В эти дни жюри рассматривает документы, поданные на республиканский конкурс на лучший совет предпринимателей муниципальных районов. Его проводит ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса Татарстана в стратегическом партнерстве с Общественной палатой РТ. Президент ассоциации Рафик Шайхудинов рассказал «БИЗНЕС Online» о целях, надеждах и участниках конкурса.
Рафик Шайхудинов: «Обнаружилось, что во многих районах РТ нет постоянных площадок, которые служили бы средством коммуникации между властью и бизнесом»
СОВЕТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ СУЩЕСТВУЮТ ДАЛЕКО НЕ ВЕЗДЕ, А ГДЕ ЕСТЬ, НЕ ВСЕГДА РАБОТАЮТ
— Рафик Агзамович, для чего ваша ассоциация решила провести республиканский конкурс на лучший совет предпринимателей муниципальных районов?
— Прежде всего хочу подчеркнуть, что такой конкурс мы проводим впервые. Объявили его в конце мая, потому что увидели, что это становится актуальным. Почему? В последние два года прошли стратегические, планировочные сессии в районах, где требовалось собирать предпринимателей, понять их мнение, выслушать о сложностях, вовлечь в решение этих проблем. И тут обнаружилось, что во многих районах РТ нет постоянных площадок, которые служили бы средством коммуникации между властью и бизнесом. Советы предпринимателей, к сожалению, существуют далеко не везде, а где есть, не всегда работают.
— А представители вашей ассоциации есть в районах?
— В отдельных районах. Но не везде чувствуют себя комфортно. Некую тень на их взаимоотношениях с властью мы в последние два года ощутили.
— Это было связано с обвинениями весной 2017 года теперь уже экс-президента ассоциации Хайдара Халиуллина, так?
— Скорее всего. Репутационный удар пришлось принять и держать. Потери были. Но мы их стараемся преодолевать своей работой в интересах своих членов и бизнеса в целом. Конструктивно трудимся в составе общественных советов, в экспертных группах при министерствах и ведомствах, а вот работу в районах мы ослабили — признаю эту серьезную ошибку. Но теперь, на наш взгляд, надо придать новый импульс развитию районных советов предпринимателей. Тем более что в стратегии «Татарстан-2030» говорится о том, что надо больше работать с общественными институтами, использовать не только жесткие вертикальные формы управления, но и горизонтальные связи. А это как раз и коммуникации через совещательные органы. Но это труднореализуемый постулат стратегии, хотя мы видим, что там, где советы предпринимателей прижились, больше прозрачности в отношении малого предпринимательства, экономики в целом, там власть пользуется преимуществами делового формата общения по разным вопросам. Мы убедились, что когда в районах есть взаимное доверие между властью и бизнесом, то никакие проблемы там не доводят до остроты, решают на месте. Но есть и районы, где налицо взаимные подозрения. Когда, например, власть распределяет подряды на строительство, на поставки «своим» подрядчикам и особенно из далеких краев — это повторяющееся явление. Там, где нарушается базовый принцип рыночной экономики — равенство конкурентных условий, — укореняется недоверие к власти, парализующее инициативность бизнеса. Часть бизнеса начинает искать подходы к власти в надежде на справедливый тендер.
В таких районах власть не советуется с бизнесом, не объясняет, ничем не стимулирует своих предпринимателей… А поощрять можно не только и не столько подрядами, сколько общественным признанием, вовлечением в процесс управления. Там, где этого нет, возникает почва для недовольства. Причем у предпринимателей нет возможности высказать свои претензии, предложения, объясниться, чтобы найти компромиссные решения, выгодные и для бизнеса, и для власти, и, самое главное, для района.
Если взглянуть шире, то не стоит ограничиваться фокусировкой на решении проблем, важно выстраивать совместно с бизнесом систему качественного обновления экономики, заниматься маркетингом территорий, формировать конкурентные преимущества районов и сел на основе исторического опыта и современных технологий. Поэтому мы и решили поддержать советы предпринимателей как площадки для эффективного взаимодействия бизнеса и власти в созидании будущей реальности. Кстати, этот смысл и закладывался нами в само выражение «взаимодействие власти и бизнеса», когда вводили его в активный деловой оборот проведением одноименной республиканской конференции в 2013 году.
«Стимулировать можно не только и не столько подрядами, сколько общественным признанием, вовлечением в процесс управления. Там, где этого нет, возникает почва для недовольства»
И КРУГ УЧАСТНИКОВ РАСШИРИТСЯ, И ОПЫТ ИХ БУДЕТ БОГАЧЕ
— Серьезный пакет документов участники собирали на конкурс?
— Небольшой, никакой лавины бумаг не требуется, самый минимум отражающих работу документов плюс дополнительные при наличии: опубликованные в СМИ интервью и другие материалы, какие-то фотоснимки, видеоролики… На конкурс свои пакеты документов представили 12 районов, еще полтора десятка готовят, но мы не гонимся и не рассчитываем на стопроцентное участие. Там, где советы бездействовали, не может быть и документов. Сейчас работает конкурсная комиссия. Все будет объективно, прозрачно, представлено на специальном сайте.
— Можете привести в пример интересный опыт работы советов?
— Конечно, можем привести, и очень подробно, но не сейчас, только после финала конкурса и поздравления победителей.
— А судьи кто? Кто входит в состав конкурсной комиссии?
— Мы пригласили представителей как государственных, так и общественных организаций. Всего 9 человек — из ассоциации фермеров, ТПП, минэкономики, совета муниципальных образований… Комиссия определит, какие советы предпринимателей в районах наиболее активны по разным номинациям: «За вклад в формирование благоприятного делового климата», «За вклад в формирование равной конкурентной среды», «За вклад в инновационное развитие малого и среднего бизнеса» и другие.
— С лучшими все понятно. Интересно, а организаторы конкурса задумывались, как помочь предпринимателям в тех районах, где советов предпринимателей нет, где власти не находят с ними общий язык?
— Мы надеемся, что наш конкурс тут сыграет положительную роль. На финальное мероприятие мы пригласим представителей всех районов. И они увидят на экране презентации лучших советов предпринимателей, услышат их рассказ о том, как создавались такие советы, какие сложности были, как проходит взаимодействие с властью. Те, кто не знаком с этими практиками, посидят, посмотрят и, надеемся, сделают выводы. Уверен, создание советов предпринимателей нельзя навязывать. Не стоит, например, указывать: создавайте! Подобное должно само произрастать. Это общественный институт, тонкая и очень хрупкая материя. В следующем году мы проведем второй конкурс и наверняка увидим, что и круг участников расширится, и опыт их будет богаче.
Уже сегодня в разных районах сложилась различная практика работы советов предпринимателей. Где-то такой совет — при главе. Где-то — независимый, состоит на 90 процентов из предпринимателей, но туда входит и представитель исполкома. А есть такие советы по развитию предпринимательства, в которых самих предпринимателей нет, а есть представители тех или иных городских, районных ведомств, которые оказывают влияние на развитие предпринимательства. Например, помогают с подключением газа, воды и так далее.
«Уже сегодня в разных районах сложилась различная практика работы советов предпринимателей. Где-то такой совет — при главе. Где-то — независимый, состоит на 90 процентов из предпринимателей, но туда входит и представитель исполкома»
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ — ФИГУРА НЕИДЕАЛЬНАЯ
— Такие советы, наверное, в вашем конкурсе не участвуют?
