Уже три месяца находится на своем посту новый министр земельных и имущественных отношений РТ Фаниль Аглиуллин Уже три месяца находится на своем посту новый министр земельных и имущественных отношений РТ Фаниль Аглиуллин Фото: «БИЗНЕС Online»

управитель остатков большой приватизации

Уже три месяца находится на своем посту новый министр земельных и имущественных отношений РТ Фаниль Аглиуллин. Напомним, что это выходец из аппарата президента РТ, в прошлом буквально самое приближенное к «телу» лицо — глава службы безопасности Рустама Минниханова. Поэтому, на первый взгляд, основной критерий, по которому выбран новый министр, — это беспрекословная лояльность и преданность первому лицу. И тому, конечно, есть причины — казенную собственность доверишь не каждому, да и еще и в напряженном информационном поле, когда любая потенциально коррупционная ситуация вызывает взрыв возмущения.

Наши собеседники отмечают, что, несмотря на кажущийся ореол секретности, Аглиуллин уже поставил задачу коллегам сделать работу министерства максимально открытой. Например, поручил завести «Инстаграм» минзема, а сам активно появляется на публичных мероприятиях — не только на важных правительственных совещаниях, но и, к примеру, на православном форуме. Аглиуллин уже наладил контакт с коллегами по самым важным для его ведомства вопросам — например, договорился с министром «цифры» Айратом Хайруллиным заставлять владельцев домов не заламывать цены за установку сотовых вышек.

Не будучи знаком со сферой, которую он курирует, Аглиуллин не стал принципиально менять команду, в отличие, например, от того же Хайруллина, который сохранил в должности только одного заместителя из эпохи Романа Шайхутдинова. В минземимуществе РТ в кадровом плане почти ничего не изменилось: Рустем Шамеев работает замом с 2012 года, Артур Галиев и Эдуард Дияров — с 2018-го. Единственное сравнительно свежее назначение — Тагир Хуснутдинов, который занял пост замминистра (правда, с оговоркой и. о.) буквально за две недели до ухода прежнего главы министерства Азата Хамаева.

Команду Аглиуллин принципиально менять не стал. В минземимущества РТ в кадровом плане почти ничего не изменилось: Рустем Шамеев работает замом с 2012 года, Артур Галиев и Эрик Дияров — с 2018 года Команду Аглиуллин принципиально менять не стал. В минземимуществе РТ в кадровом плане почти ничего не изменилось: Рустем Шамеев работает замом с 2012 года, Артур Галиев и Эдуард Дияров — с 2018-го Фото: mzio.tatarstan.ru

Вкратце текущие функции минзема можно описать так. В первую очередь это эффективное управление республиканским имуществом во всех его проявлениях: землями, недвижимостью, акциями госпредприятий, автомобилями и пр. Минзем решает, что приватизировать, а что оставить в госсобственности. Например, правительство РТ держит при себе социально важные активы, такие как акции казанского аэропорта или агропромышленного парка для фермеров. Минзему принадлежит инвестиционный гигант «Связьинвестнефтехим», который управляет пакетами акций крупнейших нефтегазохимических предприятий Татарстана и недвижимыми активами, а также финансирует профессиональный спорт в республике. К слову, в базе данных «Контур.Фокус» значится 1 373 организации, в капитале которых когда-либо участвовал минзем.

При всей его мощи и значимости сегодня от ведомства Аглиуллина зависит уже не так много. В 1990-е годы минзем РТ приватизировал наиболее лакомые активы в республике, на сегодня в руках правительства РТ остался только самый необходимый минимум, а значит, новой масштабной приватизации ожидать не приходится. Периодически идут торги по госимуществу, но они уже не впечатляют. К тому же стоит отметить, что по ряду активов минзем лишь формально является держателем баланса, а фактически ими управляют другие ведомства — минсельхоз, минтранс или, как в случае с фондом обманутых дольщиков, аппарат президента. Чего уж говорить про СИНХ, которым правит мастер финансовых схем Валерий Сорокин. Итог: весьма скромная выручка минзема от управления госимуществом — в 2018 году ведомство заработало 480 млн рублей, из которых почти половину принесли дивиденды по находящимся в республиканской собственности акциям.

