Минтимер Шаймиев: «Елабуга является пока еще не номинированным городом, где есть сочетание материального и нематериального наследия» Минтимер Шаймиев: «Елабуга является пока еще не номинированным городом, где есть сочетание материального и нематериального наследия» Фото: Олег Спиридонов

«ЕЛАБУГА, РЕБЯТА, НЕ ОБИЖАЙТЕСЬ, ЭТО ЖЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ»

Будучи на земле Елабуги, я могу сказать, что неравнодушен к таким городам. Это купеческая столица Прикамья. Среди многих таких городов Елабуга не теряет своего лица, показывает нам прошлое. С моей точки зрения, она является пока еще не номинированным городом, где есть сочетание материального и нематериального наследия. Елабуга изначально, с момента создания, — ребята, не обижайтесь, — это женская епархия. Она была создана указом Екатерины II. Какой вклад супруги Стахеевы вложили в город! Ведь после смерти мужа жена Стахеева внесла их состояние в 500 тысяч рублей на строительство женской гимназии. До сих пор это здание хорошо выглядит. К сохранению этого богатства относятся с особым внимание. Им только любоваться. Это душой и руками женщины сделано.

Надежда Дурова — это же история наша! Великомученице Марине Цветаевой поклон прежде всего от всех елабужан. Создан целый мемориал, посвященный этой всемирно известной поэтессе. До сих пор в другом месте не смогли воздать ей то, что она заслужила. Спасибо, что с первых дней на этой земле все было сделано.

Вот я о женщинах заговорил. Мое отношение к Гульзаде Ракиповне [Руденко] (гендиректор Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника — прим. ред.) многие знают. Она, при каком только руководстве не работает, выдерживает все. Это есть пример служения народу и родной республике. Большое спасибо. Елену Ефимовну [Мерзон] (директор Елабужского института КФУ — прим. ред.), надо поблагодарить за то, что очень продумана программа форума, и это продолжается уже 10 лет. Я еще многих женщин могу назвать, которые от всей души служат и добиваются глубокого к себе уважения.


Решающую роль в образовании играет Елабужский институт. В свое время он был выдающимся учительским институтом. Почему я так говорю? Мы дикие. Мы у Востока получали образование. Включая и мою родную сестру. Наше происхождение — с юго-востока Татарстана. Я от всех хочу сказать огромное спасибо педагогам за тот труд, за те знания, которые они вложили в наши души.

Что-то у Елабуги такое есть — тонкие, невидимые струны. Учительство, отношение к образованности и образованию подкупает. Здесь в свое время работал главой администрации Юлдуз Вагизович Курмашев. Это был мудрый педагог, пример на всю жизнь! Ильшат Рафкатович Гафуров — сын этой земли. Вы его вырастили до ректора Казанского федерального университета. Постепенно университет подкрадывается в число топовых университетов мира. Изначально мединститут был выделен из Казанского императорского университета. Вот сейчас он (Гафуровприм. ред.) эти ценности возвращает. И президент эту инициативу поддерживает, и правительство республики. Топовый университет не может этим не заниматься. На твердые, надежные ноги встает наш университет. И вы, елабужане, можете гордиться тем, что вы научили, дали путевку в жизнь многим педагогам и ученым. Так что у истоков образования и возвращения медицины в университеты вы тоже стоите. Цены вам нет!

Взято направление и на техническое развитие — очень важное и самое сложное, наверное, в науке и практике. Вы, елабужане, находитесь в Шишкинском лесу, который уже не столько состоит, наверное, из сосен, сколько из промышленных предприятий. Вы, как говорится, в самой гуще. Надо развивать это направление ради устойчивого развития республики. Каждый должен в этих краях поработать, пользуясь высокими технологиями и получая соответствующую зарплату, и идти, как говорится, в благополучную жизнь.

