Руководитель федеральной налоговой службы Даниил Егоров отметил: в прошлом году ФНС обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны. Это произошло в том числе благодаря курсу на отслеживание формального дробления бизнеса. Однако до сих пор дробление — одна из популярных схем «оптимизации» налогов. О важных нюансах и грани между допустимым и преступным рассказала к. э. н., управляющий партнер аудиторской фирмы «Палладиум», аккредитованный судебно-бухгалтерский эксперт Альбина Губайдуллина.
Наиболее часто в основу отрицательных для бизнеса решений суда ложится признак взаимозависимости субъектов группы
БИЗНЕС «ПОД КОЛПАКОМ» У АНАЛИТИКОВ: МИНУС СОТНИ МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ
Применение цифровых технологий, развитие аналитических инструментов позволило ФНС за последние пять лет обеспечить рост поступлений налогов в консолидированный бюджет РФ на 38,5% при росте экономики лишь на 2,4%. Большая доля работы, необходимой в процессе осуществления налогового контроля, проводится в ходе предпроверочного анализа. Он представляет собой изучение данных о налогоплательщике, которая имеется в распоряжении налогового органа, включая информацию из интернета. В итоге аналитик ИФНС приходит к выводу относительно целесообразности проведения выездной налоговой проверки конкретного субъекта бизнеса с учетом вероятности погашения выявленной недоимки.
Наиболее часто в основу отрицательных для бизнеса решений суда ложится признак взаимозависимости субъектов группы. Показательным выступило определение КС РФ от 4 июля 2017 года №1440-О по делу «Мастер-Инструмент», которое с целью сохранения права на применение спецрежимов при реализации инструментов работало через индивидуальные предприятия и общества с родственными признаками — сумма доначислений составила 227 млн рублей.
При анализе дробления бизнеса много вопросов со стороны налоговой вызывают следующие обстоятельства:
- отсутствие в бизнес-единице группы собственного штата;
- наличие у агента (субподрядной организации) только одного ключевого принципала (заказчика);
- отсутствие собственных (арендованных) помещений, расчеты на содержание которых осуществляются систематически;
- выделение бизнес-единицы в отдельную структуру не имеет экономически обоснованную деловую цель, такую, например, как расширение рынков сбыта — как горизонтальное, так и вертикальное;
- разница в цене реализации внутри группы компаний и на внешнем рынке не объясняется технологическими, маркетинговыми и стратегическими решениями;
- расчеты между бизнес-единицами осуществляются с существенными задержками.
Помимо обозначенных, одним из проигрышных и наиболее часто встречающихся обстоятельств является разделение помещений и объемов деятельности. Так, например, торговые площади делятся между ООО и ИП. Однако затраты на охрану, вывоз и утилизацию мусора, на услуги связи осуществляет один ИП, возмещений от ООО не происходит. В свою очередь, расчеты за обслуживание контрольно-кассовой техники и ремонт производится только от имени ООО. В организациях общественного питания часто встречаются случаи представления двух чеков от разных юридических лиц — за еду и алкоголь, хотя оба находятся на одной территории, обслуживаются одними официантами и используют одну систему R-keeper*, к примеру.
Весьма распространены случаи, когда ведение учета осуществляется в одном месте с использованием одних компьютерных программ, определена единая кадровая политика, установлен один режим рабочего времени, применяется формальное распределение сотрудников между несколькими работодателями, наличие общего представителя по доверенностям, единая контактная информация — общий адрес и номер телефона.
При этом если лет пять назад мы работали с решениями налоговых органов, которые пестрили почерковедческими экспертизами, то уже с 2019 года акты и решения налоговых органов содержат информацию об IP- и MAC-адресах, с которых подписывалась и отправлялась отчетность, банковские платежи, документы для участия в тендерах.
Все эти факторы выдают имитационный характер разделения бизнеса и его подконтрольность одному лицу (группе лиц). Кроме того, риск возникает, когда фактическое содержание бизнес-процесса не соответствует реальному положению дел. Иными словами, когда субъекты не обладают признаками самостоятельности, а в модели отсутствует деловая цель их появления. То есть нет никакого разумного экономического основания, почему она построена именно таким образом.
Формирование кадров новых организаций из сотрудников, ранее работавших в проверяемой организации, не является самостоятельным признаком, свидетельствующим о получении необоснованной налоговой выгоды
ИДЕЯ «СРИСОВАТЬ» СТРУКТУРУ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ШАБЛОНУ ОБРЕЧЕНА НА НЕУДАЧУ
Очень часто мы сталкиваемся с тем, что налоговая предъявляет претензии к компании, взаимодействующей с индивидуальными предпринимателями, которые выполняют для нее функции управляющего или аналогичные. И квалифицирует данные отношения как трудовые. В результате анализа предъявляемых требований хочется отметить базовые признаки, по которым данные отношения определяются как трудовые:
1) договоры предусматривают систематическое исполнение услуг с их регулярной оплатой;
2) предмет договоров содержит четкое указание на специальности и профессии, а также конкретный вид поручаемой деятельности;
3) в договорах предусмотрено условие об оказании услуг лично;
4) договорами возлагается материальная ответственность;
5) безвозмездное предоставление имущества компании, рабочих мест;
6) вся отчетность ИП направляется по доверенности одним лицом, сотрудником компании.
Колоссальное количество вопросов вызывает аффилированность не только с родственниками, но и с бывшими сотрудниками. Однако формирование кадров новых организаций из сотрудников, ранее работавших в проверяемой организации, не является самостоятельным признаком, свидетельствующим о получении необоснованной налоговой выгоды. В этом вопросе главным является доказательство самостоятельности субъектов предпринимательской деятельности, заключение и исполнение ими договоров в целях осуществления своей уставной деятельности, самостоятельная оплата оказываемых им услуг путем перечисления денежных средств на расчетные счета, самостоятельное ведение учета своих доходов, определение объекта налогообложения.
Резюмируя, отметим, что вариантов налогового планирования очень много, но стандартных решений нет, поэтому идея «срисовать» структуру, воспользоваться шаблонным решением налоговых консультантов обречена на неудачу. При выстраивании схемы должны учитываться не только реально существующие бизнес-процессы, но и отношения между собственниками, наличие инвесторов, условия конкурентной среды, географические факторы и среди прочего — налоговый эффект. Эти особенности конкретного бизнеса и будут определять договорные связи внутри группы компаний, а также с внешними контрагентами, системы налогообложений организаций и способы управления, а в совокупности — разделять понятия «искусственное дробление» и «структурирование бизнеса».
Альбина Губайдуллина,
кандидат экономических наук,
управляющий партнер АФ Палладиум
- Адрес: Казань, ул. Лобачевского, 10 (оф. 32)
- Тел.: 8 (843) 216-34-24
- Сайт: www.afpalladium.com
Регистрация на Бизнес-интенсив 26 марта 2020 года «Налоги-2020: Инструкция по выживанию»: afpalladium-seminar.ru
Назови промокод «БИЗНЕС Online» и получи 1000 рублей скидку**
*Р-кипер
**уточняйте у организаторов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.