«Если Всевышний хочет создать проблемы человеку, он делает его подающим надежды», — предупреждали стобалльников ректоры вузов на сегодняшнем августовском педсовете. Рустам Минниханов сообщил о стомиллиардном пятилетнем бюджете отрасли, Рафис Бурганов анонсировал создание ассоциации классных руководителей, а Ильсур Метшин вспоминал, что 60% педагогов города еще недавно не умели работать на компьютере. На пленарном заседании в «Казань Экспо» побывала и корреспондент «БИЗНЕС Online».
Традиционное августовское совещание работников образования и науки Татарстана в этом году решили провести на «Казань Экспо»
«получать тот человеческий продукт, которого ждут работодатели»
Традиционное августовское совещание работников образования и науки Татарстана в этом году решили провести на «Казань Экспо». Похоже, педсовет должен был выполнить роль генеральной репетиции перед WorldSkills, иначе чем объяснить его перенос из районных домов культуры (в прошлом году был в Кукморе, годом ранее в — Муслюмово) на площадку, где сейчас идут последние приготовления? Так что для чистоты эксперимента мероприятие было организовано с размахом большого международного форума: с десятками волонтеров, машущих поролоновыми указателями, несколькими форматами охраны (в том числе с нашивками «Спецназ»), VIP-гостем из Москвы в лице замминистра просвещения России Ирины Потехиной и всем татарстанским бомондом.
Перед пленарным заседанием организаторы решили устроить приятное вступление в виде встречи со стобалльниками. Один пример вызвал особую гордость: Рамиль Багавиев, набравший 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку, информатике, физике и 99 баллов по математике, — выпускник казанской татарской гимназии №2 — все это время учился на татарском языке. «Это ставит точку в дискуссии о качестве образования в национальной школе!» — резюмировал впоследствии министр образования и науки РТ Рафис Бурганов.
На встречу с выпускниками Бурганов ненадолго задержался, и собравшихся пришлось развлекать ректорам, которые рассказывали о своих увлечениях — от фортепиано до изучения английского
На встречу с выпускниками Бурганов ненадолго задержался, и собравшихся пришлось развлекать ректорам, которые рассказывали о своих увлечениях — от фортепиано до изучения английского. «Я опоздал, потому что президент провел совещание, усилил роль классных руководителей в воспитании. Образование — это еще и воспитание. Начиная с яслей (ребенок попадает в наше поле зрения с двух месяцев, а верхнего предела нет) наша задача — получать от наших образовательных организаций тот человеческий продукт, которого сегодня очень ждут работодатели. Чтобы выпускник пришел и сразу начал работать: один умел бы работать на станке, второй — им управлять. Через неделю, когда начнутся соревнования WorldSkills, вы посмотрите, какой уровень оборудования, — это просто сказка!» — приветствовал гостей министр.
«Насколько сложно овладеть умом, внутренним миром ученика, для того, чтобы дать ему знания. Мы имеем такие высокие результаты, но это те, кто сам погружается в обучение, а есть масса людей, которых надо расшевелить», — говорил Бурганов, обращаясь не столько к отличникам, сколько к ректорам, а может, и к себе самому. «Прошу прощения, — спохватился он, — я разгорячен наставлениями президента…»
Каждый четвертый из стобалльников поступил в КФУ
Модератор встречи отметила, что каждый четвертый из стобалльников поступил в КФУ, за что ректор университета Ильшат Гафуров несколько раз их поблагодарил. «В советское время были убежденные люди, комсомольцы. Нам казалось, что мы знали, чем будем заниматься. Но жизнь распорядилась по-другому, нас всех разбросало. Сегодня рабочие специальности совершенно другие, чем были в наше время. С одной стороны, вам повезло, что вы живете в такое интересное время, а с другой, вам нельзя расслабляться ни на минуту. Может, через год вы почувствуете, что не ту профессию выбрали. Вы изначально должны быть готовы к этому», — предупредил Гафуров.
«вы сидите здесь, суперуспешные, но расслабляться не надо»
Наставление выпускникам в исполнении ректора КНИТУ-КАИ Альберта Гильмутдинова было еще менее поздравительное. «Несмотря на то, что вы сидите здесь, суперуспешные, расслабляться не надо. Есть такая поговорка: если Всевышний хочет создать проблемы человеку, он делает его подающим надежды. Вы молодцы, но жизнь показывает, что ранняя одаренность не всегда приводит к успеху в жизни», — начал он под удивленные перегляды стобалльников, привыкших, что их хвалят. А Гильмутдинов подчеркнул, что учеба — только одна из важных сфер жизни, а есть еще внутренний мир, отношения, здоровье, и важно уделять внимание всему этому тоже.
Рафис Бурганов: «Мы имеем такие высокие результаты, но это те, кто сам погружается в обучение, а есть масса людей, которых надо расшевелить»
Тем временем наступило время для вопросов детей. Желающих было несколько, но успела озвучить свой вопрос только одна выпускница, которую интересовало, кого из исторических личностей ректоры считают образцом для подражания, а чьих ошибок не хотели бы повторять. Вторую часть вопроса руководители вузов предпочли не прояснять, а отвечая на первую, Гильмутдинов назвал Петра I, который к 54 годам построил империю («Мы, все сидящие здесь, старше него!»), а Гафуров посоветовал девушке пролистать «хотя бы по диагонали» книги серии «Жизнь замечательных людей» (к середине 2018 года в серии «ЖЗЛ» вышло более 1,7 тыс. книг — прим. ред.), в которой, в частности, есть издание про первого президента РТ Минтимера Шаймиева.
После общего фото стобалльников с президентом РТ Рустамом Миннихановым, который к тому моменту как раз подъехал в павильон «Казань Экспо» вместе с Потехиной, Шаймиевым и председателем Госсовета РТ Фаридом Мухаметшиным, гости совершили краткий обход выставки профессий. Большинство экспонатов, представленных здесь, было сделано (или завоевано) усилиями школьников, а примерно четверть была связана с автомобильной темой. Слушатели ДЮАШ, встречая гостей, вышли из-за многочисленных кубков и стопок грамот, завоеванных ими на соревнованиях, и спели песню про безопасность движения, а директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов выступил в роли гида по этой части экспозиции.
Затем гости плавно перешли в трансформируемый концертный зал главного павильона, подписанный золотыми буквами на четырех языках, включая китайский, где началась главная часть педсовета — пленарное заседание на тему «Воспитание как фактор повышения качества образования».
Общая фотография стобалльников с Рустамом Миннихановым
«На следующей неделе пройдет 45-й мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills. Вот это здание позволяет проводить нам любые мероприятия. В первую очередь нам нужны лучшие мировые стандарты, которые привносятся движением WorldSkills. Мы увеличиваем возможности молодежи стать конкурентоспособной на современном рынке труда», — начал свою вступительную речь Минниханов, который затем напомнил про задачу президента России Владимира Путина обеспечить вхождение России в топ-10 стран по качеству образования. «Это требует от нас действенных мер, дальнейшего развития инфраструктуры, системы мотивации учителей, совершенствования технологий. За пять лет в Татарстане были приняты существенные меры: построены 33 школы на 16 тысяч учащихся, 150 детских садов почти на 22 тысячи мест, капитально отремонтированы 711 образовательных организаций… Что-то вы развернулись, Фарид Хайруллович», — перечислял достижения президент, заодно шутливо подколов Мухаметшина.
За пять лет бюджет отрасли образования превысил 100 млрд рублей
Минниханов сообщил, что до конца года в республике планируется сдать еще пять школ и три пристроя к школам более чем на 6,5 тыс. учащихся, а также 28 детских садов на 6 070 мест. Совместно с ведущими работодателями созданы 37 современных ресурсных центров подготовки кадров. А в 2020 году количество ресурсных центров будет доведено до 41. Успешно развивается сеть специализированных лицеев-интернатов для одаренных детей — всего их в регионе 15.
Гости совершили краткий обход выставки профессий. Большинство экспонатов, представленных здесь, было сделано (или завоевано) усилиями школьников
«За 5 лет консолидированный бюджет отрасли образования вырос на треть и превысил 100 млрд рублей. Мы среди лидеров в развитии науки и новых технологий, — подчеркнул он. — В условиях сложных процессов общественного развития актуальна проблема воспитания подрастающего поколения — мы и определили тему конференции».
С основным докладом на совещании выступил Бурганов. Министр, в частности, объявил о создании ассоциации классных руководителей РТ и поделился итогами социально-психологического тестирования: 13,5% подростков испытывают тревогу, 3,5% негативно настроены по отношению к образовательной организации и меньше половины — только 46,7% опрошенных — чувствуют себя защищенными в семье. «Необходимо объединить усилия педагогов и психологов. Этому будет способствовать большая стратегическая сессия», — пояснил Бурганов.
Министр отчитался о росте числа стобалльников, похвалил олимпиадников (148 школьников стали победителями и призерами всероссийских олимпиад), но отметил, что несмотря на все это в среднем образовании еще есть над чем работать. Так, 245 претендентов на золотую медаль не смогли сдать обязательные ЕГЭ на 70 необходимых баллов. Причем в этом плане худший результат у выпускников в Алексеевском, Апастовском, Арском, Менделеевском, Тюлячинском и Лаишевском районах: в последнем вообще только половина претендентов на медаль смогли ее получить. «Муниципальным органам необходимо обратить серьезное внимание на данный вопрос, провести тщательный анализ полученных результатов и организовать методическую работу с педагогами», — сказал Бурганов.
Не обошел стороной министр и создание шаймиевских полилингвальных школ: до 2020 года планируется запустить шесть комплексов «Адымнар — путь к знаниям и согласию». Тогда же планируется проводить круглогодичные образовательные смены по модели «Сириуса». А с нового учебного года начнется реализация проекта «Волейбол в школу». Кроме того, в 2019 году будет запущен новый проект по запуску ресурсных центров на базе общеобразовательных организаций, занимающих лидирующие позиции. Всего их будет 37, на их создание выделено более 5 млрд рублей. «Не каждая организация может стать [ресурсным центром] даже после капремонта. Нужна связь с работодателем», — объяснил министр.
О работе системы образования в Казани рассказал мэр города Ильсур Метшин, который с гордостью сообщил, что столица РТ — один из городов-лидеров в сфере образования. «Я хорошо помню, как в 2006 году, выдохнув после празднования 1000-летия Казани, мы задумались, где искать точки роста, чем Казань будет жить завтра. Мы привлекли к ответу на этот вопрос ведущих урбанистов мира и России. Нам сказали: „Ваш вектор — развитие человеческого капитала, образования от детсада до высшей школы“. Тогда выяснилось, что 60 процентов педагогов не умеют работать с компьютером. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, были закуплены ноутбуки с ПО, организованы курсы компьютерной грамотности, появились интерактивные доски. С тех пор IT-технологии прочно вошли в нашу жизнь», — рассказал мэр города, приведя в пример электронные дневники и журналы. По словам Метшина, в Казани треть учителей младше 35 лет — эта доля выше, чем в других регионах, включая Москву и Санкт-Петербург.
После ремонта школ взялись за ремонт детсадов, плюс было построено более 100 новых садиков — ни один город в стране такими темпами похвастать не может. В 2019 году стартовала программа ремонта спортзалов и школьных ресторанов. «Казани — одному из немногих городов — удалось сохранить систему загородных лагерей. Хорошо помню, с какими инвестпроектами приходили к нам желающие построить на месте этих лагерей жилые поселки. Слава богу, при всей сложности исполнения бюджета мы удержались от этих соблазнов, принято беспрецедентное решение — президентская программа капремонта лагерей с возможностью круглогодичного использования. Как человек, который встретил свою жену именно в пионерском загородном лагере, Рустам Нургалиевич, вам — слова огромной благодарности», — под аплодисменты заключил мэр. Он в очередной раз напомнил, что средний балл ЕГЭ по русскому и математике в Казани выше, чем в Москве и Петербурге, и призвал поаплодировать высокобалльникам и олимпиадникам, а также отметил выдающихся учителей.
«Конечно, мы и русский, и татарский знаем, у вас этого нет…»
Поблагодарив мэра, президент представил собравшимся тот самый «человеческий продукт», о котором чуть раньше говорил министр образования: к трибуне вышел выпускник казанского лицея-интерната №2, а ныне учитель биологии означенного заведения, «Учитель года» Казани и РТ Наиль Мирсаитов.
Наиль Мирсаитов высказал мнение, что именно сфера образования может стать тем магнитом, который притянет в Татарстан человеческие ресурсы
Молодой человек начал с притчи: однажды президент США Джон Кеннеди посетил NASA и увидел там уборщика. На вопрос, чем он занят, тот ответил президенту: «Отправляю человека в космос».
— Важен каждый человек, — на всякий случай пояснил смысл притчи Мирсаитов. Ведь и учитель не просто учит, а готовит человека к жизни.
Далее молодой человек перешел на татарский и высказал мнение, что именно сфера образования может стать тем магнитом, который притянет в Татарстан человеческие ресурсы. Подтверждение этому — сам Мирсаитов, ведь когда-то ученика из Оренбургской области притянул в Казань именно лицей для одаренных детей.
— Здесь я получил глубокие знания, изучил родной язык, погрузился в татарскую среду, — рассказал молодой человек, благодаря полученным знаниям с легкостью поступивший в Московский педагогический университет. По словам Мирсаитова, вопрос о выборе профессии перед ним вообще не стоял, ведь учителями были шесть поколений его предков. Так же четко молодой педагог ответил и на следующий «вопрос вопросов»: остаться ли в Москве или вернуться в Казань?
— Я вернулся в Татарстан! — радостно воскликнул Мирсаитов и сделал паузу для аплодисментов, которые, впрочем, не прозвучали.
— Я вернулся в Татарстан! — так же позитивно повторил он и добавил, что в Москве его не соблазнили даже отличные условия работы и большие возможности, и он с большой охотой вернулся в родной лицей преподавать биологию — на английском языке, на который тут же и перешел в своем выступлении, получив-таки заслуженные аплодисменты.
— Основываясь на своем небольшом опыте, могу сказать, что Республика Татарстан обеспечивает превосходные условия для развития одаренных учеников, — сообщил Мирсаитов. В подтверждение этого тезиса он привел в пример свой лицей, которому есть чем гордиться: в этом году из 192 учеников 102 стали победителями и призерами республиканского этапа всероссийских олимпиад. И таких лицеев и гимназий в республике становится больше, в том числе благодаря сидящему в президиуме Шаймиеву.
Рустам Минниханов — Ирине Потехиной: «Похвалите нас, пожалуйста»
— Ну какие у нас парни, а? Давайте-ка посильнее поаплодируем, — призвал всех Минниханов, когда Мирсаитов закончил свое выступление. Затем он передал слово Потехиной.
— Похвалите нас, пожалуйста, — попросил президент.
— Дети вывели идеальную формулу школы: тебе должно быть интересно и с тобой рядом должен быть сильный учитель, — поделилась Потехина итогами общения с татарстанскими стобалльниками и отметила, что сильными учителями Татарстан обеспечен, ведь по результатам ЕГЭ уже оставляет позади две столицы.
Заместитель министра уделила внимание реализации нацпроекта «Образование», на который выделены беспрецедентные в истории современной России средства.
— Наша задача — чтобы эти деньги были использованы максимально рационально, — сказала Потехина и напомнила, что львиная доля средств (406,5 млрд рублей) уходит в регионы.
Завершить выступление замминистра решила проблемным вопросом, а именно — высокой нагрузкой на педагогов.
— Средняя нагрузка на учителя — 1,3 ставки, и мы считаем, что именно за эту нагрузку учитель должен получать ту самую среднюю зарплату по экономике. Хотя далеко не всегда так получается, — признала замминистра. В некоторых регионах учителям приходится вести до 40 уроков в неделю, чтобы дотянуться до этой средней зарплаты.
— Это основная точка тревоги для нас, с которой мы работаем, и мы надеемся, что нам в ближайшее время этот вопрос удастся решить, — сообщила Потехина.
Потехина уделила внимание реализации нацпроекта «Образование», на который выделены беспрецедентные в истории современной России средства
Завершая заседание, Минниханов выразил благодарность федеральным чиновникам.
— Татарстан чувствует вашу поддержку, нуждается в поддержке, и, конечно же, такие встречи очень важны, — сказал президент.
— Это взаимно, — заверила его Потехина.
— Спасибо. Я думаю, когда взаимно, у нас будет все… Двигаться вперед, — выразил надежду руководитель региона под смех сидящего рядом Шаймиева. — Иногда мы друг друга не слышим. Конечно, мы и русский, и татарский знаем, ну вот у вас этого нет, конечно…
Последняя фраза была подколом федерального чиновника. И это был, пожалуй, единственный намек на так и не разрешенный до конца вопрос со статусом татарского языка как государственного в школах республики.
— Я чувствую недоработку, пойду на курсы повышения квалификации, — отшутилась федеральная чиновница.
В заключение Минниханов передал слова благодарности самими педагогам, выразив сожаление, что зал не может вместить их всех.
— Все наше будущее в образовании, — еще раз напомнил он. — Мы и школу построим, и отремонтируем, но решают эту задачу педагог, люди.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 716
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.