Раз речь зашла о книгах, то я считаю, что начитка к 18 годам должна быть на уровне советского абитуриента-гуманитария, думаю, речь идет о 1,5-2 тысячах классических художественных книгах, не менее «Раз речь зашла о книгах, то я считаю, что начитка к 18 годам должна быть на уровне советского абитуриента-гуманитария, думаю, речь идет о 1,5–2 тысячах классических художественных книгах, не менее»

«ДЬЯВОЛ НОСИТ PRADA»

В фильме «Дьявол носит Prada» есть очень сильный момент, а именно монолог Миранды Пристли, рекомендую посмотреть. В этом эпизоде крайне талантливо показано, как элементы высокой моды оказывают влияние на нашу повседневность, как неочевидно и непонятно для большинства людей высказанные идеи преломляются и много позже входят в нашу жизнь.

В современном мире крайне мало таких «кутюрье» в различных областях и сферах, чаще всего даже очень талантливый человек находит одну-две красивых идеи, распаковывает их и … начинает повторяться. Есть множество писателей одной книги, не в том смысле, что она у них единственная; громадные собрания сочинений на полках, — а в уникальности. Меняются детали сюжета, декорации, а суть неизменна. Из 6 или 7 прочитанных мною книг Артура Хейли, можно было взять практически любую, а все остальные читать, только если очень понравился стиль автора. Линия проста — кризисная ситуация, в процессе ее решения проблемы главного героя нарастают, он борется, закаляется, ситуация доходит до дна, но четко видно — впереди у него подъем, и мы понимаем, что он справится, прорвется. Финиш.

Большая часть книг Роджера Желязны несет в себе сюжет — главный герой сталкивается со смертельными неприятностями, которые с каждым разом становятся все сильнее и сильнее, достигая невероятного уровня. В процессе этой борьбы выясняется, что главный герой не совсем тот, кем себя считает, осознает и узнает себя и в итоге оказывается много мощнее и сильнее всех врагов. На божественном уровне проблемы решаются легко, непринужденно и показательно. Финиш.

Таких примеров можно привести множество. Кстати, когда меня спрашивают, какие книги нужно прочесть подросткам, ответ прост — до 18 лет необходимо прочесть все 200 томов «Библиотеки всемирной литературы», что была издана в СССР. Лучше — собрания сочинений собранных в данную библиотеку авторов. Остальные авторы — надо смотреть индивидуально.

Человек приходит в этот мир «tabula rasa» (чистая доска, лат.), а дальше формируется его личность, мышление, самосознание и т. д. В основе лежит, что ему говорят о том, как нужно/не нужно поступать, как награждают/наказывают за выполнение/невыполнение, ну и самое важное — как ведут себя другие и что им за это бывает. Вот и получается, что вроде как всем одинаково рассказывают, что такое хорошо, а что такое плохо, а на выходе столь разный результат.

Книги суть суррогат общения и опыта поколений, прожить все эти жизни невозможно, но необходимо заложить основу/фундамент еще на детском и подростковом уровне, сформировать правильные реакции и отношение к проблемам и успехам. Сплавить кусочки прочитанного и осознанного книжного опыта в неповторимый и сложный конструкт, канон.

Таким образом, «кутюрье», способных генерировать смыслы и идеи, крайне мало. Тех, кто остановился и не вышел в тираж, немного, даже среди признанных гениев. Мало кто способен завершить спортивную карьеру сразу после победы на олимпиаде или чемпионате мира. Иллюзия статичности момента триумфа, представление, что на следующих крупных соревнованиях ты снова будешь первым, завораживают. А потом нет сил признать ошибку и прекратить тащиться по инерции в середине пелотона.

Раз речь зашла о книгах, то я считаю, что начитка к 18 годам должна быть на уровне советского абитуриента-гуманитария, думаю, речь идет о 1,5-2 тысячах классических художественных книгах, не менее.

К сожалению, «кутюрье» единицы, зато много больше других персонажей.

ШВОНДЕРИЗАЦИЯ

Разговоры про деградацию, а то и смерть актерской школы в России возникают регулярно, сейчас не встретить такого сочетания гениальной игры актеров и самого произведения, как было с экранизацией романа М. А. Булгакова «Собачье сердце». Так, раздражающие творческую интеллигенцию худсоветы и цензура были убраны, и разом иссяк поток творческих успехов. Как оказалось, внутренний цензор есть у единиц, а внешний, профессиональный цензор как раз и позволял это компенсировать. У А. С. Пушкина цензором был сам император, и первый гордился этим.

Сколько бы талантливых актеров и режиссёров скатилось до откровенной халтуры и деградации, если бы не создаваемые перед ними барьеры, требующие более тонкого и многозначного донесения своих замыслов и идей, постоянного поддержания в тонусе. Исходя из текущего положения — практически все.

Как только необходимость творить становится обязанностью, пусть даже на уровне «давно не делал, пора», а не результатом томления и поиска ума, появляется халтура. Чем больше человек зависит в материальном и/или эмоциональном плане от регулярного создания фильмов, книг, статей и реакции на них, даже если внешние и внутренние события к этому не располагают, тем больше халтуры он производит.

Но вернемся к текущей действительности. Мир находится в очень интересном периоде, времени перехода, когда старые устоявшиеся и поросшие мхом конструкции сыплются, а новые еще рисуются на чертежах и планах. Прошедшие отрицательный отбор и заматеревшие Швондеры из больших и дорогих кабинетов оказываются не удел. Появляются новые Швондеры, без должного лоска, но с уверенностью в своей исключительности, хамоватые, недалекие, с повадками базарных, рыночных барыг, неизвестной науке «кавказской национальности». Они всегда лезут в первой волне больших социальных изменений.

Если в вашем условном доме появляется такой Швондер, то паровому отоплению вскоре конец. Он является знаком, предвестником. Не важно, что вы понимаете под домом — страну, компанию, садовое товарищество, любое сообщество, вплоть до портала/форума.

Вначале вы перестаете оставлять калоши в парадной дома, электричество начинает сбоить и регулярно отключаться, потом заглядывает разруха в клозеты, их перестают убирать, начинаются вечерние хоровые пения, ну, а со временем приходится уезжать и «пусть Швондер делает операции». Проблема ли это Швондера? — нет, он лишь вещественное олицетворение той разрухи, которая поселяется в головах у тех, кто собирается оставаться жить в этом доме далее и оперироваться у условного Швондера.

Таким образом, при дефиците внутренней дисциплины и требовательности лишь наличие внешней цензуры спасает от деградации и постановки халтуры на поток. Вовремя остановиться и не снижать требование к себе крайне сложно, даже талантливому человеку.

Одним из негативных показателей социальной деградации, что в полной мере проявится в ближайшее время, будет рост количества Швондеров. Кстати, worldcrisis.ru наглядно показал, как происходит швондеризация интересной сетевой дискуссионной площадки, и реакция на это начинается с прекращения написания и чтения комментариев, а заканчивается уходом.

ВЕРА В УМНЫХ ЛЮДЕЙ НАВЕРХУ

В силу некоторого жизненного опыта, мне довелось работать в больших иерархических структурах, общаться непосредственно с людьми, принимающими важные решения, да убеждать их и бюрократические структуры в необходимости принятия отдельных стратегических решений.

В самом начале я искренне верил, что наверху сидят умные, мудрые люди и принимают продуманные взвешенные и стратегические сильные решения. Столкнувшись непосредственно с этими людьми и с процедурами — очень удивился. Был соблазн решить, что большая часть стратегических решений принимается «на отвали», «кое-как» и т. д., а интеллектуальный уровень сидящих наверху преступно низок. Много знакомых людей сделали эту ошибку, так ничего и не поняв.

Реальность другая. Большая часть решений на верхнем уровне принимается очень быстро в рамках правил и процедур, без какой-либо рефлексии, одним спинным мозгом. В отношении вопросов, выходящих за пределы шаблонов, ситуация иная, большая их часть решается путем глубокого анализа, обсуждения, столкновения мнений. Но у наиболее сильных и интересных руководителей небольшая доля (до трети) самых принципиальных, неочевидных и рисковых решения принимается вопреки проработке, на чистой интуиции.

Если решений на основе интуиции нет, перед нами хороший, но ограниченный и предсказуемый управленец, если их очень много — авантюрист, разрушающий систему. Беда в другом: в современном мире значимая часть руководителей стран и элиты неспособна к сильной аналитической работе, поэтому они или идут по типовым шаблонам, убегая от принятия решений, или жёстко врубают интуицию к месту и ни к месту, творя чёрт знает что.

Таким образом, идеализация о мотивах, логике и поведении представителей мировой, национальной элиты и руководства, как правило, очень далеки от реальности.

В 90% случаев сильный ход является не гениальной задумкой, а стечением обстоятельств и глупостью, к которой постфактум дописывается стратегический смысл. Извините, но примеров не будет в силу профессиональной этики.

Проблема в том, что если вы проглядите 10% действительно гениальной игры, то все остальные успехи потеряют смысл. Поэтому всегда необходимо оставлять вариант планирования, но чаще всего в основе будет совершенно другое.

ВТОРАЯ ВОЛНА ПАНДЕМИИ ИДИОТИЗМА

К чему были эти длинные и пространные предисловия? — Для лучшего понимания последних прогнозов С. Б. Переслегина, который является «кутюрье» в области создания идей и смыслов. Он раз за разом создает и находит идеи, которые потом распаковываются и доводятся до массового понимания. При этом большая часть даже публично озвученных идей не нашла даже намека на отзвук понимания в умах большинства его слушающих.

В чем сила текстов и роликов Переслегина? — для генерации идей он погружается в абстрактные системы и миры, создает красивые структуры. В чем их слабость? — идеализация, будь то человек, развитие, прогресс и т. д. Одно является следствием другого. Из множества красивейших идей очень многие разбиваются при встрече с грубой реальностью и иррациональностью людей. В его работах чаще всего самым важным оказывается описание предельного состояния, а не попытки найти его проявление в окружающем мире.

В первых сезонах «Доктора Хауса» персонаж Хью Лори все время искал волчанку, чуть ли не в каждой серии. Так и в последних роликах Сергея Борисовича идет попытка увидеть проблески красивых образов из будущего и сильной игры разума. Мне бы хотелось жить в таком мире, но, к сожалению, интеллектуальный уровень и масштаб личности людей, принимающих решения, далек от ожидаемого.

В силу профессиональной деформации практикующего корпоративного стратега, который обязан уметь быстро и четко объяснить, как достичь цели или, наоборот, почему это не получится, я начинаю строить линии в будущее. Попытка провести цепочку событий от текущего состояния до целевого, описанного Переслегиным, очень часто упирается в дефицит времени, необходимость чуда, а чаще всего в наличие чуть ли не гениального замысла и понимания у людей, за которыми такие заболевания последние десятилетия не наблюдались.

Несколько недель назад меня просили дать комментарий к интервью С. Б. Переслегина, где я во многом согласился, но также указал на нереалистичность отдельных предельных прогнозов. Повторяться не буду — моя позиция по сравнению с приведенной в интервью не изменилась. Нужно только уточнить, что говоря о приходе шестого технологического уклада, речь шла о переходе на него стран и регионов, а не о появлении отдельных элементов, которые проявятся много раньше. Из текста это не очевидно.

В одном из последних роликов Сергей Борисович рассуждал об исчерпании пандемической волны и перспективах запуска второй волны атаки на миропорядок. Исходя из немного другого представления, я склоняюсь к следующим тезисам:

  • конструктивной стратегии построения описываемого будущего в ближайшей перспективе у запустивших пандемию не было, была игра на слом стратегий других игроков;
  • за атакой стоял Фининтерн, «фондовики» не являются третьей силой, а лишь формой;
  • кризис перешел в реальный сектор и Величайшая депрессия практически неизбежна, как и технологическая деградация;
  • повторение общемировой информационной атаки в сопоставимом масштабе не получится — ресурс сожжен, позиции и инструменты вскрыты, противники готовы;
  • перспектив для еще большей финансовой катастрофы мало, и так сожгли много больше, чем планировали;
  • попытки раскачать ситуацию, для провокации вооруженных конфликтов, не приведут к большой войне;
  • ключевым полем битвы до конца 2020 года будут США, где пойдет попытка победить или сорвать выборы (пока не понятно, на что будет основная ставка Фининтерна).

Ресурсов для самостоятельного развязывания крупномасштабной войны у Фининтерна нет, а после неудачной попытки спровоцировать конфликт между США и Ираном в начале года все игроки очень внимательны.

Попытка второй всемирной катастрофы в 2020 году уже готовится, но пройдет она вяло и без огонька. Её содержание прозрачно, подсказок много, третий всадник — Голод. Только ресурсов на покрытие истерией всего мира уже не хватит, придется сосредоточиться на США — поле основной битвы, да организовать толпы голодных неоварваров по всему миру для дестабилизации.

Таким образом, ближе к осени 2020 года ждем начала истерической пандемии на предмет необратимого Голода. Подготовка к этому уже идет, но масштаб раздутого «бедствия» будет в разы меньше, чем с Чумой.

И да, попыток создания нового мира Фининтерном не было, речь идет о переворачивании доски, чтобы максимально осложнить жизнь противникам, да запустить собственную долгую игру, с шансом на успех через много лет.

РЕЗЮМЕ

Людей, способных стать «кутюрье смыслов» и дать импульс новому, крайне мало, С. Б. Переслегин один из них. Каждое приобретение есть потеря, и каждая потеря есть приобретение. Если много дано, то должен быть компенсатор, вот и получается, что из сотни импульсов и идей от «кутюрье смыслов», дай Бог, если несколько доходят до реального мира, а не тонут в слоях обыденности.

Работа с идеями требует идеализации, очищения от наносного, что затрудняет разделение на жизнеспособные и абстрактные конструкты. Попытка увидеть за текущими событиями отблеск будущего часто ведет к надежде на сильные ходы, но много чаще там лишь стечение обстоятельств, дурость и корыстный умысел.

Так и в последних событиях с пандемией не было конструктивной попытки что-либо сделать и привести мир в состояние электронного концлагеря, это было изначально невозможно. Это было бы подобно формулированию стратегии шахматной партии, исходя из пропуска противником ходов и добровольного снятия с доски фигур.

Новая информационная атака со стороны Фининтерна будет в конце лета — начале осени этого года, и имя ей — Голод. Основным направлением удара будет внутриамериканский театр, так как ресурсов и возможностей для общемирового обострения более нет.

Андрей Школьников

«Аврора»

27.04.2020