Сегодня СМИ стала известна предварительная дата голосования по поправкам в Конституцию — это будет среда, 22 апреля. По такому случаю день могут сделать выходным. На чем членам рабочей группы по Конституции предложил сосредоточиться Фарид Мухаметшин и как будет организовано общенародное голосование — в материале «БИЗНЕС Online».
В думский комитет по госстроительству и законодательству поступило 138 предложений по поправкам к Основному Закону, а в рабочую группу по его изменению — более 400 предложений
«ЭТО БУДЕТ КЛАССИЧЕСКОЕ ГОЛОСОВАНИЕ, КАК БЫЛО НА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ…»
В этот четверг президент России Владимир Путин запланировал встречу с рабочей группой по Конституции. В думский комитет по госстроительству и законодательству поступило 138 предложений по поправкам к Основному Закону, а в рабочую группу по его изменению — более 400 предложений. Ожидается, что одной из тем, которую поднимут на этой встрече, станет вопрос проведения общероссийского голосования.
По информации источников РБК, это голосование пройдет посреди рабочей недели, основной вариант на сегодняшний момент — 22 апреля. По странному стечению обстоятельств и на радость любителям конспирологии, 22 апреля — это 150-летие со дня рождения Владимира Ульянова (Ленина) и международный день Матери-Земли. По данным СМИ, обсуждались и другие даты — 12 (Вербное воскресенье), 19 (Пасха) или 26 апреля, но они не подходят. Две первые даты предполагают, что православная часть электората в этот выходной будет занята, а последняя слишком близка к началу дачного сезона, сопровождаемого известными заботами. Поэтому Кремль может пойти на шаг, который породнит голосование по поправкам в Конституцию и президентские выборы: как стало известно сегодня, день проведения общероссийского голосования могут сделать выходным по всей стране. «Голосование за поправки в Конституцию примет характер референдума по доверию к Владимиру Путину», — считает президент «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» политолог заметил, что голоса за поправки распределятся согласно тому, доверяет или не доверяет респондент президенту. «Но, конечно же, многое зависит и от самой агитационной кампании», — добавил он.
По задумке Кремля, в день голосования должна быть полная вовлеченность жителей страны — якобы даже готовится информационная кампания. Это и вовсе ставит на одну чашу весов голосование за поправки и президентские выборы, когда на каждом углу развешивают плакаты с напоминанием о дне, когда надо явиться на избирательные участки, а с экранов телевизора не сходят баннеры с призывами прийти и отдать свой голос. Добиться такой вовлеченности можно, если только подарить россиянам специально созданный для этого голосования выходной, чтобы уж совсем ничего не отвлекало.
По задумке Кремля, в день голосования должна быть полная вовлеченность жителей страны — якобы даже готовится информационная кампания
Как утверждают источники РБК, в администрации президента РФ не на шутку обеспокоены тем, как пройдет голосование. Все приходится решать в ускоренном режиме, поэтому в Кремле боятся накладок. А тут еще и не совсем благополучное социальное самочувствие граждан, которое несколько ниже, чем перед президентской кампанией, что может отразиться на финальном результате — вдруг россияне не проголосуют за поправки? Некоторые СМИ еще в конце января указывали на то, что власти решили подстраховаться и спустить в регионы указания о размере явке и показателях поддержки населением поправок. Например, сообщалось, что власти Калужской и Тверской областей должны обеспечить на голосовании по поправкам в конституцию явку в 70%, а сами поправки должны получить одобрение 90% участников голосования. Однако в региональных отделениях «Единой России» получение таких указаний отрицают.
Глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что дату голосования в конечном итоге закрепят в рассматриваемом законопроекте о поправках в Конституцию.
