Сегодня в Казани стартует XXXVIII международный оперный фестиваль им. Шаляпина (продлится до 23 февраля). В текущем году организаторы отказались от традиционного гала-концерта, так что вся афиша — это исключительно репертуарные спектакли театра им. Джалиля, а бонусом — концертная версия «Богемы». Музыкальный критик Сергей Буланов специально для «БИЗНЕС Online» проанализировал афишу Шаляпин-феста 2020 года и рассказал, что о нем думают в российском оперном мире.
Шаляпинский фестиваль — долгожитель, его основали в далеком 1982 году
«ВОЗВРАЩАЕМСЯ В XVIII ВЕК С ЕГО КУЛЬТОМ ПРИМАДОНН!»
Шаляпинский фестиваль — долгожитель, в последние годы ставший противоречивым явлением в культурном пространстве. Внимание к нему приковывается разными, но не всегда творческими способами, постоянно много споров о традиции и модернизации.
«Парад голосов» основали в далеком 1982 году. Прекрасная инициатива директора Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля Рауфаля Мухаметзянова и главного дирижера Виталия Куценко оказалась жизнеспособной: спустя три года фестиваль стал всероссийским, а вскоре и международным. Жаль, что сейчас мы имеем дело с явной спекуляцией на истории. Из года в год в официальных релизах оперного форума мелькают упоминания одних и тех же знаменитостей, давно забывших о Шаляпинском: Ильдар Абдразаков, Рене Папе, Хибла Герзмава, Ольга Бородина, Михаил Плетнев, Валерий Гергиев. Выдающийся немецкий бас Папе, например, спел один раз в Казани в опере «Борис Годунов». Известно, что после дебюта он изъявил желание исполнить партию Филиппа в «Дон Карлосе», но у театра нет данного спектакля в репертуаре, к тому же складывается впечатление, что и не будет.
В прошлом году на Шаляпинском фестивале представили новую постановку оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». Режиссер Михаил Панджавидзе сделал «вариацию» на собственный спектакль, который идет в Большом театре Беларуси. Но этот подход ему не в минус, а в плюс: усилено немало любопытных деталей и идей, смысловых и считываемых мизансцен, постановка — редкий удачный пример качественного «консерватизма».
Бренд Шаляпинского фестиваля еще достаточно прочен и обеспечивает быструю покупку билетов на все спектакли
В 2020-м организаторы решили, что премьеры — это лишнее. Вероятно, такое умозаключение стало возможным как минимум по двум причинам. Первая из них закручена вокруг бренда, который еще достаточно прочен и обеспечивает быструю покупку билетов на все спектакли. Удивляться здесь нечему, параллелей может быть сколько угодно: например, Большой театр России с его прельщающей люстрой. Вторая причина наверняка концептуальная. Шаляпинский позиционируется как фестиваль голосов — практически возвращаемся в XVIII век с культом примадонн! Только есть ли примадонны?
«ЗАПИСИ ДАЖЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЙТИ НЕЛЕГКО»
Нынешний фестиваль откроется 31 января как раз прошлогодней «Царской невестой», в ключевой партии Любаши — солистка Мариинского театра Екатерина Сергеева. Спектакль действительно довольно интересный и внешне не отталкивающий. Год назад основные претензии были к кастингу солистов, которые вновь приедут в Казань в почти неизменном составе. Единственная позитивная надежда на смену дирижера: вместо Арифа Дадашева за пульт встанет Ренат Салаватов.
«Богему» Пуччини споют в концертном варианте. Партию Рудольфа исполнит египетский тенор из Парижа Рагаа Эльдин, в прошлом году он уже выступил на фестивале, публика могла оценить его как Манрико в «Трубадуре». В партии Мими гости мероприятия услышат солистку татарского театра Гульнору Гатину — небезнадежную, хотя в прошлом году она смотрелась на сцене еще довольно робкой артисткой. Кстати, в 2016 году Гульнора пела эту партию в Орвието (Италия). Продирижирует концертным исполнением Марко Боэми.
Премьеру «Пиковой дамы» в постановке Юрия Александрова на Шаляпинском фестивале 2017 года зрители ждали с особым интересом: за плечами режиссера уже виднелись противоречивые трактовки этой оперы Чайковского
В «Трубадуре», возможно, интересно будет послушать солистку Большого театра Анну Нечаеву в партии Леоноры. Интрига — итальянская певица Памела Борри, записи которой даже в международном пространстве найти оказалось нелегко, а биографию — еще сложнее. По обнаруженным фактам, она поет преимущественно музыку старых мастеров, но в Казани представит интерпретацию партии Азучены.
