Адель Файзуллин: «Картины Гайши Рахманкуловой говорят сами за себя. Они яркие, колоритные, светлые, добрые… Она и сама была таким, очень добрым и жизнерадостным человеком» Адель Файзуллин: «Картины Гайши Рахманкуловой говорят сами за себя. Они яркие, колоритные, светлые, добрые… Она и сама была таким очень добрым и жизнерадостным человеком»

«АКВАРЕЛИ ГАЙШИ РАХМАНКУЛОВОЙ НЕ ПРОСТО ТОРЖЕСТВО ЦВЕТА, НО ПРАЗДНИК, ЗАСТАВЛЯЮЩИЙ ЭТИ ЦВЕТА ПЕТЬ, ЗВУЧАТЬ»

— Адель Дамирович, почему вы взялись за организацию выставки именно Гайши Рахманкуловой? Она вроде бы не самый раскрученный художник…

— Вот именно — пока не самый раскрученный, не самый известный. Но живописец, график она просто великолепный! О многом говорит то, что она стала первой татарской женщиной-художником, которую приняли в союз художников ТАССР. А какие у нее регалии — в 1974 году получила звание заслуженного художника, а в 1984-м — уже народного. Была первой представительницей Татарской АССР на всесоюзных выставках акварели в Москве. Она участвовала при жизни в 85 выставках! В 80 представляла как художница-татарка нашу республику, пять экспозиций у нее были персональными. Уже после смерти состоялось еще три ее персональные выставки. Ее работы высоко ценили и в родной республике, и в Москве. Картины Гайши Рахманкуловой говорят сами за себя. Они яркие, колоритные, светлые, добрые… Она и сама была таким очень добрым и жизнерадостным человеком.

«К нам в антикварный салон-галерею «Ренессанс» начали поступать ее картины, и они  сразу пленили, поразили. Мы охотно стали их покупать» «К нам в антикварный салон-галерею «Ренессанс» начали поступать ее картины, и они сразу пленили, поразили. Мы охотно стали их покупать»

— Да, такое впечатление, когда смотришь на ее фотографии…

— Сам я о ней узнал года три-четыре назад. К нам в антикварный салон-галерею «Ренессанс» начали поступать ее картины, и они сразу пленили, поразили. Мы охотно стали их покупать. Как я потом выяснил, ни сама художница, ни ее дочь работы вообще не продавали. Гайша начала рисовать уже с пятого класса, писала портреты своих одноклассников. В 1936-м поступила в Казанское художественное училище. Сначала писала маслом. Мне посчастливилось приобрести три ее картины маслом — таких сейчас и не найдешь. А потом предпочла акварель. И я просто влюбился в ее картины, как она сама когда-то — в акварель. Начал их собирать потихоньку. Некоторые работы дарил — хотелось, чтобы люди их увидели, оценили. И мне было очень приятно, когда слышал восторженные отзывы о ее работах. А потом человек, заинтересовавшись художницей, искал о ней информацию в интернете и ахал: да у нее, оказывается, такие регалии… Согласен, что Рахманкулова — не раскрученный художник, повторю: пока. Но знатоки-то в курсе, какие у нее прекрасные картины. И художники всегда о них восторженно отзываются: о-о-о, Рахманкулова! Могу процитировать, что говорил, например, знаменитый мастер Баки Урманче: «Рахманкулова — колорист. Реальный мир она воспринимает как сложный комплекс цветовых отношений. Это ее волнует и творчески настраивает. Поэтому у нее особая любовь к цветам. Их целая серия: „Черемуха“, „Белые маки“, „Подснежники“, „Шиповник“, „Ромашки“, „Флоксы“ во многих вариациях и сочетаниях. Все они написаны сочно, доминирует цветовая масса. Цветы слегка орнаментированы, что придает им какую-то особую обаятельность…»

Процитирую еще и искусствоведа Дину Валееву: «Акварели Гайши Рахманкуловой не просто праздник цвета, но праздник, заставляющий эти цвета петь, звучать» Процитирую еще и искусствоведа Дину Валееву: «Акварели Гайши Рахманкуловой не просто торжество цвета, но праздник, заставляющий эти цвета петь, звучать»

Процитирую еще и искусствоведа Дину Валееву: «Акварели Гайши Рахманкуловой не просто торжество цвета, но праздник, заставляющий эти цвета петь, звучать. И это позволяет говорить о произведениях художницы как о цветомузыкальных творениях. Цвета в них светятся как бы изнутри — то усиливаясь, то затихая… Рахманкулова, без сомнения, одна из классиков изобразительного искусства Татарстана».

Так что неслучайно цены на ее работы высокие, стоит только заглянуть в каталог «Русское искусство XX и XXI веков. Справочник цен», они такие же, как на картины знаменитых Баки Урманче и Хариса Якупова. А если взглянуть на справочник «Единый художественный рейтинг», то рейтинг у Рахманкуловой такой же, как у Урманче. Кстати, Якупов и Рахманкулова вместе представляли Казань и нашу республику на многих выставках.

— Адель Дамирович, получается, что если человек сегодня приобретет картину Гайши Рахманкуловой или ему подарят, то цена этой работы будет только расти и расти?

— Без всякого сомнения. Так и бывает обычно с работами талантливых живописцев.

«Тут словно музей, посетители надолго задерживаются, рассматривают «экспонаты», восторгаются. Поэтому любой, кому подарили наш сертификат, может сам прийти и сам выбрать — картину, бронзовый подсвечник либо фарфоровую статуэтку» «Тут словно музей, посетители надолго задерживаются, рассматривают «экспонаты», восторгаются. Поэтому любой, кому подарили наш сертификат, может сам прийти и выбрать — картину, бронзовый подсвечник либо фарфоровую статуэтку»

ВЫСТАВКУ ДЕЛАЮ, ЧТОБЫ ЛЮДИ УВИДЕЛИ, ЧТО ЭТО ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ХУДОЖНИК!

— На выставке можно будет купить картины Рахманкуловой?

— Для чего я организую выставку? Я же не безумный коллекционер, чтобы отдать за картину последние деньги и потом спрятать ее от чужих глаз. Наоборот, я готов делиться той радостью, которую доставляют работы этой художницы. Вот у меня собралась коллекция картин Гайши Рахманкуловой, более 100 работ, и я хочу, чтобы они радовали и других. Так что вход на выставку будет бесплатным. А на ее открытие, именно в день рождения художницы, 3 декабря, в шесть вечера приглашаю всех желающих. Хотелось бы, чтобы о выставке узнали студенты художественного, театрального училищ и других подобных заведений, пришли посмотреть, поучиться. Наверное, этому может поспособствовать министерство культуры. На выставку придут искусствоведы из изомузея, художники, друзья Рахманкуловой. Будет небольшой фуршет, и планирую розыгрыш картины. Кстати, оговорюсь — не хотел бы продавать эти прекрасные работы куда-то за границу. Вообще-то, было бы хорошо, если бы эту замечательную коллекцию купил наш татарстанский изомузей…

— Наверное, у музея таких денег нет…

— Но все равно хотелось бы, чтобы эти работы остались в Казани, Татарстане, в Москве, России. Лучше бы в музее, но пусть и в частных коллекциях, просто у разных людей. Ее работы есть и в Москве — их покупали, дарили, но все-таки мне хочется, чтобы они остались у нас в республике, ведь она представляла Татарию. Поэтому и выставку организую, чтобы люди увидели, какой это замечательный художник! Ведь все экспозиции, либо с ее участием, либо персональные, всегда проходили с аншлагом. Их посещала куча народу — от них же глаз не отвести! Она рассказывала: «Порой видишь человека, кажется, представляешь его характер, внутренний мир. А рука пишет его совсем другим. И получается совсем иной образ. Только спустя некоторое время понимаешь, насколько рука точно вывела истинный психологический портрет. Она как бы оказывалась „умнее головы“»…

«Хотелось бы, чтобы эти работы остались в Казани, в Татарстане, в Москве, в России. Лучше бы в музее, но пусть и в частных коллекциях, просто у разных людей» «Хотелось бы, чтобы эти работы остались в Казани, в Татарстане, в Москве, в России. Лучше бы в музее, но пусть и в частных коллекциях, просто у разных людей»

— Интуиция настоящего художника… А для чего чаще у вас покупают картины? Для дома, офиса, на подарок?

— Очень часто — на подарок. Но хочется, чтобы и домой покупали. Чтобы эти яркие и светлые картины радовали людей каждый день. Сама художница говорила: «Бытует мнение у некоторых, что можно прожить и без искусства. А по моему мнению, искусство — это сама жизнь. Оно обогащает человека и осмысливает ваше существование». Так что мое мнение: ищешь подарок — подари картину! Боишься, что ошибешься, подаришь чудесную акварель с ромашками, а человеку больше нравятся подснежники? Так мы специально сделали подарочные сертификаты, человек придет к нам и сам выберет себе ту картину, которая его зацепит, или любой другой подарок.

— Вообще у вас выбор потрясающий…

— Тут словно музей, посетители надолго задерживаются, рассматривают «экспонаты», восторгаются. Поэтому любой, кому подарили наш сертификат, может сам прийти и выбрать — картину, бронзовый подсвечник либо фарфоровую статуэтку… Выбор шикарный! И, в отличие от музея, все можно потрогать своими руками, как следует рассмотреть… У нас много уникальных вещей. Ведь до середины XIX века почти все делалось вручную, те же ювелирные изделия, фарфор вручную расписывался. Это сейчас все на машинном потоке — в день тысячи изделий можно наштамповать. И как такую штамповку дарить? Другое дело у нас салоне — вещи с историей. Вот у нас есть огромные напольные немецкие часы 30-х годов прошлого века. Чудесная вещь! Этим часам уже почти 100 лет! У них четвертной бой, каждые 15 минут — как музыку можно слушать…

«Если взглянуть на справочник «Единый художественный рейтинг», то рейтинг у Рахманкуловой такой же, как у Урманче» «Если взглянуть на справочник «Единый художественный рейтинг», то рейтинг у Рахманкуловой такой же, как у Урманче»

— По картинам Рахманкуловой видно, что она рисовала много знакомых мест…

— Узнаваемых, да. Вот, видите, балкончик финансового института с видом на трамвайные рельсы, по которым «двойка» бегала? Это же история нашего города.

— О-о, отличный подарок какому-либо профессору этого вуза на день рождения!

— Таких подарков у нас много можно найти. Вот картина «Камазовец» — а КАМАЗ у нас как раз юбилей отмечает, можно такую «фирменную» работу приобрести. Здесь вообще весь наш Татарстан в одной картине — и университет, и башня Сююмбике, и Кремль, и Благовещенский собор… Будто подарок к 100-летию ТАССР! Или вот недавно отмечал день рождения Казанский университет, а у Рахманкуловой есть прекрасная картина, где за шахматами сидят Пушкин, Фукс и Перцов. Вот на этой картине — наш оперный театр, тот самый, на который каждое утро смотрит из своего кабинета наш президент, а потом фото отправляет в «Инстаграм», приветствуя всех, желая: «Доброе утро!» — «Хэерле иртэ!» Есть картины, написанные в Азнакаевском районе, в Сабинском, в деревне Кырлай, в Атлашкино. Художница ездила в Альметьевск, Набережные Челны, Бугульму и другие места нашей большой республики. Думаю, тот, кто ищет, сбиваясь с ног, отличный подарок — здесь его найдет непременно.

Выставка открывается 3 декабря (официальное открытие в 18:00) и будет работать два месяца. В салоне-галерее я каждый день, готов сам встретить посетителей, провести для них экскурсию и рассказать им об этой замечательной художнице.