Уже в эту субботу Татарстан обзаведется новым культурно-паломническим, экологическим, пешеходным, велосипедным и конным маршрутом с национальным колоритом под названием «Тукай Юлы — Путь Тукая» Татарстан обзаведется новым культурно-паломническим, экологическим, пешеходным, велосипедным и конным маршрутом с национальным колоритом под названием «Тукай Юлы – Путь Тукая»

ПОВТОРИТЬ «ПУТЬ ТУКАЯ»

Уже в эту субботу Татарстан обзаведется новым культурно-паломническим, экологическим, пешеходным, велосипедным и конным маршрутом с национальным колоритом под названием «Тукай Юлы — Путь Тукая». Тропа пройдет через Арский, Атнинский, Балтасинский и Высокогорский районы (если точнее, Арск — Старый Кырлай — Новый Кырлай — Хотня — Учили — Кошлауч — Иске Казан — Камаево). В качестве аналогов авторы проекта проводят «Тропу Инков» в Перу (43 км), «Путь Сантьяго» в Испании (800 км) или «Дорогу в Лавру»  в России (87 км). На всем протяжении пути туристов ждут мечети, родники, кемпинги и местные музеи. В Высокогорском районе предлагается посетить озера Кара-Куль, Голубые озера, музей-заповедник «Иске-Казан», усадьбу Боратынского, Семиозерную пустынь, в Атнинском — Уржумскую дорогу, местный краеведческий музей, музей Сибгата Хакима, Шигабутдина Марджани, дом купца Вали Бая и так далее, в Арском — музей зажиточного крестьянина XIX века, музей Тукая, «Алифба», музей Шамсетдина Культеси и многое другое. В Балтасинском же районе маршрут предполагает посещение могилы матери Тукая, музея Сибирского тракта, Водяной мельницы. Особая ставка — на экспозиции музеев, посвященных жизни и творчеству татарского поэта. Интерес также представляет экспозиция родительского дома поэта, которая находится в деревне Кошлауч в восстановленной усадьбе муллы Мухаметгарифа — там представлен местный быт того времени.

Стартовый проход запланирован от площади железнодорожной станции Арска. Путешественникам предлагают пройти пешком или проехать на велосипедах по первому этапу проекта: Нижние Метески — Верхние Метески — Мендюш — Старый Кырлай — Новый Иябаш — Новый Кырлай. Это всего 21 километр пути. Вечером автобусы вернут участников в Арск. Если кто-то не рассчитает силы, часть пути можно будет срезать на электричке или попутном транспорте. А по итогам путешествия всем полагается именной сертификат о прохождении «Пути Тукая». С деталями маршрута можно ознакомиться на специальном сайте проекта.

Как обещают организаторы, в дальнейшем туристический маршрут будет почти 100-километровым — все зависит от востребованности продукта. 

Ильдус Янышев Ильдус Янышев: «Появился фирменный расчерченный маршрут участка от Арска до Нового Кырлая, то есть маршрут с навигацией, с точками для остановок, зонами отдыха. Появился визуальный образ» Фото: «БИЗНЕС Online»

 «ИЗНАЧАЛЬНО МЫ ЕГО НАЧИНАЛИ НА ОБЩЕСТВЕННОМ УРОВНЕ. СЕЙЧАС ПОШЛА УЖЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА…»

«Мамой и папой» идеи считаются Ильдус Янышев, председатель союза велосипедистов РТ, и Римма Ратникова, вице-спикер Госсовета РТ и теперь уже экс-глава союза журналистов РТ. В августе прошлого года они даже проводили круглый стол на эту тему и торжественно вручали первое свидетельство о прохождении маршрута участнику народного проекта Валерию Казакову.

«Тогда проходило это самодеятельно. Не было навигации, указателей, бренда, вовлеченности муниципальных образований. Изначально мы его начинали на общественном уровне. Сейчас пошла уже государственная поддержка, и теперь мы его открываем на республиканском уровне», — поделился с «БИЗНЕС Online» Янышев. По его словам, в авторах и партнерах создания «Пути Тукая» сегодня насчитывается порядка 40 участников: фонд Тукая, минкульт РТ, госкомитет РТ по туризму, администрация Арского района, «Таттелеком», РЖД, КГАСУ (там разработали бренд маршрута).

Что же изменилось с момента появления народной инициативы до вполне реального официального маршрута республиканского уровня?

«Появился фирменный расчерченный маршрут участка от Арска до Нового Кырлая, то есть маршрут с навигацией, точками для остановок путешественников, зонами отдыха. Появился визуальный образ, вовлеченность органов местного самоуправления и местных жителей, до этого ее не было. Мы ходили и ездили сами по себе. Сейчас этот проект доведен до жителей данных населенных пунктов, и жители вовлечены в него для оказания услуг, гостеприимства, рассказов о своем крае и так далее», — пояснил Янышев. Сейчас остается только активно популяризировать новый маршрут.

«ЭТО ИДЕЯ, КОТОРУЮ НАДО ХОРОШО УПАКОВАТЬ И ДОНЕСТИ ВИЗУАЛЬНО И ЦЕННОСТНО»

«Около года назад к нам пришла инициативная группа, и там было очень много простых людей разных профессий. Были и общественные организации — например, союз велосипедистов РТ. Были юристы, продавцы. Их объединяли какие-то моменты, связанные со здоровым образом жизни, национальной культурой. Они и предложили создать такой маршрут», — рассказала «БИЗНЕС Online» директор института архитектуры КГАСУ Карина Набиуллина. По ее словам, активное участие в разработке маршрута приняли как раз таки Ратникова и известный казанский юрист Этери Ильина. И несмотря на то, что изначально никаких ресурсов на финансирование проекта предусмотрено не было, к нему подключились очень многие. Сам бренд  разработал будущий графический дизайнер, студент 3-го курса КГАСУ Гадель Мухаметшин — под руководством доцента кафедры дизайна Дмитрия Кошкина. Выбранный в итоге фирменный стиль характеризуется глубоким зеленым цветом со светло-зелеными и красными вкраплениями. Указатели, флажки, баннеры, футболки и даже паспорт паломника — все будет выполнено в таких цветах. 

Активную работу, по словам Набиуллиной, сегодня ведет Арский район — муниципалитет, местная администрация. Вместе они изготавливают часть навигационных столбов. «Конечно, они делают это собственными подручными средствами, которые  сильно отличаются от тех идей, которые предложили студенты. Но, поскольку проект народный и финансирование пока не пришло, собственными силами тоже можно сделать неплохие вещи», — констатирует наша собеседница. Среди целей проекта — сохранение татарского языка, быта, традиций, обрядов татарской деревни, изучение биографии и творчества Тукая и известных личностей, живших в Заказанье. 

«Это не дорога и не шоссе. Это идея, которую надо хорошо упаковать и донести визуально и ценностно. Сама инициатива изначально не требовала больших материальных вложений — там не надо класть асфальт, прокладывать освещение, — отметил Янышев, говоря о финансовой составляющей маршрута. — Это народный проект, его цель — не заработать денег, а создать новую модель путