Айнур Миннеханов: «Выводы сделаны. Когда ты играешь с командой премьер-лиги, скорости возрастают многократно. От футболистов требуется постоянно поддерживать высокий темп» Айнур Миннеханов: «Выводы сделаны. Когда ты играешь с командой премьер-лиги, скорости возрастают многократно. От футболистов требуется постоянно поддерживать высокий темп» Фото: Олег Спиридонов

«Я БЫВАЛ НА ГОРЯЧИХ ЕВРОПЕЙСКИХ МАТЧАХ. ТАМ ТОЖЕ СТОЯЛИ ОГРАЖДЕНИЯ»

— Айнур Халитович, событием года в футбольной жизни Челнов и клуба можно считать матч со «Спартаком», во время которого КАМАЗ показал хорошую игру. Как встреча повлияла на настрой команды? Какие выводы сделаны?

— Я думаю, повлияла не очень положительно, раз проиграли после матча со «Спартаком» команде «Носта» из Новотроицка. Мы в первый раз за весь сезон не забили гол, проиграли на домашнем поле 0:1. Я связываю поражение с игрой против «Спартака», точнее, с последствием от этой встречи. На самом деле подобное закономерно — после таких больших матчей происходит спад в эмоциональном плане. Потому что физически, я думаю, ребята нормально восстановились. А психологически было тяжело — появилась какая-то пустота, что ли. «Спартак», кстати, также проиграл после сражения с КАМАЗом и их тренер Олег Кононов в итоге ушел в отставку. Как говорится, мы начали, а Оренбург закончил.

Выводы сделаны. Когда ты играешь с командой премьер-лиги, скорости возрастают многократно. От футболистов требуется постоянно поддерживать высокий темп. Мастерство игроков в любом случае выше, скиллзы (умения) лучше — они быстрее передают мяч, оперативнее думают на поле. Поэтому нам приходилось отвечать действиями на таких же скоростях. А в рамках второй лиги и даже ФНЛ ребята не привыкли играть под таким давлением и в подобном темпе. Так что нужно увеличивать скорость принятия решений, развивать игровое мышление.

«Футбол — это пока социальная история. У больших клубов есть доходы. А в общем и целом 80-90% — это благотворительность. Но мы не можем поднять лапки кверху и только на это ориентироваться» «Футбол — это пока социальная история. У больших клубов есть доходы. А в общем и целом 80–90 процентов — благотворительность. Но мы не можем поднять лапки кверху и только на это ориентироваться» Фото: «БИЗНЕС Online»

— А как вообще шел процесс подготовки спортсменов к матчу? Были ли задействованы какие-то новые методы тренировки, особый режим?

— Ничем особым не отличался. У нас был цикл подготовки в целом к встречам в течение пяти дней. Предыдущий матч мы играли 20 сентября с Тольятти на домашнем поле. Победили 4:0. И до следующего матча было пять дней. 21-го у ребят проходили восстановительные мероприятия — утренняя тренировка, баня, массаж и следующий день полностью выходной. И перед «Спартаком» этот режим не менялся. Затем уже были два дня полноценных тренировок, а потом шло теоретическое изучение соперника по прошедшим играм. Настраивать команду особо не надо, лишнего говорить тоже не нужно — все и так все знают.

— Комментируя матч, президент клуба и мэр города Наиль Магдеев сказал, что объективно наш стадион к такому уровню встреч не был готов: и по количеству посадочных мест, и по обеспечению безопасности. И в то же время недавно, во время объезда строящихся спортивных сооружений, он отметил, что стадион удовлетворяет всем требованиям ПФЛ. И если команда перейдет в ФНЛ и высшую лигу, лишь тогда можно рассматривать вопрос реконструкции стадиона. Вы хотите, чтобы арена изменилась?