«Каждый гвоздь, который мы забиваем в материальную базу образования, должен в дальнейшем работать, подчиниться созданию условий для детей, для многоязычного образования» «Каждый гвоздь, который мы забиваем в материальную базу образования, должен в дальнейшем работать, подчиниться созданию условий для детей, для многоязычного образования» Фото: Олег Спиридонов

«Детей можно научить языкам без принуждения, без каких-либо административных рычагов»

Занимаясь сейчас полилингвальными многоязычными комплексами образования, я очень внимательно смотрю на вещи. Детей можно научить языкам без принуждения, без каких-либо административных, материнских и иных рычагов. Ну у матери другие рычаги — мягкие, но на всю жизнь. Поэтому эти моменты — глубоко философские, но… Мы этим не можем не заниматься. Мы обговорили с Рустамом Нургалиевичем [Миннихановым], руководством республики. Просто так сидеть, быть недовольными — зачем нам это нужно? Мы — многонациональный Татарстан. Поэтому наша задача — находить пути. Мы назвали первый полилингвальный комплекс «Адымнар» — «Шаги». Шаги через знания к миру и согласию. Пока он трехъязычный, а потом — жизнь покажет. По российским законам мы и два иностранных языка можем преподавать. Все по желанию родителей и по возможностям школ. Этот проект современный — и он беспроигрышный. Почему? Мы школы строим каждый год там, где надо. Детские сады строим? Строим. Но это надо делать, заглядывая в будущее. Каждый гвоздь, который мы забиваем в материальную базу образования, должен в дальнейшем работать, подчиниться созданию условий для детей, для многоязычного образования. Это представить сложно, но я для себя, например, эту установку понятной сделал. У нас многонациональная республика, и, чтобы каждый находил в ней свое место, мы должны создать условия, чтобы современное образование раньше пришло на землю Татарстана. Нельзя терять время. Программа должна стать долгоиграющей, на все времена.

Каким образом дать [полилингвальное] образование нашим детям? Мы определили пока шесть комплексов, два из них — в Казани, в том числе и в Елабуге. Учеба будет начинаться с детского сада, продолжаться в основной средней школе вплоть до выпускных классов — все будет в комплексе. Мы взяли за основу школу №165 города Казани, она трехъязычная уже несколько лет, а директор Айдар Ильдарович Шамсутдинов владеет шестью языками. Пока шестью. Сам он преподает географию на английском языке. Возможности и база есть, надо заниматься. Мы посмотрели базу этой школы.

Это будет единый комплекс по единой методике. Уже идет комплектация, первый комплекс «Маяк» будет построен с загородным образовательным кампусом в Арском районе в красивейшем месте. А для детей Елабужского, Альметьевского, Нижнекамского районов и Набережных Челнов — там КАМАЗ, надо отдать должное руководству, нашел общий язык — часть незагруженных лагерей передадут под обустройство четырех городских загородных кампусов. Думаю, они будут круглогодичные. Через год мы посетим первые комплексы, посмотрим, поделимся мнениями и будем обсуждать тему уже на более высоком уровне.

Если мы правильно организуем образовательный процесс, дети больше будут знать, легче учиться. Мы начали обсуждать, изучив мировой опыт, как должны комплектоваться современные школы. Мы обсуждаем проекты школьной мебели, чтобы обеспечить ею все школы. Нужно, чтобы дети были вовлечены. Слава богу, сейчас ребенок не нуждается в куске хлеба. Для них не будет проблемы второй смены, продленки и так далее. Это исчезнет.

Но главное — это подготовка кадров. Это, пожалуй, тот случай, когда мы говорим, что кадры решают все. Подготовить надо и преподавателей русского, и татарского, и английского. Это очень серьезная работа. Но это дело надо начинать. Идущий одолеет. Неслучайно у нас говорят: «Хәрәкәттә бәрәкәт» — «В движении сила».

«Надо спрашивать самого себя: соглашусь ли я когда-нибудь лишиться своего родного языка, языка матери, наших предков? Думаю, никто не согласится, пока сам не будет испытывать вот эти чувства» «Надо спрашивать самого себя: соглашусь ли я когда-нибудь лишиться своего родного языка, языка матери, наших предков? Думаю, никто не согласится, пока сам не будет испытывать вот эти чувства» Фото: tatarstan.ru

«В политизированном обществе находятся силы, которые хотят найти простые решения по таким сложным вопросам, как язык»

Много споров у нас появляется по родным языкам. Я вам должен сказать, в этом вопросе сходу надо спрашивать самого себя: соглашусь ли я когда-нибудь лишиться своего родного языка, языка матери, наших предков? Думаю, никто не согласится, пока сам не будет испытывать вот эти чувства. Но мы должны быть настолько разумными, соблюдая мир и спокойствие, чтобы всем было по душе — и образование, и образ жизни. Я хочу привести замечательную цитату из статьи «Родное слово» основоположника научной педагогики в России, российского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского. Он говорил: «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. И нет насилия более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа родной язык. Отнимите у народа все, и он все может возвратить, но отнимите язык — и он никогда уже более не создаст его. Новую родину даже может создать народ, но язык — никогда. Вымер язык в устах народа — считайте, что вымер и народ». Учителя знают, как он болел за родной язык. И не прислушиваться к таким, как говорится, жизнеутверждающим высказываниям представителей системы образования…

