«О степени развитости общества можно судить по тому, какой статус занимает женщина», — вспоминает казанский исламовед, старший научный сотрудник Института им. Марджани Айдар Хайрутдинов слова выдающегося богослова Мусы Бигиева. Первый — известный эксперт по наследию второго, в середине нулевых он написал книгу «Секс в свете хадисов», давно ставшую библиографической редкостью. Однако темы, поднятые в данной работе, с тех пор стали только актуальнее. Об этом — в интервью ученого «БИЗНЕС Online».
Айдар Хайрутдинов: «К сожалению, человеческое сознание так устроено, что оно начинает переворачивать все вверх ногами, как и в случае с темой секса в жизни мусульман»
«ЕСЛИ ОБЩЕСТВО СТУПАЕТ НА ЛОЖНЫЙ ПУТЬ, ТО ЕСТЕСТВЕННЫЕ ВЕЩИ ОКАЗЫВАЮТСЯ ПОД ЗАПРЕТОМ, А ИЗВРАЩЕНИЯ — НОРМОЙ»
— Айдар, секс — это в исламе тема, можно сказать, табуированная. Почему вы решили в свое время к ней обратиться?
— Это было первое приближение к теме, возможно, я по-другому взглянул на известные хадисы. Может быть, поднял хадисы, которые не так широко распространены, не афишируются или не исследуются. Действительно, тема такая: начинают все смущаться, скукоживаться и уходят от разговора.
Хотя в книге «Секс в свете хадисов» я так и написал, что надо разговаривать о Боге, но поскольку мы появились в этом мире благодаря сексу, то было бы правильно сначала разобраться с этим, а только потом уже говорить о Боге. Так будет правильнее, я думаю.
Кстати, в книге затронуты и проанализированы не только хадисы, но и аяты Корана. То, что слово «хадисы» присутствует в названии, объясняется тем, что к теме меня подтолкнул один малоизвестный хадис. Он гласит: «Взгляд на прекрасный лик есть поклонение (ибадат)». Он на меня произвел сильное впечатление: пардон, а где здесь укрывание лица? Где женское затворничество? Кстати, этот хадис говорит как о взгляде мужчины на женщину, так и наоборот. В общем, возникли вопросы, и я стал искать ответы. Что касается аятов Корана, к которым я обращался в ходе исследования, то нужно понимать: как источник информации Коран намного важнее, чем хадисы. К сожалению, у мусульманских ученых возникло такое явление, как приоритет хадиса, когда их по степени значимости ставят выше Корана, а это совершенно абсурдно.
Также, к сожалению, человеческое сознание так устроено, что оно начинает переворачивать все вверх ногами, как и в случае с темой секса в жизни мусульман. Вроде важная тема, «встроенная» в человека естественная данность, а стала такой, чуть ли не запретной. Оно и понятно, ведь если общество ступает на ложный путь, то естественные вещи оказываются под запретом, а извращения — нормой.
— И что же сказано в Коране о сексе?
— «Занимайтесь сексом» — такого в Коране нет. О нем говорится целомудренным языком, ненавязчиво, может быть, в чем-то даже иносказательно. Тем не менее подоплека ясна. Например, Аллах говорит, что он создал людей как мужчин и женщин (49:13), что между мужчиной и женщиной он устроил любовь, взаимное желание и милость (30:21), что мужчина обретает в своей жене упокоение (30:21). В принципе, больше можно ничего и не говорить, здесь все сказано. Добавлю только, что эти аяты, скажем так, лирические, а есть аяты гораздо более практичные в правовом смысле, например, известный аят о прелюбодеянии, о, скажем так, женской измене.
— О необходимости забивать прелюбодеев камнями?
— В Коране, кстати, нет аята, который бы призывал забивать неверную женщину камнями. Напротив, Коран этот древний обычай отменил. В более позднее время мусульмане сами за уши притащили такую казнь в шариат, и до сих пор в некоторых наиболее ортодоксальных мусульманских странах женщин побивают камнями насмерть.
«В книге «Секс в свете хадисов» я так и написал, что надо разговаривать о Боге, но поскольку мы появились в этом мире благодаря сексу, то было бы правильно сначала разобраться с этим, а только потом уже говорить о Боге»
«КТО ТЫ ТАКОЙ, ЧТОБЫ ПРАВИТЬ, «ДОДЕЛЫВАТЬ» ЧЕЛОВЕКА СКАЛЬПЕЛЕМ?»
— Что же говорит Священная Книга мусульман об изменах?