— Стадион-то нормальный для той лиги, в которой мы выступаем. Это отличный объект по инфраструктуре и для первой лиги. С Наилем Гамбаровичем я соглашусь в плане того, что, если бы стадион был крупнее, именно на игру со «Спартаком» пришло бы больше народу. Но… Я сейчас, наверное, задену чувства болельщиков… Вот на днях у нас был матч: пришли тысяча человек, хотя средняя посещаемость — 2500. А стадион вмещает 6200 зрителей. Зачем нам арена во второй лиге на 15 тысяч, если в лучшем случае ходят 2,5–3 тысячи? Другое дело, что в ближайшем будущем, конечно, хотелось бы иметь более комфортный, вместительный, непродуваемый стадион с крышей. Возьмите, например, стадион «Зенит» в Питере. Там и осенью внутри чаши — 15 градусов тепла.


Если говорить о безопасности стадиона, то мы совместно с МВД должны были устранить те замечания, которые нам предъявляли. Это КПП, достаточное количество металлодетекторов, интроскопов. Мы совместно с администрацией города и полицией хорошо отработали мероприятие. Приезжал лично министр внутренних дел Татарстана — осматривал территорию, проводил корректировку. «Спартак» имеет одну из самых ярких групп поддержки, и не самую миролюбивую. Но другое дело, что инциденты после матчей происходят против принципиальных соперников — ЦСКА, «Зенита». Здесь же игра изначально не предполагала больших волнений. В итоге все прошло замечательно — на четыре с плюсом.

— Почему не на пять?

— Были некоторые шероховатости, проблемы. Последний матч против «Спартака» состоялся 22 года назад. Но это совсем другой ажиотаж, иной резонанс. В 90-е я ходил на матчи, но не было таких жестких регламентов безопасности, и не припомню большого количества болельщиков от «Спартака».

«Клетка в моем понимании — это что-то закрытое со всех сторон. А это было ограждение. Это регламентная вещь для сектора активных фанатов, на самом деле. Это во всем мире так» «Клетка в моем понимании — что-то закрытое со всех сторон. А здесь было ограждение. Это регламентная вещь для сектора активных фанатов на самом деле. Во всем мире так» Фото: «БИЗНЕС Online»

— По поводу обустройства стадиона — это не замкнутый круг? Мы не сможем обеспечить арену, пока не выйдем в высшую лигу, а туда не попадем, пока не обеспечим большое количество болельщиков на матчах?

— Нет, это не по части бизнеса. Футбол — пока социальная история. У больших клубов есть доходы. А в общем и целом 80–90 процентов — благотворительность. Но мы не можем поднять лапки кверху и только на это ориентироваться. Мы должны думать, как снизить бремя расходов и самим зарабатывать. КАМАЗ играл до 2012 года в первой лиге, но он и тогда не собирал аншлаги. Не факт, что в следующем сезоне нам «Спартак» выпадет в соперники. Для подобного надо выйти в ФНЛ, обыграть одного соперника из ПФЛ в 1/32-й Кубка России, в 1/16-й нам выпадет команда премьер-лиги по жеребьевке. И, возможно, это будет, к примеру, ФК «Оренбург». Ажиотажного спроса на подобный матч точно не предвидится. Так что зачем нам сейчас такое дорогое удовольствие в виде 15-тысячного стадиона? Это же не только стоимость строительства, но и расходы на эксплуатацию.


— Громкой стала история про запертых в клетке фанатов, которую растиражировали федеральные СМИ. Как все-таки появились эти ограждения?

— Вообще, клетка в моем понимании — что-то закрытое со всех сторон. А здесь было ограждение. Это регламентная вещь для сектора активных фанатов на самом деле. Во всем мире так. И она по-разному может выглядеть. Если мы возьмем какую-нибудь Латинскую Америку, Сербию, Грецию, Турцию — там все жестче гораздо. Притом что количество файеров зашкаливает. Я бывал на горячих европейских матчах — на игре «Ювентус» — «Интер» в Турине. Тоже стояли ограждения.

А тут просто контролер-распределитель недопонял историю. Сначала закрыл вход через ограждение, а потом открыл. Там четыре выхода — два закрывались просто на защелку, а два были открыты всегда. Люди могли спокойно сходить в туалет, покушать, в перерыве передвигались. Все было корректно.

