Больше суток прошло с момента гибели моряков-подводников в Баренцевом море, но их имена до сих пор официально не названы Фото: Лев Федосеев/ТАСС

«БЛАГОДАРЯ САМООТВЕРЖЕННЫМ ДЕЙСТВИЯМ КОМАНДЫ ОЧАГ ВОЗГОРАНИЯ БЫЛ ЛИКВИДИРОВАН»

Больше суток прошло с момента гибели моряков-подводников в Баренцевом море, но их имена до сих пор официально не названы. Известно лишь количество погибших — 14, из которых семеро являлись капитанами первого ранга, а еще двое — Герои России. «Это большая потеря для флота, да и вообще для армии», — прокомментировал накануне президент РФ Владимир Путин на встрече с министром обороны РФ Сергеем Шойгу.

ЧП случилось 1 июля, однако известно о трагедии стало лишь день спустя. Первоначальное сообщение опубликовал «Североморск Life», в котором говорилось, что «есть информация о взрыве и пожаре». Однако вскоре его удалили с сайта. А уже во второй половине дня в распространенном минобороны РФ сообщении говорилось лишь, что на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана, «в ходе проведения батиметрических измерений возник пожар». «Благодаря самоотверженным действиям команды очаг возгорания был ликвидирован», — уточняло ведомство Шойгу. Также говорилось, что причины пожара устанавливаются, сам аппарат находится в Североморске, а расследованием занимается главнокомандующий Военно-морским флотом (ВМФ) Николай Евменов. Представитель СК РФ Светлана Петренко добавила, что их ведомство также проводит доследственную проверку по факту гибели моряков. Как утверждает источник «Коммерсанта», ЧП могут квалифицировать как «Нарушение правил кораблевождения, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия» (ст. 352 УК РФ) и «Халатность, приведшую к жертвам» (ст. 293 УК РФ).

Больше никаких официальных подробностей сказано не было, что моментально породило в СМИ и анонимных телеграм-каналах массу домыслов, слухов и вариантов. В первую очередь спорили о пожаре. Среди первоначальных версий говорилось о взрыве газа на подлодке. Reuters со ссылкой на Норвежское агентство по радиационной и ядерной безопасности писало, что якобы российские власти сообщили Норвегии о взрыве газа на подводной лодке в Баренцевом море. Норвежская сторона заявила, что превышения уровня радиации не зафиксировала, а в минобороны поспешили заявить, что ни о чем Норвегию не уведомляли.

По данным источников РБК в силовых структурах, пожар случился в 20:30 на глубоководной станции проекта 10831, известной как «Лошарик» — АС-12. Однако «Газета.ru», ссылаясь на свои источники, утверждала, что у станции бортовой номер все-таки АС-31. Тем не менее все сходились во мнении, что именно «Лошарик» в 2012 году участвовал в экспедиции в Арктику, чтобы доказать, что проходящие через Северный полюс подводные хребты Ломоносова и Менделеева относятся к российскому континентальному шельфу. Взятые тогда пробы были отправлены в 2015 году в ООН, но комиссия до сих пор не приняла решение о принадлежности шельфа, на который, к примеру, претендует также Дания, которая в 2014 году подала такую же заявку.

Сергей Шойгу доложил Владимиру Путину о пожаре на научно-исследовательском глубоководном аппарате Северного флота в Баренцевом море, в результате которого погибли 14 моряков-подводниковФото: kremlin.ru

О «ЛОШАРИКЕ»

«Лошарик» — это развитие предыдущих проектов глубоководных станций «Кашалот» и «Палтус», построенных в 1970–1990-е годы. Официально станции не несут никакого вооружения, вместо этого у них есть манипуляторы для проведения работ на дне океана. Тем не менее есть версии, что подобные аппараты могут использоваться в диверсионных целях, например для того, чтобы присоединяться к подводным кабелям секретной связи или ставить глубоководные мины, в том числе ядерные.

По данным «Военного обозрения», «Лошарик» был создан КБ «Малахит» в 1980-е годы, строительство началось в 1988-м в секретном цехе «Севмаша», но в 1990-е работы приостановили из-за нехватки финансирования, их продолжили лишь в 2000-е. В итоге глубоководную станцию спустили лишь в 2003 году в присутствии только специалистов и заказчика. Предполагается, что именно из-за конструктивных особенностей лодки северодвинские судостроители прозвали ее «Лошариком», по аналогии с персонажем советского мультфильма — лошадки, собранной из отдельных шариков. Технические характеристики лодки засекречены. Говорилось лишь, что ее длина до 79 метров, погружаться станция может на глубину до 6 тыс. м и развивать скорость в 30 узлов. В состав экипажа «Лошарика» входят 25 человек, все — офицеры.

