Сегодня в автограде местные силовики собрали руководителей школ для откровенного разговора о молодежной преступности. Движением АУЕ, по мнению органов, в Челнах интересуются несколько тысяч подростков, а по словам представителя СК, у группировок уже есть своя армия тренированных бойцов. В правоохранительных органах признают, что ситуацию упустили, и призывают педагогов к сотрудничеству.
По словам Галиакберова, в соцсетях происходит распространение радикальной идеологии, которая затрагивает в том числе и челнинских школьников. Под наблюдением находятся 657 детей до 15 лет и 148 подростков от 15 до 18 лет
«Они уже готовят какую-то определенную армию»
Проблема АУЕ (аббревиатура «арестантский уклад един») в Челнах накануне обсуждалась представителями силовых ведомств в городской прокуратуре, а сегодня совещание решено было провести уже с завучами и директорами челнинских учебных заведений. Все они разместились в актовом зале гимназии №26. Модерировал мероприятие заместитель руководителя исполкома Рамиль Халимов.
По данным силового блока, прежде всего в группу риска входят 283 несовершеннолетних челнинца, которые поставлены на учет после правонарушений, а всего под наблюдением остаются 657 детей в возрасте до 15 лет и еще 148 подростков от 15 до 18 лет. Наибольшую опасность представляет идеология АУЕ, более 100 групп которой в соцсетях пропагандируют нарушения закона. Челнинских подписчиков в этих группах насчитывается свыше 4 тыс. человек, хотя не все они следуют воровским традициям. По данным правоохранительных органов, подростков вовлекают в АУЕ, просто применяя набор болевых точек: это и социальное неблагополучие, и конфликты с родителями и сверстниками, и юношеский максимализм, используют и проблемы с психикой. А главное, велико и влияние взрослых лидеров, которые наживаются на подростках.
Одним из самых ярких представителей АУЕ, по мнению Галиакберова, является движение «Поясни за шмот», которое проводит рейды для установления причастности подростков, судя по их одежде, к той или иной группе
«Для понимания ситуации необходимо представить психологический портрет сторонника АУЕ — арестантского уголовного единства, — предложил замначальника управления республиканского ФСБ, одновременно возглавляющий городской отдел Сирень Галиакберов. — Это агрессия и провокация конфликтов, занятие единоборствами, демонстративное асоциальное поведение, преступление морально-нравственных запретов, нарушение законов, вымогательство, кражи, хулиганство, отрицание семейных ценностей, неуважение к родителям, подражание криминальным авторитетам, оскорбление сотрудников полиции, неуважение органов власти и управления, стремление создавать группы в комплексах, отрицание прав и обязанностей, таких как служба в армии и участие в выборах, а также восприятие праворадикальной идеологии».
Галиакберов рассказал учителям об одном из самых «ярких» движений — «Поясни за шмот». Суть движения сводится к рейдам: подростки останавливают сверстников в яркой, по их мнению, одежде и «просят пояснить» за каждую вещь. Названы и главные подростковые ОПГ города — это ранее описанные «БИЗНЕС Online» группировки «Белята» и «Маслята», а также другие со столь же милыми названиями: «Утята», «Кабанята», «Чернята», «Огнята». Есть и более брутальные «Акиновские», «Тихие», «Туманов» и «Автоград». В отношении участников этих группировок возбуждено уже 6 уголовных дел, все — по статьям о вымогательстве. Об этом в своем докладе рассказал следователь СКР Станислав Хораськин. Всем подросткам, о которых идет речь в расследовании, от 14 до 15 лет.
«Хотелось бы обратить внимание, что на данный момент в Набережных Челнах две трети подростков состоят в каких-либо преступных группах», — шокировал собравшихся Хораськин
«Хотелось бы обратить внимание, что в ходе допросов подозреваемых поступила информация о том, что на данный момент в Набережных Челнах две трети подростков состоят в каких-либо преступных группах, — шокировал собравшихся Хораськин. — Но при этом от этих же подростков стало известно, что многие школы принимают профилактические меры, рассылают письма родителям по поводу тех или иных групп». В качестве примера Хораськин привел одну из школ, учащихся которой, по словам подозреваемых, в АУЕ не вербовали из-за строгого завуча: женщина, узнав о непорядке, сразу инициировала беседы с учениками, ставила их на профилактический учет и информировала родителей.
