Наиль Мирсаитов: «Когда ученики спрашивают у меня, как готовиться к экзаменам, я всегда отвечаю им: «ЕГЭ — это не конец жизни и не цель жизни» Наиль Мирсаитов: «Образование и воспитание — единый процесс, как два крыла птицы. Министр просвещения РФ Ольга Юрьевна Васильева делает очень большой акцент на воспитании» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТРЕУГОЛЬНИК «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК – РОДИТЕЛИ» — ЭТО СВЯТОЕ»

— Наиль Галимжанович, начнем разговор с вопросов о лицее, в котором вы работаете. Наш читатель Максим Терегулов спрашивает: «Есть ли влияние турок на образовательный и воспитательный процесс в лицее, в частности общества Фетхуллаха Гюлена?» Напомним, что раньше этот лицей был татаро-турецким.

— Турецкий лицей свое существование прекратил в 2008 году, и с тех пор это муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей-интернат для одаренных детей №2». На данный момент все преподаватели лицея — граждане Российской Федерации. История турецкого лицея прекратилась, и нет никакой преемственности. Учреждение развивается совсем другим путем.

— Вы окончили этот же лицей?

— Да, я в 2003-м поступил в него из Сорочинска Оренбургской области. Через год и мои родители переехали в Татарстан, сегодня они живут в Лаишево.

— При приеме в лицей предпочтение татарам отдаете?

— К нам поступают из разных семей, любой национальности, но на конкурсной основе.

— Насколько я знаю, в ваш лицей принимают детей с 7-го класса?

— Нет, уже с 5-го. Набор идет в 5-е, 6-е и 7-е классы. К нам поступают сильные ученики, причем из разных городов. На данный момент у нас обучаются дети из 9 регионов России и 24 районов Татарстана. Это стало возможным потому, что, во-первых, лицей достиг определенных результатов, во-вторых, у нас есть где жить: при учреждении существует пансионат. Сегодня родители, выбирая место обучения своих детей, опираются на какие-то зримые показатели: результаты в олимпиадах, экзаменов.  

— Для чего в вашем лицее даже казанские дети должны находиться 24 часа в сутки? Разве ночью идет какой-то процесс — образовательный или воспитательный? Или это для того, чтобы оторвать школьников от «дурного» влияния родителей? (Даниил)

— Конечно, 24 часа в сутки никто не учится. После занятий дети какое-то время делают домашнее задание, потом отдыхают — могут посмотреть фильм или принять участие в игре: в пансионате всегда проходят какие-то мероприятия, например КВН, «Что? Где? Когда?», соревнования по шахматам и другим видам спорта. Ученики старших классов в пансионате, как правило, не живут, за исключением иногородних. Для младших классов, на мой взгляд, важно находиться в пансионате, потому что формируется коллектив, дети сплачиваются в команду. При выполнении домашних заданий значимо, когда есть у кого спросить о чем-то непонятном. Я сам один-два раза в неделю по вечерам прихожу в пансионат, чтобы помочь некоторым ученикам по своему предмету, а тем, кто интересуется биологией, дать дополнительную информацию.  

— А такая оторванность детей от семьи не расхолаживает родителей? Сдал ребенка на неделю и забыл о нем…

— Треугольник «учитель – ученик – родители» — это святое. Образование и воспитание — единый процесс, как два крыла птицы. Родители, отдавая ребенка в учебное заведение пансионного типа, ни в коей мере не избавляются от него. Они постоянно находятся в контакте с классным руководителем и администрацией лицея. Это очень важно, чтобы родители не отстранялись, чтобы их позиция была активной в планировании не только внеклассных мероприятий, но и учебного процесса. У нас есть родительский комитет и университет старост. Структура лицея очень продумана: родители всегда держат под контролем своих детей, а ученики вовлекают родителей в учебно-воспитательный процесс. Наверное, все в руках классного руководителя, от того, насколько активно он будет вовлекать родителей в учебный процесс, зависит эффективность достижения общей цели.  

«Треугольник «учитель — ученик — родители» — это святое. А образование и воспитание — это единый процесс, как два крыла птицы. У нас есть родительский комитет и университет старост» «Когда ученики спрашивают у меня, как готовиться к экзаменам, я всегда отвечаю им: «ЕГЭ — это не конец и не цель жизни» Фото: prav.tatarstan.ru

«ПЕРВЫЙ ПУТЬ ВОСПИТАНИЯ — ЭТО ДИАЛОГ, А ДАЛЬШЕ — СОБСТВЕННЫЙ ПРИМЕР»

— В постсоветское время учителя вдруг заявили, что школа должна заниматься только обучением, а воспитание — дело родителей. Вы согласны с этим? Как в вашем учебном заведении поставлен воспитательный процесс? (Лидия Петровна)

— Да, воспитание закладывается в семье, но я считаю, что большую роль играет и школа. Нужно правильно выстроить этот треугольник, чтобы было общее понимание траектории развития ученика — того, что цели и задачи, которые он перед собой ставит, общие для всех. Когда ребенок понимают, что и учителя, и родители вместе, на одной стороне, их главная цель — это его счастье и успех, тогда он по-другому раскрывается, благодарен, делает все, чтобы родители им гордились.

Министр просвещения РФ Ольга Юрьевна Васильева делает очень большой акцент на воспитании. Оно необязательно происходит только во время классного часа или какого-то внеурочного мероприятия. Воспитательный элемент может присутствовать и на перемене, в любой момент времени, происходить и без слов. Главное, чтобы ученики видели положительный пример в учителях. Современное поколение школьников — очень активные люди, для них очень важно горизонтальное общение, когда педагоги активно выстраивают эти отношения. От правильно выстроенной коммуникации очень многое зависит: взаимопонимание, конструктивный диалог. С каждым годом занятость учителей возрастает, появляется много новых задач и планов, но не надо забывать, что главное — общение, контакт с учениками. Для преподавателей, наверное, это ключевой момент. 