— Да, давайте вернемся к Корану. Там говорится, если мужчина обвиняет жену в измене, он должен представить четырех свидетелей, которые это видели, скажем так, «свечку держали»: «А те, которые бросают обвинение в целомудренных, а потом не приведут четырех свидетелей, — побейте их восемьюдесятью ударами и не принимайте от них свидетельства никогда; это — распутники» (24:4). И попробуйте выполнить данное требование на практике — это же невозможно!
Так что Аллах полностью закрывает эту тему, иными словами, он как бы говорит мужчине: «Если ты думаешь, что жена тебе изменила, то, брат, разбирайся. Видел своими глазами? Так этого мало! Приведи еще четырех свидетелей!» В общем, нужно понимать, что Аллах доверяет женщину мужчине, и если она изменила, то он сам виноват. А если же мужчина решил ее обвинить в измене, а доказать вряд ли сможет, то придется ответить за свой поступок.
Кстати, этот момент и в жизни Пророка (салла Аллаху алейхивасаллам) хорошо представлен, когда к нему приходили люди, обвинявшие своих жен или заявлявшие, что, мол, я, такой нехороший, согрешил с такой-то женщиной. Пророк сходу наказывал мужчин, которые приходили с такими признаниями, а про женщин он ничего не говорил, они оказывались вне суда. Хотя был один случай, когда женщину, с которой якобы согрешил мужчина, тоже пригласили на суд. Пророк сперва распорядился наказать мужа, надо понимать, за донос, ведь факт прелюбодеяния не был установлен на тот момент. А когда спросили женщину, она сказала, что ничего не было! В результате того мужчину Пророк велел наказать вторично — за клевету, а женщину — отпустить.
Так Пророк судил, а сейчас как происходит? Достаточно обвинений со стороны мужа, и боже мой, какие там свидетели, о чем вы? Кто ими будет заниматься? Разговор короткий — ее выведут на площадь и забьют камнями. Время от времени такие ролики появляются в интернете. Ужасные самосуды, я их так называю, потому что они происходят ни по светскому праву, ни по кораническому шариату. Это совершенно незаконные, безосновательные и преступные способы казни. К сожалению, исламское право сейчас во многом не опирается на Божье слово. Например, взять совершенно дикую практику женского обрезания. В Египте я слышал совершенно ужасные цифры — более 90 процентов женщин от 14 лет и старше обрезаны. Вот это как понимать?
— У нас тоже в последнее время мы слышим о подобной практике, например в Дагестане.
— А вот в Коране сказано Аллахом: «Я создал человека наилучшим сложением». А кто ты такой, чтобы править, «доделывать» человека скальпелем? Это касается также и мужского обрезания, оно имело место в далекой древности у семитов, в иудаизме считается религиозным действом и преподносится как знак завета между человеком и Богом. Но в Коране ничего подобного нет, ведь Аллах не заключал завета с человеком во плоти. Аллах заключил завет с духами, которым еще только предстояло воплотиться в человеческих телах (7:172).
«А вы не задумывались о том, что, когда Адам жил в раю, он общался с Богом, но его жизнь или его существование все равно были неполны, не являлись полноценными без женщины?»
— Ну это традиция иудеев, которая передалась и мусульманам…
— Да, говорят, что обрезание крайней плоти — древняя семитская традиция, поскольку люди жили в пустыне и им нужно было это из гигиенических соображений. Все что угодно может быть, но тащить подобное за уши в ислам, да еще применять его к женщинам! Это я, вообще, считаю дикостью и показателем того, насколько мусульманство далеко ушло от Корана, от его духа, от достоверных хадисов. Человек осмеливается вторгаться в богоданное человеческое естество, игнорируя простейшую, недвусмысленную констатацию Аллахом того факта, что он создал человека наилучшим сложением (95:4).
Почему люди решили изменить облик человека хирургическим путем? А это ведь делают не папы-мамы, такое происходит с благословения богословов. Рядовые мусульмане считают, что раз нет обрезания, то ты не в религии, а религия, ведь она в духовности, сердечности. Аллах сам говорит, что он смотрит на то, что у людей в сердцах, а обрезан он или нет, такого условия в исламе не ставится.
— А женское обрезание — откуда все-таки пошла подобная практика?
— Это было перенято у поклоняющихся идолам первобытных африканских племен, которые такое практикуют по сей день. Женщину калечат, чтобы лишить ее сексуальности, а почему бы в таком случае мужчинам не отрезать кое-что? Вообще вопрос будет снят, существовал же институт евнухов, они в гаремах находились, вожделения не чувствовали, значит, перед Аллахом они чисты. Мужчины, конечно, ведут себя подло в этом вопросе, берут мнение тех самых богословов и проталкивают их. В православном христианстве была, к примеру, секта скопцов, которые решали этот вопрос способом отсекания своего детородного органа. Однако подобное однозначно противоестественно.
