Руслан Хасбулатов — председатель Верховного Совета РСФСР (1991 — 1993): Руслан Хасбулатов председатель Верховного Совета РСФСР (1991–1993)
— А что там важного? Президент у нас все и вся, обладает всеми мыслимыми и немыслимыми полномочиями, а другие органы власти — ничем. Ну вот парламент будет утверждать его решения — вот и все. Слово «подряд» по количеству президентских сроков убирается — и больше ничего. Были недовольные, давно поднимали вопрос о том, что все-таки надо расширить функции Федерального Собрания. Ну кинули кость. Мне все это смешно как-то. Наверное, я опытный слишком.
Андрей Нечаев — экономист, экс-министр экономики РФ: Андрей Нечаев экономист, бывший министр экономики РФ
— Мне кажется, очевидно, что Владимир Владимирович хочет сохранить за собой реальную власть, но пока у него явно нет готового ответа, в какой конструкции он это планирует сделать, потому прорабатываются разные варианты, в том числе сценарий создания некоего нового государственного органа в виде Госсовета. Только пока непонятно, с насколько широкими полномочиями: будет эта структура над правительством или наравне с ним и так далее.

Второй вариант — ослабление, уменьшение функций президента и расширение полномочий парламента и, соответственно, правительства. Последнее будет в большей степени зависеть от парламента и правящей партии, неформальным лидером которой является Путин. Значит, это тоже может быть конструкция «более сильный премьер при более слабом президенте». Какой вариант Владимир Владимирович выберет, думаю, пока не знает и сам глава государства.
Мидхат Фарукшин — политолог, профессор КФУ: Мидхат Фарукшин политолог, профессор КФУ
— Очень трудно сказать, что там Путин задумал. Если верить его словам, то президент желает укрепления государственности, повышения роли представительных органов, но, может быть, все это только для того, чтобы создать на будущее удобную позицию перехода на какую-то должность. Я не думаю, что Владимир Владимирович откажется от власти. Речь идет о том, чтобы расширять свои полномочия, хотя транзит власти может пойти разными способами. Некоторые говорят, что это будет осуществляться через Госсовет с его расширенными полномочиями. Посмотрим, какие функции будут у Госсовета в Конституции после внесения поправок.

Наиболее принципиально важной из предстоящих изменений в Основной Закон я считаю тему верховенства национальных законов над международными, ведь Россия устала платить по решениям Европейского суда по правам человека, которые с точки зрения нашей власти являются неправомерными, но которые приходится выполнять. Видимо, надоело платить — и намереваются освободиться от решений по международным обязательствам, ссылаясь на свою Конституцию. Что касается других изменений, то понятно, что это ослабление власти будущего преемника, передача важных функций парламенту, в частности, по формированию правительства.
Рафаэль Хакимов — директор Института истории им. Марджани АН РТ: Рафаэль Хакимов директор Института истории им. Марджани АН РТ
— У Путина же скоро заканчиваются президентские полномочия — может, готовит место себе. У меня такое предположение. Что важнее — международные или национальные законы? Это вопрос такой, не столь важный. Если ты подписываешь международный договор, то в любом случае международные законы становятся твоими внутренними. Или ты соглашение не подписываешь и живешь по внутренним законам. А назначения министров…. Все равно Путин контроль будет держать в своих руках. Перестановки — определенный ресурс для каких-то изменений, но сказать, что трансформации произошли, сейчас невозможно. Почему? Ключевой вопрос — экономика, а там пока ничего не поменялось, даже и не предполагается, потому что собираемость налогов — это не инвестиция, а проблема.
Сергей Марков — политолог, директор Института политических исследований: Сергей Марков политолог, директор Института политических исследований
— Мне кажется, Владимир Путин меняет Конституцию для того, чтобы уйти от ситуации со сверхпрезидентской республикой, которая была образована в 1993 году. Она организована по итогам распада Советского Союза, в результате разрушения экономики, страшной бедности, по итогам госпереворота в 1993-м, совершенного Борисом Ельциным. Собственно, он и консолидировал исполнительную власть для радикальных реформ. Реформы эти не очень получились, как мы знаем, они привели к колоссальным социальным, политическим издержкам и так далее.

Когда Путин стал президентом, ему пришлось создать сверхвласть для исправления ошибок Ельцина и его команды. Уже тогда можно было начинать трансформацию, но возникли причины подобного не делать… Потом, когда Путин вернулся к власти после двух первых сроков, можно было бы снова этим заняться, но возникли срежиссированные западными спецслужбами беспорядки, известные как Болотная. Тоже не получилось. Затем началась гибридная война… В общем, появлялись причины все это дело откладывать. Сейчас все-таки приближается 2024 год, решено сформулировать новую конструкцию власти. Ее смысл в том, что власть уходит от президента в разные стороны.

