По данным сервиса «Спарк-Интерфакс», в России насчитывается около 20 тысяч компаний-автоперевозчиков. Более 90 процентов из них являются микропредприятиями, годовой оборот которых — не выше 120 миллионов рублей По данным сервиса «Спарк-Интерфакс», в России насчитывается около 20 тыс. компаний-автоперевозчиков. Более 90% из них являются микропредприятиями, годовой оборот которых — не выше 120 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

дальнобойщиков челнов выводят из тени

Если не брать в расчет Москву с Санкт-Петербургом, то на протяжении по крайней мере последних 5–6 лет Набережные Челны — неформальная столица грузоперевозчиков страны. Количество мелких, средних и крупных компаний, занимающихся перевозками «на душу населения», здесь на порядок больше, чем в других регионах. Причина такой концентрации автобизнеса кроется не столько в том, что в Челнах работает крупнейший в России автозавод «КАМАЗ» и СП «Даймлер КАМАЗ Рус», сколько в выгодном с географической точки зрения расположении города, который стоит на федеральной трассе М7. 

По данным сервиса «Спарк-Интерфакс», в России насчитывается около 20 тыс. компаний-автоперевозчиков. Более 90% из них — микропредприятия, годовой оборот которых не превышает 120 млн рублей. И только чуть более чем 8% грузоперевозчиков автомобильным транспортом располагают в среднем более чем 240 транспортными средствами. Но и такой автопарк вплоть до последнего времени был не способен покрывать потребности крупных клиентов. Грузовым автопарком свыше тысячи единиц в стране оперируют всего пара десятков организаций.

По нашим данным, на транспортные компании, штаб-квартиры которых расположены в автограде или которые начинали здесь свой бизнес, зарегистрировано около 10 тыс. автопоездов различных марок — это практически половина от всех зарегистрированных в Татарстане фур. Сами челнинские перевозчики рассказывают, что когда большая часть машин, колесящих по просторам страны и ближнего зарубежья, в период новогодних праздников возвращается «на базу», то им банально не хватает места на имеющихся в промзонах Набережных Челнов автостоянках. Многие водители бывают вынуждены оставлять большегрузы на подъездах к городу или в соседних Елабуге и Мензелинске.

Уголовные дела, возбужденные в отношении руководства  «ЛидерТранс», «Олимп», О2 и других игроков рынка, стали результатом наметившегося тренда на вывод компаний из тени Уголовные дела, возбужденные в отношении руководства компаний «ЛидерТранс», «Олимп», О2 и других игроков рынка, стали результатом наметившегося тренда на вывод организаций из тени Фото: «БИЗНЕС Online»

О том, что в Челнах базируется «дальнобойный» крупняк, широкая публика узнала лишь в последний год, когда транспортно-логистические компании стали одна за другой оказываться в зоне пристального внимания налоговой службы, после чего к делу подключались и правоохранители. О претензиях последних к некоторым крупным грузоперевозчикам «БИЗНЕС Online» подробно рассказывал. Уголовные дела, возбужденные в середине и конце прошлого года в отношении руководства транспортных компаний «ЛидерТранс», «Олимп», О2 и других заметных игроков на рынке, стали результатом тренда на вывод организаций, занятых в том числе и в транспортном бизнесе, из тени.

Недоимку по налоговым выплатам, как выяснилось, сначала обнаружила ФНС, а затем документы передавались для более тщательной проверки в отделы МВД по борьбе с экономическими преступлениями, после чего — в СК. Как полагали следователи, схемы ухода от уплаты налогов транспортные компании использовали примерно одни и те же: с помощью фиктивных договоров на оказание услуг с подставными контрагентами, которые по факту не осуществляли реальную хозяйственную деятельность, занижалась база налога на прибыль и неправомерно возмещался НДС за счет деления бизнеса и использования компаний-однодневок. По версии следствия, уход от уплаты ЕСН осуществлялся через серую зарплату сотрудникам и сокрытие доходов за счет наличной оплаты.

С помощью экспертов и игроков рынка мы составили топ-10 крупнейших автомобильных грузоперевозчиков Набережных Челнов. Основным критерием для присвоения места в рейтинге был размер автопарка, плюс известность компании на рынке и масштаб бизнеса.