В армейском уставе, например, членовредительство — уголовно наказуемая статья, я уже не говорю про фронтовые условия, когда люди самострелы устраивали. Это все наказывалось. То есть даже безбожное светское государство считает членовредительство преступлением, а перед Аллахом это не преступление разве? Мне уже доводилось поднимать данную тему в интернете. На меня обрушились радетели правоверия, мол, это же великий имам Шафии установил женское обрезание, как ты смеешь перечить великому имаму? Я бы воздержался от таких смелых заявлений о величии того или иного давно покойного деятеля. Величие достигается следованием Корану, а не вынесением хитроумных законов шариата, идущих вразрез с ним. Таков должен быть критерий величия.
«Если ты думаешь, что жена тебе изменила, то, брат, разбирайся. Видел своими глазами? Так этого мало! Приведи еще четырех свидетелей!»
«ГЛАГОЛ ЭТОТ В ПОВЕЛИТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ ОЗНАЧАЕТ БУКВАЛЬНО «СОВОКУПИСЬ С ЖЕНЩИНОЙ»
— Рассматривали ли вы в своей книге вопросы брака?
— Здесь важно подчеркнуть вот что. У нас считается, что после прочтения никаха люди становятся мужем и женой. Однако в арабском языке не так все однозначно, и в Коране это видно: есть понятие «никах», а существует понятие «тазаввудж». Второе — социальное действо, когда пара перед обществом становится семьей. Никах — это не социальное явление, а естественный результат чувств, страсти, возникшей между мужчиной и женщиной. Например, был такой случай, когда к Пророку (салла Аллаху алейхивасаллам) приходил мужчина и жаловался на свою тяжелую жизнь. Я в своей книжке этот пример как раз и привожу. Он жаловался, лил слезы и сопли, а Пророк ему сказал: «А ты женись!» Так принято переводить данный хадис, в котором был использован глагол, от которого слово «никах» и происходит. А глагол этот в повелительной форме означает буквально «совокупись с женщиной». А «женись» (то есть иди в загс и оформи брак) — был бы другой глагол. Мужчина послушался, сделал, как велел Пророк, но потом опять приходил, жаловался, и так было четыре раза. Но после четвертого раза он пришел, поблагодарил Пророка и сказал, что у него все хорошо, жизнь наладилась. Это история о том, что мужчина, который не имел никакой самооценки, считал себя неудачником, бродягой, никудышным и так далее, последовал совету Пророка, который раз за разом повторял: «Завоюй женщину!» Значит, мужчине надо было себя привести в надлежащий вид как минимум, а это и самооценку поднимает, и дисциплину, и еще много чего. Авторитет Пророка был настолько значимым для того человека, что он упорно следовал повторяющимся советам и постепенно изменился.
Народ прав, когда говорит, что за любым успешным мужчиной стоит его женщина. В этом случае именно так и произошло: стремление добиться благосклонности женщин привело его к успеху.
«Народ прав, когда говорит, что за любым успешным мужчиной стоит его женщина. В этом случае именно так и произошло: стремление добиться благосклонности женщин привело его к успеху»
— Но любовь — это еще и духовные отношения.
— Аллах говорит, что создал любовь, взаимное притяжение, нежность, милость. Вот эти отношения между мужчиной и женщиной на самом деле являются важнейшей ступенью духовного роста. Замечу, что создание семьи в исламе не является религиозной обязанностью, только рекомендация, сунна. То есть хочешь — женись, хочешь — не женись, но, какие бы ни были взаимоотношения, в любом случае ты станешь в них расти духовно. Какой-то опыт ты все равно приобретаешь. В Коране об этом сказано: мужчине может казаться, что его жена создает ему одни лишь проблемы, что ему с ней плохо. Все, наверное, через это проходят, а Коран говорит, что, если вам в женщине что-то не нравится, то, может быть, Аллах так и устроил для мужчины великое благо. Это тот же феномен, когда нам кажется, что земля, по которой мы ходим, ровная, а это на самом деле большой шар, несущийся в космосе. Поэтому в исламе и нет таких барьеров, которые препятствовали бы мужчинам и женщинам строить отношения друг с другом. Так как, повторяюсь, только в отношениях человек, а точнее — дух, начинает расти, приобретает силу.
