Сегодня в Казань съехались руководители регионов ПФО во главе с полпредом президента РФ Игорем Комаровым — поговорить о туризмеФото: president.tatar.ru

ОБКАТКА «ПАТРИОТОВ» И ЗАКРЫТЫЕ СОВЕЩАНИЯ

«Перед Казанской ратушей движуха какая-то…» — распространялось с самого утра в городских чатах, предупреждающих обычно о заторах на дороге. Утром действительно наблюдались некоторые сложности в районе площади Свободы, часть которой оцепили люди в форме. Сегодня они охраняли VIP-гостей окружного уровня — в Казань съехались руководители регионов ПФО во главе с полпредом президента РФ в округе Игорем Комаровым. Впрочем, тот прилетел еще вчера и уже успел прогуляться по Болгару в компании госсоветника РТ Минтимера Шаймиева. А главная же причина высокого визита — проведение совета при полпреде президента РФ в ПФО, посвященного вопросам внутреннего и въездного туризма.

Предвосхищая заседание совета, президент РТ Рустам Минниханов утром в своем кабинете провел рабочую встречу с руководителем федерального агентства по туризму Зариной Догузовой. Вместе со своей помощницей Олесей Балтусовой и главой госкомитета РТ по туризму Сергеем Ивановым гостье поведали о том, как развивается в Татарстане туризм. Хвалиться и правда было чем — только в прошлом году республику посетили порядка 3,4 млн туристов. Об этом рассказали чуть позже и самому Комарову, которому, помимо доклада об успехах, представили еще и последние разработки вроде мобильного приложения для туристов Tatarstan Tourist Pass. Глава комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин доложил полпреду о развитии территории малых исторических поселений республики.

После этого на площадке перед ратушей все гости ознакомились с выставленной техникой производства ПАО «Соллерс». Если кто-то проходил сегодня мимо площади Свободы, то мог легко заметить целую автоколонну из спецтехники: школьные автобусы Ford Transit, автомобили скорой медицинской помощи и т. д. Изюминкой выставки, пожалуй, стала демонстрация новых моделей автомобилей «УАЗ». Известный поклонник быстрой езды Минниханов не устоял перед соблазном прокатиться на новеньком «УАЗе Патриот» с автоматической коробкой передач и «УАЗе Хантер Экспедиция», предназначенном, правда, больше не для ухоженных казанских улиц, а для путешествий по бездорожью.

После такой небольшой развлекательной части руководство республики, округа и приглашенные гости проследовали в Казанскую ратушу, где началась непосредственно рабочая программа совета полпреда. Присутствовать на первом заседании корреспондентам не дали — решались сугубо рабочие внутренние вопросы, которые касаются только губернаторского корпуса. По обрывочным данным известно только, что главы регионов докладывали Комарову о ходе реализации нацпроектов, итогах выборной кампании и подготовке начавшегося отопительного сезона. Затянувшееся по графику примерно на полчаса совещание продолжилось небольшим кофе-брейком — разумеется, также без участия СМИ. А после уже всех пригласили на главный совет при Комарове для обсуждения темы развития туризма.

Только в прошлом году Татарстан посетили порядка 3,4 млн туристов. Об рассказали чуть позже и самому Комарову, и представили еще последние разработки вроде мобильного приложения для туристов «Tatarstan Tourist Pass» Только в прошлом году Татарстан посетили порядка 3,4 млн туристов. Об рассказали и Комарову, попутно представив последние разработки вроде мобильного приложения для туристов Tatarstan Tourist Pass Фото: president.tatar.ru

«ИМЕЮЩИЙСЯ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ НЕ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ»

«Приволжский федеральный округ обладает богатым потенциалом в сфере туризма», — выступил со вступительным словом Комаров, открывая заседание совета. Он сразу дал понять, что туристическая отрасль крайне важна для развития регионов, их социально-экономического роста. Особенно, когда территории ПФО обладают множеством конкретных преимуществ по сравнению с другими регионами страны.

И дальше по списку: три объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в Татарстане, монастыри Нижегородской области, есть свои здравница, в регионах просматриваются и проблески этнического, и даже так называемого промышленного туризма… «Серьезным конкурентным преимуществом округа в развитии круизного туризма является нахождение большинства регионов в бассейне крупнейшей водной артерии Европы — реки Волги. Круизный туризм может стать драйвером роста туристической отрасли не только в округе, но и в европейской части России в целом. Наличие единой судоходной системы, стержнем которой выступает бассейн Волги, создает необходимые предпосылки для реализации крупного туристического межрегионального проекта „Великий Волжский путь“», — заметил полпред в ПФО. 

«Очевидно, имеющийся туристический потенциал регионов используется не в полном объеме», — констатировал Комаров. Он рассказал, что при его совете была создана рабочая группа под руководством Минниханова, которая проанализировала туротрасль регионов ПФО, выявила проблемы и выработала предложения по их решению. Поэтому Комаров передал слово сразу президенту РТ, чтобы тот доложил о выявленных узких местах отрасли.

Начал Минниханов свой доклад с положительного: сфера туризма в ПФО растет как на дрожжах — в прошлом году регионы округа посетили около 14 млн туристов (без учета однодневных экскурсий — около 9 млн), объем предоставляемых туристических услуг превышает 100 млрд рублей в год, налоговые отчисления от отрасли составляют больше 27 млрд рублей, в индустрии трудоустроены более 170 тыс. человек. Это, разумеется, цифры за весь округ, а не только одного региона.

Президент РТ напомнил собравшимся, что указом президента РФ Владимира Путина функции по реализации госполитики в сфере туризма передали от минкульта к минэкономразвития РФ. «Это важный шаг, который подчеркивает системное понимание на государственном уровне туризма именно как отрасли экономики. Думаем, назрела необходимость создания по примеру многих развитых стран отдельного министерства [туризма] или какая-то другая форма нужна…» — отметил Минниханов. По его словам, на сегодняшний день в регионах ПФО наблюдается «большой разброс» в полномочиях органов, отвечающих за туризм. В регионах нет самостоятельных ведомств, занимающихся развитием туриндустрии, за исключением только Саратовской области и Татарстана, конечно. В других субъектах РФ округа за развитие туризма отвечают многоотраслевые ведомства, которые, например, помимо этой отрасли, отвечают еще и за спорт, молодежь, экономику. 


ГИДЫ-ШАРЛАТАНЫ И ФИНАНСОВЫЕ ГАРАНТИИ ТУРОПЕРАТОРАМ

Конечно, не все так уж и плохо. Глава Татарстана напомнил, что в стране утверждена стратегия развития туризма до 2035 года, есть региональные программы, существуют федеральные целевые проекты, в Татарстане, Чувашии, Удмуртии и Оренбургской отрасли создали туристско-рекреационные кластеры. И вроде бы все сдвинулось с мертвой точки, но не так активно, как бы хотелось.

«Динамично развивающаяся сфера туризма требует постоянного совершенствования федеральных законодательных норм, — заявил Минниханов, высказывая очередное предложение. — Отсутствие правового регулирования деятельности экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников привело к: появлению на туристическом рынке некомпетентных специалистов, заметному ухудшению качества обслуживания, а в некоторых случаях — и к снижению уровня безопасности туристов. Требуется введение на законодательном уровне обязательной аттестации экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, а также усиление контроля в данном направлении со стороны правоохранительных органов».

Кроме того, по словам президента РТ, нужно готовить свежие кадры для туротрасли и лучше заботиться властям о туроператорах по внутреннему и въездному туризму, повышать для них финансовые гарантии, минималка по которым сегодня составляет всего 500 тыс. рублей. А обороты таких компаний превышают десятки и сотни миллионов рублей. «В случае банкротства туроператора сумма страховых выплат часто оказывается недостаточной для возврата понесенных туристами расходов», — пояснил Минниханов.

КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО УЗКИЕ МЕСТА

«Приволжский федеральный округ обладает уникальными ресурсами для развития различных видов туризма, прежде всего круизного, — продолжил президент РТ мысль, высказанную еще Комаровым. — Ежегодно в округе круизные и пригородные поездки совершают более 500 тысяч человек. В настоящее время в мире круизный туризм является растущим сегментом рынка. Наша задача — следовать мировому тренду и иметь конкурентоспособный продукт!»

Но, по словам Минниханова, развитие этого самого круизного туризма в ПФО сдерживается несколькими факторами. Во-первых, это морально и технически устаревший флот круизных судов — средний их возраст сегодня 43 года. Состав судов обновляется, но медленными темпами. Во многом виной тому дороговизна строительства новых круизных лайнеров — чек на одно такое судно составляет от 100 млн до 2,5 млрд рублей. Немногие инвесторы готовы вкладываться в данное направление. «В этой связи необходимо рассмотреть возможность увеличения размера судового утилизационного гранта и максимального периода льготного лизинга для строительства круизных пассажирских судов», — со знанием дела предложил Минниханов.

Другой немаловажный момент, сдерживающий развитие круизного туризма, — инфраструктурные ограничения внутренних водных путей. Благо сейчас как раз строится Нижегородский низконапорный гидроузел. Впрочем, это, наверное, мало поможет судоходству, если будут продолжать сбрасывать воду в волжских водохранилищах. «Это приводит к сокращению количества судозаходов в основные туристические центры нашего округа, а также оказывает негативное влияние на нерест рыбы и, соответственно, на развитие еще одного вида туризма — рыболовного», — подчеркнул глава Татарстана, который по следам этого лета по себе знает обо всех негативных последствиях низкого уровня воды в водохранилищах.

