Опрос недели: А вы сталкивались с воровством своих сотрудников?
На этой неделе казанские перевозчики рассказали журналистам, как упорно они борются с кондукторами, «обилечивающими» пассажиров вне кассы. А как вы наказываете за подобные проступки? И существуют ли меры профилактики подобных действий в вашей организации? «БИЗНЕС Online» отвечают Фоат Комаров, Ян Арт, Раис Гумеров, Ильшат Ганиев, Рустэм Ямалеев и другие.
Фоат Комаров учредитель АО «СМП-Нефтегаз»:— Сталкивался, конечно. Это стало уже тенденцией, общероссийской, и дело даже не в кондукторах. Дураки и дороги — это уже не проблема, она отдыхает, сейчас каждый пытается на своем месте получить дополнительный доход. И это повсеместно.
Мы сами для предотвращения подобных случаев делаем все прозрачно. Проблема ведь в потоках наличных денег, в том, что люди работают в темную, в черную кассу. Как следствие, информация скрыта, и на этом потоке все сидят, и, естественно, каждый по цепочке из него понемногу тащит. А мы работаем в белую. Причем да, и у нас случаются откаты, за лоббирование. Например, на Западе есть такое понятие, как двухпроцентный кэш за лоббирование, за протекционизм. Это такое определенное вознаграждение. И я к этому отношусь спокойно. Но когда пытаются лоббировать то, что экономически не вредит компании, а даже наоборот, я никогда не буду возражать. А вот если цена завышена, при этом имел место какой-то сговор для того, чтобы получить вознаграждение, — таких людей, конечно, находим. Мы четко работаем с полиграфом, у нас работает служба контроля. Установлен контроль цен, проводится проверка: если они изменились, периодически выходим на поставщиков.
Ян Арт главный редактор Finversia.ru, член банковской комиссии РСПП:— Я сейчас много контактирую с зарубежными финансовыми компаниями и вижу, что там все чаще применяется практика приема на работу через детектор лжи. И хотя в России тоже есть такие примеры, для нас это немножко непривычно. И в нашей ментальности это как бы оскорбительно. Поэтому если бы мне, как обывателю, при приеме на работу сделали такое предложение, то я, наверное, развернулся бы и ушел. Не потому, что я чего-то боюсь, а потому, что у нас на этот счет немножко другие представления. А на Западе это нормально, и люди при приеме на работу, по крайней мере в финансовые организации, не обижаются на предложение пройти обследование на детекторе лжи. Это к вопросу о профилактике.
Второй момент это, конечно же, система учета и контроля. В крупных корпорациях работают специальные службы контроля, которые используют огромный объем видеонаблюдений. Я знаю компанию, у которой более трех тысяч сотрудников в разных странах, включая Уругвай, Филиппины, Россию, Украину, Израиль и так далее. И там каждое рабочее место стоит под несколькими камерами, картинка с которых выводится руководству компании. То есть они все страны видят сразу. То есть система видеонаблюдения и контроль.
Что касается моего формата, формата малого бизнеса, то у нас практикуются две простые вещи. Первая — система четкого учета всего. А вторая заключается в том, что все ключевые сотрудники являются акционерами компании. То есть именно те сотрудники, от которых что-то реально зависит, являются акционерами с долями от 1,5% до 8% акций. Я думаю, что для малого бизнеса это не только вопрос воровства, это вопрос принципиально другого отношения к работе. Потому что этот человек получает дивиденды. А размер дивидендов зависит от прибыли. К сожалению, такой подход у нас встречается пока еще очень редко.
Рустэм Ямалеев глава компании «Стройиндустрия», председатель «Штаба татар Москвы»:— У многих людей воровство заложено в психологии, к сожалению, в том числе инженерно-технических работников, и у руководящих тоже. Но очень часто жулики, которые любят приворовывать, — это самые лучшие работники, и мы платим им зарплату с учетом того, что они украдут в перспективе. Украденные деньги для них — это какой-то сокровенный доход. Но главное, чтобы здесь мера была, поэтому мы примерно знаем прорабов, которые воруют, мы их не наказываем, с пониманием относимся к мелкому воровству на работе. Есть профессиональные воры — воры-производственники — мы их используем в снабжении. Пусть воруют, но для нас. Есть такая категория людей: сколько бы ты им ни платил, все равно будут воровать. Недавно мы поймали за руку одного, а мы ему подняли зарплату, дали новую машину (ценный сотрудник), и мы спрашиваем: «Ну почему?» А он: «Это не я, это черт попутал».
Азат Хаким председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп»:— За 27 лет, что я занимаюсь бизнесом, было пару раз. Один воровал телефоны у коллег, мы его через видеокамеру вычислили и избавились от него. Это случилось лет 10 назад. Второй выносил детали самолетов, запчасти, торговал ими. Но сколько веревочке ни виться, конец все равно будет. Когда он от нас уволился, его накрыла полиция, было возбуждено уголовное дело в отношении него. Сейчас мы ведем учет и контроль, стараемся его по максимуму организовать. Сейчас стало это удобнее, можно маркировать инструменты, оборудование. Ну и видеокамеры, конечно, тоже помогают. У нас есть служба безопасности, которая каждую неделю просматривает записи. И, безусловно, важен отбор, чтобы не допускать таких людей в свой коллектив.
Альберт Мухаметшин директор МУП г. Казани «ПАТП №2», депутат Госсовета РТ:— Не сказать, чтобы часто сталкиваемся, но, бывает, у нас работают оперативные бригады, которые выезжают, проверяют. Думаю, что на нашем предприятии не слишком много подобного. Но в основном это кондукторы, которые не дают чеки и так далее. Наказание для них — лишение премии и вплоть до увольнения, двоих-троих мы уже уволили. Не по статье, но сейчас готовим, чтобы увольняли по статье за недоверие, чтобы люди боялись. В качестве профилактики проводим собрания, выезд бригадиров, зама по эксплуатации, контрольно-ревизионной службы, инженеров службы БД, отдела кадров, то есть это такая серьезная работа. Разовыми наказаниями никак не получится решить проблему.
Ильшат Ганиев генеральный директор ООО «Тепличный комбинат «Майский»:— Сейчас у нас по всему периметру производства установлены камеры дневного и ночного видения, есть служба охраны. Кстати, сотрудников, которые по состоянию здоровья не могут выполнять ту или иную работу (если, например, она связана с серьезным физическим трудом), мы переводим в охрану.
Вообще, инциденты, конечно, случались. Кто-то сдавал, пытался сдать металлолом — трубы, болты. Пытались вынести продукцию… Как с такими поступали? Если это мелкое хищение продукции, которая у нас производится, лишаем премиальных. Если это опять же металлолом — 50–100 килограммов — увольняем сразу. Заработная плата у нас неплохая — 53 тысячи рублей средняя, поэтому надеемся, желание воровать у сотрудников не появится.
Тимур Темиргалиев руководитель гарантийного фонда РТ:— С воровством не сталкивался, прецедентов не было. При наличии подозрений была бы проведена служебная проверка, и, если бы был выявлен факт воровства, это бы каралось как минимум выговором, а как максимум — увольнением в связи с утратой доверия за нарушение кодекса этики нашей организации. Чтобы предотвратить такие случаи, у нас работают служба безопасности и система видеонаблюдения, которая 24 часа мониторит ход работы гарантийного фонда РТ как внутри, так и снаружи. Также у нас есть кодекс поведения сотрудников, где прописаны правила: сотрудник должен уважать свое рабочее место, имущество организации и действовать строго в рамках российского законодательства.
Раис Гумеров генеральный директор ГК «Мелита»:— В 80–90-е это не обошло наше предприятие стороной, безусловно. Сейчас я полагаюсь на то, что такого уже не случается. Тем более у нас установлено множество технических средств, камеры. Да и предприятие стало более компактным, его легче проконтролировать. А раньше оно было огромное, разброс на многие территории, потому было сложно осуществлять контроль.
Искандер Зигангараев генеральный директор «КЖК-Логистик»:— С воровством водителей, складских работников сталкивался. Мы таких сразу же увольняем — никаких прощений. Как говорил китайский философ Сунь-Цзы: «Война — это путь обмана, а обман — это путь войны». То есть если человек меня обманывает, крадет у меня, то он вступил со мной в войну, поэтому с такими работниками нужно прощаться. Если же по оплошности товар испортил, то можно оштрафовать и простить до следующего раза. Мы специально и сами обманываем: утром приезжаем и подкладываем водителям лишний товар, они обнаруживают его, и смотрим — вернет или нет. Практически все возвращают, а тех, кто не возвращает, берем на заметку, потом его проверяем.
Яков Геллер генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:— На этой работе [украсть] практически невозможно, потому что у нас все так модифицировано и электрифицировано. То есть цифровая проектизация, которой мы занимаемся, подразумевает персональную ответственность каждого и учет по вертикали. Потому в такой структуре, как наша, практически невозможно что-то воровать.
А на прежней работе, в родных Челнах, — да, конечно. Случаев было сколько угодно… Неразведенную оставшуюся краску обязательно надо было забрать с собой, это же понятно. В начале 90-х на рынке Набережных Челнов в Комсомольском районе были парапеты вдоль универмага, на котором был такой блошиный рынок, который я называл «то, что украли сегодня ночью из Горжилуправления»: вентиляторы, задвижки, всякие провода.
Понимаете, вся беда в том, что, когда материальные ценности, в любом виде, доверяют неограниченному числу лиц, а у нас их очень много, к сожалению, несмотря на всю эту цифровую экономику, всегда надо закладывать риски: то, что к рукам плывет, то к рукам прилипает. И кондуктор — простой частный случай. И кассир. Сколько было новостей, что кассир или инкассатор забрали деньги банка? Пока не будут введены электронные карточки, жетоны для оплаты билетов и вообще не будет исключена наличка, то ситуация мало изменится, на мой взгляд. Надо отодвинуть банку с медом. Тем более сейчас, когда практически в каждом телефоне есть функция оплаты. Если нет — банковская карта. Нет и ее — транспортная карта.
Равиля Шайдуллина генеральный директор ООО «Ностальгия» (пиццерия на «Черном озере», кафе «Кукан», ресторан «Дворянское гнездо»):— Было по-разному, мы еще живем по принципу «доверяй, но проверяй». Но я тут же увольняю, если что. Когда принимаю на работу, то предупреждаю людей, что чужое нельзя брать. Сама я стараюсь жить по законам Корана и никогда ни у кого не крала. Когда проводим банкет, есть такое правило: пока люди все не унесут со стола, нельзя ничего заносить на кухню. У нас везде установлены видеокамеры, по ним наблюдает специальный человек: если воришка замечен, тут же увольняю. Если на раздаче вес не соответствует заявленному, так же увольнение, ну иногда, если новичок, на первый раз можем предупредить, но на второй раз точно увольнение.
Фото на анонсе: Денис Гришкин/ТАСС/Ведомости
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.