Коренной челнинец и обладатель оперного баса пришел к театральной режиссуре и уже пять лет с успехом ставит детские спектакли на сценах республики. В своем интервью «БИЗНЕС Online» Владимир Васильев рассказал о том, какие постановки хочет видеть современный маленький зритель, почему «Бременских музыкантов» ставить было сложнее всего и о чем стоит задуматься обладателям смартфонов.
27.03.2011. Голландия. «Кармен». Цунига — Владимир Васильев, Кармен — Анжелина Швачка
«В КАЗАНИ УДАЛОСЬ ПОКАЗАТЬ ВСЕ ТРИ МОИ СПЕКТАКЛЯ»
— Владимир, вы родились и выросли в Набережных Челнах и уже 20 лет живете и работаете в Казани. Что изменилось в вашей жизни за это время и оправдались ли ваши надежды с переездом в большой город?
— Надо же, действительно, в 2020 году исполняется 20 лет, как я поступил учиться в Казанскую государственную консерваторию. Данное событие стало поворотным в моей жизни: это и переезд в другой город, и иной круг общения, и новая профессия, и позже работа в филармонии, в оперном театре, и участие в конкурсах, и гастроли по России и за рубежом — всего не перечислить. Но я всегда помню о том, что основа была заложена здесь, в родном городе Набережные Челны, где живут мои родители, где я создал семью, родился мой первый сын, куда возвращаюсь к своим родным и близким. К счастью или к сожалению, переезд был вынужденной мерой. Ведь ближайшая консерватория, где я мог овладеть специальностью оперного певца, находилась только в Казани. Мне повезло: эти два 10-летия оказались для меня временем творческого вдохновения, роста и самореализации.
— То есть если бы в Челнах была консерватория, вы бы остались?
— Возможно. Но ведь тогда в Челнах нужно было бы открыть и оперный театр, и филармонию. А что дальше? Как говорится, аппетит приходит во время еды. Здесь ведь точечными решениями не поможешь, если уж решать вопрос, то нужно подходить комплексно. И так в любой сфере, не только в искусстве. Но справедливости ради надо сказать, что в последние годы вопросам культуры в республике уделяется должное внимание, и не только в Казани. В Челнах, например, еще в 2005-м открыли уникальный Органный зал с потрясающей акустикой. Насколько я знаю, решаются вопросы о зданиях Татарского драматического театра, театра «Мастеровых», театра кукол.
— С увеличением количества театров нужно будет решать вопрос и с наполняемостью залов. Как это происходит в Казани?
— Поверьте, театров много не бывает. У людей должен быть выбор. Помню, я удивленными глазами смотрел на каждый вновь открывавшийся гипермаркет в Казани — ну куда еще, кто будет ходить в эти магазины, удивлялся я. А ТЦ все продолжают строить. Со зрителем так же. А наполняемость зала зависит не всегда от публики, иногда даже больше от грамотного менеджмента, интересного репертуара и качественного представления театра.
— Только что завершились новогодние праздники, а вместе с ними и новогодние спектакли, которые вы представили 2, 3 и 4 января на сцене Органного зала в Набережных Челнах. Но уже за месяц ни на сайте, ни в кассе достать билеты было невозможно.
— Да, к счастью, все билеты в Набережных Челнах, да и в Казани, раскупили задолго до представления. Меня это очень радует, значит, наши проекты вызывают интерес у зрителей.
Музыкальный спектакль «Новогодние приключения Буратино»
— Два года назад вы привозили в Органный зал «Нехочуху». Что было на этот раз?
— В этом году мы вновь решили порадовать юных зрителей встречей с музыкальным спектаклем «Новогодние приключения Буратино», который я поставил пять лет назад, и новой постановкой «Бременские музыканты», премьера которой состоялась в Казани, на сцене Татарской государственной филармонии им. Тукая, 21 декабря. В Казани удалось показать все три мои спектакля. Это был своего рода новогодний фестиваль детских спектаклей режиссера Владимира Васильева.
— Пять лет — это серьезный экзамен на прочность. Как вы пришли к режиссуре, ведь еще недавно мы знали вас только как оперного певца?
— Честно сказать, до некоторых пор я и подумать об этом не мог. Ведь режиссура — особый мир взаимоотношений с артистами, со зрителем, с самим собой, тем материалом, который ты воплощаешь в жизнь. Это очень ответственно, волнительно, но безумно интересно и захватывающе. Будучи оперным певцом, создавая тот или иной образ в спектакле, я невольно становился не только исполнителем, но и сотворцом этого действа. Но, помимо исполнительства, мне всегда было интересно наблюдать за волшебством и таинством создания спектакля в целом. В 2015 году я осмелился покорить и эту вершину творчества, создать и поставить свой первый спектакль «Новогодние приключения Буратино».