В опубликованном сегодня интервью «Коммерсанту» сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок сенатор Андрей Клишас рассказал, что измерение общественного одобрения к изменениям в Основной Закон будет проходить путем «пакетного голосования». То есть на голосование не будут выносить каких-то отдельных поправок, а только общим пакетом — «согласен / не согласен», и никакой вариативности. До конца непонятно, как именно будет проходить это общероссийское голосование — данный вопрос все еще находится в проработке ЦИКа. Но, скорее всего, задействуют как традиционные урны, так и электронные инструменты. «В целом это будет классическое голосование, базово мы закладываем модель, которая была на президентских выборах», — пояснил Клишас. После проведения голосования в случае одобрения поправок россиянами Путин тут же издаст специальный акт, который включит все изменения в текст Конституции, и подпишет его уже после голосования.
Андрей Клишас рассказал, что измерение общественного одобрения к изменения в Основной Закон будет проходить путем «пакетного голосования»
одобрения у поправок больше, чем доверия путину
Между тем население уже показало свое отношение к поправкам. Согласно февральскому опросу ВЦИОМа, большинство россиян (79%) считают важным предложенные президентом страны поправки в Конституцию и основное одобрение вызвали главным образом социальные изменения документа относительно индексации пенсий, пособий, фиксации МРОТ и прочего. При этом деятельность президента РФ одобряют сегодня только 66,1%, а доверяют Путину, как показывает социология, 73,1% россиян.
Минченко полагает, что само по себе голосование — это, скорее, «избыточная, дополнительная норма». «Можно было просто обойтись голосованием Государственной Думы, — добавил политолог. — Тем более что там у „Единой России“ есть конституционное большинство. Но президент решил, что важно будет, если все-таки в этот процесс включится и население».
Такой подход удивляет и политолога Дмитрия Орешкина. «Какой смысл голосовать, если это уже подписано президентом? — задается он вопросом в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — По ходу все согласились, что сначала он принимает, подписывает поправки, а потом на суд общественности выдает. Кроме того, у нас в законе нет понятия „общенародное голосование“. У нас есть или выборы, или референдумы. И то и другое прописано достаточно жестко нормативно, в том числе с временными рамками. Например, кампания по президентским выборам официально стартует за три месяца до дня голосования, до выборов. Что касается референдумов, там еще четче прописана процедура, она не может быть проведена менее чем за год до очередных выборов в Государственную Думу. Есть и другие ограничения, касающиеся референдума. Например, вопрос должен быть однозначным, ясным и простым, здесь мы имеем противоположного плана, противоположного механизма действия поправки. Нам предлагают проголосовать за все скопом».
По мнению Орешкина, голосуя за поправки в Конституцию, население будет голосовать за идею индексации пенсий, которая прописана в поправках. «И в то же время там есть совершенно другие вещи, — говорит он. — Например, приоритет международных законов над внутренними законами, который намерены отменить. Или вопрос о лишении независимости, или того, что можно назвать лишением независимости, уменьшение прав жителей городов. Потому что сейчас есть отдельная статья про органы государственной власти и отдельная статья про местное самоуправление. Эти системы никак не связаны, и местное самоуправление в вертикаль государственной власти не включено. То есть выборы в президенты, в Государственную Думу или выборы губернаторов областей — это система государственной власти. А выборы мэра или руководителя какой-то сельской общины — это конституционно отдельное мероприятие, которое никаким образом в систему государственной власти не встраивается. Здесь была осознанно введена в норму ельцинской Конституции идея в мягкой форме, приводящая к тому, что города не подчиняются государству, они занимаются самоуправлением, и государство ими не руководит, мэры руководителям регионов не подчиняются. И выборы тоже не входят в прерогативу организационных мероприятий региона или субъекта федерации. А теперь все возвращается к советской модели — сплошной вертикали сверху донизу, когда центральный комитет партии руководит областными комитетами партии, обкомами, обкомы руководят горкомами, а горкомы — райкомами. Это очень существенно. И не факт, что при глубоком обсуждении этого пункта, он бы встретил общенародную поддержку».
Орешкина удивляет то, что конкретные поправки не обсуждаются. «Мы не читаем и не видим обсуждения каждой из конкретных перемен, что она приносит и что она отбирает, — подчеркнул он. — Я ни разу с таким подробным анализом грядущих перемен ни по программам центрального телевидения, ни в серьезной аналитической прессе не сталкивался. Предпочитают эту тему не затрагивать. Нам будут предлагать проголосовать за все сразу. Вы Путина поддерживаете? Тогда голосуйте за. Поскольку Путин популярен, люди говорят: „Да, поддерживаем“. Это очевидный ход, который не свидетельствует об искреннем уважении прав избирателей, начиная с того, что приходится вводить новый термин „общенародное голосование“».
«Действующий текст Конституции предусматривает обязательность для президента выбора между назначением председателя правительства или роспуском Госдумы»
«ПРАВИЛЬНЕЕ ПРЕЗИДЕНТУ ПРЕДОСТАВИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА»
Сегодня в Общественной палате РФ в Москве прошло одно из последних заседаний рабочей группы, созданной по распоряжению президента Путина для предложения изменений в Конституцию РФ. Сегодня на заседании подняли вопрос о полномочиях Госдумы. Декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Белов предложил дать президенту право распускать или не распускать Госдуму в случае трехкратного отклонения кандидатуры на пост председателя правительства. Напомним, согласно нынешней редакции Конституции, глава государства обязан это сделать.
«Действующий текст Конституции предусматривает обязательность для президента выбора между назначением председателя правительства или роспуском Госдумы. Правильнее президенту предоставить возможность выбора, право распустить Госдуму, если происходит трехкратное отклонение представленной кандидатуры председателя правительства», — считает Белов.
То же правило, по его мнению, должно действовать, если, как сейчас предлагается в законопроекте, Госдума будет утверждать и членов кабмина. «Предусмотренное проектом согласование других членов правительства тоже должно каким-то образом быть обеспечено механизмом предотвращения ситуации, когда в результате неутверждения представленных Госдуме кандидатов в вице-премьеров или членов правительства невозможно сформировать правительство в полном составе», — считает Белов. Декан юрфака отметил, что важно определить количество членов правительства, при наличии которых правительство уже будет считаться сформированным. «Я предлагаю, чтобы это было не менее двух третей правительства. Предлагаю определить, что происходит в случае, если кандидатуры отклоняются трехкратно», — добавил член рабочей группы.
В свою очередь, Крашенинников подчеркнул, что эта идея пока не оформлена в текст, однако имеет право быть. «Иногда, чтобы кризиса избежать, такая процедура возможна. Предложение любопытное», — заявил он журналистам.
При этом, по словам Крашенинникова, снова вернулись к теме увеличения президентской квоты членов Совета Федерации, о чем уже говорили на прошлом заседании. Так, предложено увеличить ее с 17 до 30 человек, при этом 7 из них сделать пожизненными. «Есть понимание, что от РФ будет предложено 30 сенаторов, которых будет предлагать президент, 7 из них в той норме, которую мы сейчас взяли за основу, будут пожизненно работать в сенате», — объявил он после заседания.
Автор новации про пожизненных сенаторов — ректор Московского государственного юридического университета Виктор Блажеев — в этот раз выступил с новой идеей, касающейся совета безопасности, который формирует и возглавляет президент. «В нынешней ситуации этого сейчас недостаточно, поскольку появляется Госсовет. Чтобы распределить компетенцию между данными органами, я предлагаю более детально отразить задачи, которые стоят перед совбезом», — считает он. По мнению Блажеева, нужно прописать, что статус совбеза действует «в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, обеспечение гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внешних и внутренних угроз».
Фарид Мухаметшин: «Я еще раз прошелся по всем правкам, для себя принципиальное решение принял — поддержать поправки, которые внес президент РФ»
МУХАМЕТШИН ПОПРОСИЛ ПРОПИСАТЬ НАЛОГОВУЮ БАЗУ ДЛЯ ОРГАНОВ МСУ
Чаяния Татарстана до членов рабочей группы продолжает доносить и спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Как стало известно «БИЗНЕС Online», в ходе заседаний рабочей группы постоянно обращаются к опыту Татарстана, а Фарида Хайрулловича просят прокомментировать с позиции республики те или иные вопросы.
