Туфану Имамутдинову хватило одного показа «Дэрдменда», чтобы подарить, пожалуй, главный символический образ состояния нынешней татарской культуры (на фото – Нурбек Батулла) Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТАКОЙ ЗАДАЧИ, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ НОВЫЙ ТАТАРСКИЙ ТЕАТР, У МЕНЯ НЕТ»

Признаемся, редакции «БИЗНЕС Online» пришлось немало поломать голову, чтобы решить, кто же достоин звания «Персона года в культуре Татарстана» по версии нашей газеты. Наверное, проще всего было бы назвать таковыми, скажем, Альбину Шагимуратову или Александра Сладковского, благо их успешные карьеры у всех на виду. И вряд ли такой выбор вызвал бы какие-то дискуссии. Не забываем и Аиду Гарифуллину, чьи позиции на мировой оперной сцене с каждым годом только усиливаются.

Но мы рассудили так. Во-первых, явного фаворита в нашем рейтинге не было, каких-то сверхдостижений 2019 год не принес. Конечно, если бы кинорежиссер Алексей Барыкин в несколько раз окупил бюджет своей «Водяной», попав в федеральный кинопрокат, мы бы не сомневались в выборе, но этого не произошло. Да, спецприз жюри «Золотой маски» за оперу «Сны Иакова» — колоссальное достижение музыкальной, постановочной и административной команд фондов «Живой город» и Sforzando, поднявших этот проект, но все же главным героем здесь является московско-питерский композитор и режиссер Александр Маноцков.

Во-вторых, мы не забывали, что 2019-й — это Год театра в РФ. Учитывая, что именно этот вид искусства в Татарстане традиционно наиболее конкурентоспособен на фоне лучших российских образцов, логично было искать нашего лауреата именно здесь. В-третьих, что же определяло театральную жизнь республики весь этот год? Так вот одним из самых ярких и заметных трендов уходящего 2019-го стала развернувшаяся дискуссия о путях развития татарского национального театра, которая временами превращалась в настоящую рукопашную схватку на страницах СМИ и просторах сети.

Тогда кто же из художников был в эпицентре данного процесса, провоцируя все эти дискуссии? Так мы и пришли к имени главного режиссера Казанского ТЮЗа и руководителя творческого объединения «Алиф» Туфана Имамутдинова. Ему хватило одного показа одного спектакля — пластического «Дэрдменда», чтобы подарить, пожалуй, главный символический образ состояния нынешней татарской культуры, а также взбаламутить непростой и разношерстный мир татарской интеллигенции. Окровавленный и в одном нижнем белье танцовщик и хореограф Нурбек Батулла (соратник Имамутдинова) — такой «кровавой» метафоры необходимости изменения национальной культуры многие режиссеру не смогли простить.

«Такой задачи, что мы делаем новый татарский театр, у меня нет. Есть желание, я вижу, каким он может быть, но, правильно это или нет, не скажу, не попробовав. Во-вторых, моя задача — выразить человеческие проблемы, которые меня волнуют, и я их показываю в такой форме, в какой умею, а именно в театральной», — говорит сам режиссер «Алиф», «Аллюки» и «Дэрдменда». Имамутдинова многие откровенно недолюбливают. Во-первых, в татарский театр выпускник ГИТИСа и уроженец Набережных Челнов пришел уж как-то слишком самостоятельно, не получил благословения, скажем, у камаловцев. Во-вторых, ведет себя максимально самостоятельно, не обращая особого внимания на мнение окружающих. В-третьих, по основному месту работы Имамутдинова — в Казанском ТЮЗе — тоже не все здорово, а главреж все время отвлекается на сторонние проекты. Впрочем, и там постановщику удалось сразу несколько спектаклей за последнее время, например «Бал.Бесы» или «Нос». Кроме того, вокруг него собралась группа молодых актеров, которые за короткое время стали незаменимыми для театра, вроде Камиля Гатауллина или Ильнура Гарифуллина. Причем кто-то из них себя пробует уже и в режиссуре.

Наконец, окончательно склонили чашу весов в пользу Имамутдинова три номинации, причем по разделу «Музыкальный театр», на «Золотую маску» его спектакля «Аллюки», который называют редким образцом «хоровой оперы». В «Аллюки» актеры — профессионалы из ТЮЗа и глухие артисты — на мертвых языках и при помощи языка жестов читают нам Тукая.

Итак, редакция «БИЗНЕС Online» свой выбор персоны года в культуре сделала. А что решат наши читатели?

ТУФАН ИМАМУТДИНОВ — ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЕР КАЗАНСКОГО ТЮЗА, РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ «АЛИФ»

ТУФАН ИМАМУТДИНОВ — ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЕР КАЗАНСКОГО ТЮЗА, РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ «АЛИФ»

В апреле 2018-го Имамутдинов и Ко устроили настоящий переполох, когда спектакль «Әлиф», сделанный буквально за копейки, получил национальную театральную премию страны «Золотая маска». После этого работу заметило и государство, так что теперь «Әлиф» довольно успешно колесит по миру теперь уже на средства республиканского минкульта. Ну а режиссер Имамутдинов продолжает свои эксперименты. Его «Дэрдменд» все с тем же Батуллой (теряющим за спектакль 200 мл крови) вызвал настоящий переполох в татарской культурной среде, а постановка «Аллюки» с глухими артистами получила три номинации на «Маску». Кажется, в Москве Имамутдинова любят даже больше, чем в Казани.

АЛЕКСЕЙ БАРЫКИН — КИНОРЕЖИССЕР И ПРОДЮСЕР

АЛЕКСЕЙ БАРЫКИН — КИНОРЕЖИССЕР И ПРОДЮСЕР

Барыкин в начале этого года распахнул двери в «открытый космос» для татарстанского кино, когда его «Водяная» попала в федеральный прокат, заполучив 54 города и 250 экранов. Ничего подобного республиканский кинематограф не видел до сего дня. И пусть оценки фильма — страшной сказки для детей — были, а кассовым хитом «Водяная» не стала. В любом случае Барыкин пробил настоящую стену, в которую раньше безуспешно бились картины и авторы из Татарстана. Можно сказать, что за свои заслуги режиссер и продюсер заслужил «туристическую путевку» в Штаты — в январе Алексей Александрович со своей командой из Института культуры едет в Нью-Йорк, где в Карнеги-холле будет работать над фильмом о том, как здесь пройдет концерт фестиваля «Yзгәреш җиле».

ИЛЬЯС ГАФАРОВ — ПРОДЮСЕР, ОСНОВАТЕЛЬ ЛЕЙБЛА YUMMY MUSIC

ИЛЬЯС ГАФАРОВ — ПРОДЮСЕР, ОСНОВАТЕЛЬ ЛЕЙБЛА YUMMY MUSIC

За 2019 год Гафаров окончательно превратился в человека №1 в мире альтернативной татарской музыки. Когда-то Yummy Music создавался как содружество энтузиастов, а теперь Гафаров командует проектами, имеющими серьезную государственную поддержку. Без тех же Tat Cult Fest и Tat Cult Lab современную татарскую культуру уже сложно представить. Кстати, в Нью-Йорк герой нашего списка тоже поедет: участник некогда легендарной команды Ittifaq, он зачитает там по старой памяти татарский рэп. А пожелать продюсеру и основателю Yummy Music можно только одного — чтобы он за большими проектами и взаимодействиями с госорганами не потерял себя. (фото: metshin.ru)

ОЛЕГ ИВЕНКО — ТАНЦОВЩИК, ПРЕМЬЕР БАЛЕТА ТЕАТРА ИМ. ДЖАЛИЛЯ

ОЛЕГ ИВЕНКО — ТАНЦОВЩИК, ПРЕМЬЕР БАЛЕТА ТЕАТРА ИМ. ДЖАЛИЛЯ

В этом году в российский прокат наконец-то вышел долгожданный «Белый ворон» Рэйфа Файнса — фильм, в котором танцовщик из Казани сыграл Рудольфа Нуриева. Картину приняли сдержанно, но для самого Ивенко вся эта история, конечно, стала большим событием. Впрочем, подобное не мешает ему по-прежнему работать в Татарском государственном театре оперы и балета им. Джалиля.

Впрочем, главное достижение Ивенко текущего года все-таки ближе к его основному роду занятий. В ноябре в столице РТ прошел уже III фестиваль современной хореографии #StagePlatforma, художественным руководителем и главным идеологом которого и является наш герой. И в 2019-м артисту при поддержке минкульта республики удалось почти невозможное — гала-концерт феста прошел на сцене родного для Ивенко театра им. Джалиля, куда, казалось, современному танцу путь был заказан. Более того, сам концерт показал, что артисты казанской балетной труппы могут и хотят танцевать contemporary dance. Дело за малым — появлением подобного репертуарного спектакля в театре. Чем не следующая задача для киношного Нуриева?

АРТУР ИСЛАМОВ — ПЕВЕЦ, СОЛИСТ ОПЕРЫ ТЕАТРА ИМ. ДЖАЛИЛЯ

АРТУР ИСЛАМОВ — ПЕВЕЦ, СОЛИСТ ОПЕРЫ ТЕАТРА ИМ. ДЖАЛИЛЯ

Еще один человек казанской оперы в нашем топ-10. О вокальных талантах Исламова было известно уже давно, еще со времен, когда он одновременно получал образование в местной консерватории и пел в некогда культовой татарской рок-группе Alqanat. Потом уезжал учиться в молодежную программу Мариинского театра, но вернулся, после чего пошел в консерваторскую аспирантуру к Альбине Шагимуратовой. Но признания долгое время не было. Несмотря на попадание в труппу театра им. Джалиля, Исламов пел в основном моржовые партии, а в интервью «БИЗНЕС Online» он и его супруга Эльза Заяри, также оперная певица, говорили, что собираются пробовать себя в западных оперных театрах.

Но думается, что сейчас мыслей об отъезде у артистов стало меньше. 2019 год стал по-настоящему прорывным для оперного баритона: теперь на родной сцене он получает серьезные роли вроде Эскамильо или Зурги, а также продолжает пробовать себя и в эстрадном жанре. Певца также можно будет увидеть и услышать на концерте «Yзгәреш җиле» в Нью-Йорке в январе. Но, пожалуй, еще бóльшим достижением можно считать их первый сольный концерт с Эльзой, который многие уже назвали одним из лучших в уходящем году.

РОЗАЛИЯ НУРГАЛЕЕВА — ДИРЕКТОР ГМИИ РТ

РОЗАЛИЯ НУРГАЛЕЕВА — ДИРЕКТОР ГМИИ РТ

Галерея современного искусства ГМИИ РТ после глобальной реконструкции, стоившей республиканской казне 340 млн рублей, была открыта в самом конце 2018-го. И вот год спустя можно констатировать, что одной яркой площадкой из мира искусства в Казани стало больше. Буквально сейчас одновременно в ГСИ идут выставка выдающегося лидера отечественного авангарда Павла Филонова и экспозиция самого популярного художника российского интернета Васи Ложкина, открывшаяся буквально накануне. Да и на протяжении всего 2019-го галерея привлекала к себе внимание яркими событиями вроде появления здесь всемирно известной группы художников AES+F или современного искусства Дагестана. Все это можно считать личным достижением директора ГМИИ РТ Нургалеевой и ее команды. Кроме того, галерея не ограничивается только выставочной деятельностью, именно здесь показали того самого «Дэрдменда», регулярно устраивают кинопоказы с обсуждением и прочие важные культурные движухи.

ГУЗЕЛЬ САГИТОВА — ДИРЕКТОР ТЕАТРА ИМ. КАРИЕВА

ГУЗЕЛЬ САГИТОВА — ДИРЕКТОР ТЕАТРА ИМ. КАРИЕВА

Театр им. Кариева проводит уже второй сезон под руководством директора Сагитовой, назначение которой можно считать одной из бесспорных кадровых удач министра культуры РТ Ирады Аюповой. Татарский ТЮЗ не просто переехал в новое здание, расположенное в центре Казани, у театра просто началась другая жизнь. В ситуации, когда идея «татарской „Смены“» продолжает витать в воздухе, но пока не реализована, именно дом, где раньше располагался Дом офицеров, стало местом притяжения для молодых и креативных, желающих реализовывать национальные проекты.

Кроме того, при Сагитовой стала активно развиваться лабораторная работа, начали появляться неожиданные постановки вроде «Отосланных писем» Ильгиза Зайниева. Да и в принципе театр, который раньше попросту не замечали, появился на карте театральной Казани, а теперь кариевцы еще и отвечают за фестиваль молодой режиссуры «Ремесло». Наконец, личное достижение года для директора Татарского ТЮЗа — ее пьеса «Туман» в постановке самого Фарида Бикчантаева стала главным событием нового проекта театра им. Камала «#молодежныйвторник».

