ДЖАКАРТА ЗАВЕРЯЕТ, ЧТО ПОЛУЧИЛА НЕ ТО, ЧТО ЗАКАЗЫВАЛА. НА КВЗ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ТАКОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ

Палата представителей парламента Индонезии на минувшей неделе выступила с инициативой проверки сделки по приобретению у Рособоронэкспорта вертолетов Ми-17-В5. У индонезийских авиаторов возникли серьезные претензии к комплектации этих машин. Контракт с этой страной выполнял Казанский вертолетный завод. «БИЗНЕС Online» обратилась на предприятие за разъяснениями.

indo-3.jpg

«ПОЧЕМУ ЖАЛУЮТСЯ ГАЗЕТАМ, А НЕ НАМ?»

Министр обороны Индонезии Пурномо Юсгианторо поддержал идею аудиторской проверки сделки по приобретению российских вертолетов, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на газету The Jakarta Post. С инициативой проверки выступила палата представителей парламента страны. «Это технические вопросы: необходимо сравнить, что мы заказывали и что получили», - заявил Юсгианторо. По сообщениям индонезийских СМИ, парламентская комиссия обнаружила недостачу шести компонентов в системе комплектации у семи вертолетов Ми-17. В частности, речь идет о приборах GPS, демпферах вибрации, системах связи и вооружения.

«Какая-то ерунда. Быть такого не может, чтобы недопоставили, - удивленно прокомментировал БИЗНЕС Online новость источник в отрасли. - Выполнение контрактов контролируется очень жестко. При сдаче и приемке вертолетов все досконально проверяется... Никогда у индонезийцев никаких претензий к нам не было... Конкурентная борьба? Вполне может быть».

«Мы сотрудничаем с Индонезией с конца 60-х годов, когда поставляли туда Ми-4, - рассказал БИЗНЕС Online заместитель генерального директора ОАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) по внешнеэкономической деятельности Валерий Пашко. - Сотрудничаем с переменным успехом — связи, бывало, прерывались... По Ми-17-В5 было несколько контрактов, и претензий у индонезийской стороны не возникало. И в данном случае к нам никто не обращался. Да и вообще через газету претензии не предъявляются — только в официальном порядке... А то на уровне сплетни. Почему жалуются газетам, а не нам? Может, у них со склада украли все то, о чем идет речь?»

В 2008 году Индонезия приобрела первые шесть Ми-17-В5 — контракт был заключен в 2005 году. В Казани же были обучены 15 индонезийских летчиков и техников. В августе 2011 года министерство обороны Индонезии получило от Рособоронэкспорта еще шесть Ми-17-В5 (стоимость контракта оценивается в $56 миллионов). По всей видимости, должны были быть и последующие поставки. «Армия будет иметь 18 вертолетов Mи-17 в составе 31-й эскадрильи штурмовых вертолетов, чтобы иметь возможность сразу перебрасывать целый батальон», - сказал тогда главнокомандующий сухопутными силами Индонезии Прамоно Эди Вибово. Также у Индонезии есть пять боевых вертолетов Ми-35П (производятся на Ростовском вертолетном заводе).

ВЕРТОЛЕТЫ ДЛЯ 18 ТЫС. ОСТРОВОВ

Крайние Ми-17 и Ми-35 были приобретены в рамках подписанного 6 сентября 2007 года межправительственного соглашения, по которому Россия предоставляет Индонезии кредит в размере $1 млрд на закупку вооружений. Вряд ли это соглашение с перспективами последующих аналогичных договоренностей может нравиться таким вертолетостроительным монстрам, как Bell Helicopter (США) и Eurocopter (Европа), примерно в то же время получившим контракты на совместное производство в Индонезии вертолетов Bell 412EP и Eurocopter AS332 Super Puma. Президент Bell Helicopter Ричард Миллман оценил потенциал рынка вертолетов в Индонезии как «огромный»: «Где еще, по-вашему, вертолеты нужны больше, чем в стране, расположенной на 18 000 островах? К тому же страна в целом испытывает стабильный рост».

В июле этого года индонезийские военные заявили, что армия в течение следующих двух десятилетий планирует приобрести 200 военно-транспортных и боевых вертолетов (об этом сообщил портал Periscope2.ru со ссылкой на британское издание Jane's Defence Industry). И хотя маловероятно, что страна будет в ближайшее время располагать средствами для закупки 200 новых вертолетов, их приобретение остается одним из приоритетов. А после посещения государственной аэрокосмической компании PT Dirgantara Indonesia (PTDI) один из отвечающих за перевооружение генералов заявил, что PTDI вполне может обеспечить страну вертолетами, произведенными по лицензии Eurocopter и Bell Helicopter.

«ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ИНОСТРАННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ»

И после этого заявления понеслось.

В марте генеральный директор PTDI Буди Сантосо раскритиковал Ми-35. Он заявил, что Индонезия совместно с Южной Кореей собирается создать свой ударный вертолет, который заменит Ми-35 в операциях, где требуется неожиданность и предельно малая заметность. Сантосо посетовал, что Ми-35 издает слишком сильный шум, который не позволяет ему оставаться незамеченным во время выполнения боевых операций. «Главное — малая шумность в полете. Нам не нужны вертолеты вроде Ми-35, которые слышно за десять километров», - заявил Сантосо.

А в августе министр оборон Юсгианторо заявил, что Индонезия намерена сократить зависимость от иностранных кредитов для покупки вооружений. Для этого, по словам Юсгианторо, будут получены кредиты от местных банков или ссуды от расположенных на территории страны иностранных банков, обычно финансирующих оборонный сектор (по всей видимости, швейцарских и французских). «Мы хотим, чтобы у Индонезии появилась финансовая возможность избавиться от иностранных заимствований. Это необходимо для того, чтобы наши закупки вооружений не зависели от финансирования со стороны зарубежных государств», - цитирует Юсгианторо Periscope2.ru.

Покупку Ми-17 и Ми-35, напомним, кредитовала Россия, как писали СМИ, - через московские банки.

Пикантности ситуации добавляет то, что за день до заявлений Юсгианторо о российских вертолетах ему была вручена медаль минобороны РФ «За укрепление боевого содружества». Официально сообщалось, что «индонезийский министр получил эту награду в связи с большим личным вкладом в развитие и укрепление военного и военно-технического сотрудничества между его страной и Россией».

Справка

По официальным данным, с Индонезией сотрудничают такие предприятия Татарстана, как ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «Радиоприбор», ОАО «Нижнекамскнефтехим». Внешнеторговый оборот РТ и Индонезии достиг наибольшего показателя в 2008 году – $35 млн. (поставки вертолетов). По итогам 2009-го оборот составил $3,2 млн, а основой экспорта РТ стали оборудование и механические устройства, некоторые горючие вещества, изделия из черных металлов. В первом квартале 2010 года товарооборот составил $545 тыс.

28 августа 2010 года президент РТ Рустам Минниханов встречался в Казани с Чрезвычайным и Полномочным послом Республики Индонезия в России Хамидом Авалудином.