологоанатомического вскрытия, которые отправляются в ФБУЗ. Кроме того, ФБУЗ посылает анализ на проверку еще и в Москву. Поэтому точный результат и получается только через 4–5 дней. «Но если человек „плюсанулся“, мы к нему обязательно придем! Не стоит переживать», — подчеркнул глава минздрава.
Артур из Казани спросил министра, как возможно, что его жена лечится от подтвержденного коронавируса, а у него самого и дочери и результаты тестов отрицательные, и симптомов нет. Садыков объяснил это разными видами вируса — зависит от того, живой он или в человеке есть только остатки вируса. «Есть в мире некоторые методики, которые и мы изучаем. Выписывают пациентов с положительным диагнозом. Говорят, что после лечения вирус ослаб, его вирулентность слабая. Это как естественная вакцинация», — рассказал он.
Завершилось интервью вопросом, что позитивного и негативного вынес министр из этого периода. «Мы живем уже в других реалиях. Уроки такие — надо беречь себя и родных. Важно милосердие к нашим пациентам. Ну и терпения нашим коллегам», — сказал Садыков.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 178
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.