«За все эти годы ничем не помогли, а умер — так похоронили на дороге», — описывает ситуацию внучка Ханифа Ашрапова. Не успев оправиться от утраты, семья ветерана Великой Отечественной войны была вынуждена доказывать елабужским чиновникам, что их дед действительно жил на свете. Как бюрократическая коллизия едва не отправила следом в могилу и дочь ветерана — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Ветеран Великой Отечественной войны Ханиф Ашрапов, место для могилы которого нашлось только на кладбищенской дороге, будет перезахоронен на Аллее славы
«АДМИНИСТРАЦИЯ НЕ РАЗРЕШАЕТ, А МЫ ЛЮДИ МАЛЕНЬКИЕ»
Федеральным скандалом обернулись похороны в Елабуге 93-летнего ветерана Великой Отечественной войны Ханифа Ашрапова, для могилы которого не нашли лучше места, чем кладбищенская тропинка.
Ашрапов скончался 30 января. Во время похорон внучка Оксана Канцерене на кладбище не заходила. Как она напомнила в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», таковы исламские традиции — женщины ждали за воротами. А при заключении договора с агентством ритуальных услуг «Мемориал №1» данный вопрос не поднимался. «Я не спросила, так как посчитала, что похороны участника Великой Отечественной войны отработаны до автоматизма», — пояснила Оксана, которая и представить не могла реального выбора локации.
О том, что останки деда покоятся на дороге, Оксана Канцерене узнала от мужа и муллы: «Мулла пришел и сказал: «Что же вы так просмотрели? Место хоть бы хорошее выбрали»
О том, что останки деда покоятся на дороге, она узнала от мужа и муллы. «Мулла пришел и сказал: „Что же вы так просмотрели? Место хоть бы хорошее выбрали“. Рядом стояли могильщики. Я у них спрашиваю: „Почему такое место выбрали? Вот рядом кладбищенское поле пустое“. Они говорят: „Нам запретил мэр“. Я говорю: „На каком основании он вам запрещает?“ Они: „Администрация захоронений не разрешает в этом месте, а мы люди маленькие“», — передает Канцерене диалог на кладбище.
«МЫ ТОЛЬКО ПУБЛИКУЕМ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ…»
Еще одно открытие ждало внучку в местном военкомате, куда она обратилась, чтобы получить компенсацию за погребение ветерана. По словам Канцерене, ей отказали, а причиной стала ошибка в документах покойного: в военном билете деда было указано отчество Хисматович, а в его паспорте — Ашрапович.
О своем деде Канцерене рассказывает, что он очень гордился своим боевым прошлым
«Они, как только увидели, что в военном билете другое отчество, сразу сказали, что меня ждет отказ и они даже не станут принимать документы, — рассказывает внучка ветерана, возмущенная тем, что ошибка вскрылась по прошествии многих лет. — Все документы, которые ему выдавались, выданы военкоматом, социальной службой. Они же на основании военного билета периодически ставили его на учет, снимали с учета, дарили подарки. А мы ведь не смотрим в его документы, военный билет впервые в руки взяли».
После огласки с Канцерене связалась замруководителя исполкома Елабужского района по социальным вопросам Галина Калашникова. С ее подачи удалось утрясти вопрос с компенсацией: переданные ритуальному агентству 20 тыс. рублей семье вернут. Занимаясь организацией похорон, Канцерене обратились и в ветеранскую организацию, надеясь на материальную поддержку с ее стороны. «Из совета ветеранов, пока дед был жив, к нему неоднократно приходили, предлагали помощь, а когда умер, сказали, что помочь не могут, готовы только опубликовать некролог в газете», — рассказывает Канцерене.
Председатель совета ветеранов Надежда Грахова подтвердила «БИЗНЕС Online», что дочь Ашрапова просила помочь с похоронами. «Я сказала, что этим вопросом занимаются соцзащита и пенсионный фонд, чтобы семья обращалась в эти учреждения. Потом я позвонила в соцзащиту и довела до их сведения, что такой вопрос возник. Мы принимаем на себя одну функцию — публикуем соболезнования. Иногда посещаем похороны, но некоторые люди отказываются от такого внимания».
«Похоронили как собаку»
О своем деде Канцерене рассказывает, что он очень гордился своим боевым прошлым и часто вспоминал, как в 17 лет пришел в сельсовет проситься в армию. Ашрапову пришлось обмануть рекрутеров, накинув себе лишний год. Ежегодно 9 Мая он в парадном кителе натирал медали. Внучка рассказывает, что ветеран при жизни удивлялся, почему ему не оказывают помощь. Со слов Оксаны, он так и не дождался ни полагающейся квартиры, ни операции на глаза. У Ханифа Ашраповича с возрастом развилась катаракта, в последние годы жизни он полностью ослеп.
«Когда я к нему приходила в гости, он все время говорил: „Я же воевал, кызым. Почему мне даже операцию не сделают? Я войну пережил, должен хоть что-то получить от государства, почему меня бросили?“ — передает слова деда женщина. — Похоронили как собаку, на дороге. Во всех выплатах отказали, человека нет для них. Пока он был жив, они отмахивались государственными подачками, как только умер — все открестились».
Произошедшее несчастье и последовавший за ним скандал так сильно повлияли на родственников, что дочь ветерана Альфира Маркова оказалась в реанимации.
«Они, как только увидели, что в военном билете другое отчество, сразу сказали, что меня ждет отказ и они даже не станут принимать документы»
«СОТРУДНИКИ СЛУЖБЫ ПОДДАЛИСЬ НА УГОВОРЫ БЛИЗКИХ»
Местная администрация отреагировала быстро — родственникам предложили два варианта на выбор: либо мэрия облагородит могилу, либо организует перенос останков на Аллею славы. Но так как дочь сейчас находится в больнице, то дата пока не определена. До перезахоронения «временную» могилу ветерана Ашрапова огородили. По словам внучки умершего, сегодня в исполком пригласили ее сестру Галину из Елабуги — предлагали подписать согласие на проведение процедуры в среду, однако родственники отказались переносить останки в отсутствие дочери.
Администрация района выразили сожаление по поводу случившегося. По данному факту провели служебную проверку и выяснили, что родственники обратились в ритуальное агентство до обращения в исполком.
«Сотрудники службы поддались на уговоры близких ветерана, которые во исполнение религиозных предписаний торопились захоронить умершего до полудня и вырыли могилу без разрешения муниципалитета, — сообщает пресс-служба исполкома Елабужского района. — В выборе места захоронения родственники участия не принимали. В 11 часов тело было выдано близким, похороны состоялись лишь в присутствии священнослужителя кладбища. За разрешением на захоронение в исполнительный комитет Елабуги обратились уже после похорон, в 13:20. Таким образом, муниципальные органы власти не смогли принять участие в похоронах ветерана». Также стало известно, что по итогам служебной проверки руководством Елабужского района объявлен выговор замруководителя исполкома Калашниковой.
Что касается агентства «Мемориал №1», то прокуратура предписала расторгнуть с этой организацией муниципальный контракт. Однако ситуация с захоронением на дороге в Елабуге не единична — мест на старом кладбище, где похоронили Ашрапова, не хватает. В пресс-службе администрации корреспонденту «БИЗНЕС Online» заявили, что новые кладбища, как мусульманское, так и христианское, открыты для захоронения с 30 января этого года. Первые похороны на новом мусульманском кладбище состоялись 31 января — на следующий день после смерти ветерана Ашрапова.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 183
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.