Хораськин анонсировал опросы челнинских завучей в качестве свидетелей — сейчас силовые структуры устанавливают личности членов группировок, а лучше других школьников знают их педагоги. «Уже сейчас установлены многие фигуранты, изучается их переписка, — продолжил Хораськин. — И опять-таки из переписки следуют очень страшные вещи. Например, подростки 14 лет, у них возникла идея кое-кого наказать. Один другому советует взять нож и пырнуть. Другой отвечает, что хочет не убить, а покалечить. Тогда советчик предлагает взять биту или кастет. Это очень тревожные звоночки. Сейчас есть возможность на ранней стадии пресечь их деятельность и показать им будущее. Вчера прокурор сказал: самое главное — не травмировать психологически детей, ставших участниками группировки. Многие из них, возможно, стали не по своему желанию. Из объяснений подростков следует, что вступали они в группу потому, что по-другому жить невозможно. Если ты не с улицы, ты лох. Тебя будут бить и принижать. Данные группы уже проводят тренировочные драки между собой, они их называют „забивы“. Выезжают за город, собираются на школьных площадках и устраивают кулачные бои. То есть они уже готовят какую-то определенную армию». По словам Хораськина, многие участники группировок попросту не посещают школу, о чем соответствующие ведомства либо бывают не извещены, либо не обращают на это внимания.
АУЕ и «Колумбайн» напомнило контрразведчику противостояние скинхедов и антифа, но с этими явлениями, по его словам, сейчас в Челнах покончено
«В одной из школ ученика обижали, опускали головой в унитаз. Он два года готовился отомстить»
Напомним, именно с расследования челнинского следственного отдела в республиканской повестке закрепился приоритет борьбы с детской преступностью — в конце октября сотрудники следственного отдела СКР по Набережным Челнам возбудили дело о вымогательстве группой лиц по предварительному сговору. В деле пока нет фигурантов, но пятеро лидеров подростковых группировок автограда оказались в Казани, в центре временного содержания несовершеннолетних, а собственно Челны неофициально стали площадкой для отработки методик работы силовых и других ответственных ведомств со школьниками. Общая ситуация с АУЕ и другими деструктивными идеологиями сегодня уже контролируется из Москвы, к вопросу подключились центральный аппарат СК и генпрокуратура, а в Татарстане тем временем идет установочная работа с учреждениями — накануне, к примеру, подобное совещание состоялось в Нижнекамске с участием главы района, замначальника УМВД и начальника управления образования. В столице нефтехимии к наблюдению за неустроенными в быту подростками и их семьями администрация подключила председателей ТОСов, а школам, как и в Челнах, было обещано относиться к информации об эксцессах без каких бы то ни было санкций.
В ФСБ считают, что вместе с АУЕ серьезную угрозу представляет движение «Колумбайн», пропагандирующее массовые убийства в школах. Оба движения называют сторонами одной медали: если АУЕ — это агрессия группы, направленная на одиночек, то «Колумбайн» — ответ одиночки на издевательства. Весной 2019 года в Челнах было выявлено более тысячи школьников, которые интересовались идеологией «Колумбайн».
«Приведу пример, — обратился к учителям Галиакберов. — В одной из школ ученика обижали, опускали головой в унитаз. Он два года готовился отомстить школе. Вы думаете, этого нет? Есть! Смотреть надо. Он готовился! Я не буду говорить, приобретал ли он огнестрельное оружие… Это другое».
АУЕ и «Колумбайн» напоминает противостояние скинхедов и антифа, но с этими явлениями, по словам спикера, сейчас в Челнах покончено. Галиакберов уточнил, что, собственно, педагогов никто ни в чем не обвиняет. Ситуацию, по его словам, упустили правоохранительные органы, которые не находили обидчиков подростков и прекращали уголовные дела.
«В одной из школ ученика обижали, опускали головой в унитаз. Он два года готовился отомстить школе. Вы думаете, этого нет? Есть! Он готовился! Я не буду говорить, приобретал ли он огнестрельное оружие… Это другое»
Тут слово дали начальнику отдела по делам несовершеннолетних МВД РФ по Набережным Челнам Галине Александровой. Которая, несмотря на яркие и даже пугающие спичи коллег, прежде всего отметила — в целом по городу наблюдается снижение подростковой преступности, рост зафиксирован лишь в Автозаводском и Электротехническом районах.