— Нет. Хотя и такая модель где-то нужна, работает годами, оправдала себя. И пусть работает! А вот общественные советы предпринимателей в некоторых районах были созданы, но провалились, исчезли. Тут надо понимать, что дело и в самих бизнесменах. Ведь предприниматель — фигура неидеальная. Это часть нашего общества со своими ценностями, уровнем культуры, целями, амбициями. Естественно, любой бизнесмен желает получить доступ к ресурсам, ищет разные возможности и порой, может быть, переступает грань. Отсюда возникали внутренние конфликты, дезинтеграция интересов внутри советов. А если идет разлад внутри, других членов в такой совет уже не притянешь. Поэтому важно деликатно помогать советам предпринимателей — и организационно, и методически, и просто по-человечески. Были предложения — а давайте-ка подчиним такие советы министерству, чтобы они классно работали. Нельзя! Подобное было бы абсурдным и разрушительным. Это та сфера, куда прикасаться административными рычагами нежелательно, это лучший путь для дискредитации самой идеи. Вообще, в чем значимость, ценность советов предпринимателей в районах? Да, это площадка для взаимодействия и с властью, и самих предпринимателей между собой. Но дело не только в этом. В последние годы мы увлеклись вещественными факторами развития бизнеса.
— Что вы имеете в виду?
— Создаются новые промпарки, развивается инфраструктура, появляются новые виды поддержки бизнеса. Это понятно и хорошо. А то, чем занимается наша ассоциация, — атмосфера, среда, доверие. Это, если хотите, социальный капитал, без которого деловой климат будет неполным. И никакими промпарками не заменишь атмосферу доверия и открытости в районе, городе, республике. Социальный капитал — это самое трудоемкое и самое дорогое, что есть в инвестиционном климате. Причем от атмосферы доверия выигрывают и власти. Первоначально им сложно — у них и так дел по горло, а тут еще лишняя работа — возиться с предпринимателями, выслушивать их претензии, искать решение их проблем… Но это окупается, раскрепощает предпринимателей, дает им больше свободы. Потому что в районах много ограничений — где-то негласных, неявных, таких, о которых предприниматели обычно только между собой говорят, и СМИ об этом не пишут. В районах обычно сложились свои системы отношений, устоявшихся практик, против которых не пойдешь. А вот совет предпринимателей формирует несколько другую культуру. Недавно на расширенном заседании совета по предпринимательству при президенте РТ очень хорошо высказался Рустам Нургалиевич Минниханов о том, что надо наконец задействовать огромное количество бывших колхозных, совхозных объектов недвижимости. Сколько их, оказывается, в республике! А ведь наша ассоциация еще несколько лет назад помогала районам составлять реестр таких «памятников прошлого», чтобы можно было их задействовать в хозяйственный оборот. И нам бы очень хотелось, чтобы голос ассоциаций, советов предпринимателей в районах, в том числе о судьбе таких объектов, власть услышала. Пока же получается, что нужно довести вопрос лично до президента, чтобы он дал ход его решению. Не слишком ли мы перегружаем своего президента?
«Вспомним программу социально-экономического развития Татарстана на 2011–2015 годы — ее тогда разрабатывала команда Марата Сафиуллина. Там было использовано выражение «институциональные ловушки»
ВАРИАНТ «С» — НИКАКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, КОГДА ВЛАСТЬ В УПОР НЕ ВИДИТ И НЕ СЛЫШИТ СИГНАЛЫ БИЗНЕС- АССОЦИАЦИЙ.
— У власти и бизнеса есть три варианта взаимодействия. Вариант «А» — партнерство, вариант «В» — использование для обоснования своих действий и вариант «С» — никаких взаимоотношений, когда власть в упор не видит, не слышит и не реагирует на сигналы общественных институтов бизнеса. Наблюдаем хорошие примеры развития партнерства между некоторыми туристическими ассоциациями и госкомитетом по туризму, между ассоциацией фермеров и минсельхозом — есть запрос со стороны госорганов! Однако пока бо́льшая часть общественных организаций предпринимателей действует сама по себе. Мне кажется важным, чтобы государственная власть поддерживала и поощряла те министерства, тех глав районов, которые умеют и работают с общественными институтами. Тогда и инициативы с их стороны было бы больше, и больше стало бы результатов. Если считать, что истина может исходить только из уст чиновников, то общество может оказаться под напором череды проблем. В тех же годовых коллегиях могли бы участвовать независимые эксперты, представители ассоциаций, они имели бы возможность выступить со своими мнениями и конструктивными предложениями, и если даже последует критика — это вполне нормальная рабочая ситуация. Разве здесь есть место для страхов или унижения представителей власти?
