Итоги конкурса на лучший проект ТРЦ «Кольцо» подвело накануне  жюри во главе с Ильсияр Тухватуллиной. Победителем стал проект студии Heads Group, который представляли Владислав Куликовский и Арсен Хаиров Итоги конкурса на лучший проект ТРЦ «Кольцо» подвело накануне  жюри во главе с Ильсияр Тухватуллиной. Победителем стал проект студии Heads Group, который представляли Владислав Куликовский и Арсен Хаиров

«ДНЕМ ЭТО ВЫГЛЯДИТ КАК СЕТКА, А НОЧЬЮ ПРОСТУПАЮТ СИЛУЭТЫ ЗДАНИЙ»

Окончательные итоги конкурса на лучший проект торгового центра «Кольцо» подвели накануне в ходе закрытого обсуждения в Grand Hotel Kazan представители казанской архитектурной элиты во главе с новым главным архитектором города Ильсияр Тухватуллиной. Победителем стал проект московской архитектурной студии Heads Group, основателями которого являются Владислав КуликовскийАрсен Хаиров и Маргарита Подгорная (двое из них родились в Казани, окончили КГАСУ). Они предложили оформить здание в двух визуальных сценариях — дневном и ночном, с подсветкой и проекцией исторического облика.

Второе место разделили проекты, разработанные творческой группой под руководством казанских архитекторов Ильи Фаттахова и Степана Новикова и архитектурной мастерской «Велп» Евгения Прокофьева. Все участники доработали концепции, представленные в начале июля, и руководство ТРЦ «Кольцо» до последнего держало интригу: не исключалось, что призеры поменяются местами. Этого, однако, не произошло: проект Прокофьева переместился с третьего места на второе, а в остальном все осталось без изменений.


Презентация доработанных концепций началась в 14:00, и несколько часов проходила за закрытыми для общественности дверями. Журналистов пустили лишь на объявление итогов. О том, какие изменения претерпели проекты с июля, рассказали сами участники.

Куликовский и Хаиров сделали акцент на пересмотре функционального наполнения торгового центра. «При работе с заказчиком мы убрали с первого этажа практически всю зону фуд-корта, которую хотели там разместить, оставив только локальные кафе. Все остальное (первый и второй этажи — прим. ред.) — под торговые площади», — пояснил Хаиров. На третьем этаже проектировщики сохранили зону фуд-корта, насытив ее различными развлекательными функциями. На четвертом этаже конкурсанты спроектировали офисные помещения, а на крыше разместили террасу со смотровыми площадками. «Там шикарные виды открываются на холм Мулланура Вахитова, поэтому практически весь фронт здания — это смотровая площадка, а также многофункциональная сцена, которая может использоваться зимой под каток и так называемую трибуну, где можно проводить время летом», — рассказал Куликовский.

«Мы придумали разнообразные паттерны сетки, которая у нас закрывает фасад. Таким образом достигается какая-то игра, что помогает сохранить целостность фасада, но в то же время делает его разнообразным» «Мы придумали разнообразные паттерны сетки, которая у нас закрывает фасад. Таким образом достигается какая-то игра, что помогает сохранить целостность фасада, но в то же время делает его разнообразным»

Частично пересмотрели архитекторы и фасадные решения. Ранее эксперты советовали как-то оживить вид, который у Heads Group получился чересчур монотонным. «И мы придумали разнообразные паттерны сетки, которая у нас закрывает фасад. Она в каких-то объемах получается из другого орнамента. Таким образом достигается какая-то игра, что помогает сохранить целостность фасада, но в то же время делает его разнообразным», — добавили представители бюро. Также архитекторы добавили интересный ход: узор сетки, которая находится ближе к человеческому росту, выполнен из более широких орнаментов, но по мере нарастания высоты орнамент становится тоньше. «Таким образом появляется градиент — он как бы уходит в небо, и тем самым растворяется», — объяснил Хаиров.

Существовавшие здесь ранее Музуровские номера находят отражение в объемах здания. «Здесь играет роль двухсценарный фасад — днем это выглядит как ажурная сетка, а ночью проступают силуэты зданий», — резюмируют архитекторы. Наибольшую прозрачность фасада, по их словам, обеспечивают окна: весь объем в темноте разнообразно светится и создает визуальную отсылку к решениям, существовавшим здесь в XIX веке.

В историческом центре больше подходят приемы и формы, к которым архитектура в своей истории неоднократно возвращалась, уверены архитекторы Степан Новиков и Илья Фаттахов, проект которых занял второе местоЭскиз предоставлен Ильей Фаттаховым

СТЕКЛЯННЫЙ КУБ И ПЕРЕВЕРНУТАЯ ПИРАМИДА — ЧТО ПРЕДЛОЖИЛИ ДРУГИЕ ФИНАЛИСТЫ

Участники, занявшие второе место, — Степан Новиков и Илья Фаттахов — рассказали журналистам, что доработали фасады и полностью изменили внутренние планировки, а также добавили визуальный акцент на перекрестке улицы Пушкина и Щербаковского переулка. Основная идея конкурсантов осталась прежней. Они предложили разделить контур застройки ТРЦ на четыре секции в разных стилях, один из которых воссоздаёт образ Музуровских номеров. Остальные секции отделываются кирпичом и натуральным камнем, что создает некий «кирпичный» лейтмотив и образ всего здания. «Все материалы, которые мы предлагаем использовать, отражают национальную идентичность. Исторически в Татарстане использовали белый камень, керамический кирпич, металл», — пояснил Фаттахов. В историческом центре больше подходят приемы и формы, к которым архитектура в своей истории неоднократно возвращалась, уверены архитекторы.

«Все материалы, которые мы предлагаем использовать, отражают национальную идентичность. Исторически в Татарстане использовали белый камень, керамический кирпич, металл»Эскиз предоставлен Ильей Фаттаховым

В части интерьерных решений команда предложила несколько фишек, прежде всего воссоздать дворовый фасад Музуровских номеров, который оказывается в интерьере здания. Вдоль него организуется коридор и атриум, что создает интересное пространство внутри здания. В современной части здания архитекторы предложили разместить общественный форум — амфитеатр, где могли бы проходить общественные мероприятия. При этом от идеи с колоннадой участники отказались, заменив ее на современный объем, сомасштабный историческому центру. «Как раз над входом у нас располагается сцена — стеклянный объем-куб, который будет работать изнутри наружу, и снаружи внутрь. То есть люди, которые находятся внутри, будут видеть город, а прохожие на улице — происходящее действо внутри комплекса», — рассказал Новиков.

Архитекторы мастерской «Велп» Евгения Прокофьева при спуске с улицы Пушкина предложили идею перевернутой стеклянной пирамиды Архитекторы мастерской «Велп» Евгения Прокофьева при спуске с улицы Пушкина предложили идею перевернутой стеклянной пирамиды

Разделивший с казанскими архитекторами второе место Евгений Прокофьев рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что архитекторы его мастерской «Велп» предложили кардинально новое композиционное решение со стороны улицы Пушкина. «Угловое решение совершенно новое. При спуске с улицы Пушкина мы предложили идею перевернутой стеклянной пирамиды. Наклонные плоскости как бы отражают ту жизнь города, которую видим. Это была бы живая картинка — как в дневное, так и в ночное время, — поделился Прокофьев. — Поэтому мы изменили угол, и сделали его более современным — поскольку XXI век — и более мощным акцентом». На втором ярусе памятника Вахитова архитекторы спроектировали новые общественные пространства: амфитеатр и переходную площадку, которые объединяют будущий турецкий комплекс Espace с комплексом ТРЦ «Кольцо».

За основу все конкурсанты взяли концепцию транспортно-пересадочного узла, разработанную транспортным бюро заместителя главного архитектора Казани Тимура Кадырова и уже утвержденную у президента РТ Рустама Минниханова. С самим Кадыровым побеседовать не удалось — он торопился на следующее совещание, но о его концепции рассказали конкурсанты. Так, происходит перестроение пешеходной модели на перекрестке улиц Профсоюзной и Пушкина. Новые пешеходные переходы, которые появляются здесь, открывают пути для площадки под памятником Муллануру Вахитову.

Ильсияр Тухватуллина: «Победителям в любом случае надо еще очень много работать, потому что сейчас вы фасады упростили — раньше, на наш взгляд, было лучше» Ильсияр Тухватуллина: «Победителям в любом случае надо еще очень много работать, потому что сейчас вы фасады упростили — раньше, на наш взгляд, было лучше»

«НУЖЕН ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ МЫ МОГЛИ БЫ ПРИНЕСТИ В УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И СОГЛАСОВАТЬ»

Итоговое решение вынесли 11 членов жюри: по словам гендиректора ТРЦ «Кольцо» Ильяса Ганиева, голоса разделились почти поровну. Имена победителей озвучила Тухватуллина, отметившая, что между экспертами было достаточно жесткие дебаты, а часть людей, изначально планировавшая голосовать за одну команду, в итоге поменяла мнение и проголосовала за другую. «Но общий результат [таков], что победителям в любом случае надо еще очень много работать, потому что сейчас вы фасады упростили — раньше, на наш взгляд, было лучше», — обратилась она к представителям Heads Group. Но даже этот вариант, по ее словам, еще будет сильно дорабатываться: и по качеству материалов, и по фасадам, и по внутреннему пространству, и по транспортным решениям. «Ответственность за это решение в основном на мне, это понятно. И я в любом случае говорю, что дальше мы движемся все вместе». Тухватуллина напомнила, что впереди еще разработка эскизного проекта, градостроительные советы, обсуждения.

Затем слово взяли казанские архитекторы. И мнение их, хоть и отличалось по мягкости формулировок, в целом несло в себе один посыл: победитель выбран из-за необходимости кого-то выбрать: по нужде, а не потому, что проект всех так уж впечатлил.

Сергей Саначин: «Победил вариант, который в принципе не должен быть. Здание на определенной воздушной прослойке прикрывается занавесом в виде какой-то сетки, заигрывания с орнаментами. Это просто ужасно» Сергей Саначин: «Победил вариант, который в принципе не должен быть. Здание на определенной воздушной прослойке прикрывается занавесом в виде какой-то сетки, заигрывания с орнаментами. Это просто ужасно»

«Такого проекта первого места, что „хочется так сделать“ — я лично не увидел. Но я считаю, что сила это сделать у нас есть», — заметил архитектор Герман Бакулин. А вот градостроитель и архитектор Сергей Саначин был куда более категоричен. «Наболело, поэтому хочу сказать», — пояснил он, выходя на сцену. Присутствующие замерли, ожидая услышать жесткий разнос — и не зря. «Я считаю, что нет ничего более страшного, чем решение, которое сейчас принято. Победил вариант, который в принципе не должен быть. Воссоздается какое-то здание, объем. И это здание на определенной воздушной прослойке прикрывается занавесом в виде какой-то сетки, заигрывания с орнаментами. Это просто ужасно, такого в принципе не должно быть», — заявил архитектор. По его словам, Казань сейчас получит огромную массу — на маленький пятачок площади Вахитова вернется старое пространство двух площадей. Выступление архитектора поддержали аплодисментами, а сгладить неловкость решила главный художник Казани Жанна Белицкая, обратившая внимание на то, как продвинулся по своей стилистике проигравший в итоге проект Прокофьева.

«Был использован очень яркий подход — эта пирамида, но минус был в том, что это не та территория, где можно применить этот прием», — высказалась она.


Ганиев же, взяв слово, в шутку заметил, что как заказчик хотел быть из трех коллективов собрать один и сам он в действительности оценил все представленные варианты. Но победитель тем не менее определен — команда получит миллион рублей и право работать над проектом дальше. «По результатам конкурса нам надо было получить эскизный проект, который мы могли бы принести в управление архитектуры и согласовать», — заметил Ганиев. «Попробуйте», — смеясь, проронил в ответ казанский архитектор Михаил Борщевский.

«Я просто очень боюсь, что команда недостаточно профессионально подготовлена. То есть ребята рафинированно сделали то, о чем они говорят. Но такой схематический подход в данном случае, мне кажется, приведет к тому, что будут делаться новые-новые-новые проекты, и постоянно будет — пять лет прошло с Евгением Ивановичем — пять лет пройдет и здесь. Возможно, я ошибаюсь», — пояснил он свое высказывание. Впрочем, и победители на критику реагировали спокойно.

Ильяс Ганиев пояснил, что если решения по проекту будут приняты до нового года, то к реализации могут приступить уже в следующем году. В какую сумму обойдется его реализация, в компании пока не раскрывают Ильяс Ганиев пояснил, что если решения по проекту будут приняты до нового года, то к реализации могут приступить уже в следующем году. В какую сумму обойдется его реализация, в компании пока не раскрывают

«Мы понимали, что предстоит еще очень большая работа, и мы как раз и думали, что если мы пройдем в следующий этап, то подключим максимально разносторонних специалистов по разным направлениям», — заметил Куликовский. Отдельно с заказчиком будет прорабатываться функционал здания, решение инженерных проблем (сегодня здание затапливает). В конце концов, проект еще будет выноситься на заседание градсовета, резюмировали архитекторы.

Ганиев по итогам пояснил журналистам, что если какие-то решения по проекту победителей будут приняты до нового года, то к реализации могут начать приступить уже в следующем году. Проект победителей увеличивает площади торгового центра на 13 тыс. кв. метров, а вот в какую сумму обойдется его реализация, в компании пока не раскрывают.