«Нельзя сказать, что мы со школами не работаем, — заявила Александрова. — Ежедневно мы от них получаем докладные записки. Те [подростки], о которых вы говорили, что они не ходят в школу — мы обо всех них знаем. Меры к родителям принимаются по ст. 5.35 КоАП («Неисполнение родителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию» — прим. ред.). Но у нас есть проблема — родители не могут заставить детей ходить в школу. Возбудить дело по ст. 156 УК РФ («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» — прим. ред.) мы не можем. Максимум административная ответственность». По словам Александровой, единственная проблема — нехватка людей в личном составе отдела по делам несовершеннолетних, однако уже набрано около 20 инспекторов-стажеров и скоро ситуация должна выправиться.
— Нельзя сказать, что мы бездействовали, — продолжила начальник ПДН. — Может быть, мы мало уделяли внимания этим деструктивным группам…
— Я прошу прощения, — перебил ее главный фээсбэшник города. — Но мы здесь не для того, чтобы оправдать себя. Мы сегодня должны искать пути разрешения этой проблемы. Я слушаю вас, и [получается, будто] у нас все хорошо, все прекрасно, мы все знаем. Но почему мы поднимаем этот вопрос тогда?!
— Следует так же продолжать взаимодействие, — в ответ заявила Александрова. — Каждую полученную информацию доводить до нас. Сейчас мы поднимаем все отказные материалы. В основном это были побои, нанесенные в школах. У нас мало безлички, в основном установленные лица.
«Если Челны подняли первыми проблему АУЕ, — в завершение заявил Галиакберов. — То эти группы надо выявлять и пресекать, а не оправдываться. И нужно говорить об этом открыто. Что, вы хотите сказать, что про этих «Белят» не знали?»
«Если мы эту задачу размотаем, то выйдем с иском о запрещении АУЕ вообще в России!»
Ответа на вопрос о том, почему, собственно, эти дела в свое время были закрыты, не прозвучало. «Если Челны подняли первыми проблему АУЕ, — в завершение заявил Галиакберов. — То эти группы надо выявлять и пресекать, а не оправдываться. И нужно говорить об этом открыто. Вчера в Нижнекамске подняли эту проблему, она во всех городах. Скрывали? Да! Что, вы хотите сказать, что про этих „Белят“ не знали?»
Под аплодисменты глава ФСБ покинул зал. Чуть позже удалились и остальные представители силовых ведомств. Педагоги остались наедине со своим начальством из управления образования. Завучам вновь была поставлена задача не скрывать случаи выявления АУЕ в школах и доводить их до органов без последствий для самих учебных заведений. Кроме того, до 15:00 сегодняшнего дня все учебные заведения должны предоставить в прокуратуру график проведения родительских собраний, к которым присоединятся силовики. Еженедельно вопрос АУЕ будет обсуждаться в прокуратуре города.
Символично, что именно сегодня завершился прием заявок на тендер ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования», в рамках которого будет проверено 71 образовательное учреждение Татарстана. В перечень вошли средние школы с низкими результатами обучения и те, которые функционируют в неблагоприятных социальных условиях. При этом любопытно, что список включает и 15 кадетских школ Татарстана. В частности, в автограде проверят лишь одну общеобразовательную школу №38 и три из четырех кадетских — «Калкан», им. Кайманова и №82 им. Маннанова. Нет в перечне только кадетской школы №49.
В Нижнекамском районе будут проверены школа №2 и кадетский корпус им. Сафиуллина. В Елабужском — только школа №6, суворовское военное училище осталось за пределами интересов госзаказчика. Можно лишь предположить, что указанные кадетские школы, так же, как и 56 общеобразовательных, выделяются из общего числа подобных учреждений Татарстана показателями и социальными условиями. В целом же список содержит по 1–2 школы от каждого муниципального образования, и только Казань отметилась 12 позициями, не считая кадетской школы-интерната им. Кузнецова. Мониторинг попавших под проверку объектов предполагает разработку анкет для руководства школ, преподавательского состава и учащихся, а также сбор и систематизацию данных по этим опросным листам. Аукцион на понижение стартует с 400 тыс. рублей, завершиться исследование должно к 15 декабря.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 250
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.