«Я пытаюсь развеять миф о том, что предпринимателем может стать каждый. Нам нужны и белые, и голубые воротнички — врачи, повара, сантехники. Я и сам не предприниматель, я —  осторожный белый воротничок» «Я пытаюсь развеять миф о том, что предпринимателем может стать каждый. Нам нужны и белые, и голубые воротнички — врачи, повара, сантехники. Я и сам не предприниматель, я осторожный белый воротничок»

 «МНЕ ПРИШЛОСЬ ДОКАЗАТЕЛЬНО ОБОСНОВАТЬ СВОЙ НОМЕР ПЕРВЫЙ»

— Игорь, вы в последнее время часто бываете в Казани. За последний год, например, сколько раз приезжали к нам?

— Раза 3–4. Хотелось бы чаще, но за последнюю неделю я посетил три страны и пять городов. Вчера на вопрос о том, где я был накануне, сидел и пытался вспомнить.

— Количество выступлений в столице РТ можно считать популярностью?

— Казань, наверное, на втором месте после Москвы. Как-то завтракая с вашим президентом, я отметил, что Татарстан — это не только столица спорта и IT, но и предпринимательства в широком смысле слова. Если бизнес — большой и упорядоченный, в котором прописаны организационная структура и стратегические планы, — бурлит в Екатеринбурге, то малое предпринимательство — в вашем городе. Рано или поздно предприниматель начинает заниматься стратегией и становится бизнесменом.

— Предпринимательство — это врожденный талант?

— Считается, что 3–5 процентов людей могут быть бизнесменами. Я пытаюсь развеять миф о том, что предпринимателем может стать каждый. Нам нужны и белые, и голубые воротнички — врачи, повара, сантехники. Я и сам не предприниматель, я осторожный белый воротничок, который под давлением партнеров создал сначала один бизнес, потом второй. Все мои бизнесы с партнерами, и они предприниматели, а я стратег. Творец. Бог дал мне талант все структурировать, писать и говорить так, как другие не умеют. Грех не пользоваться, но должен признаться, что я остался на второй год в первом классе, потому что не научился читать.

— Вы называете себя маркетером номер один… Можете ли вы объяснить разницу между маркетологом и маркетером?

— Так меня называют другие из-за одной истории. Работая в американской компании, я уехал из Москвы директором по маркетингу в Вену, отвечал за 68 стран. У нас был очень сильный вице-президент по маркетингу. Она нам сказала, что маркетолог занимается теорией маркетинга, а практика называют маркетером. Я решил: окей, хоть я и кандидат экономических наук, но все же не маркетолог, а маркетер. Закрепить это слово в России мне не удалось, но многие люди забрали его себе на визитки. Зато прижились другие слова — proof (в переводе с английского «доказательство»), например, и разные аббревиатуры, в которые я зашил определенные концепции маркетинга для быстрого освоения.

«Есть 7 способов движения вперед: клятва перед собой, которую тяжело нарушить; публичное обещание, которое сжигает мосты; группа поддержки, которая позволяет сообща анализировать движение… Нужно выбрать свой способ» «Есть 7 способов движения вперед: клятва перед собой, которую тяжело нарушить; публичное обещание, которое сжигает мосты; группа поддержки, которая позволяет сообща анализировать движение… Нужно выбрать свой способ»

«МОЯ САМАЯ ДОЛГАЯ «ТУПКА» ПРОДОЛЖАЛАСЬ ПОЛГОДА. ВСПОМИНАЮ С УЖАСОМ»

— Я читал ваш последний мегаполезный пост о том, как двигаться вперед. Изложено предельно ясно, но можете ли вы сейчас кратко рассказать об описанных вами движках?

— Чтобы двигаться, нужна энергия и движки. Есть порядка 40 способов подпитывать энергию в себе. Сейчас, например, я мог бы выпить кофе, но после тренировки хватит и чая. Энергия заливается в движки, которых 6. Например, семья. Или личные цели — мои цели на год очень амбициозны и дают мне драйв. Дальше идет бизнес, партнерство, в котором останавливаться нельзя. Думаю, что вы, Руслан, не стоите — знаю, что завтра выступаете в Казани перед 7 тысячами человек, к такому не просто прийти. Некоторые люди говорят: «У меня нет талантов». Но я уже писал о том, как сначала меня соперники по ковру таскали, а потом я стал кандидатом в мастера спорта. Из 11 бизнесов я закрыл 3 — огрехи бывают у всех, но движки толкают тебя вперед. Вопрос в том, с какой скоростью, обгоняют ли тебя другие. Любой молодой человек должен понимать, что с возрастом амбиции падают и энергия тает. У вашей аудитории прекрасный возраст для того, чтобы прочитать мой пост или послушать вас завтра.

— Давайте без иллюзий: прочитать мегаполезный пост и выполнить его рекомендации — разные вещи. Почему?

— Изучая эту проблему, я нашел 16 причин, но лучше скажу, как ее решить. Определяем причину своего ничегонеделания — это может быть страх, отсутствие мотивации или что-то еще. Разбираем ее по рекомендациям из моей книги, выделяем контраргумент и получаем практический ответ, что конкретно нужно делать. Всегда важен первый шаг.


— Люди не делают его из-за лени?

— Это лишь одна из причин. Есть 7 способов движения вперед: клятва перед собой, которую тяжело нарушить; публичное обещание, которое сжигает мосты; группа поддержки, которая позволяет сообща анализировать движение… Нужно выбрать свой способ. Бывает, правда, «интеллектуальный запой», когда у тебя просто ничего не получается — «тупка». Это не навсегда, надо просто дождаться озарения. Признаюсь, моя самая долгая «тупка» продолжалась полгода. С ужасом вспоминаю тот период.

— Что происходило в это время?

— Я испытывал недостаток энергии, жил на автомате, без драйва. Просил партнеров растормошить меня интересными задачами. Сам себя озадачивал приключениями. Два из шести месяцев пропутешествовал. Если такой возможности нет, можно заняться спортом и за полгода преобразиться. Я в 2019-м спорил на кубики пресса и должен был проиграть, когда врач запретил спорт на несколько месяцев. Тренер сначала предложил забыть про спор, но месяца через три сказал: «У нас получится!» Думаю, в январе я уже смогу показать свои кубики.

— Сколько часов в неделю вы занимаетесь?

— Стараюсь каждый день в пределах часа. Сегодня сгонял в отельный фитнес — 40 минут на дорожке плюс упражнения на пресс. Завтра перейду к серьезным занятиям, потому что не люблю проигрывать споры, а спорить люблю. С одним приятелем мы спорим годами. Сначала о том, что я не смогу написать 6 книг за год. Написал. Потом о том, что я не прочитаю 365 деловых книг за год. Прочитал 553. Потом он долго вынашивал идею и поспорил, что я не поднимусь с 23 тысяч подписчиков в «Инстаграме» до 100. Для понимания: мой приятель — заслуженный мастер спорта по волейболу, ладонь втрое больше моей. А у меня компания, специализирующаяся на раскрутке. Я думаю в этот момент: «Сейчас рекламный бюджет подниму, наберу 100 тысяч…» А он мою ладошку внутри держит и говорит: конкурсов нельзя, подарков и видеоконтента — тоже… Только текстом. Рост шел очень медленно, 50 тысяч подписчиков набралось только в августе. Но в итоге вышло больше 100 тысяч, я выиграл.

«Есть выражение «жить в обществе и быть свободным от него нельзя», которое я понимаю шире: «в обществе нельзя быть свободным от технологий» «Есть выражение «жить в обществе и быть свободным от него нельзя», которое я понимаю шире: в обществе нельзя быть свободным от технологий»

«ИНСТАГРАМ» КОНЧИТСЯ, КАК ЭТО СЛУЧИЛОСЬ С «ФЕЙСБУКОМ», «ЛИНКЕДИНом»

— Вы были менеджером уже в 1993 году, когда я еще в школе учился. С тех пор маркетинг принципиально изменился, пришли социальные сети. Кто вы в новой системе?

— Есть выражение «жить в обществе и быть свободным от него нельзя», которое я понимаю шире: в обществе нельзя быть свободным от технологий. Я знаю iPhone, какие-то программы, но меня часто ставят в тупик молодые люди, говорящие о новых для меня приложениях. Я стараюсь ставить эти приложения, следить за технологиями.

— Как вы относитесь к соцсетям, «съедающим все больше времени», по вашим словам?

— Я ограничил себя получасом, но не справился — проводил в сетях по полтора часа, за неделю набегал рабочий день. Осознав это, я попытался закрыть свой «Инстаграм», но получил немыслимое количество резких откликов. Пришлось вернуться с ограничителем в один час, но это не навсегда. Уверен, что уйду из «Инстаграма».

— А я уверен, что нет. Спорим?

— Конечно. Но, Руслан, вы же наверняка знаете притчу о Ходже Насреддине, который поспорил с падишахом: взял мешок золота и осла, чтобы за 10 лет научить его говорить. Не научит — потеряет голову, но за 10 лет либо ишак, либо падишах, либо сам Ходжа помрет. Мне кажется, что «Инстаграм» кончится раньше, как это случилось с «Фейсбуком», «Линкедином» … Или я могу просто уйти из него на пенсию. И вы хотите поспорить? Посмотрим через 10 лет?

— Давайте через 5! Вам будет 60?

— Не набрасывайте, но договорились.

— На желание. Но вернемся к беседе. Сейчас многие предприниматели озабочены личным брендом. Что вы думаете об этом явлении?

— Оно меня пугает. Мы понимаем личный бренд как крутую упаковку, а по факту это упаковка крутого продукта. В одной из книг я предложил каталог инструментов для продвижения самого себя.

— Внутреннее содержание должно соответствовать оболочке?

— Оно как минимум должно иметься. Есть разные люди: кто-то делает продукт и не парится о продвижении, кто-то создает упаковку без продукта. Я сторонник первого подхода, но понимаю молодых ребят, которые верят, что личный бренд рулит. Однако упаковка важна лишь тогда, когда есть хороший продукт.

— Вы заметили, что люди вместо автографов стали просить селфи?

— О да, раньше достаточно было носить с собой ручку, а теперь приходится все время быть в форме, готовым к фотосессии. Но я не медийная персона, мне нечасто приходится сниматься. Если не считать мероприятий, то прохожие на улице просят сделать совместное селфи раз или два в месяц.

«Сейчас много возможностей сделать что-то и без денег, начав с малого. Поработай внутри бизнеса, стань хорошим белым воротничком, потом попробуй сетевой бизнес и франшизу, где риски невысокие» «Сейчас много возможностей сделать что-то и без денег, начав с малого. Поработай внутри бизнеса, стань хорошим белым воротничком, потом попробуй сетевой бизнес и франшизу, где риски невысокие»

«ЛУЧШЕ ЗАФИКСИРОВАТЬ ВСЕ О ДЕНЬГАХ, ПОТОМУ ЧТО КОНФЛИКТЫ НАЧНУТСЯ ИМЕННО ОТСЮДА»

— Как молодому человеку заняться предпринимательством, если нет денег?

— Сейчас много возможностей сделать что-то и без денег, начав с малого. Поработай внутри бизнеса, стань хорошим белым воротничком, потом попробуй сетевой бизнес и франшизу, где риски невысокие. Сделай ИП, которое легко закрыть без обременений. На этом этапе лучше не брать кредит, да банк и не даст без хорошего бизнес-плана.

— Вместо кредита привлечь партнеров с инвестициями?

— Наше издательство так создавалось. Нам нужно было порядка 100 тысяч долларов для выпуска первой книги — мы скинулись, и каждый получил процент по своим вложениям. Но партнерство — это не только деньги. Вы можете вложить знания или свою энергию. Правила партнерства — правила семьи, и очень важно договориться про деньги с самого начала. Лучше всего письменно зафиксировать все о деньгах, потому что конфликты начнутся именно отсюда, даже проблема лидерства не так важна.

— Как отличить полезные тренинги и семинары от информационной цыганщины?

— Те, кого мы называем инфоцыганами, — это, как правило, люди без опыта, которые перелопатили чужой контент. Я даже иногда вижу свои слайды в чужих выступлениях. Инфоцыгане тоже несут пользу, а их самый, пожалуй, страшный грех в том, что они говорят тебе, будто ты можешь. Когда у тебя не получилось, заявляют: «Мы ведь не обещали, что ты сделаешь! Мы говорили, что ты можешь сделать». Я рекомендую ходить на спикеров, которые чего-то достигли. Можно посмотреть библиографию, послушать записи выступлений.

— Как часто стоит ходить на семинары?

— Мы проводили исследование: деловые люди говорят, что нужно ходить раз в два месяца. Мне кажется, это необходимый минимум.

— Как вы развиваетесь сами?

— Для каждого эффективен свой инструмент: аудио, видео, поездки, общение — таких каналов 13. Мне нравится читать книги, но больше всего прокачивает общение с интересными людьми.

Канал Руслана Абдулнасырова на YouTube, серия про бизнес с Игорем Манном здесь

«Инстаграм» Абдулнасырова @ruslan_abdulnasyrov


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции