«Если три года назад 100-летие Октябрьской революции еще как-то отмечалось, то недавнее 150-летие со дня рождения Владимира Ленина прошло мимо» Фото: © Владимир Вяткин, РИА «Новости»

ОСТАВАЛОСЬ РАССЧИТЫВАТЬ НА «УГНЕТЕННЫЙ» ВОСТОК, ГОТОВЫЙ, ПО МНЕНИЮ БОЛЬШЕВИКОВ, САМ БРОСИТЬСЯ В ОБЪЯТИЯ СОВЕТОВ

Если три года назад 100-летие Октябрьской революции еще как-то отмечалось, то недавнее 150-летие со дня рождения Владимира Ленина прошло мимо. И причиной тому явился не коронавирус, не самоизоляция, а четкая позиция властей. В конце прошлого года президент России Владимир Путин на заседании совета по правам человека четко заявил о том, что революционер и основатель СССР заложил мину под российскую государственность, которая до прихода к власти Ленина «складывалась тысячу лет».

На самом деле вызывает удивление, как большевикам во главе с Лениным удалось так быстро разрушить такое великое государство, как Российская империя. Вождь пролетариата, конечно же, не был глупым человеком, который действовал по наитию, полагаясь на волю судьбы. Он являлся человеком высокого интеллекта, мыслителем и теоретиком, который умел заранее просчитывать все свои шаги.

Еще в начале ХХ века, в период революций в Иране, Турции и Китае, Ленин проявлял большой интерес к ним и изучал их во всех подробностях и деталях. Это явление во всемирной истории он рассматривал как «пробуждение Азии». Подъем национально-освободительного движения в странах Востока был новым явлением мировой истории.  

Восток в миропонимании Ленина играл особую роль. Он, как и его соратники-большевики, считал, что если удастся совершить социалистическую революцию в России, то в дальнейшем ее можно будет «экспортировать» на Восток. Востоковед Михаил Павлович (Вельтман) писал тогда: «Великая заслуга правильной оценки значения и перспектив революционного движения в странах Востока принадлежит товарищу Ленину, которого по справедливости можно назвать величайшим востоковедом современности».

Позже мы увидим, что так и случится. Провозглашенная 13 апреля 1919 года Баварская советская республика в Германии не просуществовала и месяца. Оставалось рассчитывать на «угнетенный» Восток, готовый, по мнению большевиков, сам броситься в объятия советов. А как же иначе? Ведь все условия соблюдены: «Верхи не могут, низы не хотят». Богатые угнетают бедных, нищета, неравенство, но на деле все оказалось не так просто, хотя расчет был верным: Восток первым признал нелегитимный тогда как государство Советский Союз.

На самом деле на Востоке серьезно не разбирались тогда в особенностях тех или иных политических систем. Никто не знал, что такое социализм, что большевики — это атеисты, которые отвергают религию. А она, в первую очередь ислам, играла самую главную роль в жизни этих народов. После Второй мировой войны, когда социалистические идеи вновь станут невероятно популярны на Ближнем Востоке, американцам придется вести специальную пропаганду, в первую очередь упирая на то, что коммунисты отвергают религию.

Но тогда, в первой четверти ХХ века, все увидели, что построить социалистическое («справедливое») государство возможно, что можно решить известную на Востоке проблему бедности, голода, социальной и классовой дифференциации. Но наряду с этим страны и народы пока еще не были готовы избавиться от своих обычаев и традиций. Они привыкли к иерархической, клановой системе верховной власти и еще не созрели, чтобы взять власть в свои руки. Советский Союз был невероятно популярен здесь, но большевики не хотели учитывать местных особенностей. С шашкой напролом они строили «новый мир», невзирая ни на что, «до основанья» разрушая привычный, старый. Большевики не знали и не понимали Востока. Опыт работы в мусульманских районах России, который был у некоторых лидеров, оказался недостаточным для сколько-нибудь адекватных действий. Находясь в плену некомпетентности и догматизма, они подгоняли сложнейшую и пеструю действительность стран Азии и Африки под ленинские лозунги и теории.

Общая идея такова — надо отдать все стране, снять последнюю рубашку, отвести в «колхоз» последнего барашка или верблюда, раскрепостить и освободить «забитых» женщин Востока. Местный народ, конечно же, не был готов к этому. Позже, через «доктрину Трумэна» в 1947 году, американцам удалось успешно заменить идеалы коммунизма, которые все же воодушевляли многих простых людей, на идеалы так называемой американской мечты, американского образа жизни. Арабам больше по вкусу пришлась кока-кола, чем русский квас. В итоге лишь при раннем Леониде Брежневе восточный мир окончательно определился, с кем он будет дружить: с «нами» или с «ними».

Турция, Иран, Афганистан и Монголия стали первыми зарубежными странами, которые подписали в 1921 году с Советским Союзом двусторонние, межгосударственные договоры. Это открыло путь к дальнейшему признанию государства со стороны Англии в 1922-м и со стороны США в 1933-м. Серия соглашений 1921 года была крайне важна для СССР, ведь до сих пор он находился в международной изоляции, считался нелегитимным. Большевики шли на все, чтобы получить признание. Советы отказались платить царские долги и одновременно с этим отреклись от недвижимости, золота и ценных бумаг, оказавшихся за рубежами России. Только спохватившись в 1923 году, новые власти решили выплатить часть царских долгов и начали вести переговоры о возврате утерянной недвижимости. В то время нарком внешней торговли Леонид Красин оплатил старейшей британской розыскной фирме «Пинкертон» работы по оценке бывшего имущества русской православной церкви. Чем закончилась эта история, неизвестно. В 1993 году эксперты той же фирмы сообщили, что в странах Запада, Ближнего и Дальнего Востока осело российское золото и иное имущество на сумму $188 миллиардов.

На Востоке невероятно популярны были идеи татарского революционера Мирсаида Султан-Галиева, расстрелянного в 1940 году (на фото: МирсаидСултан-Галиев с женой Фатимой Ерзиной. 1919 г. «На Востоке невероятно популярны были идеи татарского революционера Мирсаида Султан-Галиева, расстрелянного в 1940 году» (на фото с женой Фатимой Ерзиной, 1919-й) Иллюстрация из книги: М. Султан-Галиев. Избранные труды. К., 1998

НА ВОСТОКЕ НЕВЕРОЯТНО ПОПУЛЯРНЫ БЫЛИ ИДЕИ ТАТАРСКОГО РЕВОЛЮЦИОНЕРА МИРСАИДА СУЛТАН-ГАЛИЕВА

На Востоке невероятно популярны были идеи татарского революционера Мирсаида Султан-Галиева, расстрелянного в 1940 году. Он считается основателем исламско-социалистической идеологии, соединившей в себе элементы марксизма и ислама. Говорят, что лишь благодаря вмешательству Султан-Галиева был остановлен «красный террор» в Крыму. В период разгара антиколониальных революций на Ближнем Востоке его идеи стали знаменем и орудием освободительных движений. Сохранились сведения о том, что в кабинетах лидера Алжирской революции Ахмеда бен Беллы и президента Египта Гамаля Абдель Насера висели портреты Султан-Галиева.

Это был интеллектуал самой высшей пробы. Иосиф Сталин видел в нем конкурента, поскольку тот претендовал на его вотчину — национальные отношения. Султан-Галиева впервые арестовали еще при жизни Ленина, в 1923 году. На него был налеплен ярлык национал-уклониста и ярого буржуазного националиста. Его обвиняли в выступлении против ленинской интернациональной политики. Султан-Галиев полагал, что внимание советского правительства и его руководителей было обращено только на Запад. «Восток же, — пишет он, — с его закабаленным полуторамиллиардным населением в этом отношении совершенно забыт». Кроме того, революционер считал, что тюрко-татарские народы должны быть в центре борьбы колониального мира за свое освобождение от империалистического ига.  В 1938 году, попав в сталинские застенки, Султан-Галиев вынужден был отказаться от своих идей. «Я считал ошибочным ленинский тезис о непосредственном переходе к социализму отсталых в промышленном развитии колониальных и полуколониальных стран при помощи СССР и стоял за буржуазно-демократическую революцию в этих государствах, в частности в Китае и Индии. Мне казалось, что развитие капитализма в зарубежных странах колониального Востока является необходимой предпосылкой для организации в них социалистических революций так же, как это произошло в России», — говорил он во время допроса.