Премьеру «Пиковой дамы» в постановке Юрия Александрова на Шаляпинском фестивале 2017 года зрители ждали с особым интересом: за плечами режиссера уже виднелись противоречивые трактовки этой оперы Чайковского. Казанскую версию общественность и критики приняли тогда с воодушевлением — многим пришлось по душе решение Александрова, выдержанное в традиционном ключе, но с необычными драматургическими акцентами, за внимательное отношение к партитуре маэстро Боэми получал комплименты.
Поскольку премьер в этом году не будет, можно внимательнее присмотреться к тому, как спектакли вообще сохраняются в репертуаре театра. Нередко мы сталкиваемся с «саморазрушением» постановок: что-то со временем теряет актуальность, некоторые задачи режиссера попросту забываются.
Айгуль Хисматуллину многие запомнили по последнему конкурсу им. Чайковского
«ДЖИЛЬДУ СПОЕТ АЙГУЛЬ ХИСМАТУЛЛИНА — НАВЕРНЯКА МНОГИЕ ЗАПОМНИЛИ ЕЕ ПО ПОСЛЕДНЕМУ КОНКУРСУ ИМЕНИ ЧАЙКОВСКОГО»
В «Севильском цирюльнике» титульную партию исполнит Владимир Мороз, а Алексей Татаринцев выступит в роли Альмавивы — оба обладают хорошими голосами, их участие вполне может гарантировать «равновесие» спектаклю. С точки зрения состава исполнителей интересно представление «Риголетто»: можно будет послушать украинских певцов (как правило, они обладают хорошей школой), еще Татаринцева в партии Герцога и Екатерину Воронцову в партии Маддалены. Джильду споет Айгуль Хисматуллина — наверняка многие запомнили ее по последнему конкурсу им. Чайковского. Второй итальянский дирижер Шаляпинского фестиваля, Стефано Романи, кроме «Риголетто», продирижирует и исполнением «Набукко», где в партии Абигайль выступит не так давно взошедшая европейская звезда со стремительной карьерой — Зоя Церерина. В «Аиде» под музыкальным руководством Боэми, скорее всего, центральной героиней окажется Амнерис Ксении Дудниковой.
Кульминацией программы, как и всегда, станет «Борис Годунов» — опера, в которой триумфально блистал Шаляпин. В главной партии выступит любимец татарской публики — Михаил Казаков. Интересно будет послушать Полину Шамаеву: роль Марины Мнишек должна быть близка ей по темпераменту и вокальным возможностям.
Завершится фестиваль представлением современной татарской оперы Резеды Ахияровой «Сююмбике»
«ПРИЧИНЫ «ЗАБАЛЬЗАМИРОВАННОГО» ФЕСТИВАЛЯ ОСТАЮТСЯ ДЛЯ МНОГИХ ЗАГАДКОЙ»
Завершится фестиваль представлением современной татарской оперы Резеды Ахияровой «Сююмбике», мировая премьера которой состоялась в 2018 году. Шаляпинский ежегодно критикуют за отсутствие в афише национальных произведений, и это справедливо: в музыкальной истории Татарстана, несомненно, есть более чем достойные сочинения Назиба Жиганова, Салиха Сайдашева и других композиторов.
Удивительно, но в текущем году в программе не заявлен даже заключительный гала-концерт. А как же традиции? Хотя традиции Шаляпинского фестиваля, конечно, давно пережили форматирование: в неровных исполнительских составах все труднее на ком-то делать адекватный акцент, а не меняющийся годами репертуар приходится называть стабильностью. Причины такой «забальзамированности» для многих загадка, ведь для развития есть абсолютно все.
Сергей Буланов (Москва) — музыковед, музыкальный критик, лектор.
Аспирант Российской академии музыки им. Гнесиных. Куратор музея памяти народной артистки РСФСР Валентины Левко. Ведущий просветительских лекций («Золотой век Большого театра», «Комическое в русской музыке XX века»). В разное время гостями его авторского интервью-проекта «O’key, Гнесинка» были Владимир Федосеев, Нани Брегвадзе, Александр Рудин, Юрий Фаворин, Александр Гиндин, Богдан Волков и многие другие.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.