После публикации видео мне сразу начали звонить из разных СМИ. Я сказал, что мы опубликуем на сайте официальное заявление. Так что все это было сильно преувеличено. Кстати, пользуясь случаем, хочу сказать, что болельщики «Спартака» на игре себя очень хорошо вели. Была лишь пара мелких инцидентов — за весь матч зажгли два файера. Но болельщики их не бросали — подержали и потушили.

— Но санкции к вам РФС применил все-таки. Считаете, что они жесткие?

— Без комментариев.

— Если бы КАМАЗ обыграл «Спартак», вам бы пришлось принимать команды премьер-лиги по тем же стандартам. Вы были бы к этому готовы?

— Нам был известен следующий соперник на тот момент — Ростов, где играет, кстати, мой хороший друг и челнинский воспитанник Алексей Козлов. Мы бы играли в гостях на шикарном стадионе «Ростов-Арена», построенном к прошлогоднему чемпионату мира.

— А возможно было хотя бы сравнять счет?

— Я был абсолютно в этом уверен. И все журналисты профильных изданий так считали, и с моими ощущениями совпадало, что в основное время мы точно не должны были проигрывать. По игре мы не уступили. А на дополнительном времени на характере могли выдержать. Что касается серии пенальти… Кто-то говорит, что это лотерея, я же считаю: показатель мастерства, хладнокровия и психологической устойчивости.

— Почему возникали перебои с трансляцией игры в фан-зонах?

— Для того, чтобы трансляция в фан-зонах при выкупленных на нее правах «Матчем» вообще состоялась, нами были предпринятые серьезные шаги. А история вышла такая: от ПТС (передвижной телевизионной станции — прим. ред.) «Матча» нужно было вести кабели, но подрядчик посчитал, что это будет сложно сделать и организовал беспроводную трансляцию, но оборудование нагрузку не выдержало. Приносим извинения болельщикам. Но то, что фан-зоны вообще организовали, это было круто. Причем их разделили — сделали одну для «Спартака» с большим экраном, а для нас еще и с концертами, конкурсами, перфомарнсами! Это было здорово для тех, кто не захотел смотреть игру по платному каналу.

«Вот на днях у нас был матч — пришло тысячу человек, хотя средняя посещаемость 2500. А стадион вмещает 6200 зрителей. Зачем нам стадион во второй лиге на 15 тысяч, если в лучшем случае ходит 2,5-3 тысячи?» «Вот на днях у нас был матч: пришли тысяча человек, хотя средняя посещаемость — 2500. А стадион вмещает 6200 зрителей. Зачем нам арена во второй лиге на 15 тысяч, если в лучшем случае ходят 2,5–3 тысячи?» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ИЗ 12 КОМАНД МЫ ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ НА 2–4-м МЕСТАХ»

— Какие цели, задачи ставите перед собой в этом сезоне?

— По итогам сезона планируем выйти в ФНЛ.

— Кто ваши основные соперники?

— В начале сезона мы думали об одних соперниках — это в первую очередь «Тюмень», которая спустилась в ФНЛ и обладает очень серьезными бюджетами и составом (за нее в том числе играет Артур Газданов из нашей команды), это пермская «Звезда» и ульяновская «Волга». А на поверку оказалось, что данным командам очень тяжело было пройти первый круг без потерь, а в числе лидеров оказался «Челябинск». Это самобытный клуб с такими характерными, жесткими ребятами. Причем сама их игра не вызывает каких-то восторгов — удивляют результаты. А на третьем месте оказалась новая команда «Акрон» с опытными, даже возрастными игроками. И с финансированием у нее все хорошо. И «Челябинск», и «Акрон» отстают от нас на 5 очков — у нас первое место.

— Какое финансирование должно быть у клуба, чтобы играть в ФНЛ?

— Достаточное, чтобы играть в ФНЛ. (Смеется.) Я не слышал, чтобы кто-то из клубов раскрывал свои бюджеты. Только ФК «Чертаново» назвал, но у них другая система спонсорства и подготовки. У них заложено, кажется, 250 миллионов рублей, но на несколько команд, включая женскую и детские. И это точно ниже, чем в среднем в ФНЛ. А бюджет основной команды у них на уровне ПФЛ.

— А каков сейчас бюджет ФК КАМАЗ?

— Достаточный, чтобы ставить задачу по выходу в ФНЛ. Он не самый большой в зоне, думаю, что из 12 команд мы по финансированию на 2–4-м местах, на первом — «Тюмень» с большим отрывом.

— Есть ли стратегия по возвращению в премьер-лигу?

— Это немного отдаленная история. Но у нас сейчас появилась поддержка в лице группы компаний «Нэфис» под руководством Дмитрия Анатольевича Самаренкина. Как вы знаете, он возглавлял «Рубин», приводил к званию чемпионов казанскую хоккейную команду «Динамо». Он очень амбициозный человек и как-то высказывался о планах играть в премьер-лиге. Значит, будем постепенно двигаться вперед. Главный вопрос — финансирование. Поэтому говорить о премьер-лиге пока рано.

— Из бюджета города клуб получает финансирование?

— Чтобы жители города не думали, что мы у них на шее сидим, сразу поясню, что из бюджета Челнов мы ни копейки не получаем. Но благодаря поддержке и лобби президента нашего клуба Наиля Гамбаровича Магдеева у нас есть спонсорские деньги. Кроме того, администрация города помогает нам решать оргвопросы по стадиону. А финансироваться из бюджета города было бы неправильно. Обычно клубам помогают спонсоры — предприятия. У нас есть несколько якорных партнеров — Ак Барс Банк, «Нэфис», а также ребята, которые спасали клуб еще в 2013 году, — «Кориб», завод «КонтурКабель», Евгений Михайлович Вайнер… Мы приглашаем и другие предприятия поддержать наш клуб!

— Возможно, интерес к такому сотрудничеству усилится после матча со «Спартаком»?

— Да, некоторые компании проявили интерес. Но принятие решения о спонсорстве — дело не одного дня. Это же верстка бюджета… Процесс поиска спонсоров тяжелый — прося о поддержке, ты же должен дать бизнесмену что-то взамен. Играя в ПФЛ, сложно предложить что-то достойное. Часто это больше социальная история. Но, конечно, все свои рекламные площадки и имиджевые вещи, в том числе околофутбольные, мы предлагаем. В итоге спортивная и маркетинговая составляющие нашего клуба вкупе все-таки помогают находить спонсоров. Мы даем максимально возможный в ПФЛ выхлоп.

— А КАМАЗ, чье имя носит клуб, как участвует в его жизни?

— КАМАЗ финансирует академию (региональный центр подготовки футболистов прим. ред.), где занимаются свыше 700 детей с 6 лет. А это уже довольно приличная сумма.

«КАМАЗ — флагман российского машиностроения, крупное предприятие, нам нравится это название. По другому имени предложений не поступало и мыслей таких не было» «КАМАЗ — флагман российского машиностроения, крупное предприятие, нам нравится это название. По другому имени предложений не поступало и мыслей таких не было» Фото: «БИЗНЕС Online»

«РАЗНЕСЛИ НЕМЦЕВ В ПУХ И ПРАХ ПРОСТО»

— Эти дети потом идут к вам в молодежную команду?

— Да, мы подпитываемся из молодежки. Вот сейчас на сборы 4–5 человек из молодежной команды забираем. Это достаточно много. Например, в премьер-лиге, если один воспитанник молодежки в основную команду попадет, — уже вау!

— Помнится, КАМАЗ пытался забрать название у клуба… Не планировали его поменять, на «Нэфис» например?

— Это, как говорится, дело прошлого, мы провели переговоры и убедили, что для болельщиков важно сохранить прежнее название. КАМАЗ — флагман российского машиностроения, крупное предприятие, нам нравится это название. По другому имени предложений не поступало и мыслей таких не было.

— Вы сказали, что подпитываетесь кадрами из молодежки, а вообще, кадровая проблема со спортсменами и тренерами есть?