История таких стран, как Швейцария, Испания, Финляндия, Великобритания наглядно демонстрирует, что каждая из них прошла долгий путь от доминант языка большинства к равноправному использованию языков различных этнических групп. Но в условиях развития демократии и свободы эти вопросы находят свои формы и решения. И мы должны эти решения находить, потому что невозможно представить себе современное государство без удовлетворения языковых прав его граждан, которое подразумевает не только использование языка в обществе, но и прежде всего получение образования на нем. Это гарант сохранения и развития данного языка. Много примеров можно привести, но надо суметь и претворить их в жизнь.

Вот представим положение к началу перестроечных времен — это начало 90-х годов. 30 августа 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Татарстана, Конституция республики — 6 января 1992 года, а 8 июля 1992 года и Закон о языках народов Республики Татарстан. В республике в 1994 году была разработана и принята программа в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и Татарстана. Но в условиях непростого становления общества, после попыток строительства социализма, коммунизма и так далее люди стремились к пониманию этих вещей. Этим не только мы жили — вы, учителя истории, тем более знаете социалистов-утопистов Фурье и других. Мы встали на эти рельсы и начали этим заниматься. Проблема очень и очень непростая. Но в политизированном обществе находятся силы, которые хотят найти простые решения и по таким сложным вопросам, как язык. А это требует времени.

Сложившаяся сегодня в Татарстане система образования решает многие задачи, но требует усовершенствования, и мы будем идти по этому пути с вашего согласия. В многонациональном Татарстане во всяком случае система образования в основном справляется и выполняет свои задачи. Сегодня показывали парня-стобалльника Рамиля [Багавиева] (ученик татарской гимназии №2, набравший 399 баллов, — прим. ред.). Я стоя аплодировал! Вот это и есть показатель!

Мы забываем… Мы же учились на чисто татарском языке в те годы. Все лето сидели переводили на русский язык те экзамены, которые будем сдавать в институте. И сдавали. На русском языке! Я говорю о том, через что сам прошел. К чему говорю? Надо по возможности создать равные условия для всех, чтобы это в дальнейшем приводило к благополучию молодежи. Вот какова народная позиция по языкам. Тем более, как вы знаете, я сейчас являюсь официальным представителем международной организации ЮНЕСКО, которая занимается вопросами образования и культуры. ЮНЕСКО содействует в обучении на родном языке, поддерживает двуязычное или многоязычное образование на всех ступенях. ЮНЕСКО поддерживает язык как один из важнейших компонентов межкультурного образования с целью поощрения взаимопонимания между различными группами населения и обеспечения уважения основных прав. Об этом очень хорошо сказала нынешний генеральный секретарь ЮНЕСКО Одре Азуле после посещения нашей республики в марте этого года. Я привожу ее слова: «Я полностью разделяю вашу неизменную убежденность в том, что необходимо обращать особое внимание на сохранение языков коренных народов и способствовать развитию полилингвальных образовательных учреждений, в которых молодое поколение будет учиться, и с уважением относиться к другим культурам. Я убеждена, что данная инициатива послужит выполнению важной задачи распространения идеи толерантности и достоинства, а также достижения единства всего человечества через культурное разнообразие и культурный диалог».

«Не найти такого многосторонне развитого региона, где дети, получив образование, могли бы так полно реализовать себя, где сохраняется память о родителях и предках» «Не найти такого многосторонне развитого региона, где дети, получив образование, могли бы так полно реализовать себя, где сохраняется память о родителях и предках» Фото: Олег Спиридонов

«Часто выпускники вузов завидовали ребятам, которые пришли после техникумов»

Хочу остановиться на отношениях детей, родителей и учителей. Сейчас прорабатывается вопрос создания родительского университета, чтобы мы все были вовлечены в этот процесс, чтоб и учитель, и родитель, и ребенок были в одной упряжке. Принцип родительского университета может стать примером. С момента зачисления ребенка в школу родители будут посещать педагогические лектории, участвовать в совместной проектной деятельности и дальнейших подобных мероприятиях. Вот мы сегодня упоминали про директора 165-й школы Шамсутдинова — он так занимается уже 12 лет. К нему идут родители, он принимает, рассматривает вопросы. Еще раз говорю: насколько возможно спокойнее и осмысленнее подходить и находить общий язык. Лучше жить, детей растить и воспитывать в согласии. И душа учителей и родителей почувствует большее удовлетворение от своего труда. Сколько мы с вами трудимся, и президент, и правительство республики стараются делать все возможное, чтобы было в мире спокойствие и понимание. Нам делить нечего.

Процитирую Габдуллу Тукая: «Здесь родились, здесь выросли, здесь и умрем». Многие ребята после 9-го класса идут в колледжи, систему профтехобразования. Я убежден: у нас сформирован очень мощный костяк ребят, которые дальше по какой-либо причине не могут учиться или решают, закончив колледжи, остаться в республике, найти здесь свое место, будучи квалифицированными специалистами. Не один я говорю об этом. Часто выпускники вузов завидовали, приходя на производство, ребятам, которые пришли после техникумов. Эти ребята — коренники, которые имеют мощь. И их много — больше половины. Мы должны создать для них все условия. Сейчас есть понимание руководства республики. Много внимания уделяется укреплению материально-технической базы техникумов. Больше внимания надо уделять и педучилищам.

Вот представьте — не пошел ребенок на ЕГЭ. Все же мы хотим хорошего будущего для своих детей. Вот начинаем искать — куда послать учиться, кем стать? Сколько угодно можно рассуждать. Но, искренне вам говорю, я бы искал такой регион, как Татарстан: экономика идет, все отрасли подтягиваются. Мир меняется. Мы идем к цифровым технологиям, и сами даже не замечаем, как оказываемся в этом пространстве. Дети, с которыми мы сегодня встречались, компьютерами занимаются. И в республике создаются все возможности для того, чтобы воспитывать таких детей. Слава богу, у нас этот потенциал есть, его надо суметь разумно реализовать. За самые сложные годы перестройки нам удалось стопроцентно газифицировать Татарстан. А страна еще до сих пор [газифицируется]… Показатели Владимир Владимирович [Путин] (президент России — прим. ред.) озвучивает во время встреч с населением — порядка 70 процентов. Мы с вами уже забыли, когда газифицировали. А если бы не было программы ликвидации ветхого жилья, в Казани смотреть не на что было бы! Без решения этих вопросов не так бы красиво проходили и празднование 1000-летия Казани, и другие мероприятия. Очень важно, что в свое время бесплатно построили 37 тысяч квартир только для казанцев, а по республике — 57 тысяч. Мы сделали памятную книгу, когда взялись за эту программу, на учет взяли людей.

«Дети, с которыми мы сегодня встречались, компьютерами занимаются. И в республике создаются все возможности для того, чтобы воспитывать таких детей» «Дети, с которыми мы сегодня встречались, компьютерами занимаются. И в республике создаются все возможности для того, чтобы воспитывать таких детей» Фото: tatarstan.ru

Но в Татарстане, что очень важно, самые трудоемкие, наукоемкие отрасли. Что, добывать нефть проще стало? Она все глубже, все гуще. Она просто так не вытаскивается. Для этого нужны новые технологии. И в Татарстане они есть — у нас достигнут 99-процентный уровень переработки нефти. Такие проекты уже есть — ТАИФ начинает реализовывать. Это же наука! Без науки этого не одолеть. Это сплошь органическая химия. Где это еще есть? В каком регионе? Мы мечтали об этом. Когда Николай Васильевич Лемаев в Нижнекамске возглавлял нефтехимический комплекс, мы мечтали о 70-процентном уровне переработки.

А машиностроение! Лучшие самолеты Ту-160 — в Казани, которые получили прозвище «Белый лебедь». Лучшие вертолеты здесь! Это на бумаге только подъемная сила поднимает, а ведь материалы делаются у нас. Второй после Москвы Иннополис у нас, и он очень успешно работает. Не найти такого многосторонне развитого региона, где дети, получив образование, могли бы так полно реализовать себя, где сохраняется память о родителях и предках. Это не какая-то пропаганда. Возможности у нас есть. Мы должны уверенно смотреть в завтрашний день, в наше будущее. И понимание этих инновационных подходов в республике есть. И возможности есть. Мир становится более свободным. И это хорошо. В этих условиях надо быть сильными и находить себя. На сегодняшний день у меня нет другого лозунга, кроме как 100  раз повторять «Без булдырабыз!» — «Мы можем!» — и дальше идти с ним по жизни!