«За мной остается долг всех вас пригласить в Болгар, проведем [тогда] какое-то другое мероприятие. Поэтому я ваш должник...»
Фото: president.tatar.ru

«ВООБЩЕ, МЫ КАК-ТО ПЛАНИРОВАЛИ ПРОВЕСТИ ЭТО МЕРОПРИЯТИЕ В БОЛГАРЕ…»

Как отметил Минниханов, ПФО обладает всеми возможностями для развития экологического туризма — в округе хватает уникальных природных объектов. Не стоит забывать и о внушительных объемах детского, школьного туризма, этнотуризма (например Сабантуй, шагающий по стране), представляющие собой отдельные большие индустрии. Но куда больший интерес, по словам президента РТ, вызывает такой вид туризма, как промышленный.

В регионах ПФО есть множество любопытных объектов, якобы пользующихся спросом среди туристов: Горьковский автомобильный завод в Нижегородской области, «АвтоВАЗ» и ракетно-космический центр «Прогресс» в Самарской области, велосипедный завод «Форвард» в Пермском крае, концерн «Калашников» в Удмуртской Республике, татарстанские КАМАЗ, КВЗ.

«Посещение таких предприятий может заинтересовать подрастающее поколение, школьников и повлиять на их выбор будущей профессии», — отметил Минниханов.

Он напомнил и про другие виды туризма, которые есть в регионах ПФО: паломнический, медицинский, лечебно-оздоровительный, деловой, горнолыжный туризм и так далее. Они представлены разными туристическими маршрутами, коих в регионах округа немало, — «Великий чайный путь», «Красный» и «Императорский маршруты», «Путь Тукая», а теперь еще приступают к реализации и «Великого Волжского пути», этакого аналога «Золотого кольца России». Все эти проекты, по словам президента РТ, могли бы развиваться куда лучше, если получили бы федеральную поддержку. Минниханов предложил всем регионам объединить усилия по развитию туризма и подписать соответствующие соглашения.

«В рамках регионов округа активно развивается въездной туризм», — заметил глава Татарстана, перечисляя, какие новые авиарейсы открылись за последнее время. 30 октября, кстати, запускают новый рейс Будапешт — Казань. По мнению Минниханова, рост потока иностранных туристов обеспечит внедрение в 2021 году в России системы электронных виз. «Значимым импульсом для привлечения иностранных туристов в регионы округа стало бы введение безвизового режима для посещения наших городов в течение нескольких дней по примеру таких стран, как Великобритания, Китай, Сингапур», — осторожно отметил Минниханов, плавно переходя к представлению туристического опыта Татарстана. 

«За эти годы турпоток в нашу республику увеличился почти в два раза. По итогам текущего года цифра составит 3 миллиона 700 тысяч туристов. Отмечу, что количество гостей столицы республики — города Казани — в 2,5 раза превышает число местных жителей», — отметил президент РТ, перечислив все крупные за последние годы чемпионаты, которые приняла республика. Но не одним событийным туризмом единым, конечно. Весомым оказался такой вклад в развитие туротрасли, как возрождение Болгара и Свияжска. «Вообще, мы как-то планировали провести это мероприятие в Болгаре (а не в Казанской ратуше — прим. ред.). Но здесь моя недоработка. За мной остается долг всех вас пригласить в Болгар, проведем [тогда] какое-то другое мероприятие, — обратился к собравшимся и Комарову президент РТ, после чего обещал исполнить сказанное. — Умирает больной, а не должник. Поэтому я ваш должник».

В завершение своего доклада Минниханов пригласил всех собравшихся в гости еще раз в следующем году, чтобы вместе отметить 100-летие ТАССР.

«В рамках регионов округа активно развивается въездной туризм», — заметил глава Татарстана, перечисляя, какие новые авиарейсы открылись за последнее время. 30 октября, кстати, запускают новый рейс Будапешт — Казань В регионах ПФО есть множество любопытных объектов: ГАЗ, «АвтоВАЗ», ракетно-космический центр «Прогресс», велосипедный завод, концерн «Калашников» и татарстанские КАМАЗ, КВЗ
Фото: president.tatar.ru

УПОР НА КРУИЗАХ И ВСТРОЙКА ВОЛЖСКОГО ПУТИ

После этого поделиться своими наработками в области туризма предложили губернатору Нижегородской области Глебу Никитину, хотя по плану должен был выступить губернатор Оренбургской области Денис Паслер — он не смог приехать в Казани, и так его и не услышали. Впрочем, послушать Никитина журналистам тоже не дали — в пресс-центре отрубили трансляцию заседания. Хотя, чего могло быть секретного в святом докладе нижегородского губернатора о паломническом туризме — одному Богу известно. Разочаровались и специально приехавшие послушать своего главу Александра Евстифеева журналисты из Марий Эл. Вне поля зрения прессы осталась и речь Догузовой, и многих других, учитывая, что после всех выступлений губернаторы должны были в неформальной форме обсуждать все сказанное. Но, увы. О ходе бурной дискуссии о развитии туризма в регионах ПФО можно было узнать только уже во время пресс-подхода — к журналистам вышли Комаров, Минниханов и Догузова.

