В конце прошлой недели у казанцев была редкая возможность увидеть и услышать Айгуль Хисматуллину — она исполнила партию Джильды в «Риголетто». Когда-то выпускница Казанской консерватории, стажировавшаяся у Альбины Шагимуратовой, дважды безуспешно пыталась пройти отбор в труппу казанской оперы. Теперь Хисматуллина — солистка Мариинки, приехавшая на Шаляпинский приглашенной звездой. Удался ли певице «реванш» в театре им. Джалиля, специально для «БИЗНЕС Online» рассказывает критик Иона Койфман.
«Риголетто» в постановке Михаила Панджавидзе идет в ТАГТОиБ уже второе десятилетие
ПОБУЖДЕНИЕ К ДЕЙСТВИЮ
«Риголетто» в постановке Михаила Панджавидзе идет в ТАГТОиБ уже второе десятилетие. Он представляет собой попытку превратить привычный концерт в костюмах в театральное действо или, по крайней мере, найти некий компромисс между двумя форматами. Из-за малого состава труппы и постоянного участия гастролеров это задача не из самых простых. Было выбрано стандартное решение: актерская работа солистов в спектакле минимальна. История про власть и отмщение рассказывается с помощью декораций, работы миманса, балета и персонажей второго положения, партии которых обычно исполняют штатные артисты. Надо отдать театру должное — ради заезжей звезды вводы в спектакль были выполнены неожиданно аккуратно, никто из солистов не плутал по сцене в панике.
Почтенная традиция полувековой давности — костюмный спектакль с философским подтекстом — в постановке Панджавидзе выглядит карикатурой на самое себя. Везде разбросаны намеки на нехитрые, зато вечные идеи: сотрудничество с властью опасно, расплата за него неизбежна. Что ж, не поспоришь.
Сценические события окружают зрителя со всех сторон многозначительной невнятицей: всё обозначает всё, а в итоге, разумеется — ничего. Зеркала назойливо бликуют в зал слепящими «зайчиками», от которых Риголетто отмахивается камзолом, и показывают грозный лик то ли Монтероне, то ли карающего вседержителя, то ли озабоченно поглядывающего с монитора дирижера в яме. Призрак Джильды в финале возносится на скромную пару метров на помосте, подозрительно напоминающем лифт, пока внизу валяется труп с торчащими из мешка ногами, а Риголетто копает могилу кукле в виде шута, читай — себе. Над сценой во время вступления, монолога Монтероне и финала нависает крест, до неузнаваемости увитый узорами и оттого больше похожий на глубоко символическую лопату Риголетто.
Бесхитростно открыточная эстетика спектакля кажется безжалостной пародией на оперные штампы
СТРАШНАЯ СИЛА
Это бормотание банальностей усиливается истошно нарядной сценографией Андрея Злобина и Анны Ипатьевой в любимом театральным руководством стиле «я надену все лучшее сразу». Декорации, испещренные павлинами, виноградными лозами, купидонами, полуколоннами и всевозможными «каменными гостями», утыканные решетками и загородками, предназначены не для драматургического воздействия совместно с режиссурой и актерской игрой, а для ленивого разглядывания от скуки. Поверх псевдоренессансного шика изобильно струятся видеопроекции Павла Суворова — дождь, молнии, адское пламя, движущийся городской ландшафт.
Бесхитростно открыточная эстетика спектакля кажется безжалостной пародией на оперные штампы. Переодетый бедным студентом Герцог приходит к возлюбленной при полном параде, на весь зал сверкая стразами на кюлотах; сверху на сцену все время что-то сыплется — то осенние листья, то дождь; неистовая оргия во дворце изображается волнообразными жестами балерин (хореография Александра Полубенцева), а любовные забавы Маддалены и Герцога стыдливо уводятся в неполное затемнение, не скрывающее, впрочем, замешательства обоих солистов.
Участие Айгуль Хисматуллиной сделало общую беспомощность фестивального проекта еще более явной — у певицы не оказалось ни равных партнеров, ни добротной оркестровой поддержки
ДВОЙНОЕ НЕПОСТОЯНСТВО
Музыкальная часть фестивального спектакля — за единственным исключением — выглядела унылой отработкой человекочасов. Стефано Романи, стоявший за пультом, делал что мог: хладнокровно аккомпанировал солистам, время от времени их заглушая, не давал развалиться ансамблям (финал первой картины и квартет пошатнулись, но выстояли). О собранности оркестрового звучания в фестивальных условиях не шло и речи, а контрасты вердиевского стиля не прощают ансамблевой расхлябанности и приблизительности.
Алексей Татаринцев в тесситурно коварной партии Герцога звучал с напряжением — тут было не до звукового обольщения. Актерский темперамент исполнителя заглавной партии Александра Мельничука никак не искупал его масштабных вокальных проблем и чудовищного итальянского произношения. Несколько скрашивала картину аккуратная манера Зои Церериной (Маддалена) и Сергея Магеры (Спарафучиле).
На общем фоне сопрано Айгуль Хисматуллиной казалось голосом из иного мира. Насыщенный тембр, техническая уверенность и инструментальная точность ее вокала создавали разительный контраст и аляповатому спектаклю, и разболтанному оркестровому звучанию. Только в финале певице помешали неудобная мизансцена и отсутствие выверенного на репетициях баланса — Джильду, поющую из глубины сцены на piano, заглушали и Риголетто, и оркестр. Новой звезде в плеяде татарских сопрано, возможно, чуть недоставало актерской экспрессии, но с лихвой хватило вокального мастерства для одной из сложнейших вердиевских партий.
Участие Хисматуллиной сделало общую беспомощность фестивального проекта еще более явной — у певицы не оказалось ни равных партнеров, ни добротной оркестровой поддержки. Спектакль ТАГТОиБ, как и самого героя оперы Верди, утаскивают на дно двойные стандарты: вялое стремление к режиссерскому высказыванию тонет в необходимости обслуживать гастролирующих солистов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.