— Мы подпитываемся и за счет селекции, наш тренер знает всех игроков первой и второй лиги и отбирает перспективных. Кстати, интересный случай был у нашего наставника Белова: когда он работал в «Носте», заприметил молодого парня Андрея Егорычева, который играл в любительский футбол, воспитывал сына, проектировал здания в родном Воронеже, окончив университет с красным дипломом. Белов уговорил его играть в «Носте». Там он за сезон показал отличные результаты, и в итоге парня продали в премьер-лигу, где он стал зарабатывать в десятки раз больше, чем мог где бы то ни было у себя в городе.

В целом в российском футболе кадровая проблема, конечно, существует, раз на международной арене мы пока больших успехов не добиваемся. И вообще, на такую большую страну у нас реально очень мало профессиональных спортсменов. В той же Германии и футболистов больше, и инфраструктура более развита. Чтобы у нас дети вырастали в профессионалов, нужны правильные методики и тренеры, обученные им. Возможно, что стратегию российского футбола по воспитанию кадров необходимо менять. Считаю, что у тренеров не должно быть материальной привязки к результатам детских соревнований. Самих состязаний должно быть меньше, а больше тренировок с удовольствием, не опираясь на результат. Нужно воспитывать игрока как личность, всесторонне.

Когда мы в 2017 году с 10-летними детьми, чемпионами республики, ездили в спортшколу Hennef недалеко от Дортмунда, то разнесли немцев в пух и прах просто. Но проигравших это нисколько не расстроило, они просто получили удовольствие от игры. Так должно быть и у наших детей.

— А какова роль детского дворового футбола в развитии профессионального спорта? Вам хватает академии или все-таки в городе необходимо развивать массовый футбол?

— В наш план по развитию входит детский футбол, и мы потихоньку прививаем интерес к этому виду спорта уже с детских садов. Я сам играл в дворовый футбол. Через дворовые турниры можно отсматривать ребят в ДЮСШ, а из ДЮСШ — в академию. У нас должна быть пирамида под одним общим началом.

Но отсматривать детей нужно регулярно, раз в неделю, и мы с партнерами сейчас думаем над этим — данную работу нужно профинансировать. Важна еще и инфраструктура — футбольные поля. Лучший вариант для наших погодных условий — манежи с искусственным газоном, раздевалками. Нужен полноразмерный манеж, 8 на 8, детский… А небольшие площадки для игры в футбол необходимы в каждом дворе. В пример могу привести Олега Владимировича Коробченко, который организовал ШФЛ, подарил нескольким школам футбольные поля. Вот таких площадок должно быть больше. Сейчас мы продвигаем тему футбольных уроков в школах совместно с учителями физкультуры и нашими тренерами. Самое главное, чтобы методика обучения игре была единой с детства.

— А школы идут вам навстречу с такими уроками?

— Да. Сейчас нам нужно регламентировать футбольные уроки на уровне города, необходимо закрепить это в постановлении.

— У нас же еще есть частные футбольные школы, вы с ними взаимодействуете?

— Я с ними не пересекался. Знаю, что они берут детишек с 3–4 лет. Да, для досуга, физического развития ребенка — это клево. Но для дальнейшего профессионального роста, футбольного образования необходимо, чтобы у тренера была лицензия на обучение. Вот этот момент родители должны уточнить.

— Используете ли вы наработки генетиков при отборе игроков в команду?

— Нет, не используем. Мы пока до такого не добрались. Это, может, в каких-то топовых клубах подобным занимаются. А у нас пока отбирают тренеры за счет своего опыта, видения. Мы смотрим ребят на разных позициях и определяем, где им будет лучше.

«Зарплаты разнятся даже в ПФЛ. Но, естественно, если перед командой ставится задача по выходу в ФНЛ, например, то зарплата у игроков будет больше, чем у других в своем классе» «Зарплаты разнятся даже в ПФЛ. Но, естественно, если перед командой ставится задача по выходу в ФНЛ например, то зарплата у игроков будет больше, чем у других в своем классе» Фото: Олег Спиридонов

«ЗАРПЛАТА НАШИХ ФУТБОЛИСТОВ ВЫШЕ, ЧЕМ СРЕДНЯЯ ПО ГОРОДУ. И ЭТО НЕ МИЛЛИОНЫ»

— Почему выбрали тренером именно Михаила Белова?

