Люди перестали давить друг на друга, начали оказывать поддержку и затрагивать темы, о которых раньше было не принято говорить «Люди перестали давить друг на друга, начали оказывать поддержку и затрагивать темы, о которых раньше было не принято говорить»

ЧТО АКТУАЛЬНО СЕЙЧАС И БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ В 2020-М

Есть несколько глобальных трендов, о которых знают все, но которые по-прежнему могут повлиять на поведение пользователей в соцсетях в следующем году:

— искренность;

— экологичность (упор на разумное потребление);

— естественность (люди стали более искренними, тренд на бодипозитив, принятие себя);

— инклюзивность (условно говоря, всё стало доступно всем, свободная удобная среда);

— слом гендерных стереотипов, эйджизма;

— расширение социальных рамок (люди перестали давить друг на друга, начали оказывать поддержку и затрагивать темы, о которых раньше было не принято говорить; в соцсетях появилось много сообществ, в которых рассказывается, как вести себя с людьми, у которых депрессия, как поступить в случае панической атаки и так далее, — например, в виде карточки в «Инстаграме»).

Социальные сети практически обязывают производить контент в вертикальном формате, наиболее адаптированном для просмотра на мобильных устройствах «Социальные сети практически обязывают производить контент в вертикальном формате, наиболее адаптированном для просмотра на мобильных устройствах»

КАК МЕНЯЕТСЯ КОНТЕНТ

Социальные сети практически обязывают производить контент в вертикальном формате, наиболее адаптированном для просмотра на мобильных устройствах. Это касается и видео: 70% пользователей не хотят переворачивать телефон для просмотра. Стандартные горизонтальные ролики в приложении занимают четверть экрана (с черными рамками — одну пятую), поэтому большинство пользователей просто перелистнут такой контент. Даже если он качественно снят, никто не рассмотрит его визуальных достоинств в таком размере.

Для сравнения: квадратный контент занимает половину экрана телефона, вертикальный — три четверти. Вывод напрашивается сам: вертикальный контент более актуальный.

ТЕКСТ ПРОТИВ ВИДЕО

Видеоконтент, анимация привлекают больше внимания пользователей, чем статичный пост, и позволяют его удержать. Это не новый тренд, но он продолжится, поэтому данный вид контента станет еще популярнее. Как следствие, растет востребованность видеографов. На этом фоне сториз выделились как отдельная площадка для продвижения: пользователи предпочтут посмотреть блок текста, распределенный между несколькими динамичными сториз, чем прочитать большой пост, где автор излагает свои мысли.

Основные советы по размещению сториз:

­1. Публикуйте лучший контент в первой сториз — это зацепит пользователя.

2. Учитывайте, что у вас есть первые 4 секунды на привлечение внимания (некоторые данные говорят о 3 секундах).

3. 70% пользователей смотрят сториз без звука, поэтому нужны субтитры.

Напоминайте о себе в сториз раз в несколько часов, 4–5 — оптимальное количество за сутки. С обычными постами уловка не работает, подробнее об этом ниже.

Видеоконтент, анимация привлекают больше внимания пользователей, чем статичный пост, и позволяют его удержать «Видеоконтент, анимация привлекают больше внимания пользователей, чем статичный пост, и позволяют его удержать»

ПРОДВИЖЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ИНСТРУМЕНТОВ

Социальные сети — это бизнес-площадки, и они хотят зарабатывать, поэтому преимущество будет у контента, в продвижение которого бренд вложился больше. Вложения нужны не только в качество контента, но и в платные инструменты: обязательно работать с блогерами и таргетированной рекламой, хотя бы потому, что конкуренты так делают.

Будут развиваться продажи на площадках соцсетей: на наших глазах появляются shopping tags (карточки товаров). Скорее всего, скоро к ним добавится возможность примерки с помощью AR и оплаты — в том же «Инстаграме». Во «ВКонтакте» можно вызвать такси или переводить друг другу деньги через VK Pay.

Искренность не приемлет «черные» механики. Использование фейков и ботов со временем даст в результате либо снижение в выдаче, либо экономические санкции. Скорее всего, в следующем году могут быть очень неприятные последствия за использование массфоловингов, масслайкингов, масслукингов и массмэншнов. Использование сторонних сервисов сойдет на нет.

РАБОТА С БЛОГЕРАМИ

Желание блогеров быть более искренними с аудиторией изменит традиционные обзоры: они станут более честными, обоснованными, последовательными. Инфлюенсеры сподвигают на покупки 22% пользователей от 18 до 24 лет, поэтому выбирайте надежных блогеров, продумывайте форматы сотрудничества с ними. В приоритете будет более честная работа с блогерами, которые станут предупреждать о рекламе, а не пытаться подать информацию нативно. 

Тренд, который зародился в 2019 году, — предпочтение наноблогеров — продолжится в 2020-м. Они менее избалованы и придумывают более интересные форматы для своих подписчиков. Маленькие блогеры вызывают больше доверия, а значит, могут быть более эффективны, чем инфлюенсеры, которые зарабатывают на рекламе, не говоря уж о том, что их услуги стоят дешевле, чем блогеров в 10 или 100 раз большей аудиторией, привыкшей к рекламному контенту и потому менее доверяющей ему.

Напоминайте о себе в сториз раз в несколько часов, 4–5 — оптимальное количество за сутки «Напоминайте о себе в сториз раз в несколько часов, 4–5 — оптимальное количество за сутки»

АЛГОРИТМИЧНАЯ ЛЕНТА (ЭТО ХОРОШО, ПРАВДА)

Давно нет правила «Популярнее тот, кто недавно выложил пост» — выдачей управляет алгоритмичная лента. Что человек видит у себя в социальных сетях, зависит от множества факторов: насколько ему интересен подобный контент у другого пользователя по такому же хештегу, насколько часто он отмечал публикации этого автора, какие в целом отношения с последним: общаются ли они в директе, комментариях, пересекаются ли в соцсетях. По данному принципу выстраивается алгоритмичная лента каждого человека, где 100% у того бренда или пользователя, с которым чаще происходит взаимодействие.

По такой причине не стоит выкладывать посты слишком часто: если вы размещаете три публикации, а не одну, пользователь ставит один лайк. Значит, он отметил 33% контента. Этот же пользователь мог поставить лайки другому бренду или блогеру, который выложил только один пост за три дня. Подобное дает ему 100%, и завтра пользователь увидит его в ленте первым.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АУДИТОРИЕЙ

Брендам не нужно стесняться размещать UGC — контент, который формируют сами пользователи. Их опыт всегда интереснее того, что компания публикует от своего имени. Учитывая, что с каждым годом растет качество пользовательского контента (телефоны становятся лучше, люди хотят создавать посты на уровне блогеров, поэтому стараются), организации могут включать максимум UGC в свои соцсети. Это не новая практика, но она будет набирать обороты: например, профиль компании Apple в «Инстаграме» полностью состоит из фотографий пользователей, снятых на айфон. Подобный опыт есть и среди кейсов Fragency: большинство контента в аккаунте мэрии Казани формировала аудитория. Если у вас есть возможность привлечь пользователей по своему хештегу, действуйте: это будет полезно для узнаваемости вашей компании.

Удаление лайков в «Инстаграме» уже добралось до России, но пока тренд распространяется не на все местные аккаунты. Сами по себе лайки останутся, владелец странички сможет видеть статистику, алгоритмы будут работать так же, единственная разница — другие пользователи не смогут видеть отметки «нравится». Это заставит аудиторию ориентироваться на качество контента, а не на количество подписчиков или другие статистические показатели (как охват или лайки).

К данной мере «Инстаграм» прибегает для того, чтобы пользователям, особенно подросткам, стало спокойнее: исчезнет социальное давление, связанное с постоянной оценкой, погоней за лайками. Пользователи будут голосовать сердечком не за уже популярный контент, а за тот, который им действительно нравится.

ГЕЙМИФИКАЦИЯ

Своего рода социальными медиа становятся онлайн-игры — и бренд может внедриться на эти площадки. Более 90% пользователей ищут более интерактивные форматы контента, потому последний будет подстраиваться под их потребности. Есть перспективы в сотрудничестве со стримерами: у них огромные охваты, и это люди, способные совершать покупки. Все зависит от вашей аудитории: способна ли она интегрироваться в подобные механики.

Пользователи любят и уже привычные опросы, викторины, AR/VR, тесты. Огромные возможности для рекламодателей таятся в подкастах. Кстати, у каждого, кто хотел бы начать свой проект в таком формате, есть шанс занять свою нишу: во всем мире пока очень небольшой процент авторов подкастов. Главное — понять, в чем уникальность вашего подкаста, кто ваша целевая аудитория. Самые популярные в SMM-среде — Gurov Digital от Павла Гурова и «Полусладкий подкаст» Алексея Ткачука.

Выиграют компании, которые смогут пересмотреть процессы, вложить дополнительные средства и обеспечить качественную персонализированную поддержку пользователей на площадке соцсетей «Выиграют компании, которые смогут пересмотреть процессы, вложить дополнительные средства и обеспечить качественную персонализированную поддержку пользователей на площадке соцсетей»

ЧАТ-БОТЫ И ГОЛОСОВЫЕ ПОМОЩНИКИ

Будут совершенствоваться чат-боты, они станут более персонализированными, смогут решать больше бизнес-задач брендов. Например, это очень актуально для туризма (поиск туров, авиабилетов), ресторанов (с возможностью доставки), различных служб поддержки и удобно для клиентов-интровертов, которые не хотят вступать в переговоры с сервисами по телефону. Город Иннополис живет за счет чат-ботов: жители могут решить все проблемы в мессенджерах.

Выиграют компании, которые смогут пересмотреть процессы, вложить дополнительные средства и обеспечить качественную персонализированную поддержку пользователей на площадке соцсетей, то есть те, кому удастся честно и качественно поработать с обратной связью, дать быстрый и дельный ответ на отзыв человека. Это особенно касается авиакомпаний, которые сверяют профиль пользователя с билетами и желают ему счастливого пути.

Есть устойчивый тренд на переход от письма к речи: растет количество голосовых запросов в Google (20% в текущем году, прогноз в 30% для следующего); несмотря на условный этикет общения в мессенджерах, люди все же отправляют голосовые сообщения. Поэтому и чат-боты будут совершенствоваться в распознавании речи. Голосовое управление в целом станет популярнее, потому бренды могут уже сейчас заняться интеграцией своих компаний с голосовыми помощниками. Об этом же говорил на конференции «Просто Космос» Валентин Васильев, креативный директор компании OutOfTheBox.

Регина Фасхеева