Для сравнения: муниципальное имущество в РТ приносит почти в 10 раз больше, в 2018 году — около 4,2 млрд рублей. Впрочем, минземимущество бдит и за муниципальным хозяйством. «Одна из задач — методическое руководство управлением муниципального имущества. Минзем всегда был про определение правил, регламентов, контроля, систем для муниципалитетов», — поясняет один из наших собеседников. К примеру, ведомство дает районам рекомендации по градостроительным нормам перевода земельных участков в другую категорию, но не только. По факту в силу положения министру бесконечно приходится улаживать вопросы с мэрами, «чтобы имущество не ушло на сторону». 

Минзем формально курирует профессиональное сообщество оценщиков. В Общественный совет при министерстве входит исполнительный директор Союза оценщиков РТ Олег Булгаков (справа) Минзем формально курирует профессиональное сообщество оценщиков. В общественный совет при министерстве входит исполнительный директор союза оценщиков РТ Олег Булгаков (справа) Фото: mzio.tatarstan.ru

Помимо этого, минзем формально курирует профессиональное сообщество оценщиков — не только тех, кто занимается государственной кадастровой оценкой, но и рыночных специалистов. Правильнее сказать, что ведомство опирается на них в своей работе. Аглиуллин вместе с руководителем Росреестра по РТ Азатом Зяббаровым возглавляет набсовет союза оценщиков РТ, а советник министра Фарит Мусин входит в его правление. Кроме того, исполнительный директор союза Олег Булгаков входит в общественный совет при минземе, который собирается как минимум ежеквартально и обсуждает наболевшие вопросы.  

Как отмечают наши собеседники, новоиспеченный министр может придумать себе и кучу свежих задач. «Функции министерств в Татарстане постоянно перекраиваются», — напоминает один из собеседников. Было бы желание, задор и воля к власти. А пока собеседники «БИЗНЕС Online» из нескольких сфер, близких минзему, обозначили 10 главных вызовов, которые стоят перед Аглиуллиным.

Каждое из многочисленных уголовных дел по земельным махинациям в районах — это камень в огород и МЗИО Каждое из многочисленных уголовных дел по земельным махинациям в районах — это камень в огород и МЗИО Фото: «БИЗНЕС Online»

1. ПОСТАВИТЬ ПОД КОНТРОЛЬ глав районов

Напрямую указать муниципальному руководству, можно ли отдать участок или помещение тому или иному бизнесмену, министр не может, но зато в его силах влиять на муниципалитеты политически. В итоге многие вопросы по распоряжению муниципальной собственностью решаются не на местах, а в аппарате президента РТ. И нередко при помощи антикоррупционного управления Марса Бадрутдинова. «Чем влиятельнее мэр, тем сложнее отношения», — так характеризуют работу «земельного» министра с главами районов РТ. И каждая папка компромата, каждое из многочисленных уголовных дел по земельным махинациям — это камень в огород и минзема. 

Есть и обратная сторона медали: мелкие муниципалитеты, где в палатах имущественных и земельных отношений (ПИЗО) сидят два-три человека не самой высокой квалификации, зачастую нуждаются в методической поддержке минзема. Можно ли продать? Как не продешевить? Часто ошибки в распределении муниципального имущества случаются не из корысти, а по невежеству. Так что здесь министр должен не карать, а прийти на помощь.

Показатель эффективного использования муниципальной собственности — это наполнение местных бюджетов, которые минфин РТ год от года требует приближать к бездефицитности. Минзем следит за исполнением плана бюджетного задания по использованию имущества, а кроме того, за долгами арендаторов в районах. В 2018 году, к примеру, в числе двоечников по наполнению бюджета назывались Тетюши и Камское Устье. Год назад долги по аренде земли и имущества во всех районах достигали 400 млн рублей. Так что дисциплину явно надо подтянуть.

Для этого Аглиуллину так или иначе придется выстроить эффективную систему взаимоотношений с управленцами районов. Хамаев в этом плане, будучи племянником первого президента РТ Минтимера Шаймиева, имел солидный аппаратный вес. Новому же министру, очевидно, потребуется крепкий тыл в виде самого президента.

Подружиться с главами — хорошо, однако, как говорится, доверяй, но проверяй. «Если министр хочет навести порядок, то он должен своими ногами пройти по всем районам и деревням, как минимум два раза в неделю выезжать в районы. Существуют и всякие квадрокоптеры, и другие системы контроля», — советует Аглиуллину один из наших собеседников. Видимо, неспроста минзем совместно с Иннополисом работает над системой дистанционного мониторинга.

