ЧТО ВЛАДИМИР ЕВТУШЕНКОВ, ХОЗЯИН МОСКОВСКОЙ ГРУППЫ «СИСТЕМА», ПОКУПАЕТ СЕБЕ В ТАТАРСТАНЕ?

Сегодня планируется заключение сделки между ТАИФом и МТС по купле-продаже крупнейшего татарстанского кабельного оператора ТВТ. Это событие ценой в $180 млн. в последние дни вызвало шквал публикаций в СМИ, в которых речь идет о серьезных проблемах ТВТ – в частности, долгах перед Таттелекомом и грядущими гигантскими расходами (примерно 1,5 млрд. рублей) на перенос сетей. Однако за кадром осталось главное: судя по всему, ТАИФ хочет продать свой актив, не получив на это добро казанского Кремля – факт для Татарстана беспрецедентный.

ТАИФ: ТВТ НА ФОНЕ НЕФТЕХИМИИ – ЭТО МЕЛОЧИ

Итак, что такое татарстанский коммуникационный холдинг ТВТ. За что, как говорится, идет битва гигантов?

ОАО «ТРК ТВТ» - это почти 700 тыс. абонентов кабельного телевидения в 15 населенных пунктах и цифрового телевидения в 10 городах. Если брать Казань, то доля на рынке кабельного ТВ в конце 2010 года составляла 55%, и Набережных Челны — 72%. Также компания предоставляет услуги широкополосного доступа в интернет в 8 городах и проводной телефонии в Казани, Нижнекамске и Набережных Челнах (доля в Казани — 13%).

Особый интерес, по мнению экспертов, представляет магистральная волоконно-оптическая линия (ВОЛ) ТВТ. Она соединяет крупнейшие города Татарстана и позволяет организовать резервирование каналов связи. Магистральные каналы связи ТВТ арендуют МТС, ВымпелКом, Старт-Телеком, Эр-Телеком. ТВТ предоставляет «последнюю милю» Синтерре, Ростелекому, Транстелекому и другим.

Как известно, ТВТ принадлежит одной из крупнейших бизнес-групп Татарстана - ТАИФу, который уже давно мечтает продать этот вид непрофильного на сегодня для него бизнеса. Телекоммуникации – это бизнес, требующий массу профессионального внимания и инвестиций. Что у ТАИФа, контролирующего нефтехимические жемчужины Татарстана (Нижнекамскнефтехим и Казаньоргсинтез), а также крупный нефтеперерабатывающий завод (НК-ТАИФ), ничего кроме зубной боли не вызывает… Выручка ТВТ за прошлый год составила 1, 2 млрд. рублей. На фоне сотен миллиардов оборотов ТАИФа и суперрентабельности нефтехимии – это сущие мелочи.

Неудивительно, что ТАИФ уже давно ищет покупателей на этот лакомый (по потенциалу инфраструктуры), но одновременно и проблемный актив. Почему проблемный, об этом мы расскажем ниже.

ШИГАБУТДИНОВ: «МЫ ПРОДАЕМ ВСЕ, ЕСЛИ СЧИТАЕМ, ЧТО ЭТО ВЫГОДНО…»

Еще в конце прошлого года в прессу просочились сведения, что группа ТАИФ активно ищет покупателя и первоначально предлагает ТВТ за $220 млн. Кроме МТС, интерес к активу проявили Билайн, МегаФон, Связьинвестнефтехим и Таттелеком. Наиболее вероятным покупателем был последний.

В ноябре прошлого года на интернет-конференции газеты «БИЗНЕС Online» глава ТАИФ Альберт Шигабутдинов сообщил, что компания ведет переговоры с ОАО «Таттелеком» относительно вхождения ТВТ в его структуру.

«Еще раз хочу напомнить, что мы продаем все, если считаем, что это выгодно, что цена соответствует. И все покупаем, если это для нас выгодно. Поэтому возможно и объединение ТВТ с Таттелекомом, если это будет выгодно Таттелекому и ТВТ. Такое может произойти, я ничего не исключаю. Мы должны предложить лучший вариант, а решение - за акционерами», - осторожно прокомментировал Шигабутдинов.

Сделка по слиянию ТВТ и Таттелекома действительно планировалась - эту информацию «БИЗНЕС Online» подтвердил и источник в Таттелекоме. Кстати, в декабре 2010 года называлась даже сумма, которую предложил татарстанский коммуникационный монополист ТАИФу за актив - $150 млн. (Но, видимо, ТАИФ, планировавший изначально за актив выручить $220 млн., не согласился на условия сделки).

В курсе дела и вице-премьер - министр информатизации и связи РТ Николай Никифоров. «Насколько мне известно, акционеров ТВТ не устроилас предложенная сумма, не сошлись в цене. Вопрос, сколько стоит компания, это вопрос многофакторный. Нужно посмотреть всю инфраструктуру, - рассказал Никифоров корреспонденту «БИЗНЕС Online». - Ведь, если есть зависимость от сторонних операторов, то в этом случае самочувствие бизнеса может измениться, если, к примеру, арендодатель повысит тариф или потребуются дополнительные капвложения. Цена может корректироваться. Для этого есть специализированные оценщики, которые анализируют компании связи».

МИННИХАНОВ: «ЕСЛИ НАШИ КОМПАНИИ БУДУТ ДЕСЯТЫМИ ФИЛИАЛАМИ ПЯТНАДЦАТОГО УЧРЕЖДЕНИЯ,
ЭТО НАМ НЕИНТЕРЕСНО…»

Не срослось с республикой, ТАИФ вышел на старых партнеров – московскую группу «Система», принадлежащую Владимиру Евтушенкову. Напомним, что именно эта группа, а точнее МТС, входящая в ее состав, лет десять назад купила Сантел и ворвалась на закрытый рынок сотовой связи Татарстана. Кстати, именно этой группе достались нефтяные активы Уфы после жесткого демонтажа Муртазы Рахимова…

Итак, информация о покупке МТС ОАО «Телерадиокомпания ТВТ» циркулирует в СМИ уже в течение нескольких месяцев. Серьезность намерений окончательно подтвердилась в мае, когда ФАС одобрила заявку МТС на приобретение татарстанской компании. Однако, фон, сопровождавший эти действия МТС, был очень неоднозначным и сопровождался противоречивыми высказываниями персон, способных оказать влияние на судьбу сделки.

Так, президент РТ Рустам Минниханов за месяц до решения ФАС достаточно резко высказался о планах ТАИФа. На вопрос, как глава республики оценивает возможную продажу ТВТ, заданный ему на пресс-конференции по итогам годового собрания акционеров ТАИФа Минниханов сказал: «Плохо».

«Как для президента Татарстана для меня очень важно, чтобы татарстанские компании развивались, - цитировал тогда Минниханова Интерфакс. - Если наши компании будут десятыми филиалами пятнадцатого учреждения, это нам неинтересно. Поэтому я считаю, что компания способна сама развиваться или объединиться с какой-то татарстанской компанией. Она локальная, у них хорошая клиентская база, хорошая перспектива. Но решение принимает собственник. Я высказал свою позицию».

По сути дела, это была четкая публичная рекомендация Минниханова руководству ТАИФа не продавать ТВТ на сторону. Вне сомнений, президент на тот момент располагал информацией о том, что ТАИФ определяется с дальнейшей судьбой ТВТ. Причем варианты были, как мы понимаем, разные. И был выбран тот, что не в интересах республики – с точки зрения, конечно, ее руководства…

«Плохо!». Яснее не бывает позиции.

«СКЕЛЕТЫ В ШКАФУ» ТВТ: СОТНИ КИЛОМЕТРОВ ПОД ЗЕМЛЕЙ И ПО ВОЗДУХУ

Для жесткой и последовательной позиции руководства республики, как сейчас понятно, были на руках козырные карты. И они пошли в ход.

Весной этого года Таттелеком начал предъявлять финансовые претензии к ТВТ, которые перешли в судебную плоскость. Дело в том, что ТВТ находится в жесткой технологической зависимости от Таттелекома (об этом – ниже), что и послужило в свое время фактором понижающим продажную цену…

По удивительному стечению обстоятельств, завтра, 16 сентября, Арбитражный суд РТ приступит к рассмотрению иска ОАО «Таттелеком» к ОАО «Телерадиокомпания «ТВТ»» о взыскании более 142,9 млн. рублей.

Напомним, что судебный процесс стартовал 11 августа, но все этого время суд по разным причинам откладывалось рассмотрения дела по существу. И еще в августе «БИЗНЕС Online» обратился с запросами к каждой из сторон с просьбой прокомментировать конфликт. Пресс-секретарь ТАИФа Дмитрий Неманов заявил тогда, что комментариев по этому поводу не будет.

Однако, суть дела нам рассказал начальник юридического отдела ОАО «Таттелеком» Олег Сафин (полный текст интервью здесь). По его словам, камнем преткновения является договор между Таттелекомом и ТВТ об аренде в крупных городах республики, прежде всего в Казани кабельной канализации протяженностью 300 км. (!).

Оказалось, что Таттелеком в 2006 году сдал ТВТ по ценам ниже рыночных свою кабельную канализацию протяженностью 300 км для размещения магистральных сетей. Но, как утверждают в Таттелекоме, за все четыре с половиной года действия договора ТВТ так и не зарегистрировала сделку в регпалате. Теперь юристы Таттелекома через суд требуют признать договор аренды незаключенным и обязать ТВТ выплатить 142,9 млн. рублей разницы между выплаченной суммой аренды и рыночной ценой, а также удалить магистральные сети ТВТ из таттелекомовской канализации.

Если суд удовлетворит требования Таттелекома, последствия могут оказаться катастрофическими для ТВТ. Во всяком случае, такой вывод можно сделать из комментария «БИЗНЕС Online» главы мининформсвязи РТ Никифорова.

«Суть проблемы достаточно проста. ТВТ устроила свой бизнес на двух моментах. Во-первых, она опиралась на возможности Таттелекома, а именно на его сеть подземной канализации. Во-вторых, выяснилось, что у ТВТ-оператора много подвесных кабелей. Поэтому в определенном плане компания не совсем самостоятельна. Тот же Таттелеком и Телесет имеют свою канализацию. ТВТ, возможно, с точки зрения бизнеса по-своему была права, решив сэкономить на подземной канализации. Но сейчас мы видим уязвимость этой модели. Таттелеком не готов закрывать глаза на то, что чей-то кабель лежит и ему за это не доплачивают. Сегодня договора об аренде подземной канализации между Таттелекомом и ТВТ фактически нет. И обходных путей у ТВТ нет. Сегодня даже физически построить канализацию в центре Казани невозможно. Значит, придется договариваться. Только в Казани, по моим сведениям, ТВТ арендует у ТТК 100 км канализации».

По словам Никифорова, второй статьей дополнительных расходов для ТАИФа станет перевод под землю 1300 км подвесных кабелей.

«Когда мы говорим со всеми операторами, то предупреждаем, что президент Татарстана поставил жесткое условие о недопустимости подвесов. Сегодня у ТВТ 1300 км подвесных кабелей. И грубо говоря, чтобы построить 1,3 тыс. км подземной канализации, нужно инвестировать до 1,3 млрд. рублей при средней цене прокладки одного километра в 1 млн. рублей», - говорит татарстанский министр связи.

Те, кто следит за ситуацией в Казани, знают, какая борьба началась в столице в преддверии Универсиады против подвесных кабелей в последние месяцы…

ТАИФ ПЕРЕШЕЛ В РЕЖИМ МОЛЧАНИЯ. КАК ВСЕГДА…

Даже эти два факта по поводу 1300 км подвесных кабелей и сотен километров кабелей подземной канализации переводит сделку в разряд проблемных для московского олигарха. «Мы считаем, что Евтушенков не знает всех деталей сделки и покупает себе головную боль на будущее» - таков был комментарий одного из информированных источников «БИЗНЕС Online», к которому мы обратились за разъяснениями по поводу необычной коллизии. Специалист по связям с общественностью ОАО «МТС» Алексей Меркутов пообещал вчера «БИЗНЕС Online», что официальная позиция МТС и все ответы на вопросы будут даны сразу после заключения сделки. Пресс-служба АФК «Система» на момент подготовки материала была недоступна.

А что ТАИФ?

ТАИФ хранит молчание по поводу громкой сделки – во всяком случае, руководитель пресс-службы компании Неманов заявил вчера"БИЗНЕС Online," что комментировать ее не будет. В общем-то для ТАИФа – это типично, до последнего игнорировать прессу и уходить от любого диалога по проблемным темам, даже когда это наносит прямой ущерб группе (так, например, было в разгар кризиса, когда Казаньоргсинтез балансировал на грани дефолта по западным облигациям и поглощения группой ВТБ, а ТАИФ никак не комментировал ситуацию). Тогда ТАИФ спасал мудрый Минтимер Шаймиев, публично и жестко полемизируя с Костиным и настойчиво стучась кВладимиру Путину. Сейчас этот политический ресурс не работает на ТАИФ, где, похоже, восторжествовала голая бизнес-логика…

«БИЗНЕС Online» продолжит следить за развитием событий.

Справка

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) - ведущий телекоммуникационный оператор в России и странах СНГ. Вместе со своими дочерними предприятиями компания обслуживает более 100 млн. абонентов.

МТС входит в десятку крупнейших мобильных операторов мира по размеру абонентской базы. Крупнейшим акционером МТС является АФК «Система», которая владеет 51,2% акций сотового оператора, порядка 49% акций находятся в свободном обращении. Консолидированная выручка МТС в 2010 году составила $11,293 млрд., показатель OIBDA - $4,873 млрд. (маржа OIBDA составила 43,1%). В 2009 году чистая прибыль компании составила $1,381 млрд.

С июня 2000 года акции МТС котируются на Нью-йоркской фондовой бирже под кодом MBT. В 2011 году брэнд МТС четвертый год подряд признан самым дорогим российским брэндом в числе ста лидирующих мировых брэндов по рейтингу BRANDZ, опубликованному Financial Times и международным исследовательским агентством Millward Brown.