Был известный фильм по книге Решада Гюнтекина «Королек — птичка певчая». В нем был такой интересный момент, когда суфий влюбляется в главную героиню. Потом он заболевает, лежит на смертном одре и в последние минуты жизни хочет еще раз ее увидеть, посылая к девушке свою сестру. Суфий признается, что всю жизнь он любил Аллаха, не изменял этой любви, но как только увидел эту девушку, то все в нем перевернулось и все его многолетнее (а он был пожилым человеком) «служение» Богу пошло насмарку, как ему казалось. Суфий считал, что он предал Бога. Если проанализировать сюжет, то видно, что суфий решил приблизиться к Богу, минуя, как он считал, низкое чувство влечения к женщине. Но ведь Аллах так устроил, через это надо пройти: если ты не любил женщину, как ты можешь любить Бога? Бог даровал мужчине женщину, история Адама и Евы в раю тому подтверждение. А вы не задумывались о том, что, когда Адам жил в раю, он общался с Богом, но его жизнь или его существование все равно были не полны, не были полноценны без женщины?
— А что наши богословы об этом говорили?
— Недавно читал статью в мусульманском журнале, издававшемся в 1925 году в Уфе под редакцией Ризы Фахретдина. Увидел там статью одного автора-дамы, которая взялась раскрыть особенности отношений между мужчиной и женщиной на основе тех представлений, которые она получила, живя в татарском обществе, воспитываясь в медресе, семье, во всем этом окружении. Она приводит такую мысль, что, когда Аллах создал Адама, то у того вроде бы все было для счастья, но все равно чего-то не хватало. То, что ему не хватало, он искал, тосковал, и тогда Аллах создал для него женщину, и у Адама жизнь стала полноценной. Автор этой статьи проводит мысль, что и сейчас мужчины должны относиться к своим женам так же — это божий дар. Очень целомудренное и красивое раскрытие темы. Кстати, в арабском начертании имя Хава (в слове Ева этого не видно) происходит от корня со значением «жизнь». Иными словами, отношение мужчины к женщине — это есть его отношение к жизни.
Мы знаем, что разное бывает в жизни — и трагические истории, когда молодых девушек отдавали за стариков, да и сейчас это происходит. Не могло помешать такому браку даже то, что девушка должна первой выразить — согласна ли она на брак или нет, потому что ее психологически обрабатывали, давили на нее, чтобы она безропотно пошла за богатого старика. Так что традиционное общество, которое кичится тем, что оно придерживается каких-то ценностей, которые само же и придумало, не гарантирует, что в нем все, в частности брак, происходит по божественным законам.
«Аллах говорит, что создал любовь, взаимное притяжение, нежность, милость. Вот эти отношения между мужчиной и женщиной, на самом деле, являются важнейшей ступенью духовного роста»
— А что говорили о роли женщин в исламе выдающиеся умы?
— Я процитирую выдающихся деятелей российского ислама, один из них — Исмаил Гаспринский, который сказал просто: «Женщины — это половина нации». Риза Фахретдин развил эту мысль: по его мнению, какие у нас женщины, такое у нас и общество. Муса Бигиев пошел дальше всех, он сказал, что о степени развитости общества можно судить по тому, как оно относится к женщине, по тому, какой статус занимает женщина в обществе: уважаема ли она, затворница или побиваема камнями. И только Бигиев дошел до такой идеи, что мужчина лишь трон, на котором должна восседать царствующая женщина. А этот человек знал, что говорил! Его семья, его дети, отношения в семье, разлука с семьей — это все ужасно трагическая история…
Кстати, Бигиев занимался женской темой активно и плодотворно. Тема мусульманской женщины была поднята в начале ХХ века в Египте, тогда та была еще частью Османской империи. Проблема была назревшей, болезненной.Данный вопрос не обошли вниманием мусульманские интеллектуалы. Бигиев раскрыл этот вопрос, как я считаю, максимально полно. Например, он говорит, что не нужно считать, что женщина ущербна, потому что в определенные дни каждого месяца она якобы нечиста и поэтому ей нельзя совершать намаз или блюсти пост. Он говорит, что это не так. Женщины проливают реки крови, чтобы продолжался человеческий род, — это величайший джихад, мужчинам такого высокого джихада даже не снилось. Поэтому и намаз ей не нужен в такие дни, поскольку женщина пребывает в высшей форме поклонения. Поэтому и ураза не нужна, и джихад ей тем более не нужен, так как джихад у нее длитсявсю жизнь. У нее высочайшая миссия по продолжению человеческого рода. По Бигиеву, женщина — наивысшее по своему совершенству и статусу творение Аллаха, а семья — врата рая, открытые для нас уже на земле.
Я уже говорил, что обратился к этой непростой теме не абы как, не собирался развлекаться. Тема была запретной не только для мусульман, но и во всем мире, пожалуй, за исключением изолированных аборигенных культур, пребывавших в первобытном состоянии. На рубеже XIX–XX веков, когда начались шевеления, Аллах начал расталкивать спящую умму, чтобы она проснулась, тема была хорошо исследована и развита в нашей татарской мусульманской интеллектуальной среде. Потом в советские времена, когда мы были оторваны от традиций, стали появляться книги об исламе, где говорится, что все хорошо в женском вопросе, женщина защищена, но это не так. Это попытка выдать желаемое за действительное. Нужно спросить у самих женщин, у которых ноздри вырывают, камнями забивают: каково им в исламе? Хотя это и не ислам подлинный, о нем пока говорить рано. Будет ислам — будет и процветание, и рай на земле.
«Мужчины придумали себе массу хадисов, чтобы женщину, которая отказала мужу, запугать до обморока: и будут ангелы ее всю ночь проклинать, и двери рая для нее не откроются и масса других страшилок...»
— Не является ли насилием аят, где говорится: «Женщины — нива для вас и идите к ниве, когда захотите»?
— Хороший вопрос. Вот мужчина идет на ниву, то есть он берет инструмент, запрягает коня и едет в поле. А там вдруг дождь. И он не может работать, поэтому уходит домой, нива не доступна для него. Все же оговорено, просто нужно немножко образно представлять, поэтому, если женщина не в состоянии, не хочет, плохо себя чувствует, не принуждай ее. Она ведь твоя жена, мать твоих детей, имей к ней уважение.
Но мужчины придумали себе массу хадисов, чтобы женщину, которая отказала мужу, запугать до обморока: и будут ангелы ее всю ночь проклинать, и двери рая для нее не откроются и масса других страшилок... Вы кого пугаете? Женщину? У индусов есть такая традиция: когда муж умирает, его жена сжигает себя на одном костре с покойным мужем. На это может идти только женщина, мужчина никогда не пойдет на это. Мужчина — трусливый тип, жалкое существо, если так поставить вопрос. Поэтому мужчины лучше бы молчали о том, будут ли ангелы проклинать женщину. Ну а Бигиев прав, когда говорит, что женщина царица и она должна восседать на троне, поэтому, если царица изволила вас допустить к себе, то радуйтесь. Если не хочет, то подожди, придет и твой день. Ну а если у тебя две, три, четыре жены, то иди к другой, в чем проблема-то?
— Но не все мусульмане согласятся с вашей позиции.
— Да, это так, на каждом шагу есть люди, заявляющие, что любят Пророка, следуют его заветам, а на самом деле нарушают их. Пророк показал такой пример: если человеку нечего предложить в качестве свадебного подарка, кроме единственного финика, общество должно этот брак признать. А что происходит в исламском мире? Шайтан настолько людей запутал этими ложными ценностями, что в некоторых странах, если ты не можешь собрать 500 человек на свадьбу, то ты лузер. Шайтан так накрутил, что человеку нужно продемонстрировать свои «бицепсы», что ты крутой, не изгой в обществе. Но ведь не все это могут себе позволить, основная масса людей занимается выживанием. И что делают в таких обществах? Начинаются извращения. А что вы хотели, Аллах заложил в человеке такие мощные инстинкты, что им надо давать выход, и мы начинаем слышать всякие мерзкие истории, как мужчины реализуют свои половые инстинкты, хотя и с женщинами происходит что-то подобное. Женщины оказываются одинокими, потому что мужчины не могут себе позволить подогнать к свадьбе эшелон богатства.
Многие мужчины, особенно те, кто переполнен религиозным самолюбованием, увидев этот материал 8 марта, будут чертыхаться в мой адрес, мол, не мусульманский это праздник. А я скажу так: зато женщина — это всегда праздник. Мне уже за 50, и исходя из своего жизненного опыта я скажу так: женщина — это лучший дар в этой жизни для мужчины. Даже Пророк об этом сказал — если мужчину придавила депрессия, то пусть он взглянет на свою женщину, и тогда он поймет, насколько милостив к нему Аллах. Это хадис, а в Коране сказано, что мужчина находит в своей женщине покой и усладу отдохновения. То есть не обязательно заниматься сексом, можно просто обняться и посидеть вместе. И, если в семье царит теплая атмосфера, шумят дети, слышен их смех или плач, если пульсирует взаимное притяжение, то, в принципе, жизнь состоялась для обоих — и для мужчины, и для женщины. Благодарите Аллаха за это счастье!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 54
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.