— Какого размера должна быть дистанция между учителем и учениками, чтобы и «своим парнем» быть, и уважение сохранить? (Елена К.)

— Дистанция помогает выстроить весь образовательный процесс. Дисциплина — в правильном понимании отношений — создает эффективно работающий механизм такого процесса. Конечно, учителя по-разному смотрят на этот вопрос и выстраивают его. Лично я стараюсь максимально уменьшить данную дистанцию, но она всегда сохраняется. Это связано с тем, что возраст примерно одинаковый, область интересов совпадает. Мы со школьниками на перемене можем поговорить о спорте, об образовательном проекте, который делали этим летом: с двумя учениками ездили в Нью-Йорк. Другим учащимся тоже интересно, каково это — поучаствовать в международной олимпиаде.

Когда точек соприкосновения становится все больше и больше, выстраивается определенный диалог даже вне урока, вне рамок предметного содержания. Очень важно понимать, что, если дистанция станет слишком короткой и начнется панибратство, тогда весь образовательный процесс рухнет как карточный домик. Дистанция — это в первую очередь уважение к учителю. Еще ученики должны чувствовать важность предмета, проявлять к нему интерес. Безусловно, все в руках педагога: насколько он умеет выстраивать весь этот процесс и держать дистанцию.

Есть дети, которым сложно чувствовать дистанцию, поэтому нужно научиться определенным инструментам, механизмам того, как обозначать это расстояние и всегда оставаться учителем, примером. Ученики порой, особенно вне урока, испытывают преподавателя — смотрят, как он себя поведет в той или иной ситуации. И здесь всегда на 100 процентов надо быть уверенным и быть самим собой, в уме держать: мы являемся примером для современного поколения. Как одеваемся, разговариваем, решаем определенные проблемы, смотрим на те или иные ситуации — все это играет роль.

— Ученики когда-нибудь устраивали вам испытание-провокацию?

— Конечно, подобные случаи возникают. Есть определенные правила поведения во время урока. Когда учитель стабильно удерживает свое отношение к тем или иным ситуациям, такие вопросы снимаются. Знаете, если ученики любят и уважают педагога, то такие попытки после первых уроков пропадают. Стабильность и определенные правила — это очень важно.

— Какие правила обязательны к выполнению?  

— Первое правило — школьники не должны опаздывать на урок. Но для того, чтобы они этого не делали, я сам должен всегда заранее приходить, чтобы проветрить класс, выровнять парты. И ученики все видят.

— То есть собственный пример — это лучший метод воспитания?

— Он заразителен, но Ольга Юрьевна сказала, что в воспитательном процессе личный пример второстепенный, на первом месте стоит объяснение. Необходимо объяснять, что такое добро, уважение, забота о старшем поколении. Первый путь воспитания — это диалог, а дальше — собственный пример.

«Первое правило — ученики не должны опаздывать на урок. Но для того, чтобы ученики не опаздывали, я сам должен всегда заранее приходить на урок, чтобы проветрить класс, выровнять парты. И они это видят» «Первое правило — школьники не должны опаздывать на урок. Но для того, чтобы они этого не делали, я сам должен всегда заранее приходить, чтобы проветрить класс, выровнять парты. И ученики все видят» Фото: Сергей Елагин

«В КАЖДОЙ ШКОЛЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ХОРОШИЙ ПСИХОЛОГ»

— В вашем лицее учатся только мальчики. А почему? Разве это не наследие татаро-турецкого лицея?

— Отдельные школы для мальчиков и для девочек существуют во всем мире, в Казани есть разные образовательные учреждения. В раздельном обучении, я считаю, есть и плюсы, и минусы. С точки зрения психологии у мальчиков очень важна определенная конкуренция, состязательность. Я вижу, что, когда кто-то начинает достигать каких-то успехов, другие подтягиваются, вступают в соревнование.

— У вас успешных не бьют в туалете, чтобы не выпендривались? Такое бывает в обычных школах…

— Ни в коем случае! У нас небольшая школа — около 300 учеников. Старшеклассники понимают, что являются примером для младших классов. И учителя, классные руководители постоянно об этом напоминают.  

— А какие минусы в раздельном обучении?

— Когда мальчики обучаются отдельно от девочек, могут возникнуть определенные сложности во взаимоотношениях, первым довольно трудно выстраивать конструктивный диалог. Но лично я, окончив лицей и поступив в Московский педагогический университет, не испытывал никаких сложностей в общении с одногруппницами, а те ребята, с которыми я учился в лицее, — самые лучшие друзья.  

«С точки зрения психологии у мальчиков очень важна определенная конкуренция, состязательность. Я вижу, что, когда кто-то начинает достигать каких-то успехов, другие подтягиваются, вступают в соревнование»Фото:  «БИЗНЕС Online»

— У нас в последнее время строят огромные школы — на тысячу, полторы тысячи учащихся. При этом проблем в образовательных учреждениях много. Как считаете, может быть, не стоит увлекаться гигантоманией, а лучше возводить небольшие учебные заведения, где люди на виду, все как одна семья? Может быть, ввести раздельное обучение во всех школах? Сегодня дети такие жестокие…

— Я являюсь оптимистом и очень позитивно смотрю на образование и современное поколение детей. Я не считаю, что дети жестокие.

— Вот вопрос читателя Жени: «В соцсетях время от времени появляются ужасные видео подростковой жестокости — ученики бьют своих одноклассников и снимают это. Почему они такие?! Что у нас в обществе не так, если появляются подобного рода наклонности?»

— Безусловно, я слышал о таких случаях. Что касается больших школ, где учатся более тысячи детей, наверное, там выстраивать учебно-воспитательный процесс сложнее. Я не могу точно сказать, потому что не имел опыта работы и обучения в такой школе. Но мне кажется, что надо позитивно смотреть на образование, позитивно оценивать детей и делать все, чтобы конфликтные ситуации не возникали. Очень важна работа психологов. Очень! Два направления, которые тесно связаны с образованием и воспитанием, — это развитие классного руководства и психологическая поддержка. В каждой школе должен быть хороший психолог, который сможет помогать детям. Отдельный вектор работы данного специалиста — это учить педагогов различным методикам и техникам, чтобы они тоже могли помогать детям. Последние нуждаются в помощи, многим необходима психологическая помощь. И классному руководству сегодня уделяется большое внимание, есть даже грантовая поддержка.   

Если говорить о нашем лицее, у нас дети разные, но они очень позитивные. Я очень благодарен своим ученикам за то, что они поддерживали меня во время конкурса «Учитель года России».  

— Вы классный руководитель или только предметник?

— В 2013 году мне дали 7-й класс, я вел его до 11-го и выпустил в 2018-м. В прошлом году мне дали один класс — 11-й. За 6 лет работы у меня было два выпускных класса. С нетерпением жду следующего года и надеюсь, что мне дадут класс. У нас выстроились хорошие взаимоотношения между учениками, родителями и учителями. Все мои выпускники звонят мне, приходят в лицей, рассказывают, как у них дела. Когда они достигают определенных успехов, подобное очень радует. Они поступили в разные университеты, 7 человек уехали в Москву и Санкт-Петербург получать образование в лучших вузах страны. Для меня это не просто хороший опыт, ученики стали для меня семьей.

«Если говорить о нашем лицее, у нас дети разные, но они очень позитивные. Я очень благодарен своим ученикам за то, что они поддерживали меня во время конкурса «Учитель года России» «Я очень благодарен своим ученикам за то, что они поддерживали меня во время конкурса «Учитель года России» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КОНЦЕНТРИРОВАТЬ СИЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ В ОДНОЙ ШКОЛЕ — ЭТО НЕ СОВСЕМ ПРАВИЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ»

— Хорошо учить в элитной школе, а вы попробуйте в обычной! Слабо? (Дамир)

— Через год после начала работы в лицее у меня было желание пойти в обычную школу. В одно из образовательных учреждений Авиастроительного района меня пригласили выступить о вреде курения и других вредных привычек. Я рассказывал очень долго, а дети были разного возраста. После лекции ко мне подошли ребята, начали задавать вопросы, в этот день я почувствовал, что такого внимания к себе в лицее не испытывал, поскольку там много учителей-мужчин и все они яркие. Я не отрицаю, что в будущем, возможно, стану работать в обычной школе.

Но не считаю, что наш лицей элитарный. У нас учатся дети абсолютно из разных семей.

Концентрировать сильных учителей в одной школе — это не совсем правильная тенденция, наверное. Бывает, что победители и призеры конкурса «Учитель года России» после соревнования перестают преподавать или переходят работать в элитную школу… И это печально. Я считаю, что, если педагог принял участие в профессиональном конкурсе, надо дать ему возможность и дальше быть с детьми.  

— У вас в лицее очень много мужчин среди учителей — наверное, 80 процентов. Такое обычной школе не снится даже в самых розовых снах! У вас есть рецепт, как привлечь мужчин в школы?

— Министр просвещения РФ Ольга Юрьевна Васильева сказала, что в последние годы все больше и больше мужчин приходят в образование. Это хорошая тенденция, ее нужно поддерживать.

— А как поддерживать? Наверное, больше платить надо?

— В Татарстане, например, существует грантовая поддержка педагогов, в том числе молодых. Я сам в 2013 году выиграл грант «Наш новый учитель». На протяжении трех лет меня поддерживали финансово и методически. Есть и другие гранты — для наставников, «Учитель-мастер». Если не ошибаюсь, в этом году будет новый грант — для классных руководителей.

Ведь для мужчин что важно? Когда я был без семьи — это один вопрос, но когда у меня появились жена и ребенок, то жизнь изменилась на 180 градусов. Для меня очень значимо, чтобы семья была в тепле, комфорте, сытая. Чтобы мужчины пришли в образование, в первую очередь надо думать о том, чтобы их заработная плата была достойной и они могли содержать семью.

— Но ведь не может быть такого, что учителям-мужчинам платят больше, чем женщинам… Выходит, всем педагогам надо платить достойную зарплату?

— Безусловно. У кого-то, возможно, зарплата уже достойная, а кому-то нужно повышать.

— Расскажите про грант «Наш новый учитель», который вы выиграли. Что нужно сделать, чтобы его получить, что он дает?

— Если выпускник вуза желает работать в школе, он подает пакет документов и проходит несколько испытаний. Мы сдавали ЕГЭ и проходили собеседование. После экспертной оценки жюри выбирает учителей и выдает им грант. Получатель субсидий должен три года отработать в школе и вести там определенную инновационную или проектную деятельность. Каждый победитель получил ноутбук, школа предоставила ему класс, нагрузку, которая очень важна для молодого учителя. Плюс к зарплате ежемесячно выдают 10 тысяч рублей. Можно сказать, что это защита молодого учителя от внешнего воздействия. Я помню, что у меня даже получалось откладывать деньги… 

«Ведь для мужчин что важно? Когда я был один, без семьи — это один вопрос, но когда у меня появились супруга и ребенок, жизнь изменилась на 180 градусов. Для меня очень важно, чтобы семья была в тепле, сытая, и всё было комфортно для нее» «Когда я был без семьи — это один вопрос, но когда у меня появились жена и ребенок, то жизнь изменилась на 180 градусов. Для меня очень значимо, чтобы семья была в тепле, комфорте, сытая» Фото: Сергей Елагин

«КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО — ЭТО ВАЖНЕЕ, ЧЕМ ПРОСТО УЧИТЕЛЬ-ПРЕДМЕТНИК»

— Не каждый учитель хочет быть классным руководителем, но ведь не любой способен на эту работу, как считаете? Мне кажется, классный руководитель должен обладать еще какими-то дополнительными качествами. Как минимум любить детей. В чем вы видели свою роль как классного руководителя?

— Начнем с того, что я получил классное руководство в первый же год работы в школе, сразу после вуза, поэтому очень щепетильно планировал свою работу. Для меня было очень важно создать условия, чтобы коллектив сформировался. Это был 7-й класс, ученики только-только поступили в наш лицей, все они были из разных школ и даже городов, поэтому важно было сформировать коллектив. Мы играли в футбол, хоккей, волейбол, гандбол, теннис — во все виды спорта, в которые только можно. Ходили в различные музеи. Конечно же, у нас были поездки в другие города, например в Москву, где мы посещали университеты, музеи, театры. Но без поддержки родителей все это сделать было бы сложнее. Я всегда говорил на родительских собраниях: «Если мы создадим хороший коллектив из класса, то успехи в учебе, в олимпиадах придут». И родители меня поддержали.

Мне очень нравится работа классным руководителем. Я считаю, что если преподаватель соглашается быть классным руководителем, берет на себя такую ответственность, то он должен творчески подходить к такому, потому что подобное не формальность, это не просто поставить галочку «я классный руководитель». Классное руководство — целая жизнь! Если выстроить приоритет, то, считаю, классное руководство — это важнее, чем просто учитель-предметник. Влияние классного руководителя колоссальное — на будущую жизнь учеников, их выбор. Помню, однажды, когда мой класс провинился, я сидел на классном часе и плакал…


— Как считаете, может ли учитель позволить себе обижаться на ученика (или на класс) за какие-то проступки и потом отомстить ему?
(Ренат)

— Дети искренни, их никогда не обманешь, они чувствуют ложь, поэтому взаимоотношения искренние должны выстраиваться, а обижаться учитель не имеет права. Если ученики что-то сделали, надо с разных сторон рассмотреть причины того, почему они так поступили. Я не держу обиды, а стараюсь обстоятельно проанализировать произошедшее. Главная задача педагога — счастье учеников, любовь к ним. Без понимания этого не получится выстраивать хороший образовательный процесс. Мои дети очень много меня радовали, даже окончив лицей, делились со мной своими успехами.

Например, один мой ученик выиграл в МФТИ президентский грант — ему на протяжении всех лет обучения ежемесячно будут платить по 25 тысяч рублей. Другой бывший ученик занимается программированием и уже создал свою компанию. Для меня это очень большое счастье! И все сложности, которые я испытывал (поздно возвращался домой из лицея, устал и недосыпал), возмещаются радостными эмоциями, когда узнаешь об успехах своих учеников. Ни одно слово, ни один поступок классного руководителя не проходит зря, бесследно. Это очень большая ответственность, особенно для молодых преподавателей. Считаю, любая поддержка классных руководителей — это очень здорово. Именно то, что нам нужно сегодня.

«Обижаться учитель не имеет права. Если ученики что-то сделали, надо с разных сторон рассмотреть причины, почему они так поступили. Я не держу обиды, а стараюсь проанализировать произошедшее с разных сторон» «Обижаться учитель не имеет права. Если ученики что-то сделали, надо с разных сторон рассмотреть причины того, почему они так поступили. Я не держу обиды, а стараюсь обстоятельно проанализировать произошедшее» Фото: mon.tatarstan.ru

«ЕСЛИ ДЕТИ НЕ НАУЧАТСЯ ПРОИГРЫВАТЬ, ОНИ НЕ СМОГУТ ПОЧУВСТВОВАТЬ ВКУС ПОБЕДЫ»

— Лицей №2 славится тем, что активно участвует в олимпиадном движении, ваши учащиеся занимают призовые места по разным предметам. А вот что думает об этом наш читатель: «В некоторых школах гонка за олимпиадными наградами превысила разумные пределы. Превышаются нормы СанПиН как по количеству уроков, так и по объемам домашних заданий. При этом все успехи учащихся основаны на природных задатках, которые нещадно эксплуатируют учителя. Все эти олимпиады — сплошная показуха, вредная для большинства школьников. В такой гонке за наградами у нас вырастет больное поколение». Что ответите?

— Безусловно, подготовка к олимпиадам — дополнительная нагрузка на учеников. Это знания на уровне первого-второго курса вуза, интеллектуальное соревнование, для которого требуется серьезный научный подход. Я считаю, что терпение и труд «бьют» любой талант, но согласен с тем, что нельзя перегибать палку, нарушать СанПиН, необходимо выверять нагрузку, которую получают дети. Это очень серьезный вопрос.

Но я хотел бы сделать акцент немного на другом — на гармоничном развитии личности. Олимпиадные достижения ребенка не являются залогом его успеха обучения в университете, тем более в трудоустройстве и жизни в целом, поэтому школа обучает и воспитывает, но нужно понимать главное: ребенок по окончании школы должен быть гармонично развитым — с точки зрения и своего психического состояния, и академического образования, то есть должен иметь широкий кругозор, понимать общую картину мира. Но не менее важно его творческое начало — это изобразительное искусство, музыка. Дети, которые вовлечены в олимпиадное движение, должны заниматься и музыкой, и рисовать.

— Где же на все взять время?!

— Вот именно! Здесь необходимо выстраивать такую систему, когда ребенок отдыхает и занимается в сбалансированной мере. Если этого не достигать, то получится как в вопросе читателя — использование таланта ребенка в корыстных целях, потому что не ставится главной целью его счастье, то есть гармоничное развитие. Да, школьник, став призером олимпиады, поступит в университет, но как он там станет учиться, если его физическое состояние будет слабым? Подросток заболеет, не сможет учиться! Поэтому в школе обязательны физические нагрузки. А если у него не будет творческого начала, он не найдет то, что ему нравится в жизни, не сможет выбрать себе профессию по душе. Да, ребенок может успешно учиться в университете и даже аспирантуре, а потом скажет: «Я не хочу заниматься наукой, я хочу рисовать».

Вот чтобы такого не случилось, в школе ему надо дать возможность попробовать себя в разных направлениях. Чтобы дети были готовы к жизни, их нужно обучать и воспитывать приближенно к жизни. Надо давать им такую возможность, чтобы они, окончив школу и университет, были счастливы. Мы сегодня воспитываем поколение, которое в разных сферах будет выстраивать нашу страну. То есть это наше будущее. И вот с той любовью, с которой относимся к нашему государству, мы должны осознавать всю ответственность и стремиться создать комфортные условия для учеников.

Если мы чувствуем, что нагрузки на ребенка большие, надо их сбавлять. Ничего страшного, если он не займет какого-то места на олимпиаде. Я очень переживаю за это. Есть дети, которые много сил и времени отдают олимпиаде, и, не дай бог, они не займут на ней призового места! Это будет серьезная травма на будущее… Я всегда своим ученикам говорю: «Друзья мои, в жизни главное — здоровье, счастье близких людей, семья, друзья. Вот главные ценности жизни. И не переживайте, если вы не займете места на олимпиаде, этим самым вы никого не подведете. И родители, и учителя как любили вас, так и будут».

И нужно учить наших детей держать удар, быть крепкими. Если они не научатся проигрывать, то не смогут почувствовать вкус победы. Важно, чтобы после неудачи на олимпиаде ребенок не сломался, а смог проанализировать результат и сделать правильные выводы. Из школы подростки должны выходить стрессоустойчивыми личностями, которые смогут жить в нашем непростом мире. Темой конкурса «Учитель года» как раз было воспитание и обучение в контексте больших вызовов. Перед маленьким человеком, который учится в школе, стоят свои большие вызовы, и очень важно, чтобы внутренний стержень поддерживал его. Самое главное — чтобы любовь родителей и учителей помогала ребенку быть крепким. О таком я постоянно думаю, это у меня в душе… 

«Когда я начал работать в школе, практически сразу осознал, что надо давать творческие домашние задания. Если не после каждого урока, то хотя бы блочно, после пройденной темы ученики делают определенный проект или пишут эссе» «Важно, чтобы после неудачи на олимпиаде ребенок не сломался, а смог проанализировать результат и сделать правильные выводы. Из школы подростки должны выходить стрессоустойчивыми личностями» Фото: mon.tatarstan.ru

«УЧЕБА И ОТДЫХ — ЭТИ ДВА ПРОЦЕССА ДОЛЖНЫ БЫТЬ СБАЛАНСИРОВАННЫМИ»

— Возможно ли в России обучение без домашнего задания, как это практикуется в западной культуре? У родителей нет времени для общения с детьми. Когда родители приходят с работы (18:00–19:00), то они садятся за уроки. Почему учителя только проверяют домашнее задание, а не обучают детей? (Артем)

— Во-первых, проверять домашние задания — это только одна из составляющих деятельности учителей. Во-вторых, в России есть такие школы, в которых не дают домашних заданий. В-третьих, в западных странах, например в Финляндии, задают уроки на дом, только немного в другой форме. Это выбор школы, выбор родителей, когда они выбирают школу для своих детей. Считаю, здесь тоже есть плюсы и минусы. Но домашнее задание не должно быть огромным, оно должно быть гармонично выверенным для детей. Когда я начал работать в школе, практически сразу осознал, что надо давать творческие домашние задания. Если не после каждого урока, то хотя бы блочно, после пройденной темы ученики делают определенный проект или пишут эссе, или снимают видео, или сочиняют песню.

— Сочиняют песню по биологии?!

— Да, ученикам 9-го класса я дал задание сочинить песню, связанную с белка́ми и нуклеиновыми кислотами. С одной стороны, это юмор, а с другой, сочинить песню по биологии на английском языке, исполнить и записать ее — это не только усвоение темы, но и развитие творчества. И я чувствую, что в таком формате ученики с большим рвением изучают материал, начинают в нем хорошо разбираться. Здесь очень многое зависит от учителей: домашнее задание должно не формально даваться, а вместе с учениками проживаться. 

— Но домашнее задание все-таки должно быть, вы считаете?

— Да, но его объем должен быть в соответствии с нормами СанПиНа. Если же учитель после какого-то урока не задал домашнего задания, это не надо считать катастрофой. У детей отдых тоже должен быть, и лучше, если это активный отдых, потому что именно он позволяет нашим ученикам быть активными в школе. Учеба и отдых — эти два процесса должны быть сбалансированными.  

— Как только интернет внедрится в мозг человека, ваша профессия угаснет, и интереса учиться не будет. Разве не так? (Р.Ф. Галлямов)

— Я уверен, что учителя как были, так они и останутся.

— А в далеком будущем, когда знания, возможно, будут «вкладывать» в мозг?

— Мы уже сейчас живем в эпоху высоких технологий, когда цифровизация захватывает образование семимильными шагами, — и с точки зрения развития онлайн-школ и проектов, и с точки зрения возможностей, которые появляются у учителей. Но то, что делают учителя, то, как они вдохновляют молодое поколение, то, как находят с ним общий язык, — это никогда даже самый сильный цифровой ресурс не сможет заменить. Потому что всегда возникает вопрос пластичности, то есть насколько система может измениться. Даже если мы очень далеко вперед продвинемся в плане искусственного интеллекта, пластичность человека никто не сможет заменить. Только человек обладает таким качеством, как человечность, то есть это духовность, нравственность, доброта, понимание тех или иных тенденций.

«У детей отдых тоже должен быть, и лучше, если это активный отдых, потому что именно он позволяет нашим ученикам быть активными в школе»Фото: «БИЗНЕС Online»

— А учебники на бумажном носителе нужно заменить на электронные? Очень же удобно — все книги в одном планшете.

— Ничто не заменит те ощущения, которые человек испытывает при чтении настоящей книги — шуршания этих страниц, запаха книги, напечатанного на бумаге текста!

— Но молодое поколение все больше в электронном виде читает!

