Российские владельцы отелей добиваются внедрения невозвратных тарифов. Идея предполагает, что у потребителя теперь будет две опции — бронировать как обычно в последний момент, или заранее, но с дисконтом 20% Российские владельцы отелей добиваются внедрения невозвратных тарифов. Идея предполагает, что у потребителя теперь будет две опции — бронировать, как обычно, в последний момент или заранее, но с дисконтом 20% Фото: «БИЗНЕС Online»

ОТЕЛЬЕРЫ ХОТЯТ НЕВОЗВРАТНЫХ ТАРИФОВ

Российские владельцы отелей добиваются внедрения невозвратных тарифов при бронировании гостиниц. С такой инициативой для отелей выступила «Опора России», сообщил сегодня «Коммерсант». По информации издания, об этом говорится в перечне инициатив, сформулированных организацией для включения в план «Трансформация делового климата», разработкой которого занимается минэкономики. Предложения также были отправлены в Ростуризм и Роспотребнадзор. Но пока ни в одном из ведомств предложение еще не прокомментировали. Хотя вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников говорит, что все адресаты должны будут ответить до 1 декабря.

Инициатива внедрения невозвратных тарифов разрабатывалась при активном участии ассоциации отелей Казани и Татарстана. Президент ассоциации, управляющая отелем Relita-Kazan Гульнара Сафина довольна тем, что «Опора» «двигает такие важные для отрасли вопросы». По ее словам, практика невозвратных тарифов в мире уже присутствует. «Это нормально, и отели спокойно работают по таким тарифам. Они выгодны и гостям, и отельерам», — рассказала она корреспонденту «БИЗНЕС Online». К слову, невозвратные тарифы присутствуют и у довольно популярных авиакомпаний. А в начале этого года невозвратные билеты ввело и ОАО «РЖД». 

Главными плюсами инициативы Сафина называет положительный эффект как для гостей средств размещения, так и для самих отелей, хостелов и так далее. «Сам принцип невозвратного тарифа предполагает дисконт. Это преимущество дается гостю за то, что он гарантирует свой приезд. А отельеры в данном случае лишаются рисков и могут заранее планировать загрузку, формировать и регулировать свои доходы. Еще один важный фактор — полная оплата происходит сразу, — объясняет она и добавляет, что средства размещения не получат от такого баснословных доходов. — Сложно сказать, что от данной инициативы вырастут доходы отельеров, ведь это дисконт. Подобное просто было бы хорошим подспорьем от рисков. Кроме того, думаю, что внутренний туризм в стране мог бы выиграть от этого».

Пока ни в одном из ведомств предложение еще не прокомментировали. Хотя вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников говорит, что все адресаты должны будут ответить до 1 декабря Пока ни в одном из ведомств предложение еще не прокомментировали. Хотя вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников говорит, что все адресаты должны будут ответить до 1 декабря Фото: © Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

«10–15 ПРОЦЕНТОВ ИЗ СИСТЕМ БРОНИРОВАНИЯ ТОЧНО МОгут НЕ ЗАЕХАТЬ»

Сегодня системы онлайн-бронирования могут применять невозвратные тарифы, но по факту законодательство их запрещает. По закону «О защите прав потребителей» гости могут отказаться от исполнения договора в любой момент, возместив исполнителю размер фактически понесенных расходов, которые должны быть подтверждены. А по правилам предоставления гостиничных услуг в случае незаезда гостя плата с него может быть снята не более чем за сутки.

«Единственный камень преткновения — российское законодательство не позволяет гостиницам пользоваться данной опцией. Она есть в системах бронирования, но это, что называется, до первого звонка гостя. Если он захочет вернуть деньги, мы должны так сделать. Но человек ничего не теряет, а мы теряем. У нас номера тухнут быстрее, чем колбаса. Нет толп, которые бы норовили занять места в отелях», — говорит Сафина. Точный размер потерь при этом подсчитать сложно.

«Сам принцип невозвратного тарифа предполагает дисконт. Это преимущество дается гостю за то, что он гарантирует свой приезд. А отельеры в данном случае лишаются рисков», — говорит Гульнара Сафина «Сам принцип невозвратного тарифа предполагает дисконт. Это преимущество дается гостю за то, что он гарантирует свой приезд. А отельеры в данном случае лишаются рисков», — говорит Гульнара Сафина Фото: «БИЗНЕС Online»

Президент ассоциации объясняет, что сейчас средства размещения всегда имеют в виду, что какой-то гость может не приехать, а по онлайн-бронированиям есть «довольно большой процент незаездов». «Особенно в пиковые даты — ты резко не продашь номер. Когда они идут, мы понимаем, что 10–15 процентов из систем бронирования точно могут не заехать», — примерно прикидывает отельер. При этом она отмечает важность законодательно заложить возможность незаезда гостя по объективной причине — например, тяжелая болезнь или смерть.

Сафина говорит, что в медийном пространстве уже начались дискуссии о том, что с введением невозвратного тарифа в отелях качество услуг в них упадет. «Это не соответствует действительности. Отель существует по договору об оказании возмездных услуг, который является документом публичной оферты. У гостя будет две опции — бронировать, как обычно, в последний момент или заранее, но с дисконтом, — рассказала президент ассоциации. — Не может быть такого, что недодадут завтрак или урежут шведский стол. По договору комплекс оказываемых услуг оговаривается заранее».

Предполагается, что дисконт средства размещения дают на любые номера по своему усмотрению.

Президент ассоциации объясняет, что сейчас средства размещения всегда имеют в виду, что какой-то гость может не приехать, а по онлайн-бронированиям есть «довольно большой процент незаездов» Президент ассоциации объясняет, что сейчас средства размещения всегда имеют в виду, что какой-то гость может не приехать, а по онлайн-бронированиям есть «довольно большой процент незаездов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЭТО СПАСЕТ ВСЕ ОТЕЛИ, причем НЕ ТОЛЬКО КАЗАНСКИЕ»

К началу 2019-го в Казани насчитывалось 230 отелей и хостелов — это более 8 тыс. номеров на 20 тыс. посетителей. С начала года в столице Татарстана побывали более 2,8 млн туристов (январь – август), и средняя загрузка отелей составила от 56 до 67%. Казанская гостиничная индустрия новость о законодательном регулировании невозвратных кредитов восприняла с удовлетворением.

Так, президент ассоциации хостелов РТ Илья Цыкунов обрадовался инициативе, потому что это «во многом спасет все отели, причем не только казанские», и объясняет, что часто невозвратные тарифы выливаются в весомую скидку.

«Если человек забронировал по этому тарифу, то он надеется приехать и проживать дешевле. Кроме того, есть такое понятие „шоперы“ — люди, которые бронируют номера одновременно в нескольких отелях. И получается такая ситуация, что места заняты, никто другой забронировать не может, а эти шоперы в последний момент делают отмену или просто не приезжают, — описывает он сегодняшнее положение дел на гостиничном рынке России. — Законодательной же базы, по которой можно было бы наказать человека за подобные ухищрения, нет. И даже если он забронировал номер по невозвратному тарифу, очень часто бывает, что и система бронирования, и прочие органы требуют возврата этих денег».

Илья Цыкунов: «Есть такое понятие — „шоперы“. Это люди, которые бронируют номера одновременно в нескольких отелях. И получается такая ситуация, что в отелях места заняты, никто другой забронировать номера не может» Илья Цыкунов: «Есть такое понятие «шоперы» — люди, которые бронируют номера одновременно в нескольких отелях. И получается такая ситуация, что места заняты, никто другой забронировать не может» Фото: «БИЗНЕС Online»

От всего этого, по словам Цыкунова, отельеры только несут потери, ведь мало того, что нужно вернуть деньги гостю, так еще и номер впоследствии не продается. «Получается двойная потеря. Поэтому, если есть возможность, передайте „Опоре России“ мою искреннюю благодарность. Как говорится, респект!» — отмечает собеседник.

Директор и учредитель Dugin’s hostel Тимур Дугин тоже поддерживает инициативу «Опоры России». Он рассказал, что и сам иногда — в очень высокий сезон — ставит невозвратный тариф. «Если в такой сезон клиент к нам не заехал, мы несем прямые убытки. То есть мы уже так делаем и подобное помогает дисциплинировать клиента, — считает отельер. — Я не думаю, что из-за этого гости будут реже бронировать номера, потому что, когда они заказывают, там уже стоит пометка, возвратный тариф или нет, и люди понимают, на что идут».

По его словам, не всегда невозвратный тариф означает дисконт. Он, напротив, при вводе невозвратного тарифа увеличивает стоимость. «Вообще, все это зависит от сезона — цену ставим либо выше, либо ниже, у нас нет такого однозначного подхода», — говорит собеседник.

«Отличная инициатива, мы ее только поддержим, — сообщила корреспонденту „БИЗНЕС Online“ коммерческий директор гостинично-развлекательного комплекса „Казанская Ривьера“ Елена Войтко. — Введение понятия невозвратного тарифа не только логично, но и в действительности еще удобно в коммуникации обеих сторон: для отельера он дает возможность лучше прогнозировать собственную загрузку и увеличивать ее за счет заблаговременного установления специальных тарифов, более экономичных, но гарантированных. Для гостя несомненный плюс в том, что он может экономить, планируя поездки в подходящие для себя даты. На конкретное время есть определенная цена услуги, возможность оптимизировать свой бюджет, выбрать невозвратный тариф». 

«Это как гарантия лучшей цены за гарантированный заезд гостя, — приводит она сравнение. — Причем тут осознанный выбор, который делают клиенты во многих странах, а в России мы к нему привыкли при покупке авиабилетов. Потому мы и наши гости видим только плюсы в принятии данной инициативы».