Вчера гендиректор АО «Татэнергосбыт» Рифнур Сулейманов провел пресс-конференцию, на которой подвел итоги работы компании в уходящем году

«ТАТЭНЕРГОСБЫТ» ЕДИН В ДВУХ ЛИЦАХ

Вчера гендиректор АО «Татэнергосбыт» Рифнур Сулейманов провел пресс-конференцию, на которой подвел итоги работы компании в уходящем году. Главное событие 2019 года для организации, которое произошло 3 декабря, — это завершение процесса присоединения ООО «ЕРЦ — „Татэнергосбыт“» к АО «Татэнергосбыт». С этого времени объединенная компания осуществляет функции как гарантирующего поставщика (покупка и реализация электрической энергии физическим и юридическим лицам), так и расчетного центра (организация начисления, приема, распределения и перечисления денежных средств за жилищно-коммунальные и иные услуги). 

На расчетах у «Татэнергосбыта» находятся более 900 тыс. физических и 40 тыс. юридических лиц. В объединенной компании теперь работают 1 910 сотрудников, которые размещены в 104 офисах на всей территории Татарстана. 39 территориальных офисов ЕРЦ уже обосновались совместно с офисами «Татэнергосбыта». В первом квартале следующего года запланирован переезд еще четырех участков. Также, по словам Сулейманова, в 2020-м предстоит решить вопрос по улучшению условий приема населения в Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске.

Теперь, по словам Сулейманова, организация становится не только энергосбытовой компанией со статусом гарантирующего поставщика на территории Татарстана, но и единым расчетным центром, который будет принимать платежи от населения и юрлиц за потребленную электрическую и тепловую энергию, а также за жилищно-коммунальные услуги. Для этого был разработан единый платежный документ, созданы единый контакт-центр, единый сайт и личные кабинеты потребителей (в том числе в мобильном приложении), где можно будет не только оплатить услуги, но и посмотреть статистику потребления ресурсов. Для автоматического расщепления платежей была проведена настройка (привязка) лицевых счетов по 16 тыс. многоквартирных и 340 тыс. частных домов.

«Каждая строчка единого платежного документа по каждому лицевому счету привязана к конкретному получателю денежных средств. Каждая поступившая копейка по той или иной строчке платежного документа автоматически уходит конкретному поставщику услуги», — пообещал Сулейманов.

Уже сейчас практически 100% юридических лиц и 34% физических лиц взаимодействуют с компанией дистанционно. 48 тыс. граждан-потребителей отказались от бумажных квитанций, получая ежемесячно квитанцию на свою электронную почту.

Сулейманов уточнил, что сейчас населению, находящемуся с АО «Татэнергосбыт» на прямых договорах, квитанции за электроэнергию, счета выставляются отдельно, но с марта 2020 года услуга электроснабжения также войдет в единый платежный документ по всему Татарстану. Правда, сначала это будет обкатано в виде пилотов в нескольких районах: в январе (декабрьское начисление) — в Сабинском районе, а в феврале — в Елабуге и Менделеевске.

На расчетах у «Татэнергосбыта» находятся более 900 тысяч физических и 40 тысяч юридических лиц На расчетах у «Татэнергосбыта» находятся более 900 тыс. физических и 40 тыс. юридических лиц

«СТАТИСТИКУ ИСПОРТИЛИ ТОЛЬКО НЕСКОЛЬКО УЧРЕЖДЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ ФСИН — С ОПЛАТОЙ СЕГОДНЯ У НИХ СЛОЖНО»

Говоря об итогах года, Сулейманов сообщил, что за 11 месяцев 2019-го через ЕРЦ собрано 36,7 млрд рублей, из которых 60% (22 млрд рублей) приходится на коммунальные услуги. Эти средства в ежедневном режиме перечисляются ресурсоснабжающим организациям и регоператорам по ТКО (всего 130 получателей). Еще 8% (2,9 млрд рублей) — взносы на капитальный ремонт (141 получатель), которые перечисляются раз в месяц. Оставшиеся 32% (11,8 млрд рублей) приходятся на оплату жилищных услуг. Эти средства перечисляются с периодичностью, которую устанавливают управляющие организации (1 091 получатель).

Уровень оплаты потребителей составляет 99,9%. При этом население, которое находится на прямых расчетах с «Татэнергосбытом», оплачивает 99,7% платежей. Что интересно, хуже всего финансовая дисциплина у бюджетных потребителей — 99,5%. «Статистику испортили только несколько учреждений управления федеральной службы исполнения наказаний — с оплатой сегодня у них сложно. У всех остальных „бюджетников“ никаких долгов за потребленную электроэнергию нет», — пояснил Сулейманов.

Тем не менее задолженность потребителей перед «Татэнергосбытом» растет — на 1 января 2019 года она составляла 259 млн рублей, а на 1 декабря — 310 млн рублей.

«МЫ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ ПО САМОЙ МИНИМАЛЬНОЙ СБЫТОВОЙ НАДБАВКЕ В ПФО»

Начальник отдела закупок электроэнергии и мощности на оптовом рынке Эльдар Майнакский отметил, что «Татэнергосбыт» ежемесячно формирует конечную стоимость для каждого юридического лица исходя из следующих составляющих: цены покупки на оптовом рынке, цены на услуги по передаче и сбытовой надбавке. Сегодня средняя стоимость киловатт-часа для конечного потребителя в Татарстане составляет 3,79 рубля, минимальная — 2,97, максимальная — 6,64. Причем, как подчеркнул Сулейманов, сбытовая надбавка «Татэнергосбыта» в конечной цене занимает всего 1,9%. «Мы на первом месте по самой минимальной сбытовой надбавке в ПФО. На первых местах находимся и в общероссийском рейтинге», — отметил он.

Таким образом, «Татэнергосбыт» не несет ответственности за рост стоимости электроэнергии в Татарстане, которая за 9 месяцев 2019 года в среднем увеличилась на 8%, а в максимуме — на 11,6%. Майнакский подчеркнул, что основной прирост цены пришелся на оплату мощности, которую требуют энергогенерирующие компании.

Что интересно, по данным за 10 месяцев 2019 года, электропотребление в Татарстане увеличилось на 1,7% по сравнению с 0,2% в целом по России. Косвенно это говорит об опережающем росте промышленного производства в республике.

«НЕ ИСКЛЮЧЕНО, ЧТО В 2020 ГОДУ ТАТАРСТАН ПОЛНОСТЬЮ ДОСТИГНЕТ ЭНЕРГОНЕЗАВИСИМОСТИ»

В свою очередь Сулейманов отметил тенденцию по уменьшению закупок электроэнергии за пределами Татарстана. В 2017 году в республике вырабатывалось 21,6 млрд кВт⋅ч, а потреблялось 29 млрд кВт⋅ч, то есть дефицит электроэнергии составлял 25,5%, который «Татэнергосбыт» компенсировал за пределами Татарстана. В 2018-м дефицит снизился уже до 9,9%, а по итогам этого года доля покупок электроэнергии за пределами республики составила всего 5,9% — выработка — 28,9, потребление — 30,7 млрд кВт⋅ч.

«Здесь нужно отметить, что у РТ имеется достаточно мощностей для того, чтобы на 100 процентов покрыть собственное потребление. Однако действуют рыночные механизмы — как результат, менее эффективные (по цене предложения) татарстанские станции не загружаются», — рассказал Сулейманов. По его словам, ситуация меняется — на территории республики введены новые генерирующие мощности: «Татэнерго» — на КТЭЦ-2 и КТЭЦ-1, а ТАИФ — на КТЭЦ-3. «Новое оборудование эффективное и конкурентоспособное. Не исключено, что в 2020 году Татарстан полностью достигнет энергонезависимости — вся потребляемая в республике электроэнергия будет вырабатываться тут же», — отметил Сулейманов.

«НАВЕРНОЕ, ПРИДЕТСЯ БРАТЬ КРЕДИТЫ. МЫ ОБЯЗАНЫ ИСПОЛНЯТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» спросил у гендиректора «Татэнергосбыта», каким образом его компания будет изыскивать недостающие средства после урезания инвестпрограммы на 2020-й. Напомним, что минпромторг РТ уменьшил инвестиционную программу организации на следующий год — вместо запрашиваемого 241 млн рублей утвердил лишь 103 миллиона. В минувшую пятницу вопрос обсуждался на заседании правления госкомитета РТ по тарифам, который утвердил тарифы на 2020 год для производителей тепла и сбыта электроэнергии. Их существенное увеличение компания обосновывала необходимостью профинансировать инвестпрограмму стоимостью 241 млн рублей. Средства должны были пойти на реализацию федеральной программы по оборудованию многоквартирных домов умными приборами учета с дистанционной передачей данных. Закон требует от «Татэнергосьбыта» до 1 июля по всей республике подключить 19 тыс. индивидуальных и общедомовых приборов учета в многоквартирных домах. «Ваше предложение приводит к значительному росту сбытовой надбавки для населения, соответственно, к росту у Сетевой компании „перекрестки“, которые перекладываются дальше на всех других потребителей. Чтобы не допускать этого, принято решение ограничить вашу инвестпрограмму», — объяснил тогда зампред госкомитета по тарифам Александр Штром.

«В январе у нас состоится совет директоров. На нем мы обсудим, из каких источников будем финансировать установку счетчиков. Часть расходов оптимизируем, может, еще чего… Наверное, придется брать кредиты. Будем думать. Мы обязаны исполнять законодательство. Ходят разговоры, что на три года могут отложить, но…» — развел руками Сулейманов.