«Серьезная проблема — выпадение из хозяйственного оборота значительных массивов сельхозземель, прежде всего в пригородных зонах Казани», — бил тревогу год назад экс-министр Азат Хамаев «Серьезная проблема — выпадение из хозяйственного оборота значительных массивов сельхозземель, прежде всего в пригородных зонах Казани», — бил тревогу год назад экс-министр Азат Хамаев Фото: mzio.tatarstan.ru

2. Разобраться с неиспользуемыми сельхозземлями

«Серьезная проблема — выпадение из хозяйственного оборота значительных массивов сельхозземель, прежде всего в пригородных зонах Казани», — бил тревогу год назад экс-министр Хамаев. Тема застарелая, традиционно ее курирует не только минзем, но и минсельхоз и Росреестр. С 2012 года, как следует из прошлогоднего отчета замминистра Артура Галиева, республике удалось снизить площадь неиспользуемых сельхозземель почти втрое — с 75,2 тыс. до 28 тыс. гектаров. Правда, в отчете Хамаева значились другая цифра — 41 тыс. гектаров.

Сейчас в Лаишевском районе по судам изымаются земельные участки общей площадью более 500 гектаров. Весной 2019 года минзем выставил на торги 25 га в Пестрецах, еще несколько лет назад изъятые в принудительном порядке у местного лендлорда Николая Сидукова. Так что работа идет, но продолжение борьбы с нерадивыми землевладельцами (одним из наиболее злостных считается миллиардер Алексей Семин, ныне живущий во Франции), безусловно, требует от нового министра большого упорства и жесткости. Ирония судьбы и в том, что весьма обширные угодья принадлежат структурам формально, через цепочку юрлиц, подконтрольных самому минзему. Когда министерство арестовывает земли, к примеру, ЗПИФ «Ак Барс Горизонт», получается, что змея сама себя кусает за хвост.

Президент РТ подсказывает, что неплохо бы неиспользуемые земли осваивать и под строительство жилья. Но если там ничего не строится, то нужно возвращать их фермерам Президент РТ подсказывает, что неплохо бы неиспользуемые земли осваивать и под строительство жилья. Но если там ничего не возводится, то нужно возвращать их фермерам Фото: «БИЗНЕС Online»

Впрочем, как отмечают эксперты, в проблеме заброшенных земель виноваты не только нерадивые хозяева, но и высокие цены. Мелким фермерам не под силу выкупать даже, казалось бы, бросовые земли сельхозназначения (по сравнению с землями под ИЖС). Добавляет проблем и сам механизм открытых торгов, который в первую очередь учитывает предложенную покупателем цену, а не его квалификацию в качестве сельхозпроизводителя. Вот и уходит сельхозземля сомнительной конторе, которая ждет год-два — и переводит участок под ИЖС, вместо того чтобы возделывать на ней кукурузу и свеклу.   

Чем тут может помочь Аглиуллин? Разве что законодательными инициативами, которые облегчили бы передачу земель настоящим фермерам. Еще можно попытаться убедить лендлордов сдавать неиспользуемые по назначению земли в аренду фермерам.  

Президент же подсказывает, что неплохо бы неиспользуемые земли осваивать и под строительство жилья. Но если там ничего не строится, то нужно возвращать их фермерам. «Огромное желание было — увеличить строительство жилья. Мы перевели из сельхозназначения данные участки в земли населенных пунктов, но какой-то активности нет. <…> Если не имеется необходимости, данные земли надо вернуть в сельхозоборот — и, когда наступит время, пожалуйста, обратятся. Так же держать нельзя! Это безобразие!» — отмечал он на недавней коллегии Росреестра. 

Беспокоит президента и проблема дробления и нецелевого использования сельхозугодий. «Некоторые наши коллеги этим балуются, ни к чему хорошему подобное не приведет, — констатировал Минниханов. — В пригороде скоро земли не останется. Где люди будут работать, где мы продукцию будем производить?»