ВСПОМИНАЯ ШТЕЙНБЕРГА

Самая известная, хотя и далеко не самая крупная компания – грузоперевозчик автограда — это «Кама-Тракс», созданная легендарным челнинским предпринимателем Леонидом Штейнбергом, скончавшимся в июне 2019 года. Она замыкает наш рейтинг, занимая 10-е место. Коллеги по цеху считают Штейнберга основоположником отрасли грузоперевозок в Набережных Челнах. Бизнесмен создал «Кама-Тракс» еще в начале 90-х, его компания самой первой начала совершать международные рейсы, став в 1993-м членом ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

Сама известная, хотя и далеко не самая крупная компания-грузоперевозчик Челнов — это «Кама-Тракс», созданная легендарным челнинским предпринимателем Леонидом Штейнбергом, скончавшимся в июне этого года Самая известная, хотя далеко не самая крупная компания – грузоперевозчик автограда — это «Кама-Тракс», созданная легендарным челнинским предпринимателем Леонидом Штейнбергом, скончавшимся в июне 2019 года Фото: «БИЗНЕС Online»

Позже Штейнбергу удалось создать крупнейшую в стране ассоциацию грузоперевозчиков — некоммерческое партнерство «Логистика и автоперевозки Татарстана», у руля которого он стоял с самого начала его деятельности. Леонид Данилович системно занимался отстаиванием интересов грузоперевозчиков, выступал против сезонного закрытия дорог, выстраивал отношения с банками и страховыми компаниями, выдвигал другие, порой весьма неожиданные, инициативы. 

Сегодня в активе компании порядка 70 автопоездов марки Iveco, имеется собственная авторизованная сервисная станция Iveco. Бизнесом управляет дочь Леонида Даниловича — Ирина Штейнберг. Холдинговая компания «Кама-Тракс», в которой она значится гендиректором, в последние четыре года показывает стабильную выручку — 1,2–1,3 млрд рублей.

ООО «Дельтаскан» является официальным дилером шведского производителя грузовиков Scania. Компания по итогам 2018 года показала выручку в 1,5 млрд рублей ООО «Дельтаскан» является официальным дилером шведского производителя грузовиков Scania. Компания по итогам 2018 года показала выручку в 1,5 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Гигант из деревни Тавларово

По масштабам бизнеса на первое место наши эксперты поместили компанию «Делко». Сегодня это один из крупнейших грузоперевозчиков в стране, его автопарк насчитывает более 2 тыс. автопоездов, состоящих как из тентованных еврофур (90–110 куб. м.), так и рефрижераторов. Грузовики, которые использует фирма, в основном марки Scania. Как сообщает «Делко» на своем сайте, компания является вторым оператором в России по объему коммерческих автомобильных междугородних FTL-грузоперевозок с грузооборотом за прошлый год более 4 млрд т/км. Структурные филиалы, колонны и обособленные подразделения предприятия имеются в 18 городах России, начиная от Краснодара и заканчивая Красноярском. В начале октября компания, и так имеющая огромный грузовой парк, объявила о старте нового проекта под названием «500». Его целью является внедрение в эксплуатацию до конца этого года еще 500 новых транспортных средств.

Как рассказывал гендиректор «Делко» Алексей Яковлев, чтобы попасть на работу в организацию, претендент должен быть прежде всего профессионалом своего дела. Отбор, как правило, включает в себя различные тесты, задания, несколько этапов собеседования и проверку на полиграфе. Затем специалисту дается наставник, который вводит его в курс дела в течение трех месяцев. За период наставничества у сотрудника нет серьезных полномочий во избежание ошибок и просчетов. Имея более 2,5 тыс. работников в штате, компания «Делко» в свое время получала звания «Лучший работодатель» по версии журнала «Есть работа» и «Привлекательный работодатель» по версии портала SuperJob.

Зарегистрирована фирма в 2009 году в Тукаевском районе РТ, затем в августе 2012-го «переехала» в Москву, а в июне 2014-го снова вернулась в Тукаевский район, в деревню Тавларово. 

