Татарстанское ООО "Агрохим Компани", занимающееся продажей средств защиты растений, намерено расширить свое присутствие в других регионах. Компания была создана в 2002 году и представляет собой самостоятельное подразделение группы компаний ООО "Плезир". Один из ее учредителей - Нияз Галяутдинов – рассказал об особенностях бизнеса в сельскохозяйственном секторе.

- Расскажите, пожалуйста, как вы начинали свой бизнес.

- Много лет я работал в области химии, занимался синтезом биологически активных соединений. Являлся научным сотрудником в Казанском государственном университете. У нас были собственные разработки биологически активных соединений. Работа в университете позволила нам заложить основы знаний о препаратах, которые могут быть использованы в сельском хозяйстве.

В 1991 году мы совместно с однокурсником открыли фирму ООО "Плезир". В то время подсобное хозяйство было очень популярным, поэтому возникла большая необходимость в средствах защиты сельскохозяйственной продукции от вредителей, сорняков и болезней. Производством таких препаратов мы занимались много лет. В 2002 году организовали ООО "Агрохим Компани". Специализация этого предприятия была направлена на крупных сельхозпроизводителей.

Сначала в рамках новой организации работал я один. Затем подключил своего сына Рустема. Мой брат Фоат возглавил другое направление компании ООО "Плезир" - ООО "Плезир-Ландшафт", которое занимается услугами по ландшафтному озеленению. В последние годы эта услуга стала достаточно востребованной. Компания проводит работы как для частных заказчиков, так и для крупных организаций.

- Какова сумма первоначальных вложений в ваш бизнес?

- Сейчас сложно назвать точную сумму. Несколько миллионов. Без больших вложений в нашей области очень сложно начинать бизнес.

- Каков примерный срок окупаемости в вашем секторе рынка?

- Поскольку наценки не слишком большие, окупить вложенные в бизнес средства и выйти на прибыль можно за 2-3 года.

- С какими сложностями столкнулись, открывая дело?

- При старте любого бизнеса самая большая сложность - найти средства для развития бизнеса. В те годы получить кредит было очень сложно. Сегодня, когда есть уже сложившиеся отношения с банками, есть залоговая база для того, чтобы получить кредит, это сделать намного легче.

- Но, тем не менее, и сегодня ведение бизнеса – дело рискованное.

- Главная проблема - это "достучаться" до конкретного потребителя и объяснить важность применения средств защиты при выращивании сельскохозяйственной продукции. Вторая сложность - конкуренция. На этом рынке мы не первые. Есть фирмы, которые существуют уже достаточно давно и у них есть сложившаяся клиентская база. На те объемы продукции, которые поставляют они, мы пока не выходим, но стремимся к этому, чтобы занять достойную нишу на рынке.

- Какой вклад в развитие семейного бизнеса вносит каждый член семьи?

- В "Агрохим Компани" работают я и мой сын Рустем. Фирма небольшая. В рамках группы компаний "Плезир", "Агрохим Компани" - это направление, которое мы развиваем самостоятельно, независимо от других подразделений. Сотрудников в фирме немного. Потребители нашей продукции есть всегда. Мы, по большому счету, являемся посредниками между производителями или крупными поставщиками средств защиты растений и прямыми потребителями. Также я являюсь учредителем "Плезир-Ландшафт", а мой брат – ее директором.

- Предполагаю, что спорите с родственниками по вопросам ведения бизнеса?

- Споры иногда возникают. Но я считаю, что в них рождается истина. Любые вопросы и серьезные решения должны обсуждаться. На стадии обсуждения мнение каждого участника бизнеса очень важно.

- Каких принципов вы придерживаетесь при ведении бизнеса?

- В нашей компании, как и во многих других, основное правило - делать все для клиента. Довольный клиент может рассказать о нашей компании своим друзьям и знакомым, а это лучшая реклама. Но если мы не сможем решить проблемы клиента, то влияние его "антирекламы" будет во много раз сильнее любого промаха, который может быть в бизнесе. У нас даже есть своя система поощрения клиентов, которые привели к нам своих знакомых.

- Какие нюансы существуют в вашем секторе бизнеса?

- У нас сезон продаж достаточно короткий. Основные продажи идут в течение второго и третьего кварталов. В остальные месяцы объемы продаж сильно уменьшаются. Также средства защиты растений для сельхозпредприятий раньше закупались на государственные деньги, а потом распределялись согласно заявкам. Сейчас те, кто приобрел средства защиты и рассчитался с поставщиком, получают компенсацию из республиканского бюджета. Сельхозпроизводителям очень сложно работать без государственной дотации. Цены на сельхозпродукцию растут не сильно, а накладные расходы получаются колоссальные.

Еще один очень важный момент в нашем секторе бизнеса - доверие. Важно, чтобы отношение к тебе как к партнеру было доверительное.

- Какие у вас планы на дальнейшее развитие бизнеса?

- Мы хотим охватить клиентов не только в Татарстане, но и в других регионах. В республике работать сложнее. У нас в сельское хозяйство идут достаточно хорошие вливания. А в других регионах это происходит в меньшей степени. И там мы можем найти клиентов, которые нуждаются в нашей продукции. Иногда мы предоставляем товары с отсрочкой платежа, ведь деньги у сельхозпроизводителей появляются после уборки урожая. На данный момент мы присутствуем в Ульяновской области, Удмуртии, Башкортостане. Но этого недостаточно. На следующий сезон планируем увеличить географию регионов с нашим присутствием.

- Как поступите с кредитом на 10 миллионов рублей в случае победы в конкурсе "Семейный бизнес"?

- Будем вкладывать в дело. Кредит поможет нам выйти на другие регионы.

Лейсан Сеидова, "Где деньги", 13.10.08.