«Цифровая экономика — не мифические сказки об искусственном интеллекте, не рассуждения о будущем... все это происходит здесь и сейчас», — говорил министр цифры РТ Айрат Хайруллин вчера на брифинге в кабмине РТ, который из-за коронавирусных ограничений проходил в онлайн-режиме. О том, как за два года перевести 70% госуслуг в электронный вид, что изменится в МФЦ и зачем работникам сельского хозяйства цифровые компетенции, — в материале «БИЗНЕС Online».
Меры против коронавируса добрались и до кабмина — брифинг прошел в онлайн-режиме, а вопросы журналисты задавали по видеоконференц-связи и в WhatsApp
«ЭЛЕКТРОННЫЙ ЧИНОВНИК»
Меры против коронавируса добрались и до кабмина — брифинг прошел в онлайн-режиме, а вопросы журналисты задавали по видеоконференц-связи и в WhatsApp. Пилотировать новую модель общения со СМИ предсказуемо выпало министру цифрового развития госуправления РТ Айрату Хайруллину. В итоге он больше часа рассказывал пустым креслам о ходе реализации нацпрограммы «„Цифровая экономика Российской Федерации“ в Татарстане».
Для начала он сообщил, что к пяти федеральным проектам, входящим в федеральную программу «Цифровая экономика» («Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Кадры для цифровой экономики», «Цифровое госуправление»), добавится «Искусственный интеллект». Министр напомнил, что цифровое госуправление подразумевает создание единой платформенной инфраструктуры для предоставления государственных и муниципальных услуг. И если, согласно федеральному проекту, к 2024 году 70% всех взаимодействий граждан и коммерческих организаций должны происходить в цифровом виде, то в Татарстане это необходимо реализовать уже к 2022-му. План довольно амбициозный: сейчас у нас только 42,5%, что выше среднероссийского уровня, но до 70% еще далеко. «Важно удобство граждан, что в любое время суток в любом городе РТ вы можете получить госуслугу», — подчеркнул Хайруллин, напомнив, что для этого в республике создан единый проектный и продуктовый офис — ЦЦТ. Министр даже объяснил логотип (U, вписанная в G): буквы обозначают слова user и government и символизируют государство, которое заботится о пользователях и оберегает их.
Айрат Хайруллин: «Важно удобство граждан, что в любое время суток в любом городе РТ вы можете получить госуслугу»
«Президент РТ обозначил задачу поставить цифровые технологии на службу жителей. В ЦЦТ консолидируются госзакупки, только по итогам прошлого года мы достигли экономии в 77 миллионов рублей на закупках в сфере IT», — рассказал Хайруллин. Но для людей эффект будет еще очевиднее: если сегодня сервисы выстроены от ведомств и для того, чтобы, например, построить дом, необходимо совершить 21 визит в госорганы и потратить на это более 53 часов личного времени, то в будущем все это будет происходить онлайн — в единой системе. «Участие в процессе чиновников должно быть минимизировано, а электронный анализ максимизирован», — объяснял Хайруллин, демонстрируя в презентации киборга в костюме чиновника. Следующий слайд под названием «Электронный чиновник» как раз описывал механику получения госуслуги. Она состоит из 12 этапов, причем робот (алгоритм, ИИ) задействован в половине из них. Госслужащий же остается только на этапах принятия решения и согласования.
Под конец брифинга один из журналистов (вопрос которого озвучил Хайдаров) поинтересовался, не приведет ли это к сокращению чиновников. «Мы должны уменьшить лишнее количество процедур, процессы неизбежно будут оптимизированы. Если вы хотите от меня это услышать, то, конечно, да, цифровая экономика станет приводить к сокращению чиновников. Но в этом ничего страшного нет. Технологии приводят к перераспределению трудовых ресурсов, появляются цифровые гиганты и новые профессии», — сказал он. «Для тех, кто не умеет или не хочет пользоваться интернетом, есть система МФЦ», — добавил министр. В РТ этих центров 59 (а будет еще больше), скоро в них появятся криптокабины для биометрии, а курьерская доставка документов сведется к нулю.
