Можно порадоваться за татарстанского дилера в лице «ТрансТехСервиса» Вячеслава Зубарева, которому именно BMW сделал продажи, поскольку по большинству люксовых марок наблюдался провал Можно порадоваться за татарстанского дилера в лице «ТрансТехСервиса» Вячеслава Зубарева, которому именно BMW сделал продажи, поскольку по большинству люксовых марок наблюдался провал Фото: Василий Иванов

BMW вытягивает зубарева и лидирует в люксовом сегменте

Дилеры баварского автоконцерна в Татарстане сотворили чудо. Новых автомобилей BMW в первом полугодии 2019-го было зарегистрировано на 9% больше, чем за тот же период прошлого года. В абсолютных цифрах успех баварцев еще нагляднее: за 6 месяцев этого года оформлено 553 автомобиля марки. С учетом того, что всего в РТ в первом полугодии, согласно отчету агентства «Автостат», зарегистрировано 1 752 новых люксовых авто, BMW занял почти треть рынка. Лучшие показатели баварская марка демонстрировала только в 2013 и 2014 годах (629 и 791 единиц соответственно), когда доходы населения в России еще не начали падать. В Казани BMW также прибавил 9% — число регистраций выросло до 288.

Согласно данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которая подсчитывает именно продажи (а не регистрации, как «Автостат»), BMW в целом по России в первом полугодии улучшил результат аж на 17% до 19,85 тыс. авто и заметно обошел своего давнего конкурента Mercedes с его 18,97 тыс. проданных машин.

Отметим, что лидерство баварцы захватили с первого месяца года и сохранили его по итогам первого квартала и полугодия — и это серьезная заявка удержать «корону» в годовом зачете. Можно порадоваться и за татарстанского дилера в лице «ТрансТехСервиса» (ТТС) Вячеслава Зубарева, которому именно BMW сделал продажи, поскольку по большинству люксовых марок наблюдался провал. Напомним, что в первом квартале в РТ BMW прибавлял 24%, а по РФ — 22%, во втором квартале республиканская динамика замедлилась сильнее, чем федеральная.

Первое место BMW обеспечила лихая тройка баварских кроссоверов Х1, Х3 и Х7. Из них первый — среднеразмерный X3 с 91 регистрацией, что на 27 единиц больше, чем в прошлом году. Что касается цены, то на 5 августа X3 продавался в РТ от 3,24 млн рублей — на 60 тыс. рублей дороже, чем в апреле, и на 120 тыс. дороже ценового уровня октября 2018 года.

Второе место по абсолютному приросту — на 30 до 71 единицы — у компактного кроссовера Х1 с ценником от 2,1 млн, что на 80 тыс. дороже, чем в апреле.

BMW Х7 нашел в Татарстане 22 покупателя, не пожалевших отдать за авто от 5,93 млн рублей BMW Х7 нашел в Татарстане 22 покупателей, не пожалевших отдать за авто от 5,93 млн рублей Фото: Василий Иванов

Третий баварский «скакун» — явление вообще удивительное. Дело в том, что полноразмерный кроссовер Х7 — новинка рынка. С места в карьер он нашел в Татарстане 22 покупателей, не пожалевших отдать за авто от 5,93 млн рублей. И это несмотря на то, что многие автоэксперты, похоже, ожидавшие чего-то большего от баварцев, чем располневший Х5, остались разочарованы. Хуже того: едва выйдя на российский рынок, аж 315 экземпляров Х7 отправились в официальные сервисцентры на устранение неполадок. Выяснилось, что неправильно были установлены подушки безопасности в центральной стойке.

Можно отметить и регистрацию в РТ 13 лифтбэков из новой серии 6GT (от 3,75 млн), но это скорее компенсация обнуления спроса на просто шестую серию.

При этом из седанов у BMW прибавила только седьмая серия (от 5,68 млн — на 200 тыс. дороже апреля), да и то всего на 1 единицу — до 6 регистраций за полугодие.

Теперь о тех, кто оказался у баварцев слабым звеном. Самые большие потери, как и по итогам первого квартала, несет бывший бестселлер марки Х5 по цене от 4,75 млн рублей. Цена не изменилась с апреля, что, очевидно, связано с просевшим спросом. Х5 по сравнению с первым полугодием 2018-го потерял аж 49 поклонников, показатель упал до 86 регистраций. Не задались дела и у Х6, недосчитавшегося 18 покупателей. В августе Х6 предпоследнего поколения предлагают без изменений цены к апрелю — от 4,94 млн, а за модели последнего поколения просили уже от 5,42 млн рублей.