Если грамотно собрать базу данных в удобную карту, можно гораздо выгоднее использовать казенное имущество Если грамотно собрать базу данных в удобную карту, можно гораздо выгоднее использовать казенное имущество Фото: mzio.tatarstan.ru

3. Создать инвестиционную карту госимущества

С базами данных и республиканского, и муниципального добра у минзема особых проблем нет. Приглядел себе участок в районе — проси у властей, арендуй и используй. Беда в том, что в век цифровизации эти данные весьма неудобно упакованы. Если бизнесмен или общественный деятель хочет получить картину, к примеру, того, в каком районе есть свободные земельные участки под его проект и сколько они стоят, ему приходится перелопачивать гору информации. А еще чаще бывает так, что на горизонте у республики появляется некий инвестор или просто желание что-нибудь этакое построить. И начинается лихорадочный поиск — куда бы это воткнуть?

А ведь если грамотно собрать базу данных в удобную карту, можно гораздо выгоднее использовать казенное имущество. Некое подобие такого ресурса можно увидеть на примере инвесткарты Крыма, на которой указаны участки, инвесторы, закрепленные, за ними, и сумма инвестиций. Почему бы Татарстану не создать карту, на которой будут размечены свободные государственные земельные участки и недвижимость, их площадь, способы использования и, что самое важное, стоимость? К слову, она может быть полезна и под соцпроекты — тем же реабилитационным центрам, хосписам.

Электронной картографией минзем уже занимается: ровно год назад, в декабре 2018-го, ведомство создало фонд пространственных данных. Его-то и можно взять за основу инвестиционной карты. Минземимущество вполне способно было бы выступить заказчиком такого продукта, даже несмотря на то, что с наполнением могло бы помочь и минэкономики с АИРом, отмечают наши собеседники. И не так уж дорого стоит эта разработка. Тем более что новый министр «цифры» Хайруллин с пылу с жару занялся трансформацией центра информационных технологий, как раз чтобы тот активнее занимался разработками для госуслуг. Кстати, сотрудники минзема этой осенью проходили курсы обучения в Иннополисе. 

Из 114 действующих МУПов убыточных 48. МУП и ГУП как форма собственности сильно ограничивает их руководство в управлении подконтрольным имуществом Из 114 действующих МУПов убыточных 48. МУП и ГУП как форма собственности сильно ограничивает их руководство в управлении подконтрольным имуществом Фото: kzn.ru

4. проблема убыточных МУПов и ГУПов

Продолжая тему эффективного использования госимущества, нельзя не вспомнить о госорганизациях, особенно о самой болезненной категории — убыточных государственных и муниципальных унитарных предприятиях. По итогам третьего квартала 2019 года из 114 действующих МУПов убыточных 48. Руководителей ГУПов тоже регулярно вызывают на ковер за убытки, да и среди акционерных предприятий с госдолей такое случается. Эту проблему регулярно обсуждают на совещаниях и балансовых комиссиях в минземе. «Собираются чиновники и качают головами: „Ай-ай-ай, мы допустили убыток, какой кошмар“», — так описывают это действо наши собеседники. Но дальше слов дело не идет.  

И проблема даже не в том, что унитарными предприятиями никто не занимается. Просто МУП и ГУП как форма собственности сильно ограничивают их руководство в управлении подконтрольным имуществом. Например, недвижимостью МУПа нельзя распоряжаться без согласия собственника, нельзя за счет его продажи или сдачи в аренду покрывать дефицит бюджета. Так что самый простой способ развязать руки управленцу — акционировать предприятие. Но на такое государство решается не всегда, потому что есть риск упустить социально значимые активы.

Ну а пока что Аглиуллину можно посоветовать хотя бы приглашать на обсуждения МУПов и балансовые комиссии рыночных бизнес-консультантов — как знать, может, они помогут взглянуть на хозяйство МУПов с другой стороны и подобрать нестандартные решения.

Пока Союз оценщиков с поддержкой муниципалитетов, минзема и минстроя формирует раз в полгода печатные сборники мониторинга диапазонов рыночных цен для районов и городов Пока союз оценщиков с поддержкой муниципалитетов, минзема и минстроя формирует раз в полгода печатные сборники мониторинга диапазонов рыночных цен для районов и городов Фото: «БИЗНЕС Online»

5. Электронная база оценки недвижимости

До 2018 года минзем РТ ежегодно заключал соглашения с районными ПИЗО, по которым комиссия ведомства проверяла весь объем сделок с муниципальным имуществом в районах на соответствие законодательству, но с 2018 года по инициативе минземимущества данная практика прекратилась. Это стало неприятным сюрпризом для тех муниципалитетов, в которых не хватает своих кадров для анализа сделок. Как определить, по адекватной ли цене продан земельный участок, не выявят ли нарушений антикоррупционное управление президента РТ, Счетная палата или силовики?

Эту головную боль можно во многом снять с помощью электронной базы данных по оценке недвижимого имущества. Союз оценщиков Татарстана работает над данным проектом еще с 2013 года и буквально недавно выслал предложение министерству цифрового развития РТ разработать конкретный программный продукт. Что предлагается сделать? Электронная база данных должна содержать статистику по свежим сделкам продажи и аренды земельных участков и недвижимости в Татарстане с географической разбивкой за последнее полугодие. По этим цифрам любой район сможет хотя бы приблизительно определить ценовые границы того, что находится у него в кубышке.

Опять же, как и в случае с инвестиционной картой, это не потребует серьезных расходов, а пользы — вагон. Будет чем заняться обновленному ЦИТу министерства «цифры». А пока союз оценщиков с поддержкой муниципалитетов, минзема и минстроя формирует раз в полгода печатные сборники мониторинга диапазонов рыночных цен для районов и городов.

Выявить неучтенные объекты капитального строительства и земельные участки, отсутствующие в государственном реестре, а также объекты недвижимости с незарегистрированными в установленном порядке правами также задача минзема Выявить неучтенные объекты капитального строительства и земельные участки, отсутствующие в государственном реестре, а также объекты недвижимости с незарегистрированными в установленном порядке правами также задача минзема Фото: «БИЗНЕС Online»

6. инвентаризация

Задача понятная, но, как мы знаем на примере исполкома Казани, который сделал рывок в этом направлении в 2015 году с помощью Ратмира Шайдуллина, не самая простая. Выявить неучтенные объекты капитального строительства и земельных участков, отсутствующие в государственном реестре, а также объекты недвижимости с незарегистрированными в установленном порядке правами просит и президент. «На самом деле это непорядок. Мы уже неоднократно говорили. У нас есть полная база данных через расчетный центр „Татэнергосбыта“. Мы знаем, сколько у нас потребителей электроэнергии, — надо сверить все цифры! Но здесь есть еще момент того, что средства поступают в бюджет, особенно в муниципальный. Эти работы надо провести, прошу минзем совместно с главами муниципалитетов завершить данную деятельность», — призвал он на коллегии Росреестра.

Правила работы оценщиков по определению стоимости госимущества хотят серьезно ужесточить Правила работы оценщиков по определению стоимости госимущества хотят серьезно ужесточить Фото: «БИЗНЕС Online»

7. почистить рынок оценщиков

Весной 2019 года минэкономразвития России начало готовить изменения в закон об оценочной деятельности. Правила работы оценщиков по определению стоимости госимущества хотят серьезно ужесточить: оценку сможет проводить только сотрудник компании, в штате которой не менее пяти оценщиков, сам он должен обладать опытом работы не менее 7 лет и не иметь дисциплинарных взысканий. Подразумевается, что это должно очистить рынок от халатных оценочных отчетов и подстроенных в пользу своих людей аукционов. Но уже сейчас оценщики переживают из-за того, что профессиональное сообщество расколется на два фронта — тех, кто будет соответствовать этим критериям, и тех, кто не будет. 

Если поправки в федеральный закон все же внесут, то татарстанский минзем через ГБУ «Центр кадастровой оценки» должен будет проконтролировать коррекцию рынка под новые стандарты. Возможно, это окажется болезненным. Оценочным компаниям придется объединяться и укрупняться, чтобы работать с госимуществом. Зато с рынка, по идее, уйдут слабые и недобросовестные игроки.

В очередь на получение земли попали 54,2 тысячи многодетных семей. Однако свободных участков не хватает В очередь на получение земли попали 54,2 тыс. многодетных семей, однако свободных участков не хватает Фото: «БИЗНЕС Online»

8. Найти землю многодетным семьям

По данным министерства, на 1 ноября в Татарстане почти 60 тыс. многодетных семей претендуют на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с поправками к федеральному закону «О содействии развитию жилищного строительства». 