новая нефть
Портал госуслуг тоже будет дорабатываться. Всего в республике 315 государственных и муниципальных услуг. На портале — 272 электронных сервиса, из них к госуслугам относятся только 72. «Наша задача, чтобы портал госуслуг и МФЦ были объединенными технологически инструментами, позволяющими и из дома получать услуги, и из офисов многофункциональных центров», — заявил Хайруллин. По его словам, надо создавать супермаркет цифровых сервисов. «Каждый регион с точки зрения госуслуг одинаков. Соответственно, набор решений тоже должен быть типичным. Предлагаем утвердить набор типовых цифровых облачных решений для субъекта РФ, для того чтобы мы могли бы делиться теми решениями, которые будут созданы в Татарстане. А теми сервисами, которые реализованы в других субъектах, мы могли бы тоже воспользоваться. Таким образом, мы планируем уйти от традиционного подхода, который тратит большое количество бюджетных средств и обладает низкой скоростью, и прийти к проактивной системе», — объяснил он
Отдельно Хайруллин остановился на кадрах. К 2024 году в республике около 10 тыс. выпускников вузов должны иметь компетенции по цифровой экономике, а 13 тыс. трудоспособных жителей — пройти переобучение по этим компетенциям в рамках допобразования. «Кадры для цифровой экономики — не только программисты и инженеры, данными компетенциями должен обладать любой отраслевой специалист: от медика до работника сельского хозяйства», — подчеркнул Хайруллин. Он сообщил, что для этого в каждом районе республики откроются «Яндекс.Лицеи».
Затронул он и извечные проблемы связи. В 2019-м «Таттелеком» подключил 556 учреждений к высокоскоростной сети передачи данных, в ближайшие два года дополнительно надо будет подключить 1 347 социальных объектов по «оптике», еще 1 547 — по 4G. Из других задач — уверенный прием на федеральных дорогах и интернет в деревнях с населением более 100 человек. Коснулся министр и вопросов информационной безопасности — в прошлом году предотвращено 7 658 инцидентов. «Каждые 7 дней появляются новые технологии хакерских атак, похищения данных пользователей. Это общемировой тренд. Наша задача в том, чтобы превентивно готовить специалистов», — говорил Хайруллин, не став напоминать, однако, о недавних инцидентах с утечкой данных с порталов госуслуг РТ.
«Данные — это новая нефть, особенно в условиях текущей рыночной ситуации», — оценил Хайруллин перспективы своей отрасли. «Цифровая экономика — не мифические сказки об искусственном интеллекте, не рассуждения о будущем. Все это происходит здесь и сейчас», — заверил он.
К 2024 году в республике около 10 тыс. выпускников вузов должны иметь компетенции по цифровой экономике
КОГДА ПОЯВЯТСЯ ЭЛЕКТРОННЫЕ МЕДКАРТЫ
Журналисты спросили об электронном здравоохранении (зимой на общественном совете «Татнефти» прозвучало предложение сделать Альметьевск пилотным регионом в этой сфере). Хайруллин объяснил, что тема обсуждается с 2013 года, но электронные медкарты так и не появились: врачам неудобно их заполнять, к тому же есть федеральное требование, чтобы все данные фиксировались и на бумаге. Но, по словам министра, было поручение президента РФ, чтобы в тех регионах, которые готовы перейти на электронное здравоохранение, это ограничение снималось, так что пилотный проект в итоге действительно начнется с Альметьевска.
«Мы с Наилем Ульфатовичем (Наилем Магановым, гендиректором „Татнефти“ — прим. ред.) на эту тему много говорили… В городе есть большая клиника международного уровня — медсанчасть „Татнефти“, где проводятся операции на открытом сердце, где оказывается очень высокотехнологичная помощь, но есть и большой блок поликлинической работы — обслуживаются 30 процентов жителей Альметьевска по программе ОМС. Важно, чтобы те данные были доступны вам как пациенту в вашем мобильном телефоне», — отметил он, уточнив, что вместе с министром здравоохранения Маратом Садыковым идет работа над всей концепцией цифровизации здравоохранения. Медкарты, по его словам, должны появиться в электронном виде и в государственных медучреждениях, но это произойдет неодномоментно.
Вопрос журналиста «БИЗНЕС Online» касался телемедицины — в карантинно-коронавирусных условиях она может стать актуальной. «Закон о телемедицине принят, в Альметьевске используется при консультации сельских жителей, ФАПы с помощью этого инструмента связываются с врачом ЦРБ Альметьевска и получают консультацию. Более того, там есть цифровой ЭКГ, цифровой измеритель глазного и артериального давления, холестерина и сахара. На месте врач может эти анализы сделать, передать данные в ЦРБ и получить консультацию, требуется госпитализации или нет. В противном случае сельскому жителю надо ехать за 70 километров в Альметьевск, где ему говорят, что мест в электронной очереди нет, и записывают через три дня», — рассказал Хайруллин, отметив, что у любого кризисного явления есть темная сторона и светлая — активизирующая работу, в том числе в цифровых направлениях.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.