Сам Мухаметшин признался сегодня нашему корреспонденту, что однозначно стоит на позиции поддержки предложений президента РФ, опираясь на его огромный опыт руководства такой огромной страной, как Россия, и международный авторитет. «Я еще раз прошелся по всем правкам, для себя принципиальное решение принял — поддержать поправки, которые внес президент РФ. Они разумные, направлены на то, чтобы не было каких-то конфликтных ситуаций, которые в истории происходили», — заявил он.
При этом спикер Госсовета РТ считал, что рабочая группа должна была сосредоточиться именно на поправках президента. «Я исходил из того, что надо работать над поправками президента, для этого рабочая группа, на мой взгляд, была образована. Но, я думаю, что дискуссия вышла далеко за рамки тех предложений, которые Владимир Владимирович как глава государства внес. Мы их тоже обсуждали», — отметил он. В то же время Мухаметшин считает, что это также было важно обсудить, чтобы понимать, какие процессы в стране происходят и какие в будущем госпрограммы потребуются для решения проблем, поднятых членами рабочей группы. «Президента интересует в целом общественное мнение. Я думаю, для него важно узнать его через переданные нами вопросы. Я теперь понял, для чего это делалось. Президент хочет знать болевые точки развития государства. Они необязательно попадут в Конституцию, но, я думаю, аналитическая работа по просьбам людей будет проведена», — заявил спикер Госсовета в беседе с нашим корреспондентом.
Сам он также на каждое заседание привозил те предложения, которые поступали ему как члену рабочей группы. Например, учительское сообщество республики, по словам Мухаметшина, просило внести в Конституцию поправки про воспитание. «Они предлагают в Конституции прописать и усилить воспитательную часть. Это в действующих законах уже имеет место, но они просят, чтобы я как-то донес до рабочей группы, скажем, как они считают, то, что нивелирует их воспитательную работу», — рассказал нам спикер Госсовета РТ.
По его словам, учителя имеют в виду «телепередачи о расторжении брака с бесконечными судами, дележкой имущества». «Дошло до того, что по центральным государственным каналам показывают судебные процессы, когда через ДНК устанавливают, чей же это ребенок от пяти мужчин. Учителя говорят, что это мешает работе», — отметил Мухаметшин. Все многочисленные предложения, по словам спикера Госсовета РТ, члены рабочей группы обязательно рассматривают.
Сам Мухаметшин особенно болеет за местное самоуправление, которое хотят включить в органы публичной власти. «Если вводим местное самоуправление в публичную сферу власти, то надо, сказав „а“, сказать „б“: рассмотреть возможности налоговой базы органов МСУ для решения переданных муниципалитетам полномочий», — уверен спикер Госсовета РТ. Он напомнил, что сейчас действует норма: государственные полномочия передаются органам МСУ с деньгами, финансовым мандатом. «Но я-то предлагал и вопросы расширения налоговой базы включить в Конституцию», — уточнил он. По словам спикера Госсовета РТ, юристы ему сказали, что эта идея «имеет право на жизнь и уместна», однако нормами Конституции не решается. «Надо решать другим специальным законом о налогах. Сказали, раз вводим в публичную власть, значит, мы уже берем на себя обязанность обеспечить успешную деятельность», — добавил он.
Также Мухаметшин рассказал, что выступил в защиту 71-й, 72-й, 73-й статей Конституции и просил сохранить уставные конституционные суды в субъектах. «Говорили, что не во всех регионах они есть, поэтому пусть люди обращаются в Конституционный суд РФ. Но он и так перегружен, а если еще сократят количество судей, то он станет менее доступным для населения. Конституционное производство должно быть более доступно для граждан регионов», — считает спикер Госсовета РТ. По его словам, это предложение рабочая группа также зафиксировала.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 114
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.