Какое из предложений Путина кажется наиболее важным и принципиальным? Госдума станет утверждать не только премьер-министра, но и часть федеральных министров. Это будет означать переход к парламентско-президентской республике вроде современной Франции. Это огромные принципиальные изменения.
Аббас Галлямов — политолог: Аббас Галлямов политолог
— Меняя Конституцию, Путин решает две задачи. Первая — он пытается убедить общество в том, что никакого застоя в стране нет, а, наоборот, есть реформы. Дело в том, что среди избирателей крепнет запрос на перемены. Пытаться сохранить все как есть, ничего не трансформируя, становится слишком опасным — рейтинг и без того падает. В этом смысле реформу можно назвать PR-мероприятием, призванным воздействовать на общественное мнение. Вторая задача, которую решает Путин, связана с обустройством его собственного политического будущего. В 2024 году ему надо уходить с поста президента, а значит, необходима новая властная конфигурация, которая позволит ему сохранить контроль над ситуацией. Главной из объявленных реформ представляется в этом смысле расширение полномочий Госдумы в части назначения членов правительства. Она заставляет предположить, что, возможно, Путин готовит место спикера следующей Думы для самого себя.
Ркаил Зайдулла — депутат Госсовета РТ, драматург: Ркаил Зайдулла депутат Госсовета РТ, драматург
— Я считаю, что это несущественные изменения, они мало коснутся нашей общественной жизни. Хотя Лукьянова из Высшей школы экономики считает их революционными и направленными на начало уничтожения принципов федерализма, тут напрямую об этом речи не идет. Не думаю, что будут какие-то серьезные перемены, возможно, Путин готовит еще что-то. Самое страшное, если трансформации нанесут вред принципу федерализма, но президент прямо сказал, что главным у нас является многонациональный народ, поэтому, надеюсь, угрозы нет, речь прежде всего идет о сохранении личной власти.
Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ: Фатих Сибагатуллин депутат Госдумы РФ
— Поправки в Конституцию уже давно назрели, а в Татарстане и раньше так было: вице-премьера сначала утверждает Госсовет РТ, в Москве же на данный пост назначали напрямую, минуя Госдуму, хотя она и считается высшим органом народной власти. На самом деле тут особых перемен нет, ведь сейчас парламенту невозможно контролировать работу правительства по-настоящему. Хотя то, что депутаты теперь станут утверждать членов правительства, — это важно и принципиально. Ведь как было? Например, кто из депутатов утвердил бы министром сельского хозяйства Патрушева — человека, далекого от села, банкира? Раньше премьер-министр предлагал сам напрямую кандидатуры Путину, а сейчас кандидата в депутаты будут обсуждать, пытать его. Давно пора было уже вводить это, а то все говорили, что депутаты ничего не делают, но последним не давали соответствующих прав.
Максим Калашников — футуролог, писатель: Максим Калашников футуролог, писатель
— Думаю, это некая попытка переложить ответственность за сложившиеся в стране застой и кризис на другие плечи, увести внимание в другую сторону. Кризис в Российской Федерации — ситуация застоя, деиндустриализация, сохранение сырьевой экономики — создавался десятки лет. Нефтяные дожди, что пролились с 2000 по 2014 год и, в общем, продолжаются сейчас, не послужили целью для новой индустриализации. Страна, по сути дела, так и осталась сырьевой. Это вызвало падение общества в новые 90-е по нищете и, подозреваю, такие страшные протестные настроения, причем не только у простого народа, но и в части верхушки, что заставило идти на вот такую перестройку. По сути, это она и есть. Вторая с 1985–1988 годов. Мне ее очень сильно напоминает, вплоть до повторения некоторых сценариев. Скажем, при Горбачеве все сидели и одобряли какого-нибудь Чингиза Айтматова, драматурга Шатрова, академика Лихачева, а сейчас это Прилепин и Шахназаров, условно говоря. В данном отношении, повторю, сценарии похожи. Думаю, что затеянная сейчас перетряска системы власти сама станет фактором кризиса, она сильно ухудшит ситуацию.

Что касается предложений Путина, принципиальными мне кажутся все и ни одно. Всё сведется к профанации. Давайте возьмем маленький пример: формирование ответственного правительства, состоящего из квалифицированных специалистов, естественно, должно вестись с помощью парламента. Но в парламенте находятся не партии, а симулякры. При этом не снимается многочисленных «рогаток» на пути здоровых, нормальных выборов, ведь на самом деле в стране не только Навальный есть, имеются вполне здравые, патриотичные, промышленно ориентированные, направленные на развитие силы, которые не относятся к партиям-симулякрам.
Мидхат Курманов — адвокат, экс-министр юстиции РТ, доктор юридических наук (конституционное право) Мидхат Курманов адвокат, бывший министр юстиции РТ, доктор юридических наук (конституционное право)
— Путин хочет усилить Госсовет, сделать его таким, как в Казахстане. Там без согласия ГС не назначается ни премьер, ни его заместители, ни рядовые министры. В принципе важным является и утверждение министров Госдумой — вроде бы демократия. Остальное же так и было: судей и сейчас Совет Федерации утверждает, нет никакого ограничения в этой части.