Основным бенефициаром «Делко» считается известный в Татарстане и за его пределами, но крайне непубличный предприниматель Радик Гарифьянов. Он создавал «Делко» с нуля, хотя номинально бизнес записан на еще одного транспортника — Олега Буйновского, который ранее числился гендиректором компании.

В 2014-м Гарифьяновым было учреждено ООО «Дельтаскан» — компания является официальным дилером шведского производителя грузовиков Scania и по итогам 2018 года показала выручку в 1,5 млрд рублей. Этим, очевидно, и обусловливается приверженность фирмы к шведской марке автомобилей. Бизнесмен контролирует также ООО «Омегаскан» (выручка — 762 млн), прописанное в соседнем Башкортостане. Эта организация продает автотранспорт, в том числе — «Башнефти».

Еще одним предприятием, входящим в орбиту интересов влиятельного бизнесмена, является елабужское ООО «ТехТранс», которое оформлено на некую Гульфию Латыпову. Кроме того, на нее записан еще один увесистый актив — ООО «Трансавто», прописанное в Тукаевском районе, с выручкой в 863 миллиона. На еще одного «зицпредседателя», Рамзию Калашникову, оформлено казанское ООО «Реванш-Н», также занимающееся грузоперевозками (выручка — 887 млн). Вся эта общность компаний — транспортных, лизинговых, обслуживающих и торгующих грузовыми автомобилями — напоминает скрытую сеть, невидимую империю, формально разделенную между несколькими учредителями. Нечто подобное мы часто наблюдаем у крупных застройщиков, как, впрочем, и у ретейлеров, не желающих показывать миллиардные обороты и прибыль.

В конце 2016 года «Делко» создала еще одну компанию, DLK, которая занялась международными перевозками. Фирма осуществляет перевозки из России в Венгрию, Словакию, Польшу и Чехию. Сама компания заявляет, что в ее планах — расширение географии перевозок на Западную Европу. На сайте также указывается, что за прошедший год она показала устойчивый рост и его высокий темп, а именно прирост количества техники в автопарке на 25%. Средний возраст тягачей сократился за год в 2 раза (с трех лет в 2018-м до полутора в 2019-м). Всего за год произошло и расширение штата сотрудников аж на 40%.

Вторую строчку топа занимает компания «Лидертранс.рф». Считается, что основным бенефициаром компании является челнинский бизнесмен Михаил Устюжанин (второй слева) Вторую строчку топа занимает компания «Лидертранс.рф». Считается, что основным бенефициаром компании является челнинский бизнесмен Михаил Устюжанин (второй слева) Фото: chelny-biz.ru

рекордсмен по темпам прироста автопарка

Также к числу крупнейших грузоперевозчиков Челнов относится ГК «Лидертранс» (второе место нашего рейтинга). Считается, что ее основным бенефициаром является челнинский бизнесмен Михаил Устюжанин. Автопарк компании насчитывает более тысячи автопоездов — тентованные фуры и рефрижераторы. Здесь в качестве тягачей предпочитают немецкие Mercedes и MAN. У организации имеется 6 филиалов — в Тольятти, Уфе, Челябинске, Омске, Новосибирске и Краснодаре.

«Лидертранс» называет себя одним из лидеров рынка автомобильных грузоперевозок в России по росту перевозок и увеличению автопарка. И это недалеко от истины. Компания была зарегистрирована в 2009 году — тогда в ее автопарке имелся всего лишь один тягач. В 2011-м их стало уже 19, в 2013-м — 200, в 2016-м — 350. Далее она ежегодно увеличивала автопарк на 200 тягачей, а в этом году смогла нарастить его еще на 250 единиц. Таким образом, за 10 лет с момента создания «Лидертранс» довел свой автопарк до 1 тыс. тягачей. До конца этого года компания собирается увеличить подвижной состав еще на 100 автомобилей MAN серии TGX.