— Я уверен, что и молодое поколение тоже ценит книгу. В нашем лицее я замечаю, что ученики читают обычные книги. А что касается электронных книг, планшета, интернета в телефоне — это хорошее решение локальных вопросов, когда необходимо быстро найти какую-то информацию. Но здесь серьезный момент есть — по поводу достоверности этой информации, цифровой безопасности. Я мечтаю, что в нашем лицее будут дополнительные курсы — финансовая грамотность, цифровая безопасность. Нам необходимо учить детей, как обезопасить себя в цифровой среде и быстро находить достоверную информацию в интернете. Безусловно, учителя должны уметь пользоваться цифровыми технологиями, потому что это навык XXI века, не переняв который, невозможно выстраивать взаимодействие с учениками. Книги и учителя — они навсегда!  

— Сегодня дети все в своих телефонах сидят. Как их вернуть оттуда, у вас есть рецепт? (Эльмира)

— У нас есть правило: в учебное время в лицее нельзя пользоваться телефонами. Но мы их не отбираем, телефоны стоят на беззвучном режиме. Если ученику вдруг потребуется срочно позвонить, он подходит к учителю во время перемены и спрашивает разрешения на это. Все учителя спокойно разрешают. Это сложно было сделать, но мы добились того, чтобы это правило работало. Своих ребят мы воспитываем в том русле, что мужчина должен держать свое слово: раз договорились не пользоваться телефоном во время учебы, то надо придерживаться этого правила.

Но на своих уроках я иногда прошу детей достать свои телефоны, чтобы найти какую-то информацию. Они должны быстро найти требуемую информацию и описать, что видят перед собой. Такую методику я начал внедрять три года назад. Таким образом я учу их искать в интернете достоверную информацию по предмету и анализировать ее: сравнивать эту информацию с учебниками и другими источниками.  

«Если у кого-то из моих учеников есть сложности по какому-то предмету, то я решаю этот вопрос индивидуально: выясняю у учителя причину, спрашиваю, как это можно исправить. И родителей подключаю» «Если у кого-то из моих учеников есть сложности по какому-то предмету, то я решаю этот вопрос индивидуально: выясняю у учителя причину, спрашиваю, как это можно исправить, и родителей подключаю» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОДНО ДЕЛО — НА СЛУХ ВОСПРИНИМАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, ДРУГОЕ — УВИДЕТЬ ГЛАЗАМИ ИЛИ ПОЩУПАТЬ РУКАМИ»

— Как мотивировать ребенка на получение новых знаний, если у него нет интереса ни к одному предмету? (Гулия)

— А как понять, что предмет ребенку не интересен? Нужно пробовать! Одно дело — на слух воспринимать информацию, другое — увидеть глазами или пощупать руками. По химии или физике обязательно нужно попробовать сделать эксперимент вместе с учителем, по биологии — у меня, например, был живой уголок. Интерес к теории предмета может возникнуть только тогда, когда ребенок попробует своими руками или увидит что-то практическое. Возможно, он сходит в музей, в университет, послушает ученого, увидит работу специалиста. У каждого ученика вопрос мотивации по-своему выстраивается. Один разговор с человеком, который достиг определенных успехов в какой-либо области, может решить все вопросы мотивации. Очень часто мы не знаем, что будет толчком, поэтому надо пробовать на наглядных примерах. Родители должны помогать в этом, но ни в коем случае не давить на своего ребенка.  

— Как добиться того, чтобы в классе не было слабоуспевающих учеников? Есть ли у вас собственные разработки на сей счет? (Хайруллина)

— Если у кого-то из моих учеников есть сложности по какому-то предмету, то я решаю этот вопрос индивидуально: выясняю у учителя причину, спрашиваю, как это можно исправить, и родителей подключаю. Бывает так, что у ученика небольшие сложности, например недопонимание темы, и своевременной помощью можно предотвратить непонимание целого блока. Если классный руководитель или родители не обращают внимание учителя-предметника на такие сложности, то учитель может не заметить их, поскольку у него много учеников, на всех время не хватает.

Я считаю, классный руководитель в этом вопросе — координатор, именно он должен помогать подтягивать учеников. У меня было так: раз в неделю я проверял оценки своих учеников по всем предметам, и если видел сложности у кого-то, то сначала разговаривал с преподавателем, с родителями, потом — с учеником. Выстраивал траекторию того, как он будет исправлять ситуацию. Когда в этом треугольнике все идут навстречу друг другу, тогда вопрос с отставанием можно решать положительно. Помогать отстающим ученикам — это одна из обязанностей классного руководителя. Также в своем классе я просил сильных учеников помогать слабым. Они даже быстрее и доступнее могут объяснить, чем учитель, потому что у них свой язык. Сам я стремлюсь к тому, чтобы объяснять свой предмет на понятном им языке.

«ЕГЭ — это хороший инструмент проверить знания ученика на выходе из школы. Единый государственный экзамен каждый год модифицируется, улучшается, становится более доступным для подготовки» «ЕГЭ — это хороший инструмент проверить знания ученика на выходе из школы. Единый государственный экзамен каждый год модифицируется, улучшается, становится более доступным для подготовки» Фото: mon.tatarstan.ru

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВРАЩАТЬСЯ В НАТАСКИВАНИЕ НА ЭКЗАМЕН»

— Старшие классы в современной школе — это натаскивание на ОГЭ и ЕГЭ, а не обучение. Как сломать эту систему? Как происходят обучение и подготовка к экзаменам в вашем лицее? (Аида Валиева)

— ЕГЭ — это хороший инструмент проверить знания ученика на выходе из школы. Единый государственный экзамен каждый год модифицируется, улучшается, становится более доступным для подготовки. Другой вопрос — как это влияет на образовательный процесс, на программу образовательного учреждения и то, как ведут уроки учителя. Я считаю, что образовательный процесс не должен превращаться в натаскивание на экзамен. Каких бы целей ни ставила перед собой школа в достижении высоких баллов, у нас есть определенная программа занятий, ученики должны получить знания по всем предметам, у них должен сформироваться общий кругозор. Подготовка к экзаменам — это отдельное направление.

В нашем лицее учителя максимально стремятся таким образом вести уроки, чтобы этих знаний было достаточно для поступления учеников в те вузы, о которых они мечтают. Это здоровая хорошая цель, к которой все стремятся. Экзамен должен быть следствием того, что ученик получил знания на занятиях, пропустил их через себя, разобрался во всех механизмах. А если ребенка натаскивать на задания экзаменов, то знания получаются отрывочными. Если нет общей картины предмета, не освоена его логика, то достаточно в задании поменять одно слово — и ученик не сможет его решить. Подготовка к экзаменам подразумевает качественные уроки. Такое понимание должно быть как у учителей, так и у администрации школы.

Когда ученики спрашивают у меня, как готовиться к экзаменам, я всегда отвечаю им: «ЕГЭ — это не конец и не цель жизни». Поступить в вуз — это важно, но слишком много вкладывать в понятие «ЕГЭ» — это ошибочно. ЕГЭ — это всего лишь определенная ступень жизни, этап, который учащийся пройдет. Просто нужно сделать все от себя зависящее, чтобы пройти данный этап достойно, продемонстрировать полученные знания и идти дальше. И после великолепной сдачи ЕГЭ нельзя сбавлять обороты, потому что формат обучения в университете совсем другой.

Мое отношение к ЕГЭ такое: это хорошая возможность для детей из разных школ дальше поступить учиться туда, куда они мечтают. Но стремиться нужно к пониманию, а не к автоматическому запоминанию информации. Зазубрить все невозможно, количество информации колоссально.  

«Я максимально стремлюсь к тому, чтобы занятие было интересным, интерактивным, чтобы оно проходило на одном дыхании. Дети очень устают от определенных нагрузок, поэтому нужно чувствовать класс, время»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДИСЦИПЛИНА НАРУШАЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ТЕРЯЕТСЯ СВЯЗЬ УЧЕНИКА С УЧИТЕЛЕМ»

— Читаю сегодня в БО: «Учительница из школы №25 Альметьевска заклеила скотчем рты первоклассникам за то, что те разговаривали на уроке». А как вы держите дисциплину на уроке? Какие меры воздействия на нерадивых можете себе позволить? (Анна)

— Считаю, дисциплина нарушается тогда, когда теряется нить урока, теряется связь ученика с учителем. Я максимально стремлюсь к тому, чтобы занятие было интересным, интерактивным, чтобы оно проходило на одном дыхании. Не всегда так получается, иногда нужно динамическую паузу выдержать. Дети очень устают от определенных нагрузок, поэтому нужно чувствовать класс, время.

— Вы вовлекаете учеников в разговор во время объяснения темы?

— Я вовлекаю. Наверное, это самое главное, чтобы перед учениками всегда стояли задачи во время урока. Участие в конкурсе «Учитель года» дало мне опыт, как формировать эту деятельность, какой разнообразной она может быть, как выстраивать временны́е промежутки. Например, крайне желательно, чтобы на уроке был момент удивления, момент исследования. Начало урока должно быть ярким, с определенной загадкой, вопросом. На протяжении урока должны быть этапы, когда ученики вместе с учителем, выполняя задания, ведут расследование. И урок должен завершаться разгадкой, ответом на вопрос. Таким образом, занятие закольцовывается. Очень сложный труд сделать все уроки такими!

— Это должны быть собственные разработки или нужно пользоваться методичками?

— Я пользуюсь наработками других преподавателей — есть видеозаписи всех конкурсных уроков, которые были за 30 лет проведения конкурса «Учитель года». Но я считаю, что каждый учитель выстраивает свой индивидуальный стиль преподавания, копировать других учителей ни в коем случае нельзя. Опираясь на свои сильные стороны, на свои увлечения, можно найти свой стиль преподавания. Нет и не будет готовых решений, мы живем в XXI веке, когда мир настолько меняется, что завтра может быть все совсем по-другому. И преподавателю надо быть очень пластичным, он должен уметь быстро адоптироваться.

На уроках во время изучения темы ни один из учеников не должен выпадать из поля зрения учителя. Это очень сложно, но я максимально стремлюсь к тому, чтобы все ученики были вовлечены на уроке, чтобы им было интересно.

— Ученики во время урока могут прервать ваш рассказ вопросом?    

— У нас так выстраивается нить урока, что ученики могут задавать вопросы, даже не поднимая руку. Я прерываюсь и отвечаю, и в этом нет ничего страшного. Наоборот, это очень здорово. Они задают вопросы искренне, именно о том, что им интересно, а если одному это интересно, то и всем остальным в классе тоже. Порой задают очень необычные вопросы. Мне кажется, что в этом и есть смысл образования — уметь задавать вопросы и при этом не бояться. Мне очень нравится проводить уроки в таком формате. А если бы атмосфера на уроке была напряженной, ученики боялись бы спрашивать, то я не смог бы, наверное, достичь цели урока. Конкурс дал мне много пищи для размышлений…

«В нашем лицее работает победитель конкурса «Учитель года России — 2017» — Алмаз Нуртдинович Хамидуллин. Так что, у нас теперь два хрустальных пеликана. Принять участие в конкурсе предложил мне директор лицея» «В нашем лицее работает победитель конкурса «Учитель года России – 2017» Алмаз Нуртдинович Хамидуллин. Так что у нас теперь два хрустальных пеликана. Принять участие предложил мне директор лицея» Фото: metshin.ru

«НА ВСЕРОССИЙСКОМ ЭТАПЕ КОНКУРСА Я ЧУВСТВОВАЛ ЗА СПИНОЙ ВЕСЬ ТАТАРСТАН»

— Принять участие в конкурсе «Учитель года» — это ваше личное желание или лицей «направил»? Что самое важное вы почерпнули в этом опыте? От этого конкурса больше пользы видите для дальнейшей карьеры или непосредственно для учебного процесса? (Александрова Марина)

— Напомню, в нашем лицее работает победитель конкурса «Учитель года России – 2017» Алмаз Нуртдинович Хамидуллин. Таким образом, у нас теперь два хрустальных пеликана. Принять участие предложил мне директор лицея. Если честно, сначала я очень скептически относился к соревнованию, и первая фраза моя была такая: «Я не конкурсный учитель, не потяну». Ведь я работал всего лишь пятый год, а конкурс этот очень серьезный. Принять участие в нем, а тем более дойти до финала — это для меня было из разряда фантастики. Когда мы включились в подготовку и победили на уровне города, пришло осознание того, что конкурс уже идет, мы уже в нем.

