ИНОМАРКИ ДОГНАЛИ ЧЕЛНИНСКИЙ АВТОГИГАНТ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ КРУПНОТОННАЖНЫХ ГРУЗОВИКОВ
На фоне, казалось бы, растущего авторынка у КАМАЗа настали нелегкие времена. В первом полугодии 2011 года, несмотря на значительный рост выручки (на 44%), компания потеряла более 60% операционной прибыли и получила чистый убыток в размере 285 млн. рублей. При этом стремительно активизируются конкуренты челнинцев: КАМАЗу пришлось уступить им 16,5% рынка крупнотоннажной автотехники. В причинах проблем, возникших перед автогигантом, разбирался аналитический центр «БИЗНЕС Online», изучивший отчетность КАМАЗа за первое полугодие.
СЕБЕСТОИМОСТЬ РЕЗКО НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ
Для начала вкратце об основных показателях деятельности ОАО «КАМАЗ». Стоит отметить, что автогигант набирает серьезные обороты: выручка выросла на 14,4 млрд. рублей (44,5%) - до 46,7 млрд. рублей - в сравнении с первым полугодием 2010 года и объемом 32,3 млрд. рублей. Рост производства заставил компанию набрать дополнительные штаты: количество сотрудников выросло на 1319 человек (9%) - до 15999 человек с 14680 человек. Параллельно повысилась производительность труда: на 718,4 тыс. руб/чел. - с 2206 до 2295 тыс. руб/чел.
Но на этом основной позитив и заканчивается, так как резко набрала обороты себестоимость: темп ее роста составил более 47%. А значит, он превысил темпы роста выручки более чем на 2,5%. Что незамедлительно сказалось на операционной прибыли, которая сократилась на 400 млн. рублей (60,6%) - до 260 млн. рублей.
Последние надежды на положительный результат деятельности отобрали процентные выплаты по займам в размере 583 млн. рублей. Хотя они и оказались меньше предыдущих выплат на 20%.
Итогом деятельности за первую половину 2011 года стал чистый убыток в размере 285 млн. рублей, что хуже первого полугодия 2010 года на 160 млн. рублей или 128%.
Анализируя изменения в структуре капитала ОАО «КАМАЗ», можно отметить, с одной стороны, снижение объемов краткосрочных займов на 17%, с другой – рост кредиторской задолженности на 32%. К тому же руководству компании пока не удается решить вопрос с достаточностью собственных оборотных средств. Дефицит последних вырос на 1,3 млрд. рублей (24,6%) с 5,4 млрд. рублей в 2010 году до 6,7 млрд. рублей в 2011 году.
Ослабли и другие показатели:
во-первых, снизилась общая ликвидность с уровня 1,42 до 1,39, что повышает угрозу нехватки оборотных средств;
во-вторых, упала и без того отрицательная рентабельность продаж с уровня -0,31% до -0,61%.
Такие неутешительные результаты должны стимулировать менеджмент ОАО «КАМАЗ» к срочному принятию мер по поиску путей снижения издержек и повышению привлекательности компании для инвестиций. А пока инвесторы не особо оптимистично настроены, подтверждение этому - снижение капитализации компании на 3,9 млрд. рублей (-8,2%), с 47,4 млрд. рублей на 30 июня 2010 года до 43,5 млрд. рублей на 30 июня 2011 года.
ДАВЛЕНИЕ СО СТОРОНЫ ИНОМАРОК РАСТЕТ
Совокупный объём российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14 - 40 по итогам 6 месяцев 2011 года составил 40,3 тыс. шт., что на 81,9% больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.
По итогам 6 месяцев 2011 года на рынке России ОАО «КАМАЗ» реализовало 16172 грузовых автомобиля, что на 27% больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, в том числе:
- полной массой 14 - 40 тонн – 15766 шт.;
- среднетоннажных автомобилей полной массой 8 - 14 тонн – 406 шт.
Доли участников российского рынка автомобилей полной массой 14 - 40 тонн
Наименование производителя |
На 30 июня 2011, % |
На 30 июля 2010, % |
Изменение доли, % |
ОАО "КАМАЗ" |
39,1 |
55,6 |
-16,5 |
ОАО "МАЗ" |
12,3 |
8,4 |
3,9 |
ОАО "АЗ"УРАЛ" |
10,6 |
21,2 |
-10,6 |
ОАО "КРАЗ" |
0,6 |
0,5 |
0,1 |
Иномарки |
37,4 |
14,3 |
23,1 |
Как видно из вышеприведенной таблицы, по итогам 6 месяцев 2011 года доля ОАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14 - 40 тонн составила 39,1%, что на 16,5% (!) ниже уровня того же периода 2010 года.
Главными бенефициарами рыночных подвижек стали иномарки. Если присмотреться, они практически сравнялись в данном сегменте с нашим автогигантом. Безусловно, одной из причин таких изменений стал укрепившийся рубль, как по отношению к доллару, так и к евро. Так, к среднему курсу американской валюты в первом полугодии 2010 года рубль вырос более чем на 5,5%. К тому же снижающиеся ставки по кредитам обеспечили дополнительный доступ к более дорогим, но и высококачественным моделям автотехники.
Доли участников российского рынка автомобилей полной массой 8 - 14 тонн
Наименование производителя | На 30 июня 2011, % | На 30 июля 2010, % | Изменение доли, % |
ОАО "КАМАЗ" | 15,3 | 15,8 | -0,5 |
ОАО "МАЗ" | 21,9 | 11,6 | 10,3 |
ОАМО "ЗИЛ" | 1,2 | 34,2 | -33 |
ОАО "СОЛЛЕС" (ISUZU) | 29,4 | 32,9 | -3,5 |
Иномарки | 32,2 | 5,5 | 26,7 |
Несколько стабильнее дела обстоят у ОАО «КАМАЗ» в сегменте среднетоннажных автомобилей. Так, по итогам 6 месяцев 2011 года челнинец закрепил за собой долю российского рынка равную 15,3%, утратив всего 0,5% по сравнению с тем же периодом 2010 года.
Что примечательно, наряду с иномарками серьезно в обоих сегментах прибавило и белорусское ОАО «МАЗ». Напомним, что в Москве и Минске уже довольно длительное время обсуждаются варианты объединения МАЗа и КАМАЗа…
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАЦДАРМ – УКРАИНА + КАЗАХСТАН
В результате роста рынка ОАО «КАМАЗ» удалось удвоить объемы экспорта: за первые 6 месяцев 2011 года за рубеж было продано 3158 единиц, в то время как в первом полугодии 2010 года только 1537 единиц.
Основные направления экспорта и их доли в общей структуре
Регион |
1 п/г 2011 |
1 п/г 2010 |
Абсолютное изменение, шт. |
Изменение доли, % |
||
кол-во, шт. |
доля в экспорте,% |
кол-во, шт. |
доля в экспорте,% |
|
|
|
Дальнее зарубежье (Азия, Африка, Бл.Восток, Америка) |
631 |
19,9 |
546 |
35,5 |
85 |
-15,6 |
Страны Европы |
186 |
0,8 |
24 |
1,6 |
162 |
-0,8 |
СНГ |
2341 |
79,3 |
967 |
62,9 |
1374 |
16,4 |
ВСЕГО: |
3158 |
1537 |
1621 |
105,4 |
Традиционно сильные экспортные позиции на территории стран СНГ еще больше укрепились: до 79,3%, правда, в том числе за счет снижения доли по направлению дальнего зарубежья на -15,6%
При более детальном рассмотрении можно определить основные страны, заинтересованные в импорте автотехники под маркой КАМАЗ. Особо крупные объемы поставок за отчетный квартал осуществлялись в Казахстан (для сравнения 900 ед. – II кв. 2011 года, 333 – II кв. 2010 года), Украину (466 ед. - II кв. 2011, 155 ед. - II кв. 2010 года), Индию (100 ед. - II кв. 2011 года, 50 ед. - II кв. 2010 года) и ОАЭ (68 ед. - II кв. 2011 года, 7 ед. - II кв. 2010 года).
Интересно, что объем поставок в республику Казахстан за первое полугодие 2011 года возрос почти в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (443 ед. – I полугодие 2010 года, 1 325 ед. - I полугодие 2011 года.). В то время как рост объемов поставок в Украину составил, практически, 400% (128 ед. – I полугодие 2010 года, 720 ед. – I полугодие 2011 года).
Отметим, что при этом по итогам первого полугодия 2011 года доля Казахстана в экспорте составила 42%, а Украины – 23%. То есть, на эти две страны в сумме, фактически, пришлось 65% от объемов экспорта ОАО «КАМАЗ».
* * *
Отчетность КАМАЗа и ситуация в компании по-своему парадоксальны: предприятие оказалось, по сути, в тисках растущих расходов и жесткого давления конкурентов. Причем последнее явно не будет ослабевать в ближайшее время. И это обязательно потребует от команды Сергея Когогина каких-то неординарных шагов, причем в условиях новой волны кризиса, когда мировая экономика (а КАМАЗ – глобальная компания) крайне нестабильна и новый финансовый штопор может начаться в любой момент. Какими они будут?
Основные экономические показатели деятельности ОАО "КАМАЗ"
по итогам I полугодия 2011 года
Наименование показателя |
На 30 июня 2011 |
На 30 июля 2010 |
Абсолютное изменение |
Изменение в % |
Стоимость чистых активов эмитента, млн. руб. |
42416 |
44186 |
-1770 |
-4,01 |
Рыночная капитализация, млн. руб. |
43524 |
47427 |
-3903 |
-8,23 |
Выручка от реализации, млн. руб. |
46797 |
32393 |
14404 |
44,47 |
От реализации грузовых автомобилей, млн. руб. |
29065 |
19697 |
9368 |
47,56 |
Доля такой выручки в общем объеме, % |
53,9 |
60,81 |
-6,91 |
-11,36 |
Себестоимость, млн. руб. |
43183 |
29349 |
13834 |
47,14 |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции |
0,9228 |
0,9060 |
0,0167 |
1,85 |
Операционная прибыль, млн. руб. |
260 |
660 |
-400 |
-60,61 |
Проценты к уплате, млн. руб. |
583 |
728 |
-145 |
-19,92 |
Прочие доходы, млн. руб. |
6905 |
5703 |
1202 |
21,08 |
Прочие расходы, млн. руб. |
7098 |
5752 |
1346 |
23,40 |
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), млн.руб. |
-285 |
-125 |
-160 |
128,00 |
Всего кредитов и займов, млн. руб., в т.ч. |
37307 |
33993 |
3314 |
9,75 |
краткосрочные кредиты и займы |
8616 |
10427 |
-1811 |
-17,37 |
долгосрочные кредиты и займы |
12246 |
11107 |
1139 |
10,25 |
кредиторская задолженность |
16445 |
12459 |
3986 |
31,99 |
Уровень просроченной задолженности, % |
6,13 |
6,96 |
-0,83 |
|
Собственные оборотные средства (СК+Резервы-Внеоборотные активы) |
-6737 |
-5406 |
-1331 |
24,62 |
Коэффициент общей ликвидности |
1,39 |
1,42 |
-0,03 |
|
Рентабельности продаж (Чистая прибыль*100/Выручка от реализации), % |
-0,61 |
-0,39 |
-0,22 |
|
Производительность труда, тыс. руб./чел |
2925,00 |
2206,61 |
718,39 |
32,56 |
Среднесписочная численность, чел. |
15999 |
14680 |
1319 |
8,99 |
Виктор Османов,
аналитический центр «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.