Скромный дом Аятоллы Хомейни в Тегеране Скромный дом Аятоллы Хомейни в Тегеране Фото Азата Ахунова

ДРУЖБА С СОВЕТСКОЙ РОССИЕЙ БЫЛА ДЛЯ АТАТЮРКА «БРАКОМ ПО РАСЧЕТУ»

Татарская передовая интеллигенция встретила Октябрьскую революцию с большими надеждами, мечтала, что Ленин наконец-то предоставит татарам независимость, а ведь большевистская риторика и в самом деле давала пищу для таких размышлений. Ленин, Сталин и другие революционеры поначалу обещали татарам и другим «нацменам» золотые горы. И кое-что реально было сделано. В 1920 году создана Татарская АССР, национальные кадры получили всю полноту власти, какое-то время большевики терпели мусульман и не репрессировали их.

Юсуф Акчура, известный татарский общественный и политический деятель, который работал с 1923 года у Мустафы Кемаля Ататюрка советником по вопросам политики и культуры, сравнивал своего шефа с Лениным, которым искренне восхищался. Он познакомился с Владимиром Ильичом еще летом 1916 года в Цюрихе. Во время той встречи они проговорили целых четыре часа. На вопрос Акчуры о том, как большевики в случае их прихода к власти будут относиться к национальному вопросу, Ленин ответил: «Те права, которые требуете, вы получите с лихвой, если мы перейдем на принцип местного самоуправления».

Еще в 1920 году Ататюрк обращается за помощью к Советской России. Большевики оказывают Турции солидную материальную и военную поддержку, устанавливают с ней дипломатические отношения. Нет, руководитель Турецкой Республики не был поклонником коммунистических идей, а действовал из чисто прагматического расчета. Известно, что коммунистов Мустафа Кемаль не любил и после прихода к власти запретил турецкую компартию, а коммунистов утопил в море. Дружба с Советской Россией была для Ататюрка «браком по расчету», помогавшим прорвать кольцо военной блокады со стороны Антанты, а позже получать военную и материальную помощь. Например, по договору с Россией правительству Кемаля передано свыше 10 млн рублей золотом. Кроме того, в Турцию отправлены обозы с артиллерийскими орудиями, пулеметами, винтовками, саблями и другим военным снаряжением.

На этомдиване он принимал глав государств, давал интервью журналистам «Хомейни утверждал, что материализмом нельзя спасти человека от кризиса веры и духовности, который является главной болезнью человеческого общества на Западе и на Востоке»
Фото Азата Ахунова

«СОВЕТ СТРАЖЕЙ КОНСТИТУЦИИ» АНАЛОГИЧЕН СОВЕТСКОМУ ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС

Мне удалось посетить Иран дважды. Объехав данную удивительно красивую страну вдоль и поперек, я постоянно ловил себя на мысли, что где-то уже такое видел. Все эти трепещущиеся на ветру красные полотнища, звучащие отовсюду лозунги, огромные портреты лидеров государства, павших смертью храбрых героев – шахидов. Какое-то дежавю… Да и само государственное устройство сильно смахивает на советское. Во главе Ирана стоит рахбар, вся власть в его руках. По сути, это тот же генеральный секретарь КПСС, все функции равнозначны. «Совет стражей Конституции» аналогичен советскому Политбюро ЦК КПСС. Это орган, которые решает все самые важные вопросы.

На этом диване Хомейни принимал глав государств, давал интервью журналистам Фото Азата Ахунова

Если внимательно вчитаться в строки иранской Конституции, то мы увидим, что, по сути, она социалистическая и обещает такие же права простым людям, что декларировало советское государство. Главный смысл — все равны перед Аллахом: и богатые, и бедные, и женщины, и мужчины. В реальной жизни государственные чиновники стараются жить по Основному Закону, не выделяться из массы и не отделяться от народа. Государственного деятеля высокого ранга невозможно по внешнему виду отличить от обычного клерка или учителя. Он одет в такой же невзрачный серый костюм, на ногах у него видавшие виды ботинки, а не лакированные оксфорды. Чиновники высшего ранга перемещаются на автомобилях исключительно местного производства — тем самым подают пример населению.

Говорят, что основатель нынешнего исламского Ирана Аятолла Хомейни во время парижской ссылки глубоко изучал марксизм. Может, все это и сказалось позже при устройстве нового теократического государства? Идея «экспорта исламской революции» также сильно смахивает на аналогичную теорию экспорта всемирной революции Льва Троцкого.

Правда в своем известном письме, направленном в 1989 году Михаилу Горбачеву, Хомейни утверждал, что отныне коммунизм следует искать в музеях политической истории, ибо, по его мнению, марксизм не отвечает ни одной из истинных человеческих потребностей, потому что это материалистическое учение, а материализмом нельзя спасти человека от кризиса веры и духовности, который является главной болезнью человеческого общества на Западе и на Востоке.

Исламская революция 1979 года положила начало качественно новому этапу в советско-иранских отношениях Фото Азата Ахунова

Исламская революция 1979 года положила начало качественно новому этапу в советско-иранских отношениях. СССР признал временное правительство Ирана с первых дней его существования. Москва в условиях биполярного мира придавала огромное значение странам, проводящим антиамериканскую политику, что провозглашало и деятельно продвигало в жизнь исламское руководство. На XXVI съезде КПСС в 1981 году генсек Брежнев заявил, что иранская революция стала крупным событием в международной жизни последних лет. «При всей своей сложности и противоречивости это в своей основе антиимпериалистическая революция, хотя внутренняя и внешняя реакция стремится изменить такой ее характер», — отмечал он в своем докладе.

Леонид Ильич сознательно ушел от термина «исламская революция». Все это вполне вписывалось в марксистко-ленинские догматы. Первый шаг — антифеодальная или антиимпериалистическая революция, пусть даже под знаменем ислама, которая готовит базу для революции уже социалистической. «Мы, коммунисты, с уважением относимся к религиозным убеждениям людей, исповедующих ислам, как и другие религии. Главное в том, какие цели преследуют силы, провозглашающие те или иные лозунги. Под знаменем ислама может развертываться освободительная борьба», — заявлял Брежнев.

Для Советского Союза Иран конца 1970-х – начала 1980-х был очень важным партнером — настолько, что, согласно недавно опубликованным воспоминаниям советского посла в Тегеране Владимира Виноградова, СССР вынужден был предупредить Хомейни о секретном для всего остального мира вводе советских войск в Афганистан.   

«СОЦИАЛИСТЫ-МУСУЛЬМАНЕ ПОЛАГАЛИ, ЧТО УЧЕНИЕ КОРАНА И ПРОРОКА МУХАММЕДА СОВМЕСТИМО С ПРИНЦИПАМИ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ»

В «наших» странах Ближнего Востока и Африки ленинские идеи как «антиимпериалистические» стали невероятно популярны. В ноябре 1970 года в Африке создано первое государство — Сомали, которое провозгласило своей идеологией научный социализм, который должен был сочетаться с принципами ислама. Центральный проспект в Могадишо с 1970 по 1992 год носил имя Ленина.


В 1962-м в Египте президент страны Абдель Насер начал осуществлять широкие социалистические реформы и модернизацию государства. Позже идеи «исламского социализма» распространились на Сирию, Ирак, Южный Йемен и Ливию. Социалисты-мусульмане полагали, что учение Корана и пророка Мухаммеда совместимо с принципами социальной справедливости, свободы и равенства. Они относили к основателям исламского социализма Абу Зарра ал-Гифари, сподвижника пророка Мухаммеда, который выступал против накопления богатства правящим классом во времена халифата. Считается, что первая социалистическая мусульманская коммунна была создана ваисовцами в Казани в 1917 году.

Популярность современной России на арабском Востоке по большому счету — тот кредит доверия, выработанный еще по отношению к Советскому Союзу, который тратил огромные средства для поддержки и развития экономик данных стран. Во главу угла ставилась идеология — если ты признаешь социализм и учение Маркса и Ленина, то получишь все по полной программе. Возврата кредитов никто не просил. Кроме того, в этих странах знали: если что случится, СССР не оставит их в беде, выступит в защиту. Подобное отношение распространятся и на нынешнюю Россию, которая, как и 100 лет назад, крайне нуждается в союзниках и международном признании.