«Надеюсь, индустрия будет развиваться опережающими темпами, и для этого есть все основания, — рассказал Комаров, каким видит развитие туризма в регионах ПФО. — Здесь, в Татарстане, есть объекты культурного наследия ЮНЕСКО. Один из них я вчера посетил (Болгар — прим. ред.). Самые приятные впечатления, конечно, оставляет. И в целом могу сказать, что регионы имеют очень большой потенциал. Сегодня на совете мы подробно обсудили многие вопросы. Было такое количество желающих выступить, времени потратили гораздо больше, чем планировали (участники совета отклонились от графика примерно на час — прим. ред.), чтобы все могли высказаться по важным и насущным для всех регионов вопросам».

Полпред напомнил, что Путин ставит задачу многократного увеличения социально-экономической отдачи от туризма. «Он обратил внимание на то, что туризм имеет многостороннее значение как для развития кругозора, так и для создания новых рабочих мест. С точки зрения образования, роста экономики, создания инфраструктуры… Я надеюсь, что это обсуждение дает серьезный импульс развитию туризма в регионах ПФО и решению многих проблем», — высказался Комаров.

В свою очередь, Минниханов, кроме все прочего, поделился своим видением того, какие «маржинальные [туристические] сегменты надо расширить». Во-первых, это иностранный туризм: сейчас только 15% туристов от общего количества приезжающих в республику — иностранцы. «Но здесь нужны уже решения на федеральном уровне. Это электронные визы, безвизовый въезд для тех туристов, которые не представляют угрозы или опасности для нашей страны, — подчеркнул снова президент РТ. — Второе — мы все-таки многоконфессиональная республика, в том числе мусульманская. Сегодня очень популярен халяльный туризм. А это инфраструктура, возможности для своих религиозных задач. Халяльные медицина, образование — это дополнительные ниши. Кроме того, мы считаем, что возможности внутреннего туризма, даже внутри нашего округа, — огромный потенциал. Мы могли бы ездить к нашим соседям, а они — к нам».


«Есть полное понимание поддержки и со стороны руководства округа, и со стороны агентства, — заявил Минниханов по итогам обсуждения его тезисов по развитию круизного туризма. — Думаю, что в туристической отрасли и регионы, и федеральный бюджет должны определять средства для инфраструктурных вещей. Без подобного мы серьезно не расширимся. А в конечном счете это огромная ниша, рабочие места для нашей республики, в других регионах. 10 процентов валового продукта должно быть за счет туризма. Такую задачу надо ставить».

Тему круизного туризма прокомментировала и Догузова. Этот сегмент она назвала одним из несомненных приоритетов. «Особое значение он по понятным причинам имеет для регионов ПФО. Отдельно он будет прописан и расписан в плане реализации стратегии, над которой мы сейчас работаем. Пробелы все понятны. Это и вопросы, связанные с состоянием рек, работами по дноуглублению, и обмеление рек, и строительство новых судов, создание точек притяжения в местах остановки судов. Должна быть инфраструктура, — перечислила Догузова. — Мы с регионами и с министерством промышленности данные вопросы будем разрабатывать. Они найдут отдельное отражение».

Коснулась она также маршрута «Великий Волжский путь», за инициативу по созданию которого похвалила Татарстан. По ее словам, регионами уже проделана большая работа, в первую очередь Татарстаном. Теперь проект, по ее словам, должен быть качественно встроен в общую систему продвижения маршрутов, которая будет формироваться в стране. «Я сегодня уже предложила включить этот маршрут в национальные брендовые маршруты. Над данным проектом мы сейчас работаем. Его поддержат в рамках маркетинговой стратегии продвижения. Это будет отдельная стратегия, над которой „Ростуризм“ сейчас работает, — отметила Догузова. — Мы сегодня обратили пристальное внимание на этот проект. Думаю, у нас будет отдельный план действий в части его продвижения. Помимо маркетинга и продвижения, думаю, что есть еще ряд конкретных проблем, которые надо решить, чтобы маршрут был конкурентоспособен как на внутреннем, так и на международном туристическом рынках. Отработаем эту историю в плотной связке с регионами!»