Планы по ликвидации пешеходных переходов у ТРЦ «Кольцо» и последовавшее затем опровержение со стороны главного архитектора Казани Ильсияр Тухватуллиной (в центре) вызвало шквал откликов Планы по ликвидации пешеходных переходов у ТРЦ «Кольцо» и последовавшее затем опровержение со стороны главного архитектора Казани Ильсияр Тухватуллиной (в центре) вызвало шквал откликов

ПОДЗЕМЕЛЬЕ «КОЛЬЦА»: НИКТО НИЧЕГО НЕ СОБИРАЕТСЯ ЛИКВИДиРОВАТЬ

Планы по ликвидации пешеходных переходов у ТРЦ «Кольцо», поданные накануне в СМИ так, как будто это дело решенное, вызвали целый шквал споров. Во всяком случае обсуждение этой новости на страницах «БИЗНЕС Online» собрало почти три сотни комментариев. Последовавшее затем опровержение со стороны главного архитектора Казани Ильсияр Тухватуллиной вызвало еще более двухсот откликов. 

«Никто ничего не собирается ликвидировать», — подчеркнула Тухватуллина в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». По ее словам, такое решение действительно предложил победитель конкурса, но это не значит, что его воплотят один к одному. «Конечно же, будет доработка со всеми специалистами, примут самые оптимальные решения, которые станут полезны для города. Принята основа, которую надо дорабатывать и внешне, и функционально», — добавила главный архитектор. 

Победителем конкурса на реконструкцию ТРЦ «Кольцо» стал проект московского бюро Heads Group, которое предполагало замену подземного пешеходного перехода на наземный, а также сужение улицы Пушкина

Откуда растут ноги у этой дискуссии? Напомним, 14 октября в столице РТ определили победителя конкурса на реконструкцию ТРЦ «Кольцо»: им стал проект московского бюро Heads Group, которое предполагало замену подземного пешеходного перехода на наземный, а также сужение улицы Пушкина. Ранее «БИЗНЕС Online» уже рассказывал о видении транспортной ситуации разработчиков: полосы движения автотранспорта они планировали сократить, а от подземного перехода в дальнейшем отказаться.

«Мы поддерживаем современные урбанистические веяния: город должен принадлежать людям, а не машинам. И первый способ избавиться от автомобилей и пробок — стараться освободиться от машин в центре. Поэтому мы предлагаем ряд мер, среди которых, в частности, сужение дорог и более развитые пешеходные улицы», — рассказывал представитель компании Heads Group Владислав Куликовский. Проектировщики отмечали, что отдают себе отчет в том, что одним сужением дорог нужного эффекта не добиться. «Обязательно нужно вкладываться в развитие общественного транспорта. Сейчас с этим существуют проблемы, городу необходимо работать в данном направлении. И мы со своей стороны тоже хотим дать какой-то толчок, бросить вызов», — говорил тогда Куликовский. Члены экспертного жюри, по его словам, в целом согласились, что в данном направлении стоит нащупывать пути развития. «У нас совпали точки зрения, что нужно делать это комплексно и постепенно», — пояснял наш собеседник. 

В ходе доработки концепции, как рассказали представители компании Heads Group Владислав Куликовский и Арсен Хаиров, они решили принципиально сохранить идеи своего транспортного решения В ходе доработки концепции, как рассказали представители компании Heads Group Владислав Куликовский и Арсен Хаиров, они решили принципиально сохранить идеи своего транспортного решения

«ОБЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ДВИЖЕТСЯ В СТОРОНУ ОТКАЗА ОТ ПОДЗЕМНЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ»

В ходе доработки концепции, как рассказали «БИЗНЕС Online» сами победители — представители компании Heads Group Куликовский и Арсен Хаиров, — они запланировали принципиально сохранить идеи своего транспортного решения. Пусть даже их концепция и не будет воплощена в жизнь. «Чуть-чуть поумерили аппетиты, но принципиально концепция осталась прежней, — пояснил „БИЗНЕС Online“ Куликовский 14 октября, в день объявления окончательных победителей конкурса. — Принципиально мы не ждали, что наше решение согласуют. Нам сейчас в комитете по транспорту сказали, что, скорее всего, не получится соединить пешеходные переходы — даже Баумана и Петербургскую. Но мы бросили вызов, толчок, который должен сдвинуть ситуацию. Потому что по факту — поверьте моим словам — это вопрос времени, так все и будет в будущем».

Общая тенденция движется в сторону отказа от пешеходных переходов, и в Европе подобное уже реализуется, продолжает наш собеседник. Осталось подождать еще лет 10–20, и это дойдет до российских городов.

«Сейчас планируем собирать какие-то сообщества — сегодня много блогеров-урбанистов, которые говорят и пишут о том, что город пора отдавать человеку, а не автомобилям. И мы будем биться. Даже если победа в данном конкурсе нам никакого преимущества не дает, продолжим какие-то общественные дела в этом направлении», — отметил Куликовский. 

Архитекторы высказываются через собственные проекты, дал понять его коллега Хаиров. И именно так они оказывают влияние на восприятие людей. Кроме того, это решение будет способствовать увеличению пешего трафика к самому «Кольцу», что вряд ли вызовет сильные возражения у его владельцев. 

Сам гендиректор «Кольца» Ильяс Ганиев в разговоре с «БИЗНЕС Online» заметил, что за основу будет приниматься схема движения, разработанная в границах проекта планировки «Центр». Она, напомним, охватывает территорию от Казанского кремля и набережной Казанки до улицы Назарбаева.

«Площадь Куйбышева, или „Кольцо“, как мы ее сейчас называем — это важный транспортный узел. И решить его без глобального пересмотра ситуации практически на всем левобережье Казанки невозможно», —отметил профессор КГАСУ Александр Дембич «Площадь Куйбышева, или „Кольцо“, как мы ее сейчас называем — это важный транспортный узел. И решить его без глобального пересмотра ситуации практически на всем левобережье Казанки невозможно», — считает Александр Дембич

ОТСУТСТВИЕ ПОДЗЕМНОГО ПЕРЕХОДА В ПРИНЦИПЕ НЕ РЕШАЕТ ПРОБЛЕМУ — СИТУАЦИЮ НАДО РАССМАТРИВАТЬ НА ВСЕМ ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ КАЗАНКИ

«Невозможно решить проблему локально — только за счет отсутствия перехода. Дело в том, что площадь Куйбышева, или „Кольцо“, как мы ее сейчас называем — это важный транспортный узел. И решить его без глобального пересмотра ситуации практически на всем левобережье Казанки невозможно», — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» профессор КГАСУ Александр Дембич. Такие вопросы должны решаться в контексте генплана, а рассматривать настолько важный узел в отрыве от общей транспортной инфраструктуры — это дилетантизм, уверен архитектор.

Напомним, окончательных победителей конкурса на реконструкцию «Кольца» объявили после закрытого обсуждения экспертного жюри, в состав которого вошли гендиректор «Кольца» Ганиев, новый главный архитектор Казани Тухватуллина, главный художник Казани Жанна Белицкая, казанские архитекторы и градостроители. Победители — московская компания Heads Group, двое сотрудников которой являются выходцами из Казани, — получили 1 млн рублей и возможность реализации своего проекта.

Тухватуллина, впрочем, сразу уточнила, что проект будет дорабатываться. И ему, конечно же, еще предстоит пройти градсовет и согласование на межведомственной комиссии по строительству в исторических поселениях под председательством президента РТ Рустама Минниханова