Хочу отметить, что очень большую роль играет команда — лицея, района, города. С каждым этапом команда становилась все больше и больше, и на всероссийском этапе конкурса я чувствовал за спиной весь Татарстан. Мне говорили, что на мне лежит ответственность достойно выступить на всероссийском конкурсе и тем самым представить всех учителей республики. Учителя, с которыми я конкурировал на городском и республиканском этапах, потом писали мне, подсказывали. Я очень им благодарен. Побеждает не человек, побеждает команда — это 100 процентов! Каждый этап по-своему сложен.

— В чем заключалась работа команды?

— Например, было конкурсное испытание «урок», которое готовится заранее — еще летом мы узнали тему и начали готовиться. Здесь роль команды непосредственно в подготовке задания. Конечно, идею урока придумывает сам конкурсант. Придумав идею, ядро урока, я обращаюсь к команде и говорю: «Я готов». И команда начинала шлифовать урок.

— Этот конкурсный урок проходил с детьми, а не теоретически?

— Этот этап конкурса проходил в Грозном, мне дали класс в математической школе №1. Дети невероятные, очень активные! Знаете, наверное, открытие конкурса  — дети. Это дорогого стоит, когда они, видя учителя впервые, очень открыто начинают с ним взаимодействовать. Ребята шутили, задавали вопросы, активно отвечали на мои. 

Далее идет этап внеурочного занятия. Тему, направление и класс мы узнаем непосредственно после урока, по жребию. Мне выпало провести внеурочное занятие в 7-м классе по направлению «духовно-нравственное воспитание». И вот тут команда дала мне выспаться, взяв на себя большой объем работы — помогали сделать презентацию и составить текст, помогали репетировать.

— Кто эти члены команды?

— Ядро составляли учителя нашего лицея, а также районные и городские методисты. У меня есть два наставника-пеликана: абсолютный победитель всероссийского конкурса «Учитель года – 2014», преподаватель биологии Алла Николаевна Головенькина и победитель всероссийского конкурса «Учитель года – 2017» Алмаз Нуртдинович Хамидуллин, ведущий математику.

«Знаете, наверное, открытие конкурса — это дети. Это дорогого стоит, когда дети, видя учителя впервые, очень открыто начинают с ним взаимодействовать. Они шутили, задавали вопросы, очень активно отвечали на мои вопросы» «Знаете, наверное, открытие конкурса — дети. Это дорогого стоит, когда они, видя учителя впервые, очень открыто начинают с ним взаимодействовать. Ребята шутили, задавали вопросы, активно отвечали на мои» Фото: mon.tatarstan.ru

«САМОЕ ГЛАВНОЕ — ЛЮБИТЬ УЧЕНИКОВ ВСЕМ СЕРДЦЕМ»

— Что дал вам конкурс?

— Конкурс дает опыт в том, как преподавать, как готовиться к публичным выступлениям, как анализировать тенденции в образовании. 

— А «разбор полетов» был во время конкурса? Например, анализ вашего урока?

— До некоторых конкурсных испытаний было представление — что вы сейчас собираетесь показывать. Далее идет само конкурсное испытание, например урок, а потом следует самоанализ с точки зрения методики, что у вас получилось, а что — нет.

— «Подсадные утки» среди учеников в классе были — те, которые шумят, задают неудобные вопросы? Чтобы урок был не стерильным, а естественным, как в жизни…

— Учитель и ученики впервые видели друг друга, и учитель не мог передать им заранее информацию о том, что он будет им рассказывать. Даже тему учитель не может объявить в начале урока, он должен уметь вывести на нее учеников в ходе своего выступления. Сначала надо было заинтересовать, потом выйти на тему и вместе с учениками сформулировать ее. И очень важно все это время быть с учениками. Вот это надо всегда держать в голове: я здесь ради учеников. И эти ученики 11-го класса, которые были у меня на конкурсном уроке, потом поддерживали, болели за меня на всех следующих этапах.  

— После победы на конкурсе вы ждете, что вам предложат какую-либо должность, например завуча или методиста?

— На данный момент я не планирую брать на себя ответственность продвигаться по карьерной лестнице. Зачем? Я разве ради этого участвовал в конкурсе? Безусловно, административная работа — это важное направление, и в этом направлении тоже нужно думать. Но я уверен, что учителя, которые прошли конкурс «Учитель года» и приобрели определенный опыт, должны приносить пользу в школе.

— Ваш выбор профессии учителя был осознанным?

— В первую очередь на мой выбор повлиял преподаватель биологии нашего лицея Фарида Ахметовна Маликова. Это очень увлеченный харизматичный человек, который умеет заинтересовать. Биология — мой любимый предмет, но до 11-го класса я выбирал между медициной и преподаванием. По окончании школы я подал документы в разные вузы Москвы, в том числе на медицинский факультет РУДН, но там мне чуть-чуть не хватило баллов. Наверное, это судьба. И я поступил в Московский педагогический, сдав дополнительно экзамен по английскому языку. По специальности я учитель биологии и английского языка. 

— Что самое главное в работе учителя?

— Самое главное — любить учеников всем сердцем, потому что любовь и уважение можно взрастить в учениках только с помощью этих качеств. Как сказал известный педагог Шалва Александрович Амонашвили, любовь воспитывается только любовью.  

 Наиль Галимжанович, спасибо за интересный и очень полезный разговор. Успехов вам!