«В большинстве компаний отрицательная динамика выпуска отмечалась в течение всего года», — бил тревогу накануне Рафинат Яруллин, описывая непростой рынок полимеров. Он призвал не зевать: если «Нижнекамскнефтехим» поторопится с обеими очередями «этиленника», то сможет претендовать на «обратный акциз». Чем заманивает химиков «Долина Менделеева» и какие технологии КНИТУ-КАИ будут повсеместно использовать через три-четыре года, выслушал «БИЗНЕС Online».
Совет директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» вчера собрался на первое заседание в 2020 году
«бороться за каждого клиента, учитывать потребности каждого покупателя»
Совет директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» вчера собрался на первое заседание в 2020 году. Его традиционно открыл предводитель нефтехимиков Татарстана Рафинат Яруллин с докладом об итогах развития отрасли в ушедшем 2019-м. Впрочем, в нем не прозвучало практически ни одной конкретной цифры по подсчету объемов производства и выручки нефтехимиков — видимо, для статистики еще рановато. Зато были очерчены основные тенденции развития рынка — как мирового, так и татарстанского. Их внимательно выслушал круглый стол, на который собрались несколько министров: Фарид Абдулганиев, Альберт Каримов, свеженазначенный Фарит Ханифов, в обязательном порядке нефтехимики: Альберт Шигабутдинов (почему-то второй раз подряд не сын Руслан), Наиль Маганов, Леонид Алехин, а также Талия Минуллина, Тимур Шагивалеев и Ильдар Халиков (непонятно, в какой роли, видимо, представляя энергетиков).
В целом, как можно было понять, нефтехимическая отрасль РТ по объемам выпуска чуть-чуть подкачала. «В 2019 году совокупный объем производства базовых предприятий нефтегазохимического комплекса незначительно снизился. В большинстве компаний отрицательная динамика выпуска отмечалась в течение всего года. Выручка от реализации снизилась в химических компаниях и производстве резиновых изделий», — пессимистично начинался доклад. Подвели в том числе цены на нефтехимическую продукцию — как российские, так и мировые, особенно во втором полугодии. Ниже уровня 2018-го была стоимость нефти, техуглерода и карбамида. На низком уровне находятся цены на натуральный и синтетический каучуки.
Чуть подробнее Рафинат Саматович остановился на рынке полимерной продукции, на которой специализируется ТАИФ. «Нижнекамскнефтехим» уже больше года жалуется на неблагоприятную конъюнктуру мировых цен, и, кажется, ситуация ничуть не улучшилась. В течение 2019 года снижались цены на пластики на европейском и китайском рынках. В России стоимость отдельных марок полиэтилена в декабре упала до 65 рублей за килограмм. Линейный полиэтилен, чьим единственным производителем в России пока что (до запуска тобольского «ЗапСибНефтехима») остается НКНХ, продается по минимальным с 2015 года ценам.
Все это происходит в условиях роста конкуренции, отметил Яруллин. Он не смог не отметить пресловутый «ЗапСиб», а кроме того, рост поставок в Россию полиэтилена низкого давления с новых заводов в Узбекистане и Туркменистане, линейного полиэтилена из Южной Кореи и США. Логичным выводом было уже привычное наущение республиканским нефтехимикам: «Татарстанским компаниям необходимо бороться за каждого клиента, учитывать потребности каждого покупателя».
Рафинат Яруллин: «Прогнозируется более триллиона рублей инвестиций в инфраструктурные проекты. Часть средств может быть вложена в нефтехимию»
Россия: обратные акцизы и ФНБ
От общемировых тенденций перейдем к российскому рынку. В 2019-м, отметил Яруллин, Россия запустила два газопровода — «Сила Сибири» и «Турецкий поток», в этом году ожидается старт «Северного потока – 2». «Газпром» прорабатывает строительство газохимического комплекса на Ямале, есть и еще целый ряд крупных проектов по производству полиолефинов из газового сырья. «Экономику этих проектов должны обеспечить обратные акцизы на этан и сжиженные углеводородные газы. В текущем варианте поддержку смогут получить компании, вложившие не менее 65 миллиардов рублей в переработку соответствующего сырья до 2025 года», — напомнил Яруллин. Правда, механизм компенсации обратных акцизов пока не решен. Одним из вариантов может стать введение налога на добычу попутного газа, чтобы стимулировать таким образом его глубокую переработку.
Ухватить свой кусочек вполне могут и татарстанские предприятия. Так, на обратные акцизы может надеяться ТАИФ. Под текущие условия подпадет «этиленник» «Нижнекамскнефтехима», если будут строиться сразу обе очереди, пояснил журналистам после мероприятия Рафинат Саматович. Напомним, НКНХ в прошлом году привлек для «этиленника» немецкое финансирование в 807 млн евро (56 млрд рублей по текущему курсу) и еще 40 млрд — на российском рынке. Яруллин добавил в эту копилку возможностей и новые проекты «Казаньоргсинтеза».
Приглядывается к обратному акцизу и «Татнефть». «Чтобы в существующих налоговых условиях взять и побежать в нефтехимию, я бы сказал, надо быть крепко отмороженным. То, что правительство сегодня говорит об обратном акцизе, означает, что есть государственное видение», — говорил на пресс-конференции днем ранее Маганов.
Помимо обратного акциза, будут и другие возможности. «В этом году правительство может начать вкладывать средства фонда национального благосостояния. Прогнозируется более триллиона рублей инвестиций в инфраструктурные проекты. Часть средств может быть вложена в нефтехимию», — намекнул Яруллин.
Нефтехимики в 2019 году хорошо пополнили копилку бюджета в виде налогов, в целом произошел общий рост отчислений, причем за счет «Татнефти», «Нижнекамскнефтехима» и «Аммония»
Татарстан: «Аммоний» смотрит на метанол, «Нэфис» подрос на 10%
Нефтехимики в 2019 году хорошо пополнили копилку бюджета в виде налогов, в целом произошел общий рост отчислений, причем за счет «Татнефти», «Нижнекамскнефтехима» и «Аммония». Однако многие компании из-за снижения прибыли сократили отчисления, и здесь подкачал ТАИФ: максимальное снижение у ТАИФ-НК и «Казаньоргсинтеза», как, впрочем, и у шинного комплекса «Татнефти». «По итогам 2019-го прогнозируется рост прибыли татарстанских компаний, обеспеченный более высокими ценами в первом полугодии», — обнадежил Яруллин.
«Татнефть» подробнейшим образом отчиталась о своих успехах днем ранее. Поэтому остановимся на других предприятиях. Так, на ТАИФ-НК дела идут ни шатко ни валко: объемы переработки остаются на уровне 2018 года, а выпуск моторных топлив ниже уровня 2018-го на 8%. Возможно, сказалось начало выпуска бензина «Евро-5» на ТАНЕКО. Индекс производства «Нижнекамскнефтехима» составил 97,4%: в четвертом квартале снизился выпуск альфа-олефинов, полиэтилена и полипропилена.
Зато «Казаньоргсинтез» — молодец: в 2019 году увеличил производство почти всех видов продукции, совокупный рост составил 2,7%. Снижен лишь выпуск поликарбоната из-за модернизации производства и наращения мощности. В четвертом квартале проект был завершен и выпуск продукта вырос на 21%. Впрочем, тогда же предприятие снизило производство этилена: «Татнефть» (не в отместку ли за каучуки?) уменьшила ему отгрузки этана, так что пришлось везти дополнительное сырье с «Нижнекамскнефтехима».
На «Аммонии», вступившем в банкротство и ожидающем прихода нового хозяина Романа Троценко, индекс производства по итогам года составил 96%, производство переориентировано с аммиака на метанол. «Нэфис Косметикс» в 2019-м увеличил производство на 10%, в основном за счет роста выпуска стиральных порошков, мыла и моющих средств во втором полугодии. Рентабельность продаж восстановилась до 16% после снижения в 2018-м.
Ректор Российского химико-технологического университета им. Менделеева Александр Мажуга рассказал про «Долину Менделеева» в Москве
«Продаем одну тонну за 500 долларов, а завозим за 3 тысячи»
После бодрого, но тревожного доклада Яруллина, не вызвавшего ни единого вопроса, председатель «клуба» Рустам Минниханов дал слово приглашенным инноваторам. Ректор Российского химико-технологического университета им. Менделеева Александр Мажуга рассказал про «Долину Менделеева» в Москве. Первые корпуса долины должны быть при помощи федерального финансирования построены в 2020 году. Это рай для исследователей, цель которых — разработать технологии для высокотехнологичной химии и ее импортозамещения в России. Это микро- и малотоннажная химии, которые дают высокомаржинальный продукт. Сейчас Россия импортирует около 11 млн т химической продукции на сумму $29 млрд, а экспортирует 50,3 млн т на $19,5 миллиарда. «Мы продаем одну тонну за 500 долларов, а завозим за 3 тысячи, разница в 6 раз», — констатировал спикер, поясняя: ввозится как раз высокотехнологичная химия.
«Долина Менделеева» будет заниматься производством особых материалов, медицинской фармхимией, средствами защиты растений и цифровизацией химических производств. По линии малотоннажной химии вуз уже начал работать с СИБУРом и приглашает к сотрудничеству татарстанские предприятия и научные институты.
— А где расположена долина? — поинтересовался Минниханов.
— Территориально — Тушино, Москва, — уточнил Мажуга.
— Вы были там, Рафинат? — спросил президент и услышал утвердительный ответ сбоку. — Я вас прошу, коллеги, «Казаньоргсинтез», ТАИФ, ТАНЕКО, съездить, посмотреть. В ближайшие две недели договоримся. Спасибо, что приехали!
Следующим у трибуны блистал ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов. Он презентовал нефтехимикам достижения своих подопечных — несколько новых технологий по порошковой обработке деталей и уникальной лазерной сварке. К началу речи ректор вручил Минниханову металлическую деталь, которую тот с интересом крутил в руке.
— Изделия, которые мы никогда не могли сделать. Уникальные вещи, — отрекомендовал президент доклад Гильмутдинова.
— Позвольте представить вам уникальные технологии, которые за последние два года разработаны в университете, — сказал ректор и приступил к описанию плазменной обработки деталей порошком. Вуз разработал и запустил большую плазменную установку с температурой порядка 7 тыс. градусов Цельсия — для нанесения на поверхности деталей порошка в 20–80 микрон. Вторая технология — композитные порошки, из которых можно «выращивать» изделия. Технологии не имеют аналогов, а на исходе материал получается и прочным, и пластичным.
Еще один крупный проект КНИТУ-КАИ — лазерно-акустические технологии, при помощи которых можно сварить аккуратные и прочные швы на металле. Такие детали прошли самые замысловатые испытания на прочность.
— Сейчас огромное количество публикаций по всему миру, но мы, на свое счастье, все запатентовали, — уточнил Гильмутдинов. — Следующее изделие у вас на столе, это горелка Siemens, она раньше делалась из 18 разных компонентов, а сейчас используются аддитивные технологии. Через три-четыре года все российские пользователи будут применять модуль, разработанный нашим университетом.
Горелка пошла по рукам — министры и бизнесмены изучали металлическую деталь по кругу.
— Кроме Альберта, никто не понял, — шутливо подытожил доклад Минниханов, попросив ректора упростить объяснения до популярных. Гильмутдинов повторил, что сейчас все используют простую лазерную сварку, а придуманная в вузе лазерная сварка вкупе с ультразвуком намного эффективнее. Президент попросил его устроить большой семинар для инженерных служб нефтехимических компаний.
— Я считаю, вы очень продвинутые. Но наукой надо заниматься так, чтобы выхлоп был уже прикладной. Вы не академия наук — вы должны делать прикладные вещи, — напутствовал глава республики ректора.
Рустам Минниханов: «Выразим свое уважение людям, которые разрабатывают новые технологии»
Ароформинг и полиуретановые покрытия
Далее гендиректор московского ООО «НГТ-Синтез» Денис Пчелинцев рассказывал о метаформинге. Это новая технология производства бензина, во время которой осуществляется совместная переработка и углеводородов, и спиртов в одном реакторе. На выходе получается и высокооктановый бензин, и бензол. Технология позволяет уменьшить выхлопы из бензина парниковых газов, а значит, с этим топливом прямая дорога в озабоченные данным вопросом страны Евросоюза. Компания-разработчик сидит рядом с офисом «Татнефти» в «Сколково» и ждет сотрудничества.
К слову, ООО «НГТ-Синтез» уже изучило возможности внедрения технологии на ТАНЕКО и ТАИФ-НК. На первом предприятии можно было бы таким образом перерабатывать 200–400 тыс. т сырья в год, на втором — 100–300 тыс. тонн. «Новое направление, давайте проработаем», — откликнулся Минниханов, обращаясь к нефтехимикам.
И наконец, последней выступила гендиректор московского ООО «Мегапром» Елена Платонова. Компания занимается инновациями в сфере защиты металла, бетона и кирпича, то есть плотно работает в строительной сфере. «Мегапром» делает полиуретановые покрытия, которые используются на очистных сооружениях, кровлях спортивных сооружений, на аэродромах, в резервуарных парках. «Фарит», — позвал президент. Тут настала очередь проявить себя Ханифову, который тут же встал и начал профессиональный диалог с Платоновой, показывая свою глубокую осведомленность.
«Выразим свое уважение людям, которые разрабатывают новые технологии», — закончил заседание аплодисментами Минниханов и назначил следующее на 28 февраля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 93
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.