Несколько волнительных для татарстанской промышленности тем затронул вчера в интервью «Ведомостям» министр промышленности и торговли России Денис Мантуров Несколько волнительных для татарстанской промышленности тем затронул вчера в интервью «Ведомостям» министр промышленности и торговли России Денис Мантуров Фото: tatarstan.ru

МИНПРОМТОРГ РФ ПОШЕЛ НА ПОПЯТНУЮ ПОСЛЕ КАЗАНСКОГО БУНТА?

В одном из первых вопросов интервью министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову напомнили о том, что в 2018 году активно обсуждалась идея законодательно ограничить срок эксплуатации вертолетов, против которой выступила большая часть вертолетных авиакомпаний, ведь в их парке преобладают возрастные Ми-8. Речь идет о предложении рабочей группы комиссии по бюджетным проектировкам на 2019–2021 годы подстегнуть обновление парка вертолетов в РФ. Стимуляция предполагалась жесткой: принудительно вывести из эксплуатации вертолеты старше 25 лет. Мотивация — необходимость загрузить мощности вертолетостроительных предприятий и снизить число авиапроисшествий.

Министр ответил, что инициатива действительно была, при этом исходили из того, что возраст более 70% парка — свыше 25 лет. «Мы с вами понимаем прекрасно, что сроки уже запредельные и парк требует обновления, — заявил он. — Это большая проблема, которую надо решать, иначе она будет только расти как снежный ком: ресурс старых машин небесконечен, мы не можем постоянно его продлевать».

Но вчера в словах министра прозвучали новые нотки: он заверил, что свирепыми административными мерами действовать не будут. «С учетом мнения широкого круга эксплуатантов мы признали это нецелесообразным, — уточнил министр. — Будем делать ставку именно на механизмы стимулирования. Мы отчетливо понимаем, что надо учесть и потребности населения, и возможности эксплуатантов, для которых такое обновление, конечно, влечет определенную финансовую нагрузку… Минпромторг России сделает данный процесс максимально выгодным и комфортным для участников рынка, у нас есть для этого соответствующие инструменты. В частности, в проект бюджета на 2020–2021 годы внесена программа трейд-ин, которая позволит эксплуатантам снизить затраты на приобретение новой вертолетной техники».


Рискнем предположить, что во многом такой перелом в сознании минпромторговских чиновников произошел после прошедшего в Казани в ноябре заседания форума российской ассоциации вертолетной индустрии, на котором эксплуатанты буквально взбунтовались против возможной реформы. Они указали, что благовидными предлогами маскируется неспособность правительства РФ, «Ростеха»и «Вертолетов России» (ВР) наладить эффективную работу отрасли, поэтому поддержать вертолетостроение решили за счет эксплуатантов, заставив их покупать новые воздушные суда, которые им не нужны.

Аргументы эксплуатантов красноречивы. Во-первых, нет такой оценки воздушного судна, как «новое и старое», — оно либо исправно, либо нет. Во-вторых, еще непонятно, какие вертолеты безопаснее — 30-летние ветераны или новые. В-третьих, это вертолетостроители должны подстраиваться под эксплуатантов, а не наоборот. В-четвертых, попеняли, что ВР сами нещадно сидят на игле Ми-8, а новых массовых типов вертолетов, по сути, так и не появилось.

Мантуров анонсировал выход на рынок Ми-38Фото: «БИЗНЕС Online»

МИНПРОМТОРГ НАДЕЕТСЯ НА «АНСАТ» И МИ-38

Словно отвечая на последнюю претензию эксплуатантов, Мантуров вчера заявил, что «Ансат» уже зарекомендовал себя на рынке — сегодня в эксплуатации 25 машин.

Действительно, позиции «Ансата» за прошедший год серьезно укрепились. Впервые заключен крупный (на 20 машин) экспортный контракт — с Китаем. Также впервые законтрактована относительно крупная партия — 7 вертолетов — обычных (а не медицинских, которые сейчас только и продаются) «Ансатов» для «Полярных авиалиний». Медицинскими бортами заинтересовались военные, и ВР продвигают машину в гражданские авиаучилища. Вот только жаль, что министр ни словом не обмолвился о программе национальной службы санитарной авиации, для которой КВЗ за два года как бы должен сделать 104 «Ансата». Проект до сих пор буксует — на него попросту нет денег.

Между прочим, в интервью министр раскрыл тщательно оберегаемую «тайну» — напомнил, что 50 учебных «Ансатов-У» закупило министерство обороны РФФото: «БИЗНЕС Online»

Между прочим, в интервью министр раскрыл тщательно оберегаемую «тайну» — напомнил, что 50 учебных «Ансатов-У» закупило министерство обороны РФ. Дело в том, что, опасаясь санкций (а на «летающих партах» установлены канадские двигатели американского происхождения Pratt & Whitney), тему использования «Ансатов-У» российскими военными старательно обходят, то есть соблюдается джентльменское соглашение «вы не светитесь, а мы делаем вид, что ничего не знаем», и тут такое…

Также Мантуров анонсировал выход на рынок Ми-38. Веха действительно серьезная, ведь работа над проектом началась в 1988 году, к изготовлению опытного образца на КВЗ приступили в 1993-м, первый полет был намечен на 1995 год, а серийное производство предполагалось начать в 1998-м. Однако первый полет Ми-38 состоялся лишь 22 декабря 2003 года, а первый серийный вертолет (Ми-38Т для военных) взлетел в конце прошлого года.

Путин и Эрдоган в салоне люксового Ми-38 Путин и Эрдоган в салоне люксового Ми-38 Фото: kremlin.ru

Вот только продавать Ми-38 коммерческим эксплуатантам будет трудно. Да, машина вобрала в себя все актуальные наработки российских вертолетостроителей, но рынок для Ми-38 объективно меньше, чем для более легкого бестселлера КВЗ — Ми-8/17: доля сегмента вертолетов с максимальной взлетной массой 16–20 т на сегодня составляет всего 3% мирового рынка винтокрылых машин. Как не раз говорили источники «БИЗНЕС Online», Ми-38 — это вертолет, который смогут купить только государственные структуры, при этом даже традиционным небедным потребителям вертолетных услуг — «Газпрому» и «Роснефти» — будет тяжело решиться на такую покупку. Предположительно, стоимость Ми-38 — не менее $20 миллионов. Но Мантуров заявил, что минпромторг занимается формированием рынка вертолетных перевозок и внимание к Ми-38 планируется привлечь благодаря субсидиям на лизинг.

Сегодня, помимо военных Ми-38Т (один испытывается, один заложен), КВЗ построил машину с люксовым салоном (предположительно, для правительственного специального летного отряда «Россия»; ее продемонстрировали президенту РФ Владимиру Путину на МАКСе-2019) и делает борт для минпромторга России. По планам на 2019-й КВЗ как раз должен сдать четыре машины, а всего в ближайшие три года — 16.

Интересно, что интервью Мантурова совпало с вбросом информации о том, что изначально устанавливавшиеся на Ми-38 двигатели PW 127/TS от Pratt & Whitney Canada гораздо лучше нынешних импортозамещающих  ТВ7-117В от ОАО «Климов». «Первые машины испытывали с двигателями „Пратт энд Уитни“, и результаты были потрясающими — впервые превышен потолок в 8 тысяч метров, — пишет „Военно-промышленный курьер“. — На серийные машины ставят наши силовые установки, климовские — но, как посетовал один из сотрудников фирмы Миля, это совсем не та песня, которая задумывалась изначально».

Министру напомнили, что широко обсуждалось создание сверхзвукового бизнес-джета на базе Ту-160. И Мантуров, к его чести, наконец-то закрыл данную трэшевую тему: «На базе этой платформы проект невозможен Министру напомнили, что широко обсуждалось создание сверхзвукового бизнес-джета на базе Ту-160. И Мантуров, к его чести, наконец-то закрыл данную трешевую тему: «На базе этой платформы проект невозможен Фото: «БИЗНЕС Online»

ТРеША О СВЕРХЗВУКОВОМ БИЗНЕС-ДЖЕТЕ НА БАЗЕ ТУ-160 БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ

Авиационная тема продолжилась в интервью новыми рассуждениями о создании сверхзвукового пассажирского лайнера. На исследования по теме на 2017–2019 годы выделено 1,4 млрд рублей. Эскизно-техническое, а затем рабочее проектирование может начаться в 2022–2026 годах.

Министру напомнили, что широко обсуждалось создание сверхзвукового бизнес-джета на базе Ту-160. И Мантуров, к его чести, наконец-то закрыл данную трешевую тему: «На базе этой платформы проект невозможен. У нас же нет задачи поместить человека в капсулу и перевезти его между двумя точками в пространстве, преодолев сверхзвуковой барьер. У нас цель создать экономически оправданную модель самолета, отвечающую требованиям комфорта. Во-первых, двигатели НК-32 не подходят по размеру для самолета, исследования по которому ведутся. Если вы переделаете Ту-160 в гражданский лайнер, то получите, условно, советский Ту-144 (министр преувеличивает — даже этого не получится — прим. ред.). И, наконец, Ту-160 — это огромная машина, с учетом стоящих задач такая не нужна… Это должна быть компактная машина. Скорее всего, на 16–19 мест. Скорость должна быть примерно 2000–3000 километров в час. Делать на 1500 километров в час просто смысла нет: коммерческие лайнеры летают сегодня со скоростью почти 900 километров в час, кто же будет покупать сверхзвуковой самолет вдвое дороже, если разница в скорости будет незначительной?»

Сегодня уже точно не понять, кто конкретно запустил информацию о том, что новый суперсоник создадут на базе Ту-160, но «честь» эта, безусловно, принадлежит СМИ. Напомним, согласно общедоступной информации, во время одного из недавних визитов Путина на казанский авиазавод он, посмотрев полет достроенного из советских заделов Ту-160, якобы предложил создать на базе стратегического ракетоносца сверхзвуковой пассажирский самолет. Странно, что пресс-служба Кремля не опровергла эту информацию, ведь глава государства сказал следующее: «Надо подумать над гражданской версией подобных самолетов». Явно подразумевался сверхзвуковой пассажирский лайнер в принципе.

Маниупрв затронул тему, которую в августе поднимала Альфия Когогина. Напомним, она предложила законодательно запретить коммерческие автомобили в возрасте старше 25 лет Мантуров затронул тему, которую в августе поднимала Альфия Когогина. Напомним, она предложила законодательно запретить коммерческие автомобили в возрасте старше 25 лет Фото: «БИЗНЕС Online»

 МАНТУРОВ VS АЛЬФИЯ КОГОГИНА И КО

Еще одной большой темой интервью стала автомобильная промышленность. В частности, говоря о прогнозах, глава минпромторга рассказал, что для исключения жестких просадок применяются различные меры поддержки спроса, и затронул тему, которую в августе поднимала с коллегами депутат Госдумы от Татарстана, зампредседателя комитета ГД по промышленности Альфия Когогина. Напомним, она предложила законодательно запретить коммерческие автомобили в возрасте старше 25 лет (привет вертолетчикам — опять 25). По замыслу, ограничения должны касаться предпринимателей, которые предлагают свои коммерческие услуги по перевозкам.

По словам жены гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина, ее инициатива сформирована на основе рекомендаций экспертного совета круглого стола, который прошел в июне. Основные аргументы — безопасность людей и экологический вред старого транспорта. На КАМАЗе идею поддержали. «В России до сих пор эксплуатируются грузовики класса „КАМАЗ“, которым более 20 лет, — указывала пресс-служба автогиганта. — Эти машины не соответствуют ни экологическим требованиям, ни правилам безопасности, как и автобусы, кстати».

А вот опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты посоветовали думцам лучше заниматься экономикой отрасли, ценообразованием, маркетингом, конкурентоспособностью, надежностью. Они отметили, что на безопасность поездок влияет не возраст авто, а уход за машиной, и сравнили инициативу народных избранников с историей по повышению пенсионного возраста.

Впрочем, уже тогда минпромторг РФ выступил против запрета, указав, что «вывод старой техники из оборота должен осуществляться за счет применения мер экономического, технического и организационного регулирования, а также стимулирования автовладельцев на приобретение нового, экологически чистого подвижного состава».

Вот и вчера Мантуров припомнил думскую инициативу: «В бизнес-сообществе она не получила поддержки. И мне все-таки кажется, что формат, связанный со стимулирующими мерами, будет более оправдан».

Не осталась без внимания и тема новой люксовой российской марки Aurus. Серийно машины будут выпускать на Ford-Sollers в «Алабуге» Не осталась без внимания и тема новой люксовой российской марки Aurus. Серийно машины будут выпускать на Ford-Sollers в «Алабуге» Фото: «БИЗНЕС Online»

AURUS: «ФОРД СОЛЛЕРС ЕЛАБУГА» УЖЕ ЗАКАЗАЛ НЕОБХОДИМУЮ ОСНАСТКУ»

Не осталась без внимания и тема новой люксовой российской марки Aurus. Проект по созданию транспорта для высших должностных лиц России и прочих VIP-персон, известный как «Единая модульная платформа» (ЕМП), «Кортеж» или Aurus, непосредственно связан с Татарстаном: серийно машины будут выпускать на Ford-Sollers в «Алабуге», а нижнекамский НТЦ «Кама» создал боестойкие шины для бронированных вариантов аурусовского ряда.

«Сегодня у нас на мощностях НАМИ налажено мелкосерийное производство, которое будет способно выпустить в 2020-м не более 200 машин, — информировал Мантуров. — Думаю, в следующем году мы сможем поставить розничным клиентам до 50 машин, а в 2021-м уже рассчитываем выйти на выпуск более 500 автомобилей и постепенно, по мере увеличения спроса, нарастить производство до 5000 машин разных модификаций. Главный индустриальный партнер проекта — „Форд Соллерс Елабуга“ — уже заказал необходимую оснастку для производства… Сейчас производятся лимузин и седан. Минивэн пока в опытном производстве, параллельно идет его сертификация. Внедорожник тоже должен пройти все испытания, включая сертификацию. На эту модель будет делаться главный акцент — так складывается конъюнктура на рынке».

«Адиль Ширинов (слева) — один из самых востребованных профессионалов в этой области, у него есть опыт реализации проектов с нуля» «Адиль Ширинов (слева) — один из самых востребованных профессионалов в этой области, у него есть опыт реализации проектов с нуля» Фото: «БИЗНЕС Online»

Ранее заявлялось, что 40% производства на площадке Ford-Sollers в ОЭЗ «Алабуга» будет занимать внедорожник, 60% — другие модели. Напомним, отправной точкой проекта стала потребность в лимузине (получил название Aurus Senat) для президента России. На базе единой платформы создают седан (тоже называется Aurus Senat), микроавтобус (Aurus Arsenal) и внедорожник (Aurus Komendant).

Прокомментировал Мантуров и июньское назначение гендиректором «Ауруса» хорошо известного и едва ли не ставшего своим в Татарстане Адиля Ширинова (вместо Герхарда Хильгерта) — бывшего генерального директора местных ООО «Соллерс-Елабуга», ОАО «Соллерс-Набережные Челны» и ЗАО «Соллерс-Исузу»: «Основная причина заключается в том, что реализация проекта перешла от стадии изучения рынка к стадии производства. К тому же сама компания «Аурус» получила партнера в лице Tawazun (компания из ОАЭ — прим. ред.). Это уже состоявшаяся производственная структура с подразделениями маркетинга и продаж. Адиль Ширинов — один из самых востребованных профессионалов в этой области, у него есть опыт реализации проектов с нуля. Поэтому по итогам закрытого конкурса по отбору руководителя [„Ауруса“] и было принято такое решение».

На МАКСе-2019 продемонстрировали «Ансат» под брендом Aurus На МАКСе-2019 продемонстрировали «Ансат» под брендом Aurus Фото: «БИЗНЕС Online»

Отметим, что недавно проект получил еще один татарстанский акцент. На МАКСе-2019 продемонстрировали «Ансат» под брендом Aurus, и, как рассказал «БИЗНЕС Online» управляющий директор Казанского вертолетного завода Юрий Пустовгаров, на первую машину уже положили глаз несколько человек и компаний, а управляющий директор компании «Авиа-концепт» (изготовитель люксового салона) Максим Пирязев уточнил, что «уже состоялась первая продажа».

А одного мощного клиента нашли прямо на выставке — гостю салона, президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану, предложили приобрести себе такой вертолет. Турецкий лидер поинтересовался, какова цена вопроса, на что получил ответ: $8 млн плюс лимузин Aurus Senat в подарок. И Эрдоган якобы ответил: «Хорошо, согласен!»