«с каждым годом людей все тяжелее удивить чем-то новым»
Спектакль «Бременские музыканты»
— Почему в этом году для постановки вы выбрали «Бременских музыкантов»?
— Во-первых, в 2019-м исполнилось ровно полвека с момента выхода на голубые экраны легендарного мультфильма «Бременские музыканты», где прозвучали популярные и всеми любимые песни Геннадия Гладкова. Во-вторых, я всегда выбираю те сказки, которые мне самому нравятся с детства и обязательно несут воспитательный момент. Многое из того, что мы видим сегодня по телевизору, часто вызывает у меня недоумение… Здесь, мне кажется, нужен более строгий контроль. А в-третьих, и тут ошибся очень сильно, я думал, что поставить этот спектакль будет очень просто.
Спектакль «Нехочуха»
— В чем вы ошиблись?
— Дело в том, что для первых двух спектаклей, «Новогодние приключения Буратино» и «Нехочуха», пусть и с известными персонажами, я сам писал сюжет, развитие, интригу, связки. В этом году решил немного облегчить себе задачу и взять готовый классический сценарий по клавирам Василия Ливанова и Юрия Энтина 1972 и 1984 годов, понятно, что со своей интерпретацией. Проект заявлен, обратной дороги уже не было. Но я не рассчитал, что все герои — поющие. А где их столько взять? Кроме того, у отдельных персонажей много текста (у Короля) или пения (Трубадур, бременские музыканты), а у нас обычно проходит 3–4 представления в день — как они выдержат? В третьих, текст связан между отдельными героями настолько плотно, что количество репетиций пришлось увеличить, чтобы в срок подготовиться к премьере. В-четвертых, декорации, реквизит и костюмы должны были соответствовать ожиданиям зрителя, узнаваемы — как все это обеспечить? Многое пришлось делать своими руками: декорации, реквизит, видео- и звукоряд, эскиз костюмов… В-пятых, не все артисты, на которых я рассчитывал, оказались готовы посвятить себя этому проекту. В общем, раза три-четыре у меня просто опускались руки от безысходности и я в ужасе хватался за голову от мысли: как же мне склеить все эти пазлы и довести проект до конца хоть в каком-то состоянии? В итоге бессонные ночи, снова творческие мучения и тот самый случай, когда количество переросло в качество и все срослось.
30.07.2009. Вена. Австрия. Дома у Е.Е. Нестеренко во время стажировки
— Что вам больше всего запомнилось во время постановки или самого спектакля «Бременские музыканты»?
— Было много приятных моментов, но один из самых ярких для меня случился на последнем спектакле. Так заведено в театральной среде, и я продолжаю эту традицию, что последний спектакль, например, на гастролях или в сезоне актеры играют, устраивая шутки или неожиданности друг для друга по ходу действия, невидимые для зрителя, но очень заметные и вызывающие смех или удивление самих актеров. Я тоже решил сделать что-то неожиданное, но приятное для всех артистов — распечатал крупными буквами «Я вас люблю!» и повесил эту надпись незаметно для артистов над собой на задней стене зрительного зала (каждый спектакль сижу на том месте и знаю, что артисты обращают на меня внимание). Все актеры, думаю, кто выходил на сцену, — прочитали для себя это искреннее послание от меня, и надеюсь, им было приятно! Мало того, бременские музыканты, которые одними из первых выходили на сцену и, видимо, прочитали эти слова, одновременно не спели третью строчку в песне. Как оказалось (об этом я узнал от самих артистов уже после спектакля), у всех, как и у меня же, навернулись слезы и встал ком в горле от неожиданного признания в любви за труд артиста!
— Судя по отзывам и комментариям в социальных сетях, зрители просто в восторге от ваших спектаклей. Пишут самые теплые слова и впечатления, говорят, что это лучшие спектакли, которые им приходилось видеть.
— Это самое главное. Вот ради этого мы и стараемся. Спасибо, очень приятно!
15.11.2005. Владимир Васильев с Ириной Архиповой. XXI международный конкурс вокалистов им. Глинки. Челябинск
— Отличается ли сегодняшний зритель от того, который был несколько лет назад?
— Думаю, что зритель, который приходит в театр, всегда остается таким же, как и всегда: верит в чудо и ждет встречи с прекрасным. Конечно, с каждым годом людей все тяжелее удивить чем-то новым, ведь они многое уже видели. Единственное, что нас всех отличает от нас же самих пятилетней давности, — это общение через мобильный телефон, не только в жизни, но даже и в театре. Если раньше все смотрели спектакль, то сегодня, за редким исключением, тот же зритель, сидя в зале, смотрит в монитор смартфона, снимая спектакль. Мы перестаем общаться друг с другом, нам легче отправить сообщение в соседнюю комнату, чем подойти и поделиться своими впечатлениями с человеком лично. И об этом стоит серьезно задуматься.
— Кто принимает участие в ваших спектаклях?
— Это мои друзья и коллеги, артисты филармонического музыкально-литературного лектория, детские танцевальные коллективы «Задоринки» (художественный руководитель — Алина Зарипова) и «Салават Күпере» (художественный руководитель — Надежда Будыленко) и приглашенные артисты. Всего 30–35 человек, из них около половины — дети.
04.02.2008. Опера Р. Ахияровой «Любовь поэта». Владимир Васильев в роли Газраиля, Тукай — Ахмед Агади. ТАГТОиБ им. Джалиля
«В ЭТОМ ГОДУ НАШИ СПЕКТАКЛИ УВИДЕЛИ УЖЕ ОКОЛО 20 ТЫСЯЧ ЗРИТЕЛЕЙ»
— Как можно пройти прослушивание, кастинг и попасть к вам?
— В уже поставленных спектаклях состав артистов сохраняется почти один и тот же. Однажды встретившись с людьми и сработавшись с ними, я ценю и дорожу ими. И они, думаю, отвечают мне взаимностью. Дети, которые пришли ко мне пять лет назад, за это время выросли, становятся уже девушками и юношами. Это мои любимые Айгуль Мулюкова, Полина Модина, Егор Петров, Илья Салин, Исмаил Шигапов, «Задоринки». Новые артисты появляются с новым спектаклем, когда я провожу кастинг на ту или иную роль. Как правило, отбор проходит в несколько этапов: первая встреча, когда я условно выбираю типаж и предполагаю потенциал артиста, затем — читка текста, музыкальные репетиции в классе, сценическая репетиция на сцене. Все по-настоящему, как в театре.
— В спектаклях принимают участие и ваши дети?
— Да, я очень рад, что обоих моих сыновей, Александра и Николая, за эти годы смог приобщить к сцене, к тому искусству, в котором живу сам. Надеюсь, что это пригодится им в жизни и, возможно, когда-нибудь станет определяющим событием в выборе профессии.
— Сколько спектаклей вам удается показывать за новогодний сезон?
— В 2015 году я начинал с 9 спектаклей: 8 спектаклей в Казани и один пробный был в Челнах. Каждый год мы увеличивали количество представлений и в этом году вышли на уровень 29 спектаклей: 18 в Казани и 11 в Челнах. Только в этом году наши спектакли увидели около 20 тысяч зрителей.
— В следующем году, я так понимаю, будет еще больше?
— Все может быть. (Смеется.) Но надо понимать, что это уже космический, запредельный уровень. Дело в том, что состав артистов — один. И то, что концерты до сих пор проходили без срывов, — это большое чудо! Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить моих дорогих артистов за преданность своему делу и самоотверженный, порой героический труд. Эти проекты состоялись благодаря каждому из вас!
— Вы руководите филармоническим музыкально-литературным лекторием с 2014 года. Расскажите немного о коллективе.
— Надо сказать, что в 2020-м наш коллектив будет отмечать свой 75-летний юбилей. Это старейший коллектив Татарской государственной филармонии им. Тукая. В разные годы в лекторийном отделе работали такие певцы, как Эмиль Заляльдинов, Нажия Теркулова, Рауф Аббасов, Альфия Галимова, Гали Ильясов, Галина Ластовка, Клара Хайретдинова, Рустам Маликов; Рустем Абязов (скрипка), Лариса Маслова (виолончель), баянисты Владимир Федотов и Назип Бадретдинов; концертмейстеры Николай Алексеев и Владимир Варшавский; лекторы-музыковеды Миляуша Утей и Клара Тазиева; мастер художественного слова Айрат Арсланов и другие. Это была плеяда выдающихся артистов. Сегодня коллектив состоит из 12 музыкантов, среди которых певцы Георгий Ибушев, Ригина Валиева, Гульнара Байназарова, Дмитрий Босов, Ильяс Камалов (виолончель), Роман Чуйнов (концертмейстер) и другие. На протяжении всей своей истории лекторий ведет огромную просветительскую деятельность, главным образом для подрастающего поколения, путем приобщения к миру высокого искусства, музыки и художественного слова. Помимо школьных концертов, ежегодно организуется ряд тематических концертов силами всего коллектива и сольных концертов отдельных артистов.
06.01.2018. Сцена из музыкального спектакля «Нехочуха»
— Вы выступаете только по Татарстану?
— Нет, в 2015 году мы приняли участие в концерте памяти поэта, лауреата Государственной премии им. Тукая Равиля Бухараева, который проходил в Париже, во Франции. В 2016-м — в концерте к 110-летию со дня рождения Мусы Джалиля в Челябинске. А в 2018 году принимали участие в Днях культуры Республики Татарстан в Чешской Республике, где выступили с концертом в Праге и Брно. Кстати, эти концерты совпали с выборами президента России, и 18 марта мы впервые проголосовали за рубежом.
24.01.2013. М.Ш. Шаймиев вручает В.М. Васильеву благодарственное письмо
— Челябинск, насколько я знаю, для вас тоже особенный город?
— Да, в 2005 году в Челябинске проходил XXI международный конкурс вокалистов им. Глинки, на котором из рук легендарной Ирины Константиновны Архиповой мне, Альбине Шагимуратовой и Алексею Волжанину вручили первую премию. Я помню трогательные слова Марии Биешу, которая также была в составе жюри и сказала мне после конкурса: «Вот видишь, Володя, я тебе еще в Курске сказала, что у тебя все получится»! Тогда, в 2004 году, в Курске, на II всероссийском открытом конкурсе вокальной музыки им. Свиридова, я получил III премию и специальный приз «За лучшее исполнении произведения композитора XX века».
03.12.2014. Во время антракта спектакля «Борис Годунов». Пимен — Владимир Васильев, Юродивый — Юрий Петров, Шуйский — Олег Мачин
— Вы ежегодно приезжаете в родной город с сольными концертами. Когда мы вас сможем услышать в ближайшее время?
— 2019 год оказался очень насыщенным. Мне удалось выступить в Органном зале трижды: 8 Марта с концертом «Благодарю тебя!», 21 апреля с концертом «С Днем Победы!» и 6 октября с «Осенним концертом», который совпал с днем рождения моей мамы. В этом году предполагаю посвятить свои концерты предстоящим трем крупным событиям — это 75-летие филармонического музыкально-литературного лектория, о котором я говорил, и, конечно же, 75-летие со Дня великой Победы и 100-летие Татарской АССР.
Визитная карточка
Владимир Михайлович Васильев — оперный певец (бас), художественный руководитель филармонического музыкально-литературного лектория, педагог академического вокала Казанской государственной консерватории им. Жиганова. Заслуженный артист Республики Татарстан.
Родился в городе Набережные Челны в 1978 году.
Образование:
Первое образование получил в 1995–2000 годах в Казанском государственном педагогическом университете по специальностям «учитель истории» и «организатор народного образования».
Второе получил в 2000–2006 годах в Казанской государственной консерватории им. Жиганова на вокальном факультете в классе Юрия Владимировича Борисенко.
В 2009 году окончил аспирантуру КГК им. Жиганова (класс Ю.В. Борисенко).
2006–2008 — стажировался в Московской государственной консерватории им. Чайковского у профессора Важи Чачавы.
В 2009-м стажировался в Вене (Австрия) у профессора Евгения Евгеньевича Нестеренко.
Трудовая деятельность:
С 2004 года по настоящее время — солист Татарской государственной филармонии им. Тукая.
2006–2019 — солист Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Джалиля.
C 2011 года по настоящее время — старший преподаватель академического вокала Казанской государственной консерватории (академии) им. Жиганова.
С 2014 года по настоящее время — художественный руководитель филармонического музыкального лектория.
Изданные труды:
2007 — этнографическая работа «История деревни Поповка» к 100-летию со дня основания Поповки Заинского района Республики Татарстан.
2011 — книга «Моя семья», в которой представил генеалогическое древо своей семьи (4179 человек) вплоть до 11-го колена (начало XVIII века).
Награды:
2006 — юбилейная медаль международного союза музыкальных деятелей (ВМО), президент И.К. Архипова (Москва).
2007 — памятный знак «За службу закону» в честь 275-летия прокуратуры Казанской губернии (Казань).
2010 — заслуженный артист Республики Татарстан.
2012 — нагрудный знак «За достижения в культуре».
2013 — благодарственное письмо республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры РТ, председатель попечительского совета Минтимера Шаймиева.
2014 — благодарность министра культуры Российской Федерации Владимира Ростиславовича Мединского «За личный вклад в сохранение российского культурного наследия в Республике Крым и городе Севастополе».
2014 — памятная медаль «XXVII всемирная летняя Универсиада 2014 года в Казани» и грамота за вклад в подготовку и проведение XXVII всемирной летней Универсиады 2013 года в Казани от имени президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.
2016 — благодарность законодательного собрания Челябинской области «За большой вклад в развитие татарской культуры в Челябинской области».
Семейное положение: женат (воспитывает двоих сыновей).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.