В очередь на получение земли из них попали 54,2 тыс. семей, однако свободных участков не хватает: на кадастровый учет пока поставлено только 39,6 тыс. территорий этой программы. Оформлено около 35 тыс. участков, или 70,7% от числа претендентов, включенных в списки. Статистика неплохая, но работа не доведена до конца. В свое время сильно помогла «формула Минниханова», который остановил перевод земель в категорию ИЖС и объявил лендлордам, в свое время скупившим наделы за копейки: отдайте половину земли многодетным, половину, так и быть, переведем.

Проблема, как известно, состоит не только в наличии свободных земель, но и в их качестве: территориальном расположении, составе почвы и инфраструктуре. Семьи возмущаются, получая в пользование в овраге вдали от города землю, к которой не подведены даже дороги, не говоря уже о водо- и газоснабжении, а также электричестве. Задача удовлетворить требования очередников для нового главы минзема, впрочем, неразрешима. Предоставление многодетным полностью обустроенных участков требует гигантских вложений, которых у государства, несмотря на принятый еще в 2011 году закон, по-прежнему нет.

Кадастровым учетом занимается Росреестр Азата Зяббарова (в центре), он же публикует рейтинг кадастровых инженеров. Однако ничто не мешает МЗИО как методическому центру проконтролировать ситуацию Кадастровым учетом занимается Росреестр Азата Зяббарова (в центре), он же публикует рейтинг кадастровых инженеров. Однако ничто не мешает МЗИО как методическому центру проконтролировать ситуацию Фото: president.tatarstan.ru

9. почистить рынок Кадастровых инженеров

В редакцию «БИЗНЕС Online» обращаются жители районов республики, которые в 2000-х годах, на заре приватизации дач и садовых участков, столкнулись с неадекватной межевкой земель, давшей впоследствии возможность ушлым соседям через суд прихватывать дополнительные земли. Сейчас в самых разных районах идут суды, оспаривающие ненадлежаще оформленные документы. Конечно, кадастровым учетом занимается Росреестр, и он же публикует рейтинг кадастровых инженеров, а лицензию данным специалистам выдает СРО. Так что формально это задача Азата Зяббарова. Однако ничто не мешает министру земельных и имущественных отношений как методическому центру проконтролировать ситуацию — можно, например, поучаствовать в работе той же СРО, где сотрудники Росреестра уже входят в правление.

Эта проблема известна и президенту — Минниханов озвучил ее на коллегии Росреестра: «Они проводят кадастровые работы по сомнительным участкам и пытаются придать им законный статус. Люди, которые вступают в контакт с подобными инженерами, получают документ, а в будущем это станет судебным решением отменяться. С такими кадастровыми инженерами надо расставаться, привлекать их к ответственности. Наверное, там уголовная даже».

Президент РТ поручил министру упростить оформление в собственность земельных участков и расположенных на них домов, если у их владельцев нет документов на эту недвижимость Президент РТ поручил министру упростить оформление в собственность земельных участков и расположенных на них домов, если у их владельцев нет документов на эту недвижимость Фото: «БИЗНЕС Online»

10. Упростить регистрацию прав на землю и жилье без правоустанавливающих документов

На той же коллегии президент РТ поручил министру упростить оформление в собственность земельных участков и расположенных на них домах, если у их владельцев нет документов на эту недвижимость. Ведомствам нужно будет подготовить законопроект, позволяющий гражданам, не имеющим документов на земельные участки и расположенные на них жилые дома, оформить право собственности в упрощенном порядке при условии, что указанные жилые помещения являются единственным жильем и регистрация граждан по данному адресу проведена до 1991 года. «На самом деле, такие люди живут, это их жилье. Может быть, он (собственник такого участка — прим. ред.) хотел бы зарегистрироваться, а у него не получается, потому я бы просил обратить внимание на данные вопросы», — обратился он к Аглиуллину.

***

Список задач минземимущества можно продолжать. Здесь и выделение жилья сиротам, и облегчение выдачи казенного имущества малому бизнесу, и сопровождение архитектурных решений в городах. Фонд пространственных данных поможет формировать границы новых агломераций в республике. Больным вопросом остается выделение земель под кладбища, которых не хватает. Так что Фаниль Анварович, очевидно, без работы не останется.