1. «Уходя в отрыв» (реж. Питер Йетс, 1979)


«Уходя в отрыв» — спортивная комедия, которая воодушевляет и мотивирует. Фильм режиссера Питера Йетса не только получил премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий в свое время, но и занял 8-е место в списке 100 самых вдохновляющих американских фильмов по версии Американского института киноискусства.

Эта картина — вечно актуальное исследование юношеского духа, его испытаний. История о дерзких молодых людях, которые ищут свой путь в жизни, рискуют и побеждают. «Уходя в отрыв» — легкое, увлекательное летнее кино с отличной операторской работой и запоминающимися сценами под музыку Россини и итальянскую симфонию Мендельсона.

16+


2. «Пляж» (реж. Дэнни Бойл, 2000)


Дэнни Бойл
нередко обращается к теме эскапизма, или бегства от реальности («127 часов», «На игле», «Неглубокая могила»). Картина «Пляж» не является исключением. Герой Леонардо Ди Каприо, любящий электронные игры, вдруг оказывается сам похожим на компьютерного персонажа и таким образом демонстрирует зрителям инфантильность и марионеточность современного западного человека, который заражен техническим прогрессом и комфортом существования.

Фильм снят в привычной для Бойла «клиповой» манере с применением закадрового текста и традиционным использованием заводного саундтрека. «Пляж» — очень красивое знойное кино с роскошными натурными локациями — транслирует нам, что жизнь, по сути своей, скучна, однообразна и предсказуема. И даже жизнь в таком раю не становится исключением.

16+


3. «Вики Кристина Барселона» (реж. Вуди Аллен, 2008)

Главный интеллектуал независимого американского кинематографа Вуди Аллен снял так называемую беззаботную комедию. Легкая музыка, несколько фарсовых ситуаций и цинично-ироничные диалоги. Пенелопа Крус, Скарлетт Йоханссон и Хавьер Бардем блестяще демонстрируют на экране непрекращающийся накал страстей и душевных порывов, которые в большинстве случаев являются импровизациями. «Я просто создал живые характеры и наблюдал за их взаимодействием, а выводы пусть делает зритель», — заявляет Аллен.

«Вики Кристина Барселона» — один из тех фильмов, который прекрасен под любым соусом зрительского восприятия.

12+


4. «Кровавое лето Сэма» (реж. Спайк Ли, 1999)

Американская криминальная мелодрама, снятая режиссером Спайком Ли по мотивам реальных событий. Ли — известный провокатор и возмутитель спокойствия, не стесняющийся говорить о громких общественных проблемах Соединенных Штатов. Но в «Кровавом лете Сэма» его интересует отнюдь не процесс расследования, ему не важны ни убийца, ни те, кто на него охотятся по долгу службы. Гораздо больший интерес для режиссера представляет жизнь традиционного общества конца 1970-х годов в Нью-Йорке. Паника, состояние неопределенности и жара, которая всех изматывает. Все это нагнетает атмосферу в одном из лучших, на мой взгляд, фильмов Ли.

18+


5. «500 дней лета» (реж. Марк Уэбб, 2009)


«500 дней лета» — по жанру полноценный хипстер-ромком, снятый с налетом европейской артхаусности. Лента наполнена массой кинематографических аллюзий, а также снабжена отличным юмором и запоминающимся эпизодами. Это кино, как гласит официальный слоган, — «не любовная история, а история о любви». И не только. Это история про несбывшиеся ожидания и мечты, про свободу выбора и отсутствие судьбы как таковой. О том, что всегда нужно говорить то, что чувствуешь в данный момент и не загадывать на будущее, которое может никогда не наступить.

Кроме достаточно небанальной истории, в «500 дней лета» предлагается весьма оригинальная манера подачи материала, когда действие разбивается на отдельные дни, самые яркие, запоминающиеся, поворотные, и дается вперемешку. Такое нелинейное повествование добавляет мощной динамики происходящему на экране.

12+


6. «Мектуб, моя любовь» (реж. Абделатиф Кешиш, 2017)

В своем трехчасовом фильме, полном обнаженных молодых тел, беспечной болтовни, пива и танцев, режиссер знаменитой «Жизни Адель» Абделатиф Кешиш возвращает зрителей в 1994 год — в европейский каникулярный рай. Чувственность витает тут в воздухе. Все открыты для романов. Во всей этой беспечности столько красоты, солнца, естества и нет никакого назидания или смысла.

«Мектуб, моя любовь» — это фильм-настроение, фильм-атмосфера. Столь безрассудно свободными и счастливыми можно ощущать себя только в молодости. Впереди — целая жизнь, и она, конечно, будет счастливой. А пока можно откровенно наслаждаться собой, своими эмоциями, летом и миром вокруг.

18+


7. «И твою маму тоже» (реж. Альфонсо Куарон, 2001)

«И твою маму тоже» кажется обыкновенным тинейджерским роуд-муви, но по факту это скорее «новая волна» по-мексикански. Это второй испаноязычный фильм маэстро и первый, который удостоился такой огласки. Начало картины сразу показывает, что Альфонсо Куарону интересно все натуральное, живое. Анархический дух, полная свобода самовыражения, свобода секса, любви, слова — все это в Мексике совершенно естественно. Ручная камера оператора Эммануэля Любецки едва поспевает за таким драйвом. У Куарона получилось эдакое импровизационное кино, текучее как вода, которое, однако, затрагивает настоящие человеческие чувства и эмоции и содержит в себе глубокий социально-политический подтекст.

18+


8. «Жаркие летние ночи» (реж. Элайджа Байнум, 2017)

«Жаркие летние ночи» — это типичное инди-кино и режиссерский и сценарный дебют Элайджи Байнума. Он отразил в картине свои детские годы, скрасив ее оттенками юношеской веселости в условиях провинциального уклада. В итоге мы имеем дивную смесь романа о воспитании, лирической мелодрамы про первую любовь, сентиментальной тоски по прошлому и криминального экшена про наркотрафик.

«Жаркие летние ночи» — весьма своеобразная картина под настроение. Градус фильма постоянно колеблется от сентиментально-возвышенного, радостного до хладнокровно-циничного, мрачного и трагичного. Несмотря на ретроспективную сущность, фильм начисто лишен идеализма. Зато в нем с лихвой присутствует атмосфера американских 90-х и ощущение знойного лета в ожидании осенних штормов.

18+


9. «Июльский дождь» (реж. Марлен Хуциев, 1966)


Один из лучших фильмов СССР, на мой взгляд. «Июльский дождь» Марлена Хуциева — это красивое и трогательное признание в любви Москве, 1960-м, своему поколению и поколению отцов.

Тема «Июльского дождя» родилась у Хуциева еще во время работы над фильмом «Весна на Заречной улице». Режиссер шел под утро после съемок по Французскому бульвару в Одессе и спрятался в телефонной будке от настигшего дождя. Окруженный этой водной стеной, он стал фантазировать. В итоге Хуциев снял совершенно несоветскую картину, где реальность времени так отстранена и убедительна, что фильм остается невероятно актуальным в любое время как истинная классика. И удивительно прекрасным, свежим и немного печальным как внезапный летний дождь.

0+


10. «Лето» (реж. Кирилл Серебренников, 2018)

«Лето» — подлинный гимн свободе творчества, которой во времена становления Виктора Цоя и популярности Майка Науменко не было. Да и сейчас найти ее не так просто, как хотелось бы. Кирилл Серебренников отгораживается от исторических фактов, наполняя картину вымышленными эпизодами, сновиденческими клипами на музыку любимых Науменко и Цоем западных рок-групп. Хаотично, безмятежно и провокационно он передает зрителям не столько атмосферу эпохи, сколько свое отношение к ней. «Лето» оставляет после себя слезы радости и бесконечное желание творить что-то прекрасное, несмотря ни на какие границы и запреты.

18+