Однако атомная глубоководная станция самостоятельно не может ходить в дальние походы, ее должна транспортировать специально предназначенная для этого большая атомная подводная лодка. Таким носителем была лодка БС-136 «Оренбург», но в 2015 году ее поставили на ремонт, и об окончании работ в официальных источниках не сообщалось. Но в 2016-м после модернизации спустили на воду лодку БС-64 «Подмосковье». Так что, по данным «Открытых медиа», ссылающимся на два источника в Северном флоте, пожар и вовсе случился не на «Лошарике», а на несущей его подводной лодке («Оренбург» или «Подмосковье» — тут мнения разнятся).

ЧП случилось 1 июля, однако известно о трагедии стало лишь день спустяФото: ©Павел Львов, РИА «Новости»

СЕКРЕТНАЯ ЧАСТЬ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГЛУБОКОВОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИЗ ПЕТЕРГОФА

Тем не менее обе лодки, а также атомные глубоководные станции сведены в 29-ю бригаду подводных лодок и подчиняются главному управлению глубоководных исследований (ГУГИ) минобороны РФ, информация о котором засекречена. Как пишет «Военное обозрение», ГУГИ занимается не просто глубоководными исследованиями, мониторингом Мирового океана и поиском затонувших объектов, но и выполняет задачи других специальных ведомств, например главного разведывательного управления генштаба. Специальная воинская часть 40056 в составе ГУГИ была создана в 1976 году, обязательным условием принадлежности к которой было членство в КПСС. «Часть, в которой количество Героев Советского Союза, наверное, превышало все мыслимые и немыслимые пределы. Часть, попасть в которую мог только подводник с не менее чем пятилетним стажем службы и при этом годный по состоянию здоровья для зачисления в отряд космонавтов», — говорится в материале «Военного обозрения». Так что неудивительно, что среди погибших оказались семеро капитанов первого ранга и два Героя России. До 1978 года набирали первые экипажи для атомных глубоководных станций. Так и появилась новая профессия — гидронавт. Бывший офицер ВМФ, гидронавт Владимир Ашик рассказывал, что задачами его коллег был сбор разведывательной информации о технике противника, охрана и обслуживание советских глубоководных линий связи, подъем со дна остатков секретной техники.

По данным «Фонтанки», все погибшие на «Лошарике» моряки были приписаны к петербургской военной части. «Коммерсантъ» пишет, что номер военной части 45707, она дислоцируется в Петергофе. Согласно открытым сведениям, часть также подчиняется ГУГИ и включает в себя отряд гидронавтов и научно-исследовательскую лабораторию. Офицеры служат в Североморске, где дислоцированы их АПЛ. Издание утверждает, что десять капитанов первого ранга из данной военной части были удостоены звания Героев России за исследование Арктики и Антарктики, двое из них как раз и погибли в Баренцевом море. Как утверждает телеграм-канал Baza, это были капитаны первого ранга Денис Долонский и Николай Филин. Первый из них получил звание Героя России за исследование Арктики и Антарктики «около 6–7 лет назад», а второй — в 2018 году. Имя еще одного погибшего назвал телеграм-канал «Смычок от Скрипаля» — капитан первого ранга Андрей Воскресенский.

Кроме того, телеграм-канал Mash утверждал, что на станции непосредственно погиб только один офицер, остальные скончались от отравления продуктами горения по пути в госпиталь, а еще часть — в самой клинике.

По данным «Фонтанки», все погибшие на «Лошарике» моряки были приписаны к петербургской военной частиФото: ©Василий Батанов, РИА «Новости»

«КРОМЕ КАК СУДЬБОЙ СУРОВОЙ ПОДВОДНИКОВ ЭТО ОБЪЯСНИТЬ НЕВОЗМОЖНО»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты рассказали, почему так вышло, что на подлодке были только одни офицеры, и почему нельзя скрывать их имена:

Валерий Кулаков — офицер-подводник Военно-морского флота СССР:

— Если бы я знал, из-за чего именно пожар, то не смог бы вам сказать все равно. Сейчас командир уехал туда, там и Шойгу. Пока ничего не известно. И я звоню ребятам, чтобы узнать хоть что-то конкретное. Никто не отвечает. Знаю только, что там было два Героя России.

Вообще, это судно, «Лошарик», считается военным глубоководным комплексом. Экипаж от 12 до 14 человек. Обычно, когда выходят в море, идут дополнительные командиры. Это такое подводное средство, на котором весь экипаж — офицеры. Я сам в свое время ходил на них, экипаж состоял только из офицеров, матросов там нет. В этом смысле ничего необычного. Там такая сложная техника! Эти ребята сродни космонавтам: только те — в небе, а эти — под водой. Они и называются, между прочим, гидронавтами. То есть это офицеры, которые выполняют боевые задачи на больших глубинах. И только офицеры в высоких званиях!

То, что можно, скажут. Наверное, все-таки опубликуют информацию о причинах трагедии, пожара. Раз уж по телевидению об этом сообщили, значит, должны раскрыть причины аварии. Недаром туда сейчас поехала инспекция во главе с министром обороны. Разберутся, и все, что можно будет, скажут. Я вот сам пытаюсь хоть что-то узнать, но не получается. Все немного покрыто тайной.