АЛЕКСАНДР СЛАДКОВСКИЙ — ХУДРУК И ГЛАВНЫЙ ДИРИЖЕР ГСО РТ

АЛЕКСАНДР СЛАДКОВСКИЙ — ХУДРУК И ГЛАВНЫЙ ДИРИЖЕР ГСО РТ

Присутствие Сладковского в нашей десятке героев года так же привычно, как то, что Волга впадает в Каспийское море. Государственный симфонический оркестр РТ — это по-прежнему едва ли не самая успешная культурная институция республики. Сладковский является живым подтверждением определения, согласно которому стабильность — признак класса. У ГСО РТ в 2019 году вновь столичные абонементы, зарубежные гастроли и яркие концерты в родном городе. Среди последних, пожалуй, стоит отдельно отметить нынешнюю «Казанскую осень», когда под стенами Дворца земледельцев пели такие оперные звезды, как Владислав Сулимский и Екатерина Семенчук. А еще летом оркестр записал все симфонии и концерты Чайковского, выход данных дисков также обещает стать событием. Кроме того, стоит отметить достижения Сладковского в «индивидуальном зачете» как дирижера. В московской Геликон-опере он стал дирижером-постановщиком «Травиаты», имевшей серьезный резонанс в федеральной прессе.

РОЗА ХАЙРУЛЛИНА — АКТРИСА

РОЗА ХАЙРУЛЛИНА — АКТРИСА

Одна из самых востребованных театральных актрис Москвы, звезда лучших спектаклей Константина Богомолова, фильма «Орда» и сериала «Ольга» Хайруллина в 1990-е была одним из главных действующих лиц Казанского ТЮЗа в золотые времена Бориса Цейтлина. После страшного пожара, уничтожившего здание театра, Хайруллина долго искала себя, колесила по России, но в 2009 году получила приглашение от Олега Табакова в его легендарную «Табакерку». Так что последние 10 лет театральную и не только жизнь российской столицы без этой артистки сложно представить, хотя свою актерскую «Золотую маску» она получила за спектакль «Лир» Богомолова, который был поставлен в питерском «Приюте комедианта».

И вот в 2019-м, спустя 23 года, Хайруллина выпустила спектакль в Казани: в репертуаре «Угла» появилась работа ее нынешнего постоянного спутника, театрального панка Васи Березина «Мне показалось». Конечно, этот «странный бенефис» наверняка оставил в недоумении поклонников «Бамболейло» из «Ольги», что идет на ТНТ, а вот почитатели экспериментального театра получили еще один его яркий образец. В довершение ко всему Хайруллина этим летом еще и читала коровам «Слово о полку Игореве» на лаборатории «Свияжск АРТель». (Фото: © Владимир Федоренко, РИА «Новости»)

АЛЬБИНА ШАГИМУРАТОВА — ОПЕРНАЯ ПЕВИЦА

АЛЬБИНА ШАГИМУРАТОВА — ОПЕРНАЯ ПЕВИЦА

Настоящая мировая оперная звезда редко выступает в Казани, благо и театр им. Джалиля, где она числилась в качестве солистки долгие годы, отнюдь не спешил подстраивать свое расписание под знаменитую певицу. Так что в России, чтобы услышать Шагимуратову в «Путешествии в Реймс» или в «Лючии ди Ламмермур», нужно ехать в Большой или в Мариинский театр.

Но в Татарстане знаменитое колоратурное сопрано в этом году отличилась на организаторской ниве. Для начала не без усилий Шагимуратовой в Казани прошел международный конкурс вокалистов им. Глинки, жюри которого она и возглавила. Так наша республика возродила известный в мире классического искусства бренд (в разные годы в конкурсе им. Глинки побеждали Анна Нетребко и Ильдар Абдразаков) — и, возможно, данное оперное состязание теперь пропишется в столице РТ. Наконец, буквально на этой неделе после реконструкции открылся культурный центр «Сайдаш» (более известный в народе как ДК строителей), где разместится оперная школа Шагимуратовой. Организаторы пока не раскрывают всех подробностей проекта, правда, напоминая о существовании молодежных программ Большого и Мариинки. Если в Казани появятся схожие возможности для развития молодых оперных артистов, то статус города и республики в мире классического искусства, безусловно, станет еще выше.