Арбитражный суд РТ частично удовлетворил иск «Эссен Продакшн АГ» к «Невскому кондитеру» и присудил выплатить 3 млн рублей за нарушение прав на охраняемый промышленный образецФото: «БИЗНЕС Online»

КОНФЕТА ПРЕТКНОВЕНИЯ

Ранее в трех судебных инстанциях «Эссен Продакшн АГ» доказал, что дизайн обертки питерских конфет до степени смешения похож на дизайн их собственных конфет «35». В ноябре 2018 года АС РТ запретил «Невскому кондитеру» изготавливать, хранить и предлагать к реализации кондитерские изделия, содержащие существенные признаки запатентованного «Эссен Продакшн АГ» промышленного образца.

Рассмотренный вчера в Арбитражном суде РТ иск «Эссен Продакшн АГ» к двум пензенским «дочкам» питерской компании «Невский кондитер СПб» (ООО «Невский кондитер» и ООО «Невский кондитер Мокшан») касался выплаты компенсации за нарушение патента. Истец требовал с каждого юрлица по 5 млн рублей. Однако те соглашались заплатить лишь по 1 миллиону.

В начале слушаний представитель «Невского кондитера» Антон Шмидов выступил с ходатайством о приостановлении рассмотрения дела до тех пор, пока Арбитражный суд Пензенской области не разберет иск АО «Эссен Продакшн АГ» к ООО «Невский Кондитер Мокшан» об изъятии из оборота и уничтожении пресс-формы, которая использовалась для придания выпускаемым конфетам «25 кадр» формы, содержащей существенные признаки промышленного образца конфет «35».

Как пояснил Шмидов, компания ООО «Невский кондитер» является заказчиком продукции, а ООО «Невский Кондитер Мокшан» — производителем. По его словам, решение АС Пензенской области будет иметь отношение к определению вины ответчиков по данному делу.

На это возразил представитель «Эссен Продакшн АГ» Вячеслав Шорин, который подчеркнул, что в основе рассматриваемого в Казани иска лежит уже установленный осенью 2018 года решением АС РТ факт производства, хранения и распространения контрафактной продукции, а значит, решение суда Пензенской области никаким образом не может повлиять на исход данного дела. Судья Светлана Коротенко согласилась с ним и отказалась приостанавливать рассмотрение дела.

Ранее в трех судебных инстанциях «Эссен Продакшн АГ» доказал, что дизайн обертки питерских конфет до степени смешения похож на дизайн их собственных конфет «35»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ИСТЕЦ НАСТАИВАЕТ, ЧТО И В НОВОМ ВИДЕ КОНФЕТА ПОХОЖА НА ИХ ПРОДУКЦИЮ, И ХОчеТ ЗАПРЕТИТЬ ЕЕ ВЫПУСКАТЬ»

В начавшихся прениях представитель «Эссен Продакшн АГ» подчеркнул, что иск, поданный в АС Пензенской области об изъятии пресс-форм, — вынужденный шаг, т. к. в проекте мирового соглашения, который представил ответчик, нет самого главного — обязательств прекратить нарушать патент, принадлежащий истцу.

Судья спросила у Шмидова, почему ответчики не хотят включить в мировое соглашение пункт, на котором настаивает истец, ведь выпуск контрафактных конфет прекращен.

Тот объяснил, что после вступления в силу решения суда, признавшего контрафактом конфету «25 кадр», «Невский кондитер» заказал новые пресс-формы и разработал новую обертку продукции, так что сейчас конфета «25 кадр» не нарушает патент «Эссен Продакшн АГ». «Однако истец настаивает, что и в новом виде конфета похожа на их продукцию, и хочет запретить ее выпускать», — пояснил суть спора Шмидов.

«А куда тогда делись старые пресс-формы?» — спросил Шадрин.

Представитель «Невского кондитера» ответил, что они были уничтожены. Тогда Шорин движением фокусника вытащил из полиэтиленового пакета полукилограммовую упаковку с конфетами «25 кадр», которые, по его словам, были приобретены в 2019 году в челнинском супермаркете сети «Светофор».

На глазах у судьи он вскрыл обертку одной из конфет и предложил ей самой убедиться, что конфеты ничем не отличаются от того изображения, которое имеется в описании защищенного промышленного образца.

«ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ ВЫ ПОМЕНЯЛИ ОБЕРТКУ?»

Впрочем, опешивший было от неожиданности Шмидов быстро пришел в себя и обратил внимание на дату выпуска конфет, указанную на упаковке, — 24 октября 2018 года. Он напомнил, что решение суда о признании конфет «25 кадр» контрафактными вступило в силу 2 ноября, а значит, до этого момента предприятие могло выпускать их.

Шорин попытался продолжить атаку с другого фланга. Он показал оппоненту обертку конфеты, и тот вынужден был признать, что она нового образца. «По какой причине вы поменяли обертку?» — попытался прижать Шмидова Шорин, имея в виду, что раз обертка изменилась, то значит и конфета нового образца.

Однако представитель «Невского кондитера» без труда парировал этот довод, ответив, что не готов комментировать маркетинговые ходы своего поручителя — тот может менять обертку по своему усмотрению, и наличие новой обертки ничего не доказывает.

Тогда представитель «Эссен Продакшн АГ» напомнил об обязанности ответчика изъять контрафактный товар из торговых сетей. На это Шмидов показал судье информационное письмо, которое «Невский кондитер» разослал своим дистрибьюторам, где заявил о готовности за свой счет произвести возврат контрафактной продукции. «Но мы же не можем насильно заставить их это сделать!» — развел он руками.

Представитель «Эссен Продакшн АГ» считает, что скорее всего точку в процессе поставит суд по интеллектуальной собственности Представитель «Эссен Продакшн АГ» считает, что, скорее всего, точку в процессе поставит суд по интеллектуальной собственности Фото: Егор Алеев/ТАСС

«КРАЙНЕ НЕСПРАВЕДЛИВО ПАРАЗИТИРОВАТЬ НА ЧУЖОМ ПРОДУКТЕ»

Судья попросил представителя истца обосновать сумму компенсации в размере 5 млн рублей с каждого из ответчиков.

Шорин рассказал, что конфеты «25 кадр» реализовывались по всей России через федеральные торговые сети, причем по более низкой цене, чем «35». Согласно открытым источникам, полукилограммовая упаковка конфет «25 кадр» в сети «Светофор» в конце 2018 года стоила 69 рублей, в то время как килограммовые упаковки «35» — около 200 рублей.

«Мы не можем снизить цену, так как несем огромные расходы на маркетинг. Большая ценовая разница, при том что похожие конфеты выкладываются рядом на полках в магазинах, фактически приводит к вытеснению нашей продукции из торговой сети», — пожаловался Шорин.

На это оппонент ответил, что выкладка товара — дело рук самих торговых точек и «Невский кондитер на подобное повлиять никак не может. Шорин ухмыльнулся, пояснив судье, что оптовик или производитель могут контролировать выкладку своей продукции и настоять на том, чтобы конкурирующие похожие конфеты лежали рядом.

По его словам, из-за действий «Невского кондитера» «Эссен Продакшн АГ» пришлось незапланированно продлить на 2019 год массивную рекламную кампанию конфет «35» на федеральных телеканалах. Он озвучил ее стоимость — 140 млн рублей. «Ответчик не вложил ни копейки в продвижение своего продукта. Мы считаем, что крайне несправедливо паразитировать на чужом продукте», — сказал Шорин.

«ОНИ С РАВНЫМ ОСНОВАНИЕМ МОГЛИ БЫ СКАЗАТЬ, ЧТО УЩЕРБ СОСТАВИЛ 1 РУБЛЬ ИЛИ 1 МИЛЛИАРД»

Его доводы показались Шмидову неубедительными, так как сумма компенсации не обоснована расчетами. «При таком подходе они с равным основанием могли бы сказать, что ущерб составил 1 рубль или 1 миллиард. Я не вижу доказательств причинно-следственной связи между незапланированными расходами на рекламу и ущербом от конфет „25 кадр“. Вы могли продлить ее и по своему желанию», — отметил он с иронией, а попытку «Эссен Продакшн АГ» наложить запрет на изготовление конфет «25 кадр» на новой пресс-форме назвал выдавливанием конкурента с рынка.

На это Шорин заявил, что «Невский кондитер» не уничтожил старые пресс-формы, а лишь «немного подточил углы», чтобы конфета перестала соответствовать описаниям существенных признаков, указанных в патенте. «Но общая совокупность признаков, из которых складывается впечатление о продукте, никак не изменилась», — подчеркнул он.

При этом Шорин привел данные исследования некоего неназванного института РАН, согласно которым 65% опрошенных признали, что они могли бы перепутать конфеты «25 кадр» и «35», причем речь идет уже о конфете, сделанной на новой пресс-форме.

Впрочем, и этот тезис показался представителю «Невского кондитера» несостоятельным, так как истец не представил методики проведения данного опроса. При этом он напомнил, что объективность результата исследования во многом зависит от правильной формулировки вопросов.

ТОЧКУ ПОСТАВИТ СУД ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ?

На этом стороны исчерпали свои доводы, и судья удалилась в совещательную комнату. Вскоре она вернулась и озвучила свое решение: частично удовлетворить иск «Эссен Продакшн АГ» и взыскать с ООО «Невский кондитер» и ООО «Невский кондитер Мокшан» по 1,5 млн рублей. Еще 10 тыс. взыскано с третьего ответчика — индивидуального предпринимателя Альфии Авзаловой из Муслюмово, которая попалась на реализации контрафактной продукции.

Комментируя «БИЗНЕС Online» решение Арбитражного суда РТ, представитель «Эссен Продакшн АГ» сказал, что оно будет обжаловано в апелляционной инстанции. Впрочем, по мнению Шорина, скорее всего, точку в процессе поставит суд по интеллектуальной собственности.