Николай Черкашин — советский и российский журналист, писатель-маринист, автор исторических расследований, советский офицер-подводник:

— Пожар чисто теоретически мог возникнуть по двум причинам: техногенная и человеческий фактор. Но как бы то ни было, любая подводная лодка — это настолько сложный инженерный технический объект. Само электрооборудование там поставлено в непривычные для обычной земли условия. Поэтому какие-то короткие замыкания, воспламенения — это все почти неизбежное явление. Подобные вещи происходили не раз. И что бы там ни случилось на самом деле, в любом случае эти ребята — герои. Как говорил мой командир подводной лодки: «Взошел на лодку — уже воюешь, даже если она стоит у причала», — а тут это произошло в море. Кроме как судьбой суровой подводников это объяснить невозможно. Подобных вещей очень трудно избежать. То, что они сумели спасти свой корабль, потушить этот пожар и вернуться на базу, — это уже героизм.

Почему именно такой состав судна? Потому что корабль особенный. Это атомная испытательная станция. Матросов нет, служат только офицеры. Такой офицерский корабль, ввиду того, что они в крайне сложных условиях работают. Два Героя — это тоже не случайно. Чаще всего геройские звания получают в мирное время за испытания новой техники, за освоение океанских глубин. Их не зря называют гидронавтами, что равносильно космонавтам. Гибель этого экипажа я бы сравнил с гибелью космонавтов.

Самое печальное в этом деле то, что традиционно имена почему-то секретят изначально. Под конец они все становятся известными. Я считаю, что это неуважение к морякам, их родственникам. Слов нет. Конечно, они через 2–3 дня будут известны. Но в подобных ситуациях надо сразу сообщать о погибших героях. Так было всегда — и до революции, и в другие события. Такая чиновная бездушная традиция сложилась. В именах и фамилиях нет ничего секретного. Число погибших — это секретно. Но его назвали. Значит, надо называть и все имена, чтобы люди могли за них молиться.

Василий Дандыкин — капитан первого ранга запаса, военный эксперт:

— Трагедия произошла в едином подводном комплексе, где есть лодконоситель. «Оренбург» — это бывшая ракетная подводная лодка 567 БДР. Ее переоборудовали в носитель. Это большая атомная лодка. Она несет на себе подводную станцию. Комплекс доставляет аппарат в необходимое место для изучения дна океана. Это все, что связано с грунтом и так далее. И особенность этого аппарата, который назвали «Лошарик», в том, что он работает на предельных глубинах — до 6 тысяч метров. У него есть свои манипуляторы, которые позволяют брать пробы грунта. Там же имеется аппаратура, чтобы все фотографировать. То есть этот комплекс может работать в любой точке Мирового океана и в своих территориальных водах. Аналогов ему в мире нет. До последнего он являлся сверхсекретным.

То, что на борту находился экипаж, в составе которого было 24 человека, и среди них было столько капитанов и офицеров первого ранга, два Героя РФ, один из которых командир подводного аппарата, говорит о том, что это были сверхопытные люди. Работа на подлодке — это постоянный риск. Мы знаем, что было немало трагедий на советском флоте и уже, к сожалению, на российском. Глубоководники — элита элит. Это огромная потеря для Военно-морского флота, Вооруженных сил и страны. Они настоящие герои, профи. Витязи глубин. Люди, которые бывали в разных ситуациях.

На мой взгляд, причиной пожара, скорее всего, стало замыкание. Из-за этого возникло возгорание. 14 человек, которые погибли, загерметизировались. Была опущена система пожаротушения. Таким образом они спасли подводную лодку и оставшийся экипаж. По большому счету пожертвовали собой. Это наставление и неписаное правило подводников. Если что случается, чтобы огонь не прошел дальше, люди понимают, на что идут, и жертвуют собой. Пожар на подводной лодке — самое страшное, что может быть. 

Сейчас там работает военный следственный комитет. Учитывая секретность «Лошарика», минобороны объявит итоги расследования части касающихся причин, но не части того, чем они занимались. Проверят и технические параметры, и все, что связано с готовностью комплекса. Конечно же, будут проанализированы действия экипажа. 

Сейчас обнародованы имена только двух погибших героев. Остальных, я думаю, объявят позднее. Это связано в первую очередь с тем, что у всех есть родственники. Здесь надо проявлять деликатность, чтобы что-то не перепутать. Бывали всякие случаи: погибшие оказывались живыми, и наоборот. Это к тому же определенный шок и для флота, и для минобороны, и для президента страны. Путин отложил все мероприятия. Он наверняка вспомнил трагедию с «Курском», которая случилась в начале срока его правления. Президент выступал там и знает, что это такое. К тому же он сын моряка-подводника. Его отец служил на Черноморском побережье. Путин был членом совета Военно-морского флота в бытность председателем правительства. Он понимает, какая трагедия случилась.