Сегодня «Татнефть» и «Магнит» объявили о том, что запускают совместный проект по открытию магазинов на заправках. В них будет продаваться около 900 товаров. Эксперты «БИЗНЕС Online» говорят, что 10 лет назад такие магазины были бы пустыми, а сейчас АЗС без допуслуг почти нет. В сети заправок тем временем подсчитывают, что сопутствующие товары приобретает каждый четвертый водитель, а доход в категории «Кафе» занимает лидирующую позицию на АЗС.
«Татнефть» и «Магнит» запускают совместный проект по открытию магазинов на заправках
Новый проект «Татнефти» Татарстан не включает
«АЗС „Татнефть“ и розничная сеть „Магнит“ приступили к реализации совместного пилотного проекта — открытию торговых точек на автозаправочных станциях», — сообщила пресс-служба нефтяной компании сегодня. Выглядит это как ультрамалый формат ретейлера площадью от 50 до 150 кв. м, на которых предлагается около 900 товарных позиций: кондитерские изделия, различные виды кофе и другие напитки, расширенный выбор непродовольственной продукции, в планах — свежая выпечка.
Начать тестирование первых торговых точек решили, правда, не в Татарстане, а в родном для «Магнита» Краснодарском крае, рядом с федеральной трассой М4 «Дон» по пути к побережью Черного моря. «В Краснодаре расположен главный офис „Магнита“, в связи с этим сети легче организовать пилот и мониторить ситуацию. О расширении проекта на Татарстан планов пока нет», — объяснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе нефтяной компании. Подчеркивается, что инициатором проекта выступил «Магнит», инвестиции (сумма не называется) тоже были с его стороны. Так что дальнейшее развитие сотрудничества тоже пойдет по сценарию продуктового ретейлера: откроются еще две заправки на юге и три в Московской области. Это пробные точки, от их эффективности будет зависеть дальнейшее развитие проекта.
«Рознично-сбытовая сеть „Татнефти“ за последние пять лет наработала достаточные компетенции в нетопливном бизнесе и не ограничивается реализацией нефтепродуктов. В рамках модернизации сети автозаправочных станций идет внедрение новых форматов АЗС с расширенной зоной кафе, развивается общественное питание, клиентам на автозаправочных станциях „Татнефти“ предлагаются качественный зерновой кофе, национальная выпечка и широкий ассортимент товаров и услуг», — поясняет пресс-служба нефтяной компании. За иллюстрациями далеко ходить не надо: буквально на днях на АЗС на Каширском шоссе под Москвой открылось автокафе, работающее по принципу «МакАвто»: не выходя из машины водитель может заправить и себя едой, и автомобиль бензином. А вот сотрудничество в таком формате осуществляется впервые.
«Доход в категории „Кафе“ занимает лидирующую позицию на АЗС. Так, например, доход от одной чашки кофе, по данным за 2019 год, эквивалентен 15 литрам топлива. Кроме южного направления организация магазинов „Магнит“ планируется и на АЗС Московского региона», — рассказал в релизе продуктовой сети начальник отдела нетопливного бизнеса управления по реализации нефти и нефтепродуктов ПАО «Татнефть» Булат Киямов. «За счет развития ультрамалых форматов „Магнит“ расширяет географию и каналы продаж, охватывает территории, где открытие традиционных магазинов экономически нецелесообразно, расширяет число точек контакта с покупателями. При этом отсутствие затрат на аренду и оплату работы персонала делает проект эффективным», — объясняет пресс-служба ретейлера.
«За счет развития ультрамалых форматов «Магнит» расширяет географию и каналы продаж. Отсутствие затрат на аренду и оплату работы персонала делает проект эффективным», — объясняет пресс-служба ретейлера
«средний чек там низкий, 10–15 евроцентов, но, помноженный на миллион операций, ОН дает очень хороший доход»
Эксперты «БИЗНЕС Online» сходятся во мнении, что потенциал у такого сотрудничества имеется, но считают, что в договоренностях всегда есть определенные проблемы. Так, Вадим Попов, директор по развитию сети «Светофор» в Татарстане, отмечает, что к такому бизнесу горожан нужно было подготовить. «Мы должны были привыкнуть к качественным заправкам: к чистым, светлым, с услугами... чтобы у людей деньги в кармане лишние были в этот момент, чтобы они могли детям печенье с мороженым купить, себе — водичку. 10 лет назад данные заправки, наверное, были бы пустыми, а сейчас это, в принципе, актуально. Дороги стали получше, почище. Люди привыкли к данному сервису, глядя на то, как подобное происходит за рубежом. Там заправок без допуслуг почти нет вообще. Наверное, это то, что и нас в дальнейшем ждет. Но я надеюсь, что они будут договариваться не просто на каждую заправку такую штуку ставить, потому что в этом случае, возможно, бизнес будет убыточным: какая-то часть заправок окажется неготовой к такому трафику. Наверное, они выберут штук 10–20 наиболее проходимых, чтобы было свободное место, куда можно поставить большой павильон», — говорит он.
«Думаю, наиболее востребованы будут такие заправки на участках федеральных трасс вдали от городов — М5 или М7», — убежден Харис Галимуллин, директор ООО «Волга-Ойл», отмечая, что в городе такой формат не приживется. А вот владелец ООО «Мустанг Ойл» Сергей Автономов полагает, что, наоборот, такая коллаборация тоже может быть оправданна. «Это же шаговая доступность: люди едут домой и покупают продукты, все в одном месте. Я даже слышал, что в России есть АЗС, которые открывают химчистки. Все зависит от финансовых и технических возможностей. Если позволяет земельный участок, финансы позволяют, почему нет?! „Татнефть“, видимо, пошла путем слияния, чтобы структуру поддерживать за счет этого оборота. В аренду, скорее всего, сдали, не знаю. Это их личное дело», — говорит Автономов.
Начать тестирование первых торговых точек начнут не в Татарстане, а в Краснодарском крае, рядом с федеральной трассой М4 «Дон» по пути к побережью Черного моря
«Сам „Магнит“ вряд ли будет заниматься каннибализмом и открывать в 50 метрах от своего большого магазина маленькие магазины-заправки. Успех в этой ситуации возможен, если к каждому объекту будет индивидуальный подход. То есть они будут смотреть большой трафик автолюбителей и, наверное, на соседство с какими-то другими магазинами», — подытожил Попов.
«Очевидно, что ретейл, привязанный к АЗС, — это очень перспективное дело, — присоединяется к общей позиции Максим Кадаков, главный редактор журнала „За рулем“. — Опыт крупных компаний на мировом рынке с ретейлом в сетях АЗС говорит о том, что на подобном можно очень хорошо зарабатывать. Несмотря на то что средний чек там низкий, это где-то 10–15 евроцентов, но, помноженный на миллион операций, он дает очень хороший доход. В ближайшем будущем все крупные сетевые продавцы автомобильного топлива будут развивать свой ретейл. В разных вариантах: это могут быть просто магазины, интегрированные кафе или и то и другое. Точно так же Shell очень активно развивает ретейл на своих заправках, в том числе с небольшими кафе. Если предположить, что мировой спрос на топливо будет падать, то все сети АЗС будут постепенно переквалифицироваться. То есть тренд правильный. Безусловно, нужен большой поток транспорта. Но такие транспортные узлы и развязки есть в любом городе-миллионнике. Чашечку кофе покупают везде, необязательно на трассе. В том числе и в Москве это активно развивается, даже в автосалонах по продаже автомобилей, не говоря уже про АЗС».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 122
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.