Вернувшись из Будапешта, депутат Госсовета РТ Николай Атласов в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», изложил любопытные наблюдения об отношении венгров к своему историческому наследию. Почитая своим истинным освободителем Рональда Рейгана, венгры не открестились и от знаков социалистического, трагичного для страны прошлого. В специально отведенном парке и сегодня можно посмотреть на памятники Марксу и Ленину, а в метро — прокатиться на поездах Мытищинского завода.
Вид на Будапешт с горы Геллерт
РОССИЙСКИЙ СЛЕД В БУДАПЕШТЕ
Столица Венгрии — интересный для россиян город. Не только потому, что он богат памятниками истории и архитектуры, сравнительно низкими ценами, качественным сервисом и разнообразными формами досуга. Кроме прочего, в истории этого города наша страна оставила неизгладимый след.
Как и все страны бывшего социалистического лагеря, Венгрия не избежала борьбы с памятниками и другими символами коммунистического прошлого. По понятным причинам это прошлое ассоциируется с нашей страной. Надо отдать должное венграм: пройдя в 1990-е годы «люстрацию» символов социалистической эпохи, они вскоре прекратили эту политику, бросавшую тень на отношения между нашими странами. Даже события 1956-го, которые в Венгрии и России трактуются далеко неоднозначно, венгры уже давно воспринимают без прежней агрессии. Для них это памятная и трагическая страница истории, которая тем не менее не должна отравлять отношения двух стран на современном этапе. В этом смысле венгры подают достойный пример полякам, жертвующим отношениями с Россией в угоду своей несостоятельной исторической политике.
Здание Венгерского парламента — один из символов Будапешта
Поиск российского следа в современном Будапеште — это своеобразный квест. Большую часть наших следов венгры уже затерли: нет в городе улиц Ленина, Маяковского, Мичурина, Толбухина и многих других советских деятелей. В топонимике города сохранилось только имя Пушкина. Относительно недавно с карты Будапешта исчезли Московская площадь и аналогичное название станции метро. Эти объекты получили новое имя в честь премьер-министра венгерского правительства эпохи Австро-Венгрии Кальмана Селла.
Памятник советским воинам-освободителям на площади Свободы
Первыми жертвами венгерских антикоммунистов стали монументы социалистического прошлого. Их убрали с улиц Будапешта, но не стали разрушать, а отнеслись к этому наследию по-хозяйски. На юго-западной окраине города был открыт парк, куда свезли большую часть коммунистических памятников, многие из которых обладают художественной ценностью. Здесь есть несколько памятников Ленину, скульптуры Маркса и Энгельса, монументы венгерско-советской дружбы, памятники советским воинам-освободителям. При этом и в городе кое-где кое-что осталось.
Скульптура Сталина в Венгерском национальном музее. Копия памятника, уничтоженного в 1956 году
В центре города, на площади Свободы, сохранился единственный монументальный обелиск советским воинам, установленный еще в 1945 году. На обелиске, увенчанном золотой звездой, размещены герб СССР и надпись на русском и венгерском языках: «Слава советским героям-освободителям». Сейчас это место лишено памятного лоска, власти Будапешта низвели площадь до уровня торговой: здесь регулярно проводят ярмарки и музыкальные фестивали и постоянно жуют. Памятным это место осталось лишь для туристов из стран бывшего СССР. Недалеко от обелиска установлен памятник Рональду Рейгану, которого многие венгры считают настоящим освободителем их страны — от коммунистического прошлого.
Памятник Свободы (бывший монумент Освобождения) на горе Геллерт
Во время событий 1956 года в Будапеште был снесен памятник Сталину. Он был установлен в 1951-м недалеко от главной площади венгерской столицы — площади Героев. Это было монументальное сооружение: высота бронзовой скульптуры достигала 8 м, а вместе с постаментом — 18 метров. На ее отливку пошло несколько старых памятников различным венгерским деятелям прошлого. Скульптура Сталина была сделана основательно, восставшие долго не могли ее свалить, пока кто-то не додумался разрезать ее по ногам. Сталин был повержен, а на постаменте остались его сапоги. Именно в таком виде этот монумент предстает перед посетителями парка скульптур коммунистической эпохи. Впрочем, увидеть уменьшенную копию памятника Сталину можно и сейчас в Венгерском национальном музее. Советский вождь стоит в музейном зале, как бы говоря: «Я знаю, что после смерти на мою могилу нанесут кучу мусора. Но ветер истории безжалостно развеет ее». Венгры, конечно, Сталина не жалуют, как не любят и его верного сторонника Матиаша Ракоши, действия которого во многом спровоцировали восстание 1956 года. Удивительно, что, несмотря на репутацию венгерского диктатора, открытки с портретами Ракоши свободно продаются и активно раскупаются. Причем, как я заметил, не только туристами. Ностальгия, она ведь бывает разной.
Советский воинский мемориал на кладбище Керепеши
АВТОМАТЫ КАЛАШНИКОВА И ВАГОНЫ МЕТРО ОТ МЫТИЩИНСКОГО ЗАВОДА
Еще один пример советской монументальной истории в Будапеште — это монумент Освобождения на горе Геллерт. Он был установлен в 1947 году на вершине самой высокой точки в городе (227 м) в память освобождения Венгрии советскими войсками от немецко-фашистской оккупации. На 26-метровом постаменте установлена 14-метровая бронзовая женская фигура, держащая в руках пальмовую ветвь. У подножия монумента установили фигуру советского солдата-освободителя со знаменем в руках. Автором монумента является венгерский скульптор, но место для него выбрал советский маршал Ворошилов. В 1956 году монумент Освобождения чуть было не снесли: пострадала лишь скульптура советского солдата, которая позже была восстановлена. Однако в 1990-е этот памятник частично «люстрировали», полностью лишив его элементов советской символики и попутно переименовав на американский лад в памятник Свободы.
Советская 152-миллиметровая гаубица Д-20, стоящая на вооружении венгерской армии
Впрочем, есть в Будапеште одно место, где память о наших солдатах сохраняется в неизменном виде. Это мемориальное кладбище Керепеши, северо-западная часть которого отведена под советские воинские захоронения. Здесь похоронены не только погибшие при освобождении города в 1945 году, но и те, кто стал жертвой восстания 1956-го. Центром мемориальной зоны является обелиск, у подножия которого всегда лежат венки от посольств России и других постсоветских стран. Раньше здесь лежали венки и от посольства Украины, но сейчас у этой страны другие герои.
Танк Т-34-85 у здания Венгерского военно-исторического музея
Советское влияние до сих пор проявляется в венгерской армии, которая, несмотря на членство в НАТО, во многом сохраняет наше вооружение. В мае этого года в будапештском парке Варошлигет для обычных граждан проводилась армейская выставка. На ней демонстрировались различные образцы вооружений, среди которых БТР-80, 152-миллиметровая гаубица Д-20 производства завода «Уралмаш», а также стрелковое оружие типа автоматов Калашникова. Чувствуется, что венграм нашего оружия хватит еще надолго, ведь эта страна уже давно забыла, как воевать.
Метропоезд Мытищинского завода на линии Будапештского метрополитена
В то же время свою военную историю венгры помнят и ценят. Достаточно посетить Будайскую крепость и ознакомиться с экспозицией Венгерского военно-исторического музея. О России и русских здесь можно узнать немало: и в отношении периода 1848–1849 годов, и применительно к эпохе двух мировых войн, а также в период социалистического строительства. Ведь в эпоху социализма венгерская народная армия была миниатюрной копией советской — и по структуре, и по вооружению, и по обмундированию. Неслучайно при входе в этот музей стоит танк Т-34-85, который состоял на вооружении венгерской народной армии.
«Памятник» советскому автопрому в Будапештском зоопарке
Впрочем, если быть объективным, главным символом нашего положительного влияния на Будапешт является местный метрополитен. Конечно, он появился в столице Венгрии гораздо раньше, еще в 1896 году, но построенная тогда первая линия уже давно не имеет существенного транспортного значения, являясь скорее аттракционом для туристов. По-настоящему Будапештский метрополитен стал развиваться благодаря Советскому Союзу, при активной помощи которого строились вторая и третья линии. Эти линии были сделаны по нашим техническим стандартам, и до сих пор по ним бегают метропоезда Мытищинского завода.
В свое время наше влияние в Венгрии довольно заметно прослеживалось в местном автопарке, значительную часть которого составляли машины советского производства. Сегодня следы нашего автопрома в Венгрии найти так же непросто, как найти на наших улицах знаменитые венгерские автобусы «Икарус». Впрочем, иногда можно наткнуться на неожиданные объекты. Например, на старенький уазик, выполняющий роль арт-объекта в Будапештском зоопарке.
Депутат Государственного Совета РТ Николай Атласов
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.