Опрос недели: По-вашему, пять лет колонии за твит — это справедливое решение или беспредел?
На этой неделе суд в Москве приговорил к 5 годам лишения свободы блогера Владислава Синицу: в его посте в «Твиттере» обнаружили разжигание ненависти и угрозы применения насилия к родственникам силовиков. Можно ли сажать за мнение, высказанное в интернете. Если да, то в каких случаях? И стали ли вы внимательнее относиться к тому, что пишете в соцсетях? «БИЗНЕС Online» отвечают Максим Шевченко, Олег Матвейчев, Леонид Гозман, Егор Холмогоров, Илья Новиков и другие.
Максим Шевченко журналист, политический и общественный деятель— Нет, сажать за посты в интернете нельзя. Это просто какой-то абсолютный произвол со стороны властей, которые показывают свою склонность к террору, абсолютно тиранический приговор на фоне того, что никак не наказан тот росгвардеец или полицейский, который бил девушку в живот кулаком перед всей страной. Я считаю, что подобное — абсолютное безобразие. Террор, террор…
Олег Матвейчев политолог, профессор НИУ «Высшая школа экономики»— Мы все владельцы «Твиттеров», множество людей пишут кучу твитов... Их посадили? Нет. Значит, и Синице дали 5 лет не за факт ведения «Твиттера», а за содержание. Представляете, что думают родители, у которых ребенок не пришел из школы? А если, как предлагал Синица, родителям не просто позвонят и потребуют выкуп, а пришлют снафф-видео, на котором ребенка пытают и избивают? Вот это он предлагал. Причем делал подобное неоднократно. Потому что, например, про журналистку, которую на Украине сначала поймали, а потом отпустили, Синица написал аналогичный твит, где предлагал ее изнасиловать в лесополосе, закопать и тоже потом распространять снафф-видео. Причем про этот ролик у него было много твитов, фотографий гомосексуального характера. Человек, очевидно, повернут на подобном контенте. Может быть, его надо было освидетельствовать, но раз суд уже состоялся, то, по всей видимости, психиатрическая экспертиза прошла — его признали вменяемым. Значит, такой человек должен быть изолирован от общества.
Поставьте себя на место силовиков, которые защищают государство. Здоровые нормальные парни — каждый из них мог вообще в бизнес пойти, но за не слишком большую зарплату они стали трудиться на государство. И им говорить, что за высказывания в интернете мы не будем никого сажать, ничего не станем делать, пусть их детей призывают резать на части… Будут ли эти люди служить подобного рода государству в таком случае? Поэтому все сделано правильно, чтобы другим было неповадно. Сам я вообще стараюсь все меньше и меньше писать в соцсетях. Больше выкладываю ролики, а они основаны на цифрах, фактах, на источниках, как раз чтобы разоблачать всевозможные манипуляции.
Леонид Гозман политолог— Это несправедливое решение. Более того, если бы ему дали не 5 лет, а 500 рублей штрафа, то это тоже было бы несправедливо, потому что у господина Синицы есть и другие посты, совершенно идиотские, но он не совершил никакого преступления. Я, естественно, внимательно посмотрел этот его твит, так вот если бы я сидел в коллегии присяжных, то голосовал бы за то, что он не виновен, поскольку там нет никакого призыва. Скорее предупреждение о том, что до такого может дойти. Потому я считаю, что приговор совершенно неправосуден. Думаю, что, когда прибегают к таким методам, это говорит об агонии системы.
Стал ли я внимательнее относиться к тому, что пишу в социальных сетях? Вообще, подробное знание законов более характерно для правонарушителей, а не для законопослушных граждан. Например, я не знаю, сколько дают за ограбление ларька. Я его никогда не грабил и не собираюсь. У меня есть некое правосознание, согласно которому я бы закон не нарушал, потому все, что у меня есть в голове, как писал, так и буду писать.
Егор Холмогоров политический деятель— Это не просто разжигание ненависти, а конкретная формулировка. Он угрожал сотрудникам силовых структур фактически изнасилованием их детей, которое могло бы быть снято на видео. Понимаете, независимо от того, является подобное риторикой или конкретно угрозой, такие действия настолько омерзительны, что, на мой взгляд, 5 лет лишения свободы в этом смысле мало. И то, что наша либеральная общественность вписывается за смрадного персонажа, по моему мнению, характеризует ее очень недолжным образом. (Фото: By Government.ru, CC BY 4.0, commons.wikimedia.org)
Илья Новиков адвокат, экс-игрок телевизионного клуба «Что? Где? Когда?»— Сажать конкретно за данный твит — беспредел. Могу допустить, что твит, который реально направлен на то, чтобы побудить людей пойти и расправиться с кем-то, и после прочтения которого они действительно пошли и расправились, может быть, и заслуживает наказания, но эта ситуация была, очевидно, раздута очень искусственно. Есть ведь и другие твиты про самые разные группы — и про силовиков, и про чиновников, и про кого угодно. Их пишется огромное количество. И вот эта запись, как мне представляется, и подавляющее большинство таких публикаций представляют собой не что иное, как выплеск раздражения того, кто их пишет, и ровно так это и воспринимается. То есть власть в данном случае сильно лукавит, делая вид, что данный пост представляет собой серьезную попытку кому-то навредить. Все понимают, что это не так.
Сам я всегда внимательно отношусь к тому, что пишу в соцсетях. Буду ли теперь оглядываться через плечо каждый раз, как что-то выкладываю? Нет. Потому что я адвокат, работаю в таких делах и очень хорошо знаю, что современный подход к лингвистической экспертизе позволяет в любом твите усмотреть практически все что угодно. Прямо сейчас у меня развивается дело Егора Жукова, где произошло ровно так же. В роликах, где каждая вторая фраза — «это ненасильственно», эксперт усмотрел призывы к насильственному свержению власти. Я понимаю, что никакой осторожный или трусливый подход к выражению своей позиции, если она чем-то не нравится администрации, ни от чего не страхует. Если хотите быть в безопасности, пишите, что вы за Путина и он самый великий. Тогда все будет в порядке. (Фото: facebook.com, Copyrighted free use, commons.wikimedia.org)
Фатих Сибагатуллин депутат Госдумы РФ— Кто такие блогеры? Они просто пишут то, что в голову приходит, лишь бы привлечь к себе внимание, похвастаться, мол, меня 3 миллиона человек прочитали. Мы смотрим на решение суда, ведь он выносит приговор, мы не имеем права рассуждать, правильно осудили человека или нет. То, что дали 5 лет... не могу сказать, много это или мало, здесь есть судья, прокурор. Можно сажать за высказывания в интернете, если они мешают людям. Почему бы нет? Сам же я всегда контролирую то, что пишу в соцсетях.
Рафил Нугуманов депутат Госсовета РТ, экс-замминистра МВД по РТ— То, что суд его осудил, считаю справедливым, потому что пугать убийством детей сотрудников правоохранительных органов ненормально. Но 5 лет — это много, конечно. Давать столько за то, что написал… Действий же практически никаких нет. Можно было сократить срок или даже дать условно. Тут суд переборщил, я считаю. Но сажать за такое, в принципе, можно, он ведь в интернете свою точку зрения высказал, а кто-то это мнение подхватил и мог использовать как руководство к действию, поэтому необходимо соизмерять свои поступки. Я же, во-первых, вообще стараюсь ничего не писать, а во-вторых, даю интервью только умным людям, которые меня не провоцируют. При этом свое мнение никогда не скрываю.
Рафаиль Давлеев помощник начальника УФСИН по РТ— Я никак не могу оспаривать решение суда, так как материалы дела не читал, не знаю сути. С моей точки зрения как гуманиста, в любом случае надо давать условное лишение свободы, я против того, чтобы давать реальное. Нужно использовать альтернативные меры наказания. В соцсетях я сам практически не пишу, предпочитаю туда не лезть.
Роза Фардиева адвокат— Это не только несправедливо, но и беспредел. 5 лет тюрьмы дают за убийство, а тут твит. У нас ведь свобода слова, человек имеет право высказать свое отношение. Синица, видимо, просто эмоционально все выразил. Сейчас государство давит на людей — блогер, видимо, хотел это сказать: мол, как вы давите на наших детей, так и с вашими может произойти. Я считаю, что это всего лишь эмоции. Допустим, он покушался на разжигание ненависти, но за подобное должны были дать условный срок, а не 5 лет, тем более он не судимый ранее, по всей видимости.
Я сама сейчас стала внимательнее относиться тому, что пишу в соцсетях, но за рамки никогда не выходила, потому что сама юрист. (Фото предоставлено Розой Фардиевой)
Яков Геллер генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»— Да, его надо было наказать — и это сделали. А насколько сурово подобное наказание — уже другой вопрос. Мне трудно судить, но раз суд решил именно так, значит, у данного приговора было очень много мотивов. В том числе это делалось, наверное, и для того, чтобы предупредить дальнейшее появление таких призывов. Для меня его призыв — то же самое, как если бы он написал: «Бей жидов, спасай Россию». В таком случае никто бы не сомневался, что он совершил преступление, призывая к национальной розни и так далее. И то, что он говорил о детях силовиков, — это тот же самый призыв. И такой призыв должен быть девизирован. Лично я считаю, что интернет — точно такая же среда общения, как и наш с вами разговор. И точно так же, как я в беседе с вами и с любым другим человеком, в любом выступлении придерживаюсь каких-то рамок и обдумываю слова, так и в интернете, который является той же самой средой общения, думаю, что говорю. Другой вопрос, что нужна деанонимизация, потому что анонимность в интернете привела к разнузданности — прочитайте многие комментарии, даже в вашей газете. Человеку ничего не стоит словами оплевать, оскорбить другого, потому что первый прячется за своей анонимностью и не боится, что его привлекут за клевету и так далее. Но человека очень легко обнаружить за этой анонимностью, например вычислить по IP… Знаете, говорят же: «Он или дурак, или провокатор». Так вот я могу точно сказать, что в данном случае он и провокатор, и дурак.
Азат Гайнутдинов директор АНО «ЦРА», член Общественной палаты РТ— Я правозащитник, мой ответ понятен, ко многим вопросам гуманно подхожу. Если есть возможность, то лучше дать человеку условный срок, назначить принудительные работы и прочее. Я понимаю, если убил человека, изнасиловал, ограбил... А просто за пост в интернете не надо сурово наказывать. Отсидит этот Синица 5 лет, еще более озлобленным будет, людей там станет настраивать: мол, кто-то украл миллиард — его не посадили, я же выложил пост — и мне дали срок. Но к тому, что пишешь в соцсетях, всегда надо внимательно относиться.
Фото на анонсе: ©Алексей Куденко, РИА «Новости» (на фото – суд приговорил к пяти годам лишения свободы блогера Владислава Синицу за пост в «Твиттере»)
Фото:
«БИЗНЕС Online»
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 125
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.