Вспомним программу социально-экономического развития Татарстана на 2011–2015 годы — ее тогда разрабатывала команда Марата Рашидовича Сафиуллина. Там было использовано выражение «институциональные ловушки». Так вот, у меня ощущение, что мы попали в некоторые из этих ловушек. И одна из них — перекос в соотношении между количеством и мощью государственных институтов и общественных. Государственные институты закрывают буквально все пространство. Да еще создают при себе общественные организации, имитируя общественную деятельность, общественные институты….
— А в чем, с вашей точки зрения, роль общественных институтов, нужны ли они?
— Дело в том, что с позиций получения быстрой и видимой пользы, производства продукции, увеличения ВРП они бесполезны, их роль в другом. Общественные институты, во-первых, способны усиливать эффекты от используемых ресурсов, направляемых на развитие. Во-вторых, высвечивают проблемы, последствия которых власть может недооценить, но борьба с которыми обходится дорого. В-третьих, своим существованием они формируют среду для развития инноваций, как гумус для растений. В совокупности все названные блага смягчают удары, падения, связанные с возникновением сложных (кризисы, крах банков) ситуаций, это соломка, которую общество сознательно подстилает на пути своего развития. И такая соломка — общественные институты, независимые исследования о различных сферах экономики, образования, науки, банковской системы…
Сегодня министерства, вовлеченные в реализацию национальных проектов, работают с огромной перегрузкой: совещания, планы, отчеты… А каким будет результат, пока вопрос. Радует, что в соответствии с одной из рекомендаций по результатам нашего мониторинга деловой активности в 2016 или 2018 годах министерство экономики РТ начало постепенный переход с использования экстенсивных на интенсивные методы развития предпринимательства, поскольку ставка на численный прирост предприятий малого и среднего бизнеса не дает ощутимых результатов в увеличении доли МСБ в ВРП. Однако для ускорения перехода министерству целесообразно рассмотреть возможность некоторого обновления управленческих подходов к процессам развития, включая развитие полноформатного партнерства с общественными институтами.
Неслучайно в своем послании Госсовету в нынешнем году Рустам Нургалиевич подчеркнул, что необходимо и далее развивать инструменты поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных советов.
«Рустам Нургалиевич подчеркнул, что необходимо и далее развивать инструменты поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных советов»
— Поддерживают. В Татарстане недавно 44 проекта НКО выиграли президентские гранты на 76 миллионов рублей…
— Да, с НКО власть работает, они поощряются. А вот насчет бизнес-ассоциаций сложилось мнение: раз вы предприниматели, то у вас море денег, вот сами и реализуйте свои проекты. Приоткрываю тайну: члены нашей ассоциации имеют свой бизнес и доходы, но это их личные, то есть корпоративные ресурсы. А наша ассоциация живет на взносы членов — по 5, по 10 тысяч рублей. Это наш фонд жизнедеятельности. Мы же открыто говорим о данных цифрах в ежеквартальных отчетах, ничего не скрываем. Вот на эти ресурсы мы и стараемся проводить конференции, исследования, благотворительные акции и много другое. Иногда используем фандрайзинг для покрытия хотя бы какой-то части затрат на перечисленные работы.
— Рафик Агзамович, когда будут подведены итоги конкурса?
— Планируем подвести итоги к 4 декабря. Хотим пригласить руководство республики. Конечно, наш конкурс не обладает ресурсами, так что пышного шоу не будет.
— Знаменитых артистов из Москвы не позовете…
— Исключено. Сценарий будет скромный, по средствам, но, надеемся, интересный и содержательный.
— Какие награды ждут победителей?
— Специальные памятные знаки эксклюзивного исполнения, грамоты и ценные подарки. СМИ точно пригласим — все увидите сами.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.