— По стилистике, той игре, которую он ставил, — у него всегда был атакующий футбол. А нам в Челнах всегда хотелось видеть именно такой футбол. Я следил за «Ностой». И у меня возникла идея пригласить Михаила Владимировича к нам в команду. Он не просто тренер, а еще и бизнес-менеджер: с нуля обучал ребят и каждый сезон продавал игроков! Если мы, дай бог, выйдем в ФНЛ и поступят предложения от премьер-лиги, то мы не станем отказываться, будем зарабатывать.

— В свое время ФК КАМАЗ дал путевку в жизнь таким игрокам, как Бухаров, Козлов, Евдокимов, Нигматуллин, Игнатьев… Что осталось от той кузницы кадров?

— Тогда команда играла в высшей и первой лигах, а внимание к ПФЛ было гораздо меньше. Но у нас сейчас сильный состав, который способен играть в ФНЛ.


— Какие зарплаты у ваших футболистов?

— Зарплаты разнятся даже в ПФЛ. Но, естественно, если перед командой ставится задача по выходу в ФНЛ например, то зарплата у игроков будет больше, чем у других в своем классе. Могу только сказать, что зарплата наших футболистов выше, чем средняя по городу. И это не миллионы. Между ПФЛ и ФНЛ разница в зарплате — максимум в два-три раза. Что касается премьер-лиги, то там гигантский разрыв. Я считаю, что так не совсем правильно, ведь команды премьер-лиги не зарабатывают так много, а платят им прилично. Но это сложный вопрос. С другой стороны, мы должны тогда играть в Еврокубках, но для этого нужны сильные исполнители, а им надо платить. Плюс у нас есть лимит на легионеров…

— Говорят, вы приглашали на отбор темнокожих легионеров. Это правда?

— Да, с нами связались и попросили посмотреть пару молодых ребят на перспективу. Увидим, что из этого получится. В ФНЛ все-таки разрешено играть легионерам, в отличие от ПФЛ.

— Только ли высокая зарплата является стимулом для футболистов?

— Конечно, это одна из важных составляющих. Ведь карьера футболистов длится 10–15 лет. За это время нужно заработать, чтобы дальше чем-то другим заниматься, вложиться во что-то. Когда ты полностью занят профессиональным спортом, у тебя нет времени на получение высшего образования, кроме заочного, MBA ведь никто из футболистов не оканчивал. Часть футболистов учатся затем в физкультурном институте на тренеров, но данных вакансий не так много.

— Но игроки некоторых столичных клубов получают огромные зарплаты и при этом не показывают высокие результаты, а по поводу проигрыша вообще устраивают кутеж, где шампанское льется рекой…

— Не припомню такого в ПФЛ или ФНЛ. Наши футболисты себе явно такого позволить не могут и делать не будут, потому что без денег останутся. Что касается премьер-лиги, то часто подобные истории преувеличены, я об этом знаю от самих игроков, с которыми общаюсь.

«Карьера футболистов длится 10-15 лет. За это время нужно заработать, чтобы дальше чем-то другим заниматься, вложиться во что-то. Когда ты полностью занят профессиональным спортом, у тебя нет времени на получение высшего образования, кроме заочного» «Карьера футболистов длится 10–15 лет. За это время нужно заработать, чтобы дальше чем-то другим заниматься, вложиться во что-то. Когда ты полностью занят профессиональным спортом, у тебя нет времени на получение высшего образования, кроме заочного» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕЩЕ БЫ ПИВО РАЗРЕШИЛИ НА СТАДИОНАХ… ПОСЕЩАЕМОСТЬ СРАЗУ БЫ ВЫРОСЛА НА 500–1000 ЧЕЛОВЕК»

— Сколько сегодня стоит билет на домашний матч клуба?

— Цены символические — 50–200 рублей условно. Плюс есть скидочная программа, много льготных категорий — школьники, студенты, пенсионеры. То есть в кино сходить дороже. Я, как пришел в клуб в конце 2016 года, сразу сказал, что футбол не должен быть бесплатным, в театр или кино никто же без денег не ходит! Конечно, для бюджета клуба выручка с продажи билетов — капля в море. Единственный раз, когда мы хорошо заработали, — это на матче со «Спартаком», выручив около 4 миллионов рублей и выйдя в небольшой плюс.

— Изначально сообщалось, что клуб заработал 6,5 миллиона рублей…

— Это не наша информация. Ну откуда 6,5? Стадион вмещает 6200 зрителей, часть билетов для детей была бесплатной, сделали пригласительные для гостей, сотрудников клуба, некоторые билеты по 1000 рублей продавались со скидкой по татарстанской прописке… Болельщиков «Спартака» приехало не 1200, а 949. В итоге заработали меньше 4 миллионов. Вообще, если взять такие команды, как «Спартак», «Зенит», ЦСКА, «Ростов», «Краснодар», они не дотягивают до модели «30*30*30». То есть 30 процентов бюджета клуба должно приходить от продажи билетов, еще по 30 процентов от трансферов и мерчандайзинга.

— Понятно, что без спонсоров клубам не выжить, а если в тех же Челнах попробовать возродить лотерею по типу Гослото, когда вырученные средства направлялись бы на развитие спорта, футбола?

— Наверное, я бы провел аналогию с букмекерскими конторами. Вот это крутая история. Мы даже были близки к подписанию контракта с одной такой компанией, но все-таки ПФЛ ей не интересен. Еще бы пиво разрешили на стадионах — это тоже улучшило бы финансовое положение клуба. К нам бы пришли пивные бренды… Посещаемость сразу бы выросла на 500–1000 человек. В прошлом году я был по приглашению в Германии на матче Россия — Германия в Лейпциге, так вот, там мне очень понравилась культура болельщиков и потребления пива.

— Почему вас пригласили в Германию?

— С 2016 года я работал менеджером сопровождения сборной Германии по линии российского оргкомитета. Был занят 24/7. Готовились к Кубку конфедераций — это жеребьевка, различные семинары, объезды объектов и, собственно, сам Кубок, который мы выиграли со сборной Германии. А потом началась подготовка к чемпионату мира. Я тогда также был в составе сборной и жил с ними на самой базе, занимался всеми оргвопросами, в том числе бытовыми. По-прежнему общаюсь с этими ребятами. После чемпионата летал в Лейпциг, в Минск на игры Германия — Россия, Беларусь — Германия. В немецкой сборной, конечно, работает достаточно большое количество персонала — кто-то отвечает за питание, другой — за перелеты и так далее. Там трудятся большие профессионалы, и я усвоил для себя несколько важных моментов, наблюдая за их работой. Познакомился с тренером сборной Германии Йоахимом Левом и с легендой мирового футбола, генеральным менеджером национальной команды Оливером Бирхоффом. Моим куратором, шефом был Томас Бехешти, менеджер сборной. Я ощущал себя членом команды, сборной во всех моментах.

«Некоторые билеты по 1000 рублей продавались со скидкой по татарстанской прописке… Болельщиков «Спартака» было не 1200, а 949. В итоге заработали меньше 4 млн» «Некоторые билеты по 1000 рублей продавались со скидкой по татарстанской прописке… Болельщиков «Спартака» было не 1200, а 949. В итоге заработали меньше 4 миллионов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«У НАС ОХВАТ С ПИАР-АКЦИЕЙ ПО БУЗОВОЙ В ЦЕЛОМ ПО СТРАНЕ БЫЛ 28 Миллионов!»

— В последнее время ФК КАМАЗ старается отличаться креативом в своей пиар-кампании. Так, например, ролик про новую форму команды был снят в стиле 90-х под музыку из «Бригады». Как возникла идея подобного видео? И почему его потом удалили?

— Идея возникла у нашей творческой маркетинговой команды. Ролик получился очень крутой и мог побить наше интервью с Дудем, у которого было 300 тысяч просмотров. Думаю, видео бы набрало больше полмиллиона просмотров. Но тональность отзывов была разной, кого-то ролик задел, некоторым не понравился наш отсыл к лихим 90-м, и в итоге мы приняли решение его убрать из своих официальных соцсетей в тот же день. Но из интернета ведь его не удалишь, где-то на его просторах он остался. Думаю, что мы только больше хайпа словили после удаления ролика. Многие федеральные спортивные СМИ его оценили. Это было приятно. Я вообще считаю, что наша маркетинговая команда — одна из лучших в спорте.

— Еще у вас была пиар-акция с Ольгой Бузовой, которой вы обещали подарить грузовик «КАМАЗ», но потом передумали…

— Да, крутая акция. Бузова тогда была очень сильно на слуху. Главной нашей целью являлось — подарить ей к какому-то празднику нашу футболку и тем самым увеличить продажи своей атрибутики. Но реакции от нее не последовало. Потом мы узнали, что она стала лицом хоккейной команды. Но вообще, этот ролик был историей про то, что и в ПФЛ, ФНЛ можно собирать большую аудиторию, просмотры и монетизацию за счет клевого треш-контента. У нас охват с пиар-акцией по Бузовой в целом по стране был 28 миллионов, включая различные публикации. По Лукоянову (хоккеисту-футболисту — прим. ред.) больше вышло — 32 миллиона.

— То есть вы согласны, что футбол — этот тот же шоу-бизнес?

— Однозначно. Только пока бизнеса не так много. А то, что это шоу, конечно, причем оно не постановочное. Предугадать результат любой игры сложно. И в этом прелесть футбола. Как говорил наш известный челнинский диктор Давид Чантурия: «Футбол — это жизнь! Футбол — это искусство!»

«В Челнах футбол за счет ФК «КАМАЗ» всегда был популярнее хоккея. А вот в Нижнекамске наоборот — популярнее хоккей из-за «Нефтехимика» «В Челнах футбол за счет ФК КАМАЗ всегда был популярнее хоккея. А вот в Нижнекамске, наоборот — популярнее хоккей из-за «Нефтехимика» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Есть ли у вас взаимодействие с «Рубином»? Долгие годы ходят разговоры о футбольной пирамиде, тесной связке клубов…

— Тесного взаимодействия нет. Видимо, пирамида не достроена, если таковая вообще будет. У нас и партнеры разные.

— Есть мнение, что в Татарстане хоккей популярнее, чем футбол. Вы так не считаете?

— Если мы говорим просто про вид спорта, то, конечно, нет! Футболом занимается гораздо большее количество человек. Он более доступен, для него всегда достаточно было ног и мяча, а для кого-то связанных в шар носков, как в случае с Пеле. В футболе же не нужны ни каток, ни коньки. Что касается профессионального спорта, то, конечно, у нас есть прославленная команда «Ак Барс», которая успешнее футбольного «Рубина». Но в Челнах футбол за счет ФК КАМАЗ всегда был популярнее хоккея. А вот в Нижнекамске, наоборот — популярнее хоккей из-за «Нефтехимика».

— А если вспомнить историю, какой год у клуба был самый удачный?

— Если вспомнить прошлое, то, конечно, это 90-е годы, игра в Кубке Интерто́то УЕФА, выступление в высшей лиге, когда команда долгое время шла третьей, на постоянной основе играла со «Спартаком», ЦСКА. Тогда КАМАЗ собирал полные трибуны. Но, как говорится, история пишется прямо сейчас. И я считаю, что самое удачное будет впереди!

— Читаете ли вы «БИЗНЕС Online»? Есть ли пожелания изданию?

— В основном читаю у вас про спорт, конечно. Желаю процветания, писать больше интересных статей, быть объективными и не поддаваться на провокации.

— Спасибо вам за пожелания и интересную беседу!