«Химическая атака» на Нижнекамск, случившаяся 8 сентября, вновь вызвала к обсуждению тему защиты города от выбросов крупных производств «Химическая атака» на Нижнекамск, случившаяся 8 сентября, вновь вызвала к обсуждению тему защиты города от выбросов крупных производств Фото: Олег Спиридонов

ПРЕДЕЛА ВЫБРОСАМ НЕТ?

«Если здоровье зашаталось, человеку неважно, с какого конкретно предприятия прилетела вредная молекула», — объясняют в ТАНЕКО необходимость единой для всего Нижнекамского промышленного узла санитарно-защитной зоны (СЗЗ). Сейчас пределы вредных выбросов рассчитываются по каждому предприятию индивидуально, и это сильно затрудняет оценку ситуации — не видно общей картины. «Нет никаких схем, ситуационных планов, которыми бы предприятия руководствовались в своем дальнейшем развитии», — отметили в пресс-службе комплекса.

Еще в 2008 году по инициативе «Татнефти» было разработано два документа: «Проект единого тома предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу предприятий Нижнекамского промышленного узла» и «Проект единой расчетной санитарно-защитной зоны предприятий Нижнекамского промышленного узла». «Нужно иметь в виду, что на тот момент в целом в Российской Федерации эти вопросы законодательно не регулировались. Мы были первыми в Татарстане и одними из первых в России по созданию подобных документов для промышленных узлов», — говорят в ТАНЕКО.

Документы прошли согласование в Казани и Москве, но не были приняты окончательно — требования по ограничению выбросов там жестче, чем предусмотрено российским законодательством. «Именно квотирование является очень действенным инструментом при ограничении деятельности, которая загрязняет воздух. К тому времени на каждом предприятии действовали свои разрешения по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, но в них не принимались во внимание выбросы соседних предприятий, а самое главное — не учитывались в полной мере интересы населения, проживающего в регионе», — говорят в ТАНЕКО.

Cуммарный лимит по выбросам в Нижнекамском промышленном узле составляет около 60 тыс. тонн в год. «Танеко» из них выбрасывает 2,6 тыс. тонн, а НКНХ почти в 10 раз больше — 23 тыс. тонн Cуммарный лимит по выбросам в Нижнекамском промышленном узле составляет около 60 тыс. т в год. ТАНЕКО из них выбрасывает 2,6 тыс. т, а НКНХ почти в 10 раз больше — 23 тыс. тонн Фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»

Чтобы вписаться в квоты, пришлось бы пойти на серьезные затраты. «К такому повороту не были готовы ни экологи, ни руководители предприятий», — считают в ТАНЕКО. В итоге принимать проект единой СЗЗ в ТАИФе отказались, документ завис, а споры продолжаются до сих пор. 

Сводные расчеты загрязнения воздуха в Нижнекамске все же ведутся, это делает Институт проблем экологии и недропользования Академии наук РТ. Например, суммарный лимит по выбросам в Нижнекамском промышленном узле составляет около 60 тыс. т в год. ТАНЕКО из них выбрасывает 2,6 тыс. т, а НКНХ почти в 10 раз больше — 23 тыс. тонн. Но у таких сведений нет официального и обязывающего статуса, скорее это справочный материал для принятия решений госорганами. «К сожалению, данные не выкладываются в открытый доступ, и мы не можем руководствоваться ими в своей работе», — добавляют в ТАНЕКО.

В итоге сейчас никаких четких и понятных пределов, до которых предприятия Нижнекамска могут наращивать выбросы, нет, утверждают в «Татнефти». «Единственным документом, который так или иначе регулирует совокупное воздействие на атмосферный воздух предприятий Нижнекамского промузла, остается проект единой СЗЗ, профинансированный „Татнефтью“. Возможно, кто-то не считает его совершенным, но другого пока нет», — отмечается в комментарии предприятия.

Чтобы увеличить, нажмите (фото предоставлено пресс-службой ПАО «Татнефть»

СУДЬБОНОСНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ №222

Спор длится 10 лет, однако должен разрешиться уже в ближайшие месяцы. Дело в том, что в марте 2018 года было принято постановление правительства РФ №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон». Оно вступает в силу с 1 января 2020 года, а уже до октября 2019-го все предприятия должны подать в Роспотребнадзор заявления об установлении новых границ СЗЗ. Роль этих границ вырастет. К примеру, раньше СЗЗ не вносились в Росреестр и власти могли на этой территории выделить землю под застройку. По сути, согласованных с надзорными ведомствами СЗЗ не существовало, были лишь «положительные санитарно-эпидемиологические заключения». Теперь же постановление четко указывает: границы каждой СЗЗ нужно обязательно внести в кадастровые карты Росреестра, и только после этого она считается установленной. То есть теперь территории СЗЗ будут «гореть красным» на компьютерах чиновников — строить нельзя. Но самое главное — раньше на границах СЗЗ допускалось небольшое превышение предельной концентрации выбросов, теперь этой поблажки нет. 

В «Татнефти» признают, что в документе нет понятия «единой СЗЗ», но настаивают на своем подходе, отмечая, что для нее индивидуальная СЗЗ была бы самым легким вариантом. «Другой вопрос — насколько такая позиция будет ответственной по отношению к проживающему здесь населению», — отмечают в ТАНЕКО.

Проект единой СЗЗ создавался на деньги «Татнефти» и по ее заказу, а ТАИФ остался не у дел Проект единой СЗЗ создавался на деньги «Татнефти» и по ее заказу, а ТАИФ остался не у дел Фото: © Алексей Насыров, РИА «Новости»

ОБИДЫ ТАИФА

«Нижнекамскнефтехим» также ответил на вопросы «БИЗНЕС Online», но на условиях полного цитирования, поэтому публикуем ответ компании за подписью заместителя главного инженера НКНХ по охране окружающей среды Андрея Рубежова без сокращения (орфография и пунктуация первоисточника сохраненыприм. ред.).

«В соответствии с Санитарными Правилами и Нормами РФ и новыми введенными требованиями Земельного кодекса РФ понятие «Единая санитарно-защитная зона» не имеет правового статуса. Согласно разъяснениям Управления Роспотребнадзора по РТ все предприятия до октября 2019 года обязаны подать заявления по установлению своих санитарно-защитных зон (СЗЗ). Для установления границ СЗЗ для предприятий Нижнекамского промышленного узла (НПУз), в рамках исполнения Постановления № 222, необходимо: 1. Каждому предприятию НПУз разработать свои СЗЗ; 2. По разработанным СЗЗ определить контур площадки НПУз; 3. Определить юридическое лицо, согласованное со всеми предприятиями НПУз, которое будет устанавливать СЗЗ; земли контура НПУз вывести из категории «населенных мест». Мы готовы участвовать в разработке данной СЗЗ для НПУз по вышеуказанному законному алгоритму, который сейчас, к сожалению, не применяется.

СЗЗ для групп объектов ПАО «Нижнекамскнефтехим» на сегодняшний день установлена. Предварительно проект СЗЗ прошел все необходимые экспертизы, было получено санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора и решение Главного государственного санитарного врача РФ об установлении СЗЗ ПАО «Нижнекамскнефтехим». Границы СЗЗ группы объектов СЗЗ ПАО «Нижнекамскнефтехим» проходят вне границ населенных пунктов и описаны на публичной кадастровой кадастровой карте, которая находится в свободном доступе на официальных интернет ресурсах.

Если говорить о едином томе предельно-допустимых выбросов (ПДВ), то он существует в целом по Нижнекамскому муниципальному району. Это очень важный инструмент, который используется специалистами Роспотребнадзора при оценке достаточности границ СЗЗ любого предприятия. Постановлением Кабинета Министров РТ определено, что при строительстве любого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, материалы по выбросам в атмосферу должны быть оценены на предмет их влияния на существующую ситуацию. Так, при оценке достаточности границ устанавливаемой СЗЗ объектов ПАО «Нижнекамскнефтехим», все расчеты по выбросам в атмосферу были проверены Институтом проблем экологии при Академии наук РТ при министерстве экологии РТ. В ходе проверки как раз и были наложены показатели выбросов акционерного общества на единый том ПДВ, в котором, кстати говоря, кроме выбросов всех предприятий промузла, учитываются также и выбросы от автотранспорта города. По результатам проверки Институтом было выдано положительное заключение». 

Можно сделать вывод, что НКНХ в целом не против некоего подобия единой СЗЗ, но необходимо «юридическое лицо, согласованное со всеми предприятиями» промышленного узла, то есть независимый арбитр. Компанию можно понять, потому что проект единой СЗЗ создавался на деньги «Татнефти» и по ее заказу, а ТАИФ остался не у дел. С другой стороны, что мешало этим заняться? Пока же, судя по всему, выгоднее и проще получать положительные заключения на новые проекты в непрозрачном режиме.

Хамза Багманов: «Если ведомство посчитает, что расчеты корректны, статус проекта единой СЗЗ станет официальным. Все должны будут этому подчиниться» Хамза Багманов: «Если ведомство посчитает, что расчеты корректны, статус проекта единой СЗЗ станет официальным. Все должны будут этому подчиниться» Фото: tatarstan.ru

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ЗА РОСПОТРЕБНАДЗОРОМ

Один из ярых сторонников установления единой СЗЗ в Нижнекамске — первый гендиректор ТАНЕКО, а ныне председатель общественного совета города Хамза Багманов. По его словам, первый проект СЗЗ, разработанный «Татнефтью», несмотря на свой непризнанный статус, дал идеологические плоды. «На основании этого проекта появилось постановление правительства РТ о том, кто и на сколько должен сократить выбросы на момент ввода в эксплуатацию ТАНЕКО. Все предприятия отчитались о выполнении постановления, надзорные органы подтвердили. С проектом единой СЗЗ связаны и первые в истории Нижнекамска переселения людей из сел, которые оказались на территории зоны. Так расселили Алань и Мартыш», — рассказал Багманов.

Он поясняет, что сейчас копья ломаются уже вокруг нового, второго по счету проекта единой СЗЗ, который «Татнефть» заказала с учетом планируемых производств. «В 2013 году приступили к разработке данного документа. Вы можете себе представить, сколько времени на это потребовалось?» — говорит председатель общественного совета города.

Сейчас проект новой единой СЗЗ от «Татнефти» находится на согласовании в Роспотребнадзоре и в принципе имеет шансы на принятие, несмотря на сопротивление ТАИФа. «Если ведомство посчитает, что расчеты корректны, статус проекта единой СЗЗ станет официальным. Все должны будут этому подчиниться», — считает Багманов.

Острота конфликта, по его сведениям, связана с тем, что предел допустимых выбросов в Нижнекамске, согласно расчетам в рамках единой СЗЗ, уже достигнут. А значит, каждое новое производство должно открываться только после того, как удается в достаточной мере сократить вред от старых. Только тогда в сумме выбросы не увеличатся. Для этого, отмечает Багманов, и нужны единые расчеты в открытом доступе: на общественные слушания приходит инвестор, предлагает строить новый завод, а жители ему карту единой СЗЗ показывают — или все сокращают выбросы, или нет новому производству.

«Каждое новое производство должно открываться только после того, как удается в достаточной мере сократить вред от старых. Только тогда в сумме выбросы не увеличатся» «Каждое новое производство должно открываться только после того, как удается в достаточной мере сократить вред от старых. Только тогда в сумме выбросы не увеличатся» Фото: Олег Спиридонов

ТАИФ подобный порядок не устраивает, полагает Багманов. Например, в новой СЗЗ не учтен недавно проходивший слушания проект нового завода по производству метанола. «Разработчик единой СЗЗ направил запросы, а предприятия дали ответ: вот такие-то производства у нас будут в такие-то годы с такими-то параметрами. А они метанол не заявляли», — утверждает председатель общественного совета Нижнекамска. Получается, что сейчас в Роспотребнадзоре проходит согласование проект единой СЗЗ, в которой завод НКНХ не учтен.

«„Нижнекамскнефтехим“ говорит о том, что закон предусматривает не единую СЗЗ, а индивидуальную. На что я им отвечаю: этот вопрос носит два параметра — моральный и юридический. Вы какой хотите? Я считаю, что, если ты работаешь в Нижнекамске, развиваешь здесь производства, твои работники живут здесь, наверное, ты должен поступать по морали? То есть не надо искать причину не решить вопрос», — резюмирует Багманов.

Теперь слово за Роспотребнадзором, который ожидает жаркая осень. Ведомству предстоит принять и переработать множество заявлений на создание санитарно-защитных зон, а в случае с Нижнекамском к тому же решить, будет ли СЗЗ здесь единой или нет.