Мария Ульянова до и после аварии: «Машина сделала как минимум два сальто с носа на багажник, потом встала на колеса. Из автомобиля нас доставали сотрудники МЧС» Мария Ульянова до и после аварии: «Машина сделала как минимум два сальто с носа на багажник, потом встала на колеса. Из автомобиля нас доставали сотрудники МЧС» Фото: предоставлено Марией Ульяновой

ПОДУШКИ ЕСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ ПОД ВОПРОСОМ

Отбить потери через суд у российского завода Hyundai пытаются пострадавшие в ДТП нижнекамцы Ильнур Хабибуллин и Мария Ульянова. Во время прошлогодней аварии их KIA Rio 2015 года выпуска несколько раз перевернулась, но система Airbag так и не сработала, в результате чего и водитель, и пассажир получили множество переломов и выжили только чудом. Доказать ответственность производителя за неисправность автомобиля они пытаются с января этого года, но пока без особого успеха.

Как рассказала «БИЗНЕС Online» Ульянова, которая сама работает юристом в центре социальной помощи семье и детям «Детство», управлял машиной в день ДТП ее бойфренд Хабибуллин. Он же является и владельцем автомобиля, и истцом, но занимается решением проблемы преимущественно Мария, как юрист. В процессе она участвует как пострадавшая.

«Это произошло 22 ноября 2018 года, в тот день выпал первый мокрый снег, — рассказала Ульянова. — Мы держали скорость 90–100 километров в час, Ильнур никогда быстро не ездит, и инспекторы ГИБДД скорость потом зафиксировали. Ям не было, дорога ровная. Мы, видимо, попали на какой-то скользкий участок, потому что машину внезапно вынесло на встречную полосу, закрутило и опрокинуло в кювет. Других участников ДТП не было. Машина сделала как минимум два сальто с носа на багажник, потом встала на колеса. Из автомобиля нас доставали сотрудники МЧС — она не подлежит восстановлению, только авторазбор. Мы считаем, что производитель должен нести ответственность за то, что при нескольких переворотах в машине не сработала ни одна из 6 подушек безопасности системы Airbag. Не знаю, как мы выжили, но у меня диагностировали перелом 7 ребер, ключицы, грудины, вывих плеча с отрывом большого бугорка кости, закрытую черепно-мозговую травму, перелом носа, рваные раны лица, гематомы по всему телу, и это не весь список диагнозов. Я полностью лишилась переднего ряда зубов». По словам Ульяновой, у Хабибуллина врачи тоже зафиксировали и сотрясение мозга, и рваные раны лица, кроме того, мужчина получил компрессионный перелом позвоночника.

Сломанные ребра, выбитые зубы и новенькие, даже не «распакованные» подушки безопасности — таков итог ДТП, в котором Kia Rio сделала несколько полных сальто с передних фар на задние Сломанные ребра, выбитые зубы и новенькие, даже не «распакованные» подушки безопасности — таков итог ДТП, в котором KIA Rio сделала несколько полных сальто с передних фар на задние Фото: предоставлено Марией Ульяновой

Первым делом пострадавшие заказали техническую экспертизу автомобиля у воронежского ООО «Экспертное учреждение „Региональный центр автотехнической экспертизы“». По словам Ульяновой, экспертных организаций не так много и воронежскую им подыскал адвокат. Эксперт Илья Жерносек заключил, что система Airbag при первом ударе ошибочно определила характер столкновения, из-за чего перестала учитывать последующие показания датчиков удара и блока SRSCM и, как следствие, не активировала подушки. Жерносек сделал вывод о производственном дефекте системы и о том, что сила удара была достаточной для срабатывания подушек, что видно по автомобилю и невооруженным глазом.

Получив экспертное заключение, нижнекамцы написали претензию производителю, которым оказался питерский завод Hyundai — ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг РУС». «Экспертиза автомобиля без специального оборудования, а также вне территории официального дилера KIA невозможна», — говорится в ответе компании. Производитель не признал заключение стороннего эксперта и предложил передать машину для осмотра своему дилеру.