Также заметные потери — минус 9 единиц, до 4 регистраций — понесла компактная вторая серия. За купейный вариант просят от 1,99 млн, что на 20 тыс. дороже апреля.

В ТТС с нашим изданием поделились своим видением причин успеха BMW на фоне падающего рынка. По словам коммерческого директора автодилера Тимура Валиуллина, баварская марка лидирует благодаря хорошему спросу на ряд моделей. Это, например, 3-я серия в кузове F30. Ее успех был обусловлен выходом новой 3-й серии в кузове G20 в марте. На ее фоне F30 была очень привлекательна за счет более низкой цены. В итоге — 18% от общего объема продаж. Продажи среднеразмерного кроссовера Х3 составили 17% в общем объеме. В ТТС отмечают даже дефицит этой модели, вызванный небольшими задержками производства. Позже вопрос решился — и машины пришли к покупателям. Кроссовер Х1 хорошо продавался благодаря удачной спецификации калининградского профиля производства. К тому же ТТС сделал выгодное предложение на автомобили 2018 года выпуска, что обеспечило этой модели 13% общего объема продаж. Замыкает пятерку лидеров от BMW 5-я серия в кузове G30, показавшая прирост продаж на 9,6%. «Фундаментом успеха стали удачные комплектации M Sport с дизельным мотором и полноприводной компоновкой», — отмечает Валиуллин.

Не в казанский гараж (поговаривают, на юго-востоке РТ любят эту модель) заехал кроссовер Bentayga — стоимость от 11,9 млн Не в казанский гараж (поговаривают, на юго-востоке РТ любят эту модель) заехал кроссовер Bentayga: стоимость — от 11,9 миллиона Фото: AP/TASS

кто еще подрос: лЮБовь КАЗАНЦЕВ к VOLVO, а жителей районов Рт — к сверхдорогим британским авто

Второй маркой, не давшей еще сильнее провалиться всему сектору, стал Volvo, прибавивший за полгода на падающем рынке 31% до 76 регистраций. По Казани регистрации подросли на 24 пункта до 52, то есть именно казанские покупатели поддержали свою любимую марку, а в районах республики произошел спад продаж. Уточним, что по РТ у Volvo второй результат, лучше было только в первом полугодии 2014 года с его 129 регистрациями, по Казани аналогичная ситуация: пока абсолютный максимум остается за январем – июнем 2014-го и 68 регистрациями.

По РФ шведы (пусть и выкупленные китайцами) прибавили 25% до 3 913 регистраций. На четверть в плюсе на падающем рынке — это вам не баран чихнул. Напомним, что по итогам первого квартала шведы в целом по РФ прибавляли и вовсе 72%. Хотя прирост замедлился, он все еще впечатляет.

Самая большая прибавка с места в карьер до 11 авто у новинки сезона (для татарстанского рынка) — компактного кроссовера XC40. Именно данный паркетник выиграл престижную премию «Европейский автомобиль 2018 года». Российские дилеры просят за XC40 от 2,27 млн рублей в варианте D3 и от 3,14 млн за топовый Т5 AWD R-Design.

Заметно — на 10 до 31 авто — выросла популярность и бестселлера марки, также получившего премию, правда на североамериканском рынке, среднеразмерного кроссовера XC60, продающегося по цене от 3,23 млн без изменений с апреля.

Пусть абсолютный результат марки Jeep, принадлежащей итало-американскому Fiat Chrysler, очень далек от ведущих немецких производителей и даже шведского автоконцерна, но 7 регистраций она прибавила, найдя в РТ 9 поклонников. По Казани у марки удвоение до 4 единиц, по РФ прирост на 45% до 995 авто в первом полугодии.

Опять же не в Казань прибыл мега-роскошный кроссовер Rolls-Royce Cullinan за 33 млн рублей (450 тыс. евро). Это единственная за полугодие регистрация марки, а за тот же период 2018-го ни одного Rolls-Royce в РТ продано не было Опять же не в Казань прибыл мегароскошный кроссовер Rolls-Royce Cullinan за 33 млн рублей (450 тыс. евро). Это единственная за полугодие регистрация марки, а за тот же период 2018-го ни одного Rolls-Royce в РТ продано не было Фото:  PA Images\TASS

Как ни удивительно, но в числе победителей забега с препятствиями в виде падающего спроса оказались и образцы автомобильного искусства, при взгляде на ценники которых рябит в глазах от порядка цифр. 

Напомним, что за первый квартал казанский автопарк пополнился двумя кроссоверами Maserati Levante, а во втором квартале подоспел еще один экземпляр. В итоге итальянская марка прибавила за первое полугодие 2019-го 2 регистрации по сравнению с тем же периодом 2018-го. Казалось бы, скромно, но в относительных цифрах это плюс 200%! Впрочем, стартовый ценник на Maserati относительно умеренный — от 5,65 млн, для сравнения: «гелик» стоит от 9,5 миллиона.

Если в первом квартале неравнодушный к британской «крылатой» марке казанец приобрел один Bentley Continental GT, то в апреле – июне прибавилось еще два новеньких дорогущих авто. Парк столицы РТ пополнился еще одним Continental GT, ценник на который точно крут даже для люксового сегмента, стартуя от 14,3 млн рублей (200 тыс. евро). А не в казанский гараж (поговаривают, на юго-востоке РТ любят эту модель) заехал кроссовер Bentayga: стоимость — от 11,9 миллиона. В итоге в годовом выражении британская марка прибавила одну регистрацию, или 50%. 

Наконец, вторая половина первого полугодия принесла люксовому авторынку Татарстана абсолютный ценовой рекорд, установленный другой британской маркой.  Опять же не в Казань прибыл мегароскошный кроссовер Rolls-Royce Cullinan. В этом случае даже неслабый ценник Bentley полностью меркнет на фоне «базовых» 33 млн рублей (450 тыс. евро). Это единственная за полугодие регистрация марки, а за тот же период 2018-го ни одного Rolls-Royce в РТ продано не было.

Антирейтинг по абсолютному падению популярности возглавляет японский Lexus, растерявший в годовом исчислении по республике 111 регистраций или треть Антирейтинг по абсолютному падению популярности возглавляет японский Lexus, растерявший в годовом исчислении по республике 111 регистраций, или треть Фото: «БИЗНЕС Online»

LEXUS ПОДВЕЛ КОМПАКТНЫЙ NX

А теперь о «лузерах». Пока небольшая горстка избранных празднуют рост продаж, авторынок в целом пал жертвой снижения платежеспособного спроса. И сегмент люкс на сей раз не смог подтвердить свой иммунитет перед кризисами.

№1 антирейтинга по абсолютному падению популярности — японский Lexus, растерявший в годовом исчислении по республике 111 регистраций, или треть. За первое полугодие было зарегистрировано лишь 215 автомобилей марки. В Казани просадка составила  37% до 110 авто, по РФ — минус одна пятая до 9 257 регистраций.

Таким образом, в РТ падение более выраженное, плюс история омрачается тем, что с 2012 по 2018 год популярность Lexus в республике росла, но тут у титулованного стайера словно сбилось дыхание.

Самым слабым звеном у Lexus стал разгонявший спрос в 2014–2018 годах компактный кроссовер NX. Число регистраций рухнуло на 83 единицы, или 58%! Ценник этой модели (от 2,56 млн) остался без изменений к апрелю, а на старте продаж первого поколения было каких-то 1,8 миллиона. С одной стороны, модель второго поколения образца 2017 года уже приелась приверженцам бренда, с другой — конкуренты в лице вышеотмеченных BMW и Volvo не дремали и вывели новинки как раз в сегменте небольших кроссоверов. В этом месяце, видимо, понимая необходимость предпринимать серьезные шаги, Lexus ввел серьезную скидку по программе traid-in, по которой тот же NX можно взять на 410 тыс. дешевле — от 2,15 миллиона.

Действующий бестселлер марки среднеразмерный кроссовер RX (от 3,01 млн без изменений за квартал, по trade-in можно выгадать 312 тыс.) отминусовал 16 регистраций до 104 авто. Самый старший представитель внедорожного семейства LX (от 6,41 млн без изменений) хотя и растерял 15 поклонников, но в программу с суперскидками по traid-in не попал.

В плюсе у Lexus оказалась новинка — компактный кроссовер UX (от 2,32 млн без изменений), убедивший в своих преимуществах пока только пятерых татарстанцев. Эффект новинки может сказаться положительно, но, судя по стартовой динамике, до лавров того же NX тут очень далеко.

«В первом полугодии наблюдался дефицит модели RX, а это бестселлер бренда, составляющий значительную часть продаж. Сейчас данная проблема решена. Также ждем активных продаж модели UX — компактного кроссовера городского типа, новинки в своем сегменте», — объясняет Валиуллин из ТТС причины слабой динамики марки.

Audi отминусовал в РТ 32 регистрации или 14% и поставил антирекорд на отметке 197 автомобилей, поставленных на учет за первое полугодие Audi отминусовал в РТ 32 регистрации, или 14%, и поставил антирекорд на отметке 197 автомобилей, поставленных на учет за первое полугодие Фото: «БИЗНЕС Online»

Антирекорд AUDI В ТАТАРСТАНЕ и СТАГНАЦИя в РФ

Стоит отметить, что многие потерявшие в этом году позиции люксовые марки снижали продажи по сравнению с рекордными уровнями 2018 года. Однако этого не скажешь об Audi, который отминусовал в РТ 32 регистрации, или 14%, и поставил антирекорд на отметке 197 автомобилей, поставленных на учет за первое полугодие. В Казани спад составил 11% до 100 единиц, по России — минус 1% до 7 313 авто. Выходит, что неудачи Audi — это больше местная история.

Среди общих факторов, сдерживающих развитие бренда, эксперты отмечают переход на эконормы WLTP, после «дизельгейта» группы VW, которому принадлежит эта немецкая автомобильная марка.

Первый аутсайдер у «четырехкольцевых» — седан А6 показал минус 35 регистраций, обвалившись всего до 4, зарегистрированных за полугодие авто. Ценник снизился с минимальных 4 млн рублей в апреле до 3,3 млн в августе. Дело в том, что ранее была доступна только версия с 3-литровым двигателем, а с июня в российской линейке появилась версия с 2-литровым силовым агрегатом. Возможно, за счет более дешевого предложения удастся хоть немного поправить картину продаж во второй половине года.

Вторая «потеряшка» — компактный кроссовер Q3 — просела на 22 единицы всего до 4 регистраций. Модель долго не могла получить заметного обновления, а потом и вовсе исчезла из продуктовой линейки в России. Ценника на обновленную версию пока нет.

Отметим, что Audi планирует в 2019 году вывести на рынок более 20 новых моделей, каждая вторая будет кроссовером, в частности, планируется запустить Q3 Sportback. Но пока сложно сказать, что из этого доедет до нашего рынка.

Двоякая ситуация сложилась у топов кроссоверного семейства Audi. Бывшему флагману Q7 (от 4 млн рублей без изменений) пришлось подвинуться на 10 позиций до 44 регистраций, но зато со старта 25 поклонников нашел новый купейный Q8 (от 5 млн), готовый оторвать кусок не только у «брата по конюшне», но и у Mercedes GLE-Coupe и BMW X6.

Тем временем хит продаж Audi — среднеразмерный кроссовер Q5 (от 3,27 млн без изменений) — продолжил свое восхождение и добавил еще 19 очков до 79 регистраций.

«У Audi непростая ситуация в целом на рынке РФ. В основном это связано с затянувшимся обновлением объемообразующих моделей, таких как Q3, A6 (45 TFSI)», — прокомментировал ситуацию с продажами марки коммерческий директор ТТС. По его словам, выход новинок от Audi ожидается в конце третьего — начале четвертого квартала. «Тот интерес, который мы уже ощущаем сегодня к новым моделям Q3 и А6 (45 TFSI), позволяет нам уверенно говорить о будущем росте продаж», — говорит Валиуллин.

Infiniti хотя и не терял больше всех, но падение с низкой базы всего на две единицы привело к минимальным с 2011 года 27 регистрациям автомобилей марки по РТ Infiniti хотя и не терял больше всех, но падение с низкой базы всего на две единицы привело к минимальным с 2011 года 27 регистрациям автомобилей марки по РТ Фото: ©Александр Демьянчук, РИА «Новости»

INFINITI Тоже С АНТИРЕКОРДОМ

Японский Infiniti хотя и не терял больше всех, но падение с низкой базы всего на 2 единицы привело к минимальным с 2011 года 27 регистрациям автомобилей марки по РТ. Подкачала Казань, не добравшая те самые 2 очка, оставшись при 14 авто за первые 6 месяцев 2019 года. По РФ спад составил 11% до 1903 машин.

Добавим, что спад спроса произошел за счет отсутствия в линейке текущего года некогда очень популярного среднеразмерного кроссовера QX70 (ранее FX70), которых за январь – июнь 2018 года купили 8 татарстанских автолюбителей. В то же время другие модели пусть звезд с неба и не хватали, но показали прирост. Так, 3 единицы до 11 авто прибавил действующий бестселлер марки среднеразмерный QX60 (от 3,145 млн). Обладатель второго места по популярности моделей у Infiniti — компактный кроссовер QX50 (от 3 млн) — вовсе удвоил число своих почитателей до 8 приверженцев.

Третье место по размеру потерь — минус 17 авто, или 4%, — у единственного реального соперника BMW концерна Mercedes с его 449 регистрациями за полугодиеФото: Василий Иванов

MERCEDES отступает по республике, но СОХРАНЯЕТ КАЗАНСКУЮ «КОРОНУ»

Третье место по размеру потерь — минус 17 авто, или 4%, — у единственного реального соперника BMW концерна Mercedes с его 449 регистрациями за полугодие. Здесь, скорее всего, можно говорить о передышке после рекордного для этой марки первого полугодия 2018 года с 466 регистрациями. В Казани мерсы отминусовали 5 позиций до 289 авто, но первенство, захваченное годом ранее, напористому BMW, несмотря на разрыв всего в одну регистрацию, не отдали. Так что «КАН Авто» Александра Колесова и «МБ-Ирбис» Альберта Суниева и Ильдара Галяутдинова пока успешно держат оборону в столице РТ. В федеральном масштабе Mercedes прибавил 3% до 19 тыс. авто.

Самая большая просадка — минус 58 регистраций до 17 авто — у лидера первого полугодия 2018 года GLE-Class (цена от 4,73 млн без изменений к апрелю). Объективная причина снижения в данном случае — смена поколений популярного внедорожника. Так, по состоянию на третью декаду апреля в том же «КАН Авто» GLE-класса не имелось в наличии, а вот в августе на стоке было две единицы и две «в пути». Хотя такой запас — мизер по сравнению с тем, сколько припасено (7 в наличии и 12 в пути) GLC-класса.

Остается открытым вопрос, насколько потенциальных владельцев GLE-класса, привыкших «фаршировать» авто по своему вкусу, устроит установленный производителем жесткий лимит: в России новинка станет продаваться только в трех возможных комплектациях, изменить которые будет невозможно. Эксперты не исключают, что это обусловлено открытием Mercedes в 2019 году российского завода, где одной из четырех собираемых моделей выступит именно GLE.

Не порадовал компанию из Штутгарта и двукратный провал до 10 экземпляров представительского S-Class. Напомним, что если в январе можно было купить авто за 7,1 млн рублей, то в апреле ввиду старта продаж обновленной модели с топовых вариантов ценник начинался от 13,1 миллиона. По состоянию на 6 августа стоимость пришла в норму: от 7,7 миллиона.

Несмотря на общий спад продаж, нашлись среди моделей немецкой марки и те, что заметно улучшили результат. Так свежеиспеченный чемпион, среднеразмерный кроссовер GLC-Class (от 3,65 млн), прибавил сразу 15 позиций до 80 регистраций. Его купейный собрат, GLC-Class Coupe (от 4 млн), времени зря не терял, добавив 5 регистраций до 49 авто.

Плюс 10 регистраций и «серебро» по приросту в модельном ряду у легендарного внедорожника G-Class, который годом ранее в ожидании поставок обновленной модели сдал до символических двух единиц. Уточним, что поклонникам кубических форм и брутального экстерьера нужно в августе выложить за «гелик» от 9,5 млн рублей, а, по признанию дилеров, покупатели таких «игрушек» редко берут «базу» — стоимость после воплощения всех «хотелок» заказчика доходит до 20 млн рублей.

И третье место по абсолютному вкладу — плюс 9 до 10 единиц — у малыша A-Class (от 1,79 млн). Из прочих позитивных моментов можно выделить прибавку на одну единицу до двух авто заряженного спорт-купе AMG GT, при этом один редкий экземпляр доехал к нам в первом квартале, а другой — во втором. Плата за такие изыски — от 10,7 млн, а если вам приглянулся родстер — от 11,8 миллиона.

Главной причиной стагнации спроса на Mercedes в «КАН Авто» назвали задержку с обновлением ряда популярных моделей. «Отсутствие обновлений в объемообразующих моделях GLC, GLC Coupe, GLE, GLE Coupe и GLS привело к снижению интереса к бренду. Обновление GLS ожидается только в конце года, а в продажу у дилеров новинка выйдет наверняка только в 2020-м. В то же время у ближайших конкурентов в лице BMW обновление по всему модельному ряду было в первом полугодии 2019-го», — пояснила директор по продажам группы компаний «КАН Авто» Рита Халилова

Несмотря на такую заминку, компании Колесова все же удалось продать на 7% мерсов больше, чем в первом полугодии 2018-го. «Если сравнивать продажи за первое полугодие 2018 и 2019 годов, то мы можем увидеть, что спрос на авто этой марки увеличился на 7 процентов. Продажи автомобилей класса GLA увеличились на 35 процентов, а GLC было реализовано на 45 процентов больше, нежели в первом полугодии предыдущего года», — уточнила Халилова.

Сильнее всех в модельной линейке Porsche просел кроссовер Macan (цена 4,13 млн без изменений), что может быть обусловлено сменой поколений и временной нехваткой моделей у дилеров Сильнее всех в модельной линейке Porsche просел кроссовер Macan (цена — 4,13 млн, без изменений), что может быть обусловлено сменой поколений и временной нехваткой моделей у дилеров Фото: ©Антон Денисов, РИА «Новости»

PORSCHE ВЗЯЛ ПАУЗУ

Следующая марка, заметно сдавшая позиции (на 14 единиц, или 16%, до 72 регистраций), — Porsche. Но так же, как и у Mercedes, здесь произошел откат после рекордных показателей первого полугодия 2018-го с 86 регистрациями. Текущий результат немецкой марки третий с 2011 года.

В Казани — оплоте ценителей Porsche — популярность марки снизилась на 11 позиций до 49 зарегистрированных авто. Похоже, что и в данном случае у РТ сугубо своя история с падением продаж, т. к. в целом по РФ марка прибавила 23% до 2 634 проданных авто. Впрочем, оправданием для местных дилеров Porsche может служить мощное закрытие четвертого квартала и всего прошлого года с прибавкой на 75% против федеральных 12%.

Сильнее всех — на 8 до 16 единиц — в модельной линейке Porsche просел кроссовер Macan (цена — 4,13 млн, без изменений), что может быть обусловлено сменой поколений и временной нехваткой моделей у дилеров. В то же время и шлягер последних лет, ставший для многих синонимом самой марки, Cayenne тоже недосчитался заметных 6 единиц, убедив в своих преимуществах только 47 обеспеченных автолюбителей.

Что касается ценника хита продаж, то, как и в апреле, за самую доступную версию просят 5 млн рублей, а за драйвовый Turbo — уже как минимум 10,3 миллиона. Из новинок отметим появление в продуктовой линейке Cayenne Coupe (от 5,9 млн). Конкурентов у BMW X6 Mercedes GLE-Class Coupe прибавилось. Как видим, растущая популярность как классических кроссоверов, так и их купейных вариантов стимулирует производителей выдавать новые модели в этих сегментах.

Подведем итоги. Среди премиальных авто повышенным спросом в первом полугодии 2019 года пользовались прежде всего среднеразмерные и купейные кроссоверы. Также набирают популярность и компактные кроссоверы. Именно за счет удачного захода в данный сегмент первое место по регистрации новых люксовых авто в РТ удалось удержать BMW. Вместе с тем по абсолютному числу регистраций и у баварцев, и у Mercedes, и у Lexus на первые места вырвались средние кроссоверы, у Audi модель этой линейки сохранила лидерство.