КХЛ, основываясь на продвинутой статистике, подготовила большой аналитический текст об игре «Ак Барса» в первые два месяца регулярного чемпионата. Это первый материал в новой аналитической рубрике на сайте КХЛ. Данные для таких статей лига получает при помощи внедренной в нынешнем сезоне системы спортивной телематики. С разрешения КХЛ мы публикуем статью на нашем сайте.
Одна из особенностей работы Дмитрия Квартальнова — его команды действуют весьма агрессивно, осуществляя форчекинг
«АК БАРС» ИСПОЛЬЗУЕТ АГРЕССИВНЫЙ ФОРЧЕКИНГ
До паузы на Евротур «Ак Барс» одержал 19 побед в 25 матчах, на данный момент занимает первое место в Восточной конференции и лидирует в сводной таблице чемпионата.
Одна из особенностей работы Дмитрия Квартальнова — его команды действуют весьма агрессивно, осуществляя форчекинг. Схема, которая используется «Ак Барсом», присутствовала и при предыдущем тренерском штабе. Лишь немного изменился характер её применения — в более агрессивную сторону. Первый нападающий (на картинке указан, как F1 — прим.) всегда работает по хоккеисту с шайбой. F2 перекрывает ближний борт, и если соперник решит туда идти, — есть, кому его накрыть. F3 действует по ситуации, изначально занимая позицию в центре.
В позиционных атаках «Ак Барс», несмотря на штампы о «рельсовом хоккее», связанные с Квартальновым, проявляет вариативность, необходимые коррективы регулярно вносятся по ходу матча. Как и у Билялетдинова, в позиционных атаках третий нападающий (F3) старается располагаться высоко — это выгодно: ему легко уйти из-под опеки, а защитники получают больше уверенности при подключении вперёд, зная, что сзади будет форвард, который их подстрахует.
F3 (Джастин Азеведо, № 51) высоко находится в чужой зоне и находит пространство, чтобы свободно выполнить бросок
При этом позиция, в которой находится F3 в предыдущем моменте, «слот» — важная зона при построении позиционной обороны любой команды-соперника, поэтому постоянно находиться здесь и угрожать воротам крайне затруднительно. В таких случаях «Ак Барс» старается растягивать оборону соперника, выманивая его, заставляя бороться у бортов. Подопечные Квартальнова умеют выигрывать единоборства, собирать на себя по несколько оппонентов, при этом освобождая зоны для третьего нападающего (как в моменте ниже) либо для подключения защитников от синей линии.
«Ак Барс» растягивает оборону соперника, перемещая шайбу по борту, вследствие чего у F3 появляется возможность прокатить на пятачок. После передачи с левого края момент завершается голом
У ЗАЩИТНИКОВ ПОЛНЫЙ КАРТ-БЛАНШ НА КРЕАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
Хоккеисты при игре в зоне атаки выполняют большой объем катания и по возможности постоянно меняются позициями, в том числе это происходит между игроками разного амплуа — защитники и нападающие взаимозаменяемы.
Если в хоккее Билялетдинова при позиционных атаках два защитника чаще оставались на синей линии и фактически возле ворот игра шла в формате «три против пяти», сейчас в атаке должны участвовать все и не давать сопернику гипотетическое численное преимущество на отдельном участке льда. В этом заключается один из главных принципов нынешнего «Ак Барса»: «мы хотим владеть шайбой и знаем, что с ней делать».
Роль защитников изменилась не только с точки зрения того, что они могут меняться позициями с нападающими — у них появился карт-бланш на то, чтобы самим принимать сложные креативные решения и создавать голевые моменты. Игорь Ожиганов прорывается на пятачок — это даже не предел того, что позволено защитникам «Ак Барса» благодаря грамотно выстроенной игре в зоне атаки. Даже после обмена защитника в СКА у казанцев будет, кому этим заняться.
Игорь Ожиганов (№ 92) выбирается на пятак соперника и зарабатывает для своей команды большинство
Если же позиционная атака сложилась так, что два защитника всё-таки находятся на синей линии, то при броске одного из них к воротам строго идут два человека, которые стремятся «скринить» голкипера, играть на добивании, оставлять за собой все подборы. На первый взгляд, в этом нет ничего сложного, однако важно перевести такой элемент игры в ранг закона — и он станет приносить плоды.
Защитник «Ак Барса» бросает справа от синей линии, и возле ворот соперника находятся два одноклубника
«АК БАРС» ПЫТАЕТСЯ НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАСКАТЫ В МОМЕНТ АТАКИ
Казанская команда забивает больше всех в КХЛ наряду с ЦСКА (79 шайб) и имеет второй процент реализации бросков (10,48%) — это лучшее подтверждение тому, что модель атакующей игры эффективна.
Тепловая карта владения шайбой казанской команды в матче с ХК СКА
При начале атак «Ак Барс» старается не использовать раскаты, при которых защитник начинает движение вперёд из-за ворот или отдаёт оттуда передачу. Если при Билялетдинове вполне можно было увидеть раскаты вроде five back, когда по два человека закладывают виражи на разных флангах, пока защитник ищет вариант для передачи из-за ворот, то сейчас начинающий атаку хоккеист старается как можно дальше продвинуться с шайбой вперёд (чаще всего — до своей синей линии) и уже потом искать варианты для продолжения атаки. С самого начала атаки к чужой синей линии может подкатываться вся тройка нападающих.
Начало атаки передачей через ближний борт, все нападающие «Ак Барса» уже на синей линии соперника
При прохождении средней зоны у «Ак Барса» тоже наблюдается хорошая вариативность по ходу каждого отдельно взятого матча. Казанские хоккеисты могут проходить этот участок и за счёт коротких передач по ближнему борту, как в эпизоде выше, и подыскивая варианты для длинной передачи под чужую синюю, и выполняя длинные диагональные передачи, которые, например, были чуть ли не главным подспорьем для начала атак «Автомобилиста» Андрея Мартемьянова в прошлом сезоне.
Начало атаки через диагональную передачу
При такой вариативности важно иметь в наличии игроков, которые мало ошибаются в передачах. В «Ак Барсе» лидер по количеству точных пасов — Микаэль Викстранд (84,8%). По этому показателю он занимает 7-е место среди всех хоккеистов КХЛ.
ОТЛИЧНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ КАЗАНЦЕВ ПОЗВОЛЯЕТ ХОРОШО ИГРАТЬ В НЕРАВНЫХ СОСТАВАХ
«Ак Барс» — лидер КХЛ по игре в меньшинстве (91%). При отходе в оборону при игре вчетвером казанцы обычно используют схему 1-1-2, которая при продвижении соперника вперёд трансформируется в 1-3. Главное для Казани в меньшинстве — выигрывать вбрасывания в своей зоне, а при подходах соперника «сваливать» игру на борта. При игре против схемы 1-3 соперник зачастую либо просто выполняет контролируемый вброс в чужую зону, либо пытается пройти вперёд по флангу — при обоих вариантах отличная физическая готовность хоккеистов Казани позволяет выигрывать единоборства и сильно затруднять оппоненту начало розыгрыша.
«Ак Барс» в меньшинстве встречает соперника на своей синей по схеме 1-3, борьба у борта выигрывается и шайба выносится из зоны
В большинстве основная схема «Ак Барса» — 1-3-1, в которой могут использоваться варианты как с 1 защитником и 4 нападающими, так и с 2 защитниками и 3 форвардами. Игроки выполняют довольно стандартные функции. Хоккеист на пятачке закрывает обзор голкиперу и «копает», игрок в центре стягивает на себя внимание обороняющейся четвёрки, обыгрывается с партнёрами и готов идти на добивание. Защитник на синей линии — бросающий, также он закрывает зону. Фланговые хоккеисты — «мотор» любой комбинации.
Розыгрыш большинства по схеме 1-3-1 с бросающим от синей линии защитником
При отходе в оборону используется привычная для большинства команд схема 1-2-2. В отличие от версии «Ак Барса» Билялетдинова, редко происходит перестроение в 1-4, сейчас Казань пытается ставить компактные капканы в средней зоне. При позиционной обороне «Ак Барс» использует «зонную» схему 2-3, в которой оба защитника работают достаточно низко, и к ним на помощь должен спускаться центральный нападающий, который занимает позицию около лицевой линии. Левый нападающий закрывает передачи к синей линии по борту, а правый перекрывает центр зоны.
Квартальнов при игре в позиционной обороне делает большую ставку именно на распределение зон между игроками и строгое выполнение своих функциональных обязанностей в рамках этой схемы. При Билялетдинове «Ак Барс» больше играл в смешанную оборону: часть — персональная опека, часть — «зонная» оборона. Крайние нападающие располагались примерно так же и тоже отвечали за передачи на защитников. А вот внизу, ближе к воротам, «Ак Барс» играл персонально, каждый с каждым.
Тепловая карта центрфорварда Владимира Ткачёва в матче с СКА. 53% игрового времени Ткачёв провел на своей половине льда
Нельзя не отметить и активную работу с составом в исполнении Дмитрия Квартальнова. И это касается не только ввода в состав молодых хоккеистов. В качестве примера можно привести нападающего Кирилла Петрова, начинавшего сезон в 3-4 звеньях. По ходу чемпионата он был переведён в ведущее сочетание, где отлично себя проявляет и занимает второе место в команде по объёму катания (104,31 км пройденной дистанции), немного уступая только Джастину Азеведо (108 км). Опережает форвард и всех, кроме легионера, по дистанции владения шайбой (8,62 км). Азеведо — лучший в команде с 8,66 км.
Важным игроком в скоростной системе Квартальнова может стать и перешедший по ходу сезона из СКА форвард Олег Ли. Его показатель средней скорости — 16,1 км/ч. С этой цифрой он уже делит лидерство в «Ак Барсе» с Эмилем Галимовым и входит в топ-10 всей лиги.
В прошлом сезоне «Ак Барсу» не удалось пройти «Авангард» в серии плей-офф. Казанская команда проиграла четыре матча из четырёх, главными проблемами стали скорость, тяжёлое начало атак из-за давления соперника и малая вариативность в атаке (в первую очередь — с точки зрения обмена позициями). Дмитрий Квартальнов и его тренерский штаб эти недостатки нивелируют, стараясь при этом оставить нюансы, которые у штаба Билялетдинова срабатывали отлично. Во многом благодаря этому казанский клуб сейчас лидирует в КХЛ с наибольшим количеством побед в основное время (18) и в плей-офф будет иметь все шансы пройти максимально далеко.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.