Схема владения бизнесом здесь, как и в случае с «Делко», тоже непростая. В качестве учредителей компаний группы, основными видами деятельности которых являются грузоперевозки или аренда и лизинг автомобилей, выступают соратники Устюжанина. Например, коммерческий директор «Лидертранса» Олег Курочкин является учредителем фирмы «Вестатранс» с оборотом более 300 млн рублей. ООО ТК «Азимуттранс» с оборотом более чем 4 млрд рублей, занимающееся арендой и лизингом машин, учредил еще один соратник Устюжанина, Алексей Зубков. Он же вместе с Альфредом Бадгиевым и Русланом Никифоровым (последний через ООО «Грин Кемикалс») на паритетных началах владеет транспортной компанией «Лт Глобал Форвардинг», которая «генерит» в год чуть более 70 млн рублей выручки. Еще одно ООО, «Такт», занимающееся грузоперевозками и записанное также на Никифорова, показывает порядка 150 млн рублей выручки в год. Сам Устюжанин владеет 100-процентной долей в головном для группы ООО «Транспортно-Экспедиционная Компания „Лидертранс“», которое прописано в Москве и имеет порядка 2,3 млрд рублей выручки в год.

Участники рынка говорят, что на «О2» и «Олимп» сегодня в совокупности приходится около 700-750 грузовиков, в основном марки Mercedes-Benz Участники рынка говорят, что на «О2» и «Олимп» сегодня в совокупности приходится около 700–750 грузовиков, в основном марки Mercedes-Benz Фото: © WOJCIECH PACEWICZ, РИА «Новости»

два Олега

Транспортная компания «Олимп» (3) Олега Емельянова, у которой, по официальным данным, более 300 автопоездов, была учреждена относительно недавно — в 2013 году. Прописана фирма в Елабуге, в ней работают 435 сотрудников. По итогам 2018 года выручка составила 1,8 млрд рублей. В транспортном бизнесе Емельянов трудится достаточно продолжительное время. Начинал он в начале нулевых вместе с еще одним известным в Челнах предпринимателем — совладельцем компании «Семьсот дорог» (5) Андреем Семиволковым, но затем их пути разошлись.

Следом за «Олимпом» идет «родственная» Емельянову компания «О2» (4) Олега Антипова. Здесь в автопарке также более 300 машин. Создавалась фирма одновременно с «Олимпом» в 2013 году. Выручка по итогам 2018-го составила 1,4 млрд рублей. Свое участие в бизнесе «О2» (название означает, что в компании два Олега) Емельянов никогда не афишировал. Тем не менее известно, что официальный владелец «О2» Антипов в свое время начинал у Емельянова одним из топ-менеджеров. Через некоторое время последний стал развивать новый проект — компанию «Олимп», но уже в одиночку. Участники рынка говорят, что на «О2» и «Олимп» сегодня в совокупности приходится около 700–750 грузовиков, в основном марки Mercedes-Benz.

Так, в транспортной компании  «Логистик» (6) владельца холдинга «Татэлектромаш» Фаила Шарифуллина чуть более 400 «КАМАЗов» модели 5490 В транспортной компании «Логистик» владельца холдинга «Татэлектромаш» Фаила Шарифуллина чуть более 400 «КАМАЗов» модели 5490 Фото: prav.tatarstan.ru

транспортные «ДОЧКИ» ХОЛДИНГОВ: «КАМАЗы» и майонез

При крупных холдингах также образуются транспортные компании, которые возят свою же продукцию, а также прихватывают и чужой груз. Так, в ТК «Логистик» (6) владельца холдинга «Татэлектромаш» Фаила Шарифуллина чуть более 400 «КАМАЗов» модели 5490. Это, кстати, единственная организация в нашем рейтинге, использующая для работы исключительно отечественную технику. Фирма осуществляет доставку выпускаемой электротехническим холдингом продукции до потребителей собственным автотранспортом, а на обратном пути выполняет заказы сторонних грузоотправителей. «Логистик» получает в год выручку в размере около 700 млн рублей.

Можно было бы предположить, что на «КАМАЗы», имеющие ценовое преимущество перед иномарками, со временем пересядет большинство транспортных компаний, однако, по словам одного из перевозчиков, наметившаяся пару лет назад тенденция перехода на современные «КАМАЗы» в настоящее время почти свелась на нет. «Поначалу, когда новые „КАМАЗы“ только пошли и цены на них были очень интересными, многие транспортники, посчитав экономику, начали заводить эти машины в свои автопарки, однако сейчас наметилась обратная тенденция», — заявил нашему изданию представитель одной из крупнейших транспортных компаний в регионе. Ведь, помимо первоначальной цены, есть еще и такой фактор, как стоимость владения и цена остаточная, когда владелец машины, выплатив лизинг, продает машину. И здесь «КАМАЗ» пока явно проигрывает своим зарубежным конкурентам по «большой семерке» производителей большегрузов.

