ТАТАРСТАН ДОГОВОРИТСЯ С ДРУГИМИ РЕГИОНАМИ, ЧТОБЫ НАШИ ТАКСИ ОСТАВАЛИСЬ В «ЗАКОНЕ» И ЗА ПРЕДЕЛАМИ РЕСПУБЛИКИ

Сегодня на сессии Госсовета РТ, возможно, будет в окончательном чтении принят региональный закон, регулирующий перевозки таксомоторами. А вчера представители парламента, минтранса и УГИБДД созвали пресс-конференцию, чтобы окончательно расставить точки над i и прояснить, какие нововведения несет законопроект. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выслушал их аргументы в пользу нового закона.

ЗАКОН НАПРАВЛЕН НА ЗАЩИТУ ЦИВИЛИЗОВАННЫХ ТАКСИСТОВ

Вчера в Госсовете РТ журналистам был представлен прошедший первое чтение закон «О перевозках пассажиров и багажа легковыми такси на территории Республики Татарстан». Напомним, что в начале сентября комитет ГС РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству рассмотрел внесенные поправки в законопроект в ходе подготовки ко второму чтению (его слушание состоится сегодня на XXII сессии Госсовета РТ). Вчера на пресс-конференции журналистам предложили ознакомиться с вариантом законопроекта с учетом внесенных поправок.

Председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству ГС РТ Марат Галеев, открывая пресс-конференцию, признался, что «закон вызвал интерес, но я бы не сказал, что доброжелательный». Марат Гадыевич разделил дискутирующих на две группы: тех, кто занимается перевозками такси профессионально, – у них свои интересы. И тех, для кого этот бизнес – лишь дополнительный заработок.

«Я не скрою, этот закон, в первую очередь, направлен на защиту первой группы. Как правило, вторая группа не склонна платить налоги, по сути, это форма теневого бизнеса», – сказал Галеев.

«В общем, интересы и тех, и других понятны и аргументированы, но сторонникам полной свободы и отсутствия всякой регламентации придется смириться с тем, что государство вводит определенные меры, ограничивающие полную свободу», - заметил председатель комитета.

zakon o taksi.jpg

«КТО НЕ СМОЖЕТ КОНКУРИРОВАТЬ – УЙДЕТ С РЫНКА!»

Напомним, что дискуссия по поводу введения требований к легковому такси развернулась еще летом, когда татарстанские парламентарии приняли в первом чтении законопроект «Об организации транспортного обслуживания легковыми такси на территории Республики Татарстан». Перевозчики забеспокоились, что данный законопроект серьезно ущемит их права и подкосит бизнес, поскольку для многих требования, предъявляемые законодателем, казались неподъемными. Главные опасения были связаны с государственным тарифообразованием и обязательным лицензированием.

«От тарифообразования мы ушли, – сообщил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Азат Галиахметов. – Тарифы на услуги диктует рынок».

Что касается выдачи разрешений на перевозки – депутаты предлагают первое разрешение сроком на пять лет выдавать бесплатно (если документ оформляется до 1 января 2013 года).

zakon o taksi (1).jpg

Галиахметов также поделился результатами проведенного минтрансом РТ мониторинга рынка перевозчиков такси, который выявил, что этот сегмент охватывает 27 тыс. индивидуальных предпринимателей. А вот социологический опрос жителей Казани показал, что 77% респондентов хотят, чтобы такси было узнаваемым (это к вопросу о единой цветовой гамме такси, напомним, что депутаты предлагают принять два цвета – белый и желтый), а каждый шестой опрашиваемый заявил об отсутствии чувства безопасности при пользовании такси.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», каким образом регламентация цвета и расположения рулевого управления (в татарстанском законе обязательным является леворульное управление) может повлиять на безопасность, ответил Галеев:

«А вы смоделируйте ситуацию с левым рулем: незнакомый человек выходит там, где движется поток! Федеральный законодатель это не прописал, видимо, из-за Дальнего Востока, где подавляющее большинство автомобилей праворульные. У нас таких, к счастью, немного. Что касается цвета: эксперты давно определили, что узнаваемость – это тоже элемент безопасности»

В этот момент слово взял еще один участник встречи – генеральный директор ООО «Туран-авто» Алишер Мавлонов, который похвалил инициативы парламентариев и в общем весь законопроект, заявив: «Все перевозчики с удовольствием принимают закон: наконец-то мы четко для себя определили, что и как мы должны делать, и что от нас требуется. Кто сможет конкурировать, тот останется. Кто не сможет – уйдет с рынка».

zakon o taksi (2).jpg

ЗАЯВКИ – СТРОГО ПО ЛИЦЕНЗИИ

В ходе встречи, наконец, были озвучены и административные меры к нарушителям, которые ранее четко не были прописаны. Об этом сообщил заместитель начальника отдела технического надзора и регистрационной работы УГИБДД МВД по РТ Радик Нурхамитов. За отсутствие разрешения на таксоперевозки – штраф 5 тыс. рублей, за незаконную установку атрибутов такси («шашечек», оранжевого фонаря) отсутствие счетчиков и т.д. – та же сумма: 5 тыс. рублей. Но, что интересно, механизм выявления псевдотаксистов, пока не разработан.

«Может, будем выявлять методом «контрольной закупки», – предположил Нурхамитов.

В этот момент развернулась настоящие дебаты – журналисты засомневались, что «леваков» на улицах станет меньше, да и как определить – за деньги человек подвез пассажира или дружескую услугу оказал?

«Теневой рынок останется, – без сомнения в голосе сказал Галеев, – но станет гораздо меньше».

В части уже однажды озвученных преференций для цивилизованных таксистов пока под большим вопросом остается передвижение такси по выделенным полосам.

«Эти полосы предназначены для того транспорта, который двигается по установленному маршруту, но пока – не для такси. Обсуждение же может быть любое», - осторожно заметил представитель УГИБДД.

А вот вопрос по предоставлению таксистам парковочных мест уже решается совместно с городскими властями, – заверил Галеев. И добавил, видимо вспомнив, как хаотично теснятся перевозчики (далеко не все являющиеся представителями таксопарков) в местах скопления людей: «Вы посмотрите, что творится на наших вокзалах – там же настоящая каша!»

Что интересно, власти придумали еще одну меру, направленную на усиление безопасности. И касается она колл-центров, принимающих и передающих заявки, но не несущих никакой ответственности за взаимоотношения «пассажир-таксист». По словам Галиахметова, в республике будет определен уполномоченный орган, на который возложат функции государственного контроля в этой сфере. Данное ведомство вступит в договорные отношения с владельцами всех колл-центров (по данным минтранса, в республике их порядка 94). В договорных обязательствах предполагается прописать следующее: диспетчерские центры смогут принимать на работу транспортное средство только в том случае, если оно будет иметь лицензию.

Еще один актуальный момент, касающийся межобластных перевозок. Напомним, что перевозчики выражали обеспокоенность тем, что принятые отличительные особенности такси в Татарстане, могут оказаться «вне закона» в соседней области.

«Будут подписаны соответствующие соглашения между РТ и субъектами РФ, - успокоил замминистра – это позволит беспрепятственно передвигаться таксомоторным компаниям республики по другим территориям».