«Мы что — дураки, чтобы машину им отдавать? — удивляется Ульянова. — Если бы они осмотрели ее сами в нашем присутствии — пожалуйста, но где-то там у себя… Тут и без осмотра понятно, какое решение было бы принято. Мы не согласились и подали в суд».

Ответ от ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг РУС» (нажмите, чтобы увеличить) предоставлен Марией Ульяновой

БОРЬБА ЭКСПЕРТОВ

Владелец машины предъявил производителю ущерб в общей сложности 1 млн рублей. Сюда входит, во-первых, стоимость автомобиля — 670 тыс. рублей, во-вторых, лечение и компенсация для Хабибуллина в размере 200 тыс. рублей и процент неустойки, назначенный судом. Ульянова свое лечение еще не оценивала — она собирается подавать соответствующий иск после завершения первого суда. Судебные издержки для пары к настоящему времени вылились в 150–160 тыс. рублей, считая расходы на экспертов и адвоката.

Гражданский процесс стартовал в начале года в Приволжском районном суде Казани и до сих пор не завершен. По словам Ульяновой, первые несколько заседаний ответчик проигнорировал, а в общении с истцом якобы несколько раз менял тактику. «Сначала они говорили, что сила удара могла быть недостаточной для срабатывания подушек безопасности, — рассказывает пострадавшая. — Потом сказали, что неизвестно, как машина кувыркалась — может быть, она сначала ударилась задом, потому подушки и не раскрылись. Экспертизе выразили недоверие, потому что эксперт не был предупрежден об уголовной ответственности за ложные показания. Они предложили на выбор несколько других экспертных компаний, суд выбрал одну из них. Только после второго заключения на процесс приехал их юрист».

Отметим, что москвичи в итоге нашли новых экспертов не столь далеко — непосредственно в Казани. В июле эксперт Марс Хуснуллин из ООО «Аргумент» пришел к выводу, что в системе Airbag неисправности отсутствуют. Осмотр проводился в дилерском центре KIA в присутствии пострадавших и, как утверждает Ульянова, эксперт приехал без какого-либо оборудования, несколько раз обошел машину и сделал выводы.

Для бренда Kia проигрыш может обернуться не просто миллионной компенсацией, но и отзывом всей партии моделей Rio, если вдруг обнаружится системный брак Airbag Для бренда KIA проигрыш может обернуться не просто миллионной компенсацией, но и отзывом всей партии моделей Rio, если вдруг обнаружится системный брак Airbag Фото: «БИЗНЕС Online»

В самом заключении, впрочем, указано, что, кроме визуального осмотра, эксперт использовал и диагностическое оборудование дилера, причем в документе имеются и фотографии монитора с данными компьютерной диагностики. Из этих данных эксперт вывел, что система Airbag работоспособна. «…по степени внедрения, исходя из формы объемных следов, наибольшая сила удара пришлась на заднюю часть автомобиля. Согласно руководству по эксплуатации автомобиля, фронтальные подушки безопасности не срабатывают при опрокидывании, а также при ударе автомобиля сзади», — указывает Хуснуллин в заключении.

После этого Хабибуллин заказал рецензию нового экспертного заключения — снова в Воронеже, но уже в новой организации. Рецензент Максим Губанов в своем отзыве называет ход исследований и выводы казанского эксперта ошибочными и пишет, что они «носят противоречивый характер, исследование проведено не полностью, не обосновано, не закончено и дает заведомо ложную информацию».

Таким образом, подача за подачей, прошло уже 7 заседаний. На последнем судья предложил сторонам пойти на примирение, однако представитель корейского производителя, по словам Ульяновой, заявил, что никаких предложений со стороны компании не последует, но если клиент чего-то хочет, то завод готов рассмотреть идеи. К следующему заседанию судья привлек представителей прокуратуры и Роспотребнадзора.

Администрация питерского завода на запрос «БИЗНЕС Online» пока не ответила, но понятно, что компания будет стоять на своем до конца. Для завода стоимостью свыше $1 млрд, должно быть, слишком больно было бы упасть в грязь лицом не только перед клиентами, но и перед корейскими патронами. На питерской площадке Hyundai собирает по 200 тыс. автомобилей в год, это производство полного цикла, в котором заняты 2,2 тыс. сотрудников и 230 промышленных роботов.