По схеме, отработанной в ТЭМ-ПО, работает и транспортное подразделение не менее известных предпринимателей Леонида Барышева и Вадима Махеева «Эссен Продакшн» (8 место в топе крупнейших перевозчиков) По схеме, отработанной в ТЭМПО, трудится и транспортное подразделение «Эссен Продакшн» не менее известных предпринимателей Леонида Барышева и Вадима Махеева  Фото: gossov.tatarstan.ru

По схеме, отработанной в компании Шарифуллина, трудится и транспортное подразделение «Эссен Продакшн» Леонида Барышева и Вадима Махеева (не присутствуют в нашем топ-10 в силу того, что эти известные предприниматели — елабужане). 107 автомобилей, имеющихся в распоряжении компании, осуществляют доставку майонезов, соусов и конфет с фабрик в Челнах и Елабуге до своих дистрибьюторов в регионах, а обратно везут продукцию сторонних заказчиков.

Постоянными клиентами компании «Трансреалгаз» выступают нефтеперерабатывающие заводы в Уфе, Перми, Нижнем Новгороде, а также нижнекамские ТАНЕКО и ТАИФ-НК Постоянными клиентами компании «Трансреалгаз» выступают нефтеперерабатывающие заводы в Уфе, Перми, Нижнем Новгороде, а также нижнекамские ТАНЕКО и ТАИФ-НК Фото: © Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

ОТ БЕНЗОВОЗОВ ДО АВТОВОЗОВ

Уже упомянутая нами организация с романтичным названием «Семьсот дорог» была основана братьями Андреем и Алексеем Семиволковыми в 2002 году. Они же на паритетных началах владеют и транспортной компаний «Альянс», зарегистрированной в Елабужском районе. В 2018 году эта фирма показала выручку в 611 млн рублей. Кроме того, их же компания «Лидер Трак», образованная в 2014 году, являясь авторизованным дилером Volvo Truck и Renault Truck, осуществляет продажу и сервис грузовиков упомянутых марок в регионе. В 2018-м сервис заработал около 230 млн рублей. В настоящее время автопарк фирмы «Семисот дорог», по ее собственным данным, состоит более чем из 250 еврофур марок Volvo и MAN с тентованными полуприцепами и рефрижераторами. В числе заказчиков — крупнейшие российские ретейлеры.

Компания «Трансреалгаз» (7), учредителями которой являются Михаил Попов и Ильдар Ахметов, имеет один из самых больших в Поволжье парков бензовозов — 400 единиц. Выручка по итогам 2017 года составила 621 млн рублей. Имеются в автопарке фирмы и рефрижераторы. Постоянными клиентами организации выступают нефтеперерабатывающие заводы в Уфе, Перми, Нижнем Новгороде, а также нижнекамские ТАНЕКО и ТАИФ-НК.

У компании «КамаТрансСервис» (8), которую контролируют известные предприниматели Альберт и Рушад Мустафины, бензовозов поменьше — 150, но зато она может похвастать общим количеством спецтехники — около 1,1 тыс. единиц. Фирма является основным перевозчиком нефтепродуктов «Лукойла» в Пермском крае, Вологодской, Кировской областях, а также Удмуртии. Кроме этого, известно, что недавно закупила 50 новых «КАМАЗов», чтобы выйти и на рынок FTL-перевозок (перевозки полностью загруженным транспортом).

Мы решили не включать в рейтинг компании, специализирующиеся на перевозках легковых автомобилей, поскольку их трудно сравнивать с обычными грузоперевозчиками, но должны отметить двух лидеров этого рынка. В компании «Мега-Транс» Ильдара Мирзаянова 120 автовозов. Численность персонала — порядка 190 человек. По итогам 2018 года фирма показала почти 600 млн рублей выручки. При этом, судя по отчетам, в 2013, 2014 и 2015 годах выручка вместе с падением рынка легковых авто снижалась, а в рекордных для организации 2011 и 2012 годах удавалось выручать на перевозках легковушек по 800 млн рублей.

В составе транспортной компании «Логистика» Рашита Калимуллина — 80 автопоездов марки Iveco. Структура была создана в 2004 году. В последнее время в связи со значительным снижением объема перевозок легковых автомобилей «Логистика» вышла и на рынок FTL-перевозок. В компании работают около 130 человек. Выручка по итогам прошлого года составила 375 млн рублей.

Раз уж Закамье стало одним из дальнобойных центров России, высказывается мысль и о создании профильной особой экономической зоны. Таким вопросом задавался Олег Коробченко (слева) — владелец ГК «Кориб» Раз уж Закамье стало одним из дальнобойных центров России, высказывается мысль и о создании профильной особой экономической зоны. Таким вопросом задавался Олег Коробченко (слева) — владелец ГК «Кориб» Фото: «БИЗНЕС Online»

дальнобойщиков в челны заманивают длинным рублем, а грузоперевозчиков — перспективой ОЭЗ

По словам экспертов, огромной проблемой для большинства транспортно-логистических компаний является нехватка квалифицированных кадров. Дошло до того, что сегодня фирмы, базирующиеся в Челнах, набирают большую часть водителей из других регионов — Чувашии, Марий Эл, Удмуртии. Есть даже работники с Дальнего Востока и из Крыма.

Владельцам бизнесов приходится идти на различные ухищрения и стимуляции, чтобы закрепить водителей в своей компании. К примеру, в середине августа компания «Делко» ввела новые, как она сама называет, беспрецедентные условия приема на работу. На 100 дней адаптационного периода для каждого нового водителя она гарантирует оклад в размере 50 тыс. рублей в месяц (1 650 рублей за каждый отработанный день). При этом в данный период исключено наложение штрафов на сотрудника за различного рода нарушения. В течение 100 дней по каждому случаю несоблюдения правил начальник колонны обязан будет отдельно разобраться, разъяснить водителю ситуацию, чтобы в дальнейшем предотвратить подобные нарушения. Плюс ко всему шоферам гарантируются 500 рублей суточных в случае командировок. Также отмечается, что на новичков, не имеющих опыта работы водителем категории Е, акция распространяется по умолчанию, а опытные водители могут выбрать между данными условиями и стандартной мотивацией.

В компании «Лидертранс» поощрять водителей стараются за отсутствие «пережогов» топлива. Если сотрудник ездит экономично, то до 65% от сэкономленных на топливе денег ему начисляется при расчете заработной платы.

Раз уж так произошло, что Закамье стало «дальнобойным» центром России (без учета Москвы и Санкт-Петербурга), высказывается мысль о создании в автограде специальной инфраструктуры для развития этого бизнеса. Таким вопросом задавался в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» известный в Татарстане предприниматель Олег Коробченко — крупнейший дилер КАМАЗа, владелец группы компаний «Кориб», Елабужского аккумуляторного завода. Он уверен, что если бы компаниям, так или иначе завязанным на транспортном бизнесе, в рамках особой зоны предоставлялись бы соответствующие льготы и привилегии, то очень многие организации из российских регионов могли бы принять решение переехать в Челны, чтобы продолжить развивать свой бизнес здесь. По его мнению, транспортная экономическая зона дала бы мощный дополнительный толчок развитию в регионе малого и среднего бизнеса, который бы смог неплохо зарабатывать на дорожной инфраструктуре — гостиницах, автосервисе, продаже автозапчастей, общепите, сфере услуг.

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты отмечали, что для организации в Челнах транспортной ОЭЗ не потребуется особо больших вложений — достаточно лишь незначительно уменьшить на территории действия такой особой зоны ставку транспортного налога. «Когда у компании на балансе стоят тысячи автопоездов, то даже снижение налога на небольшую величину дает ей существенную экономию, — приводит свои доводы один из участников рынка. — И один только этот фактор может стать очень весомым аргументом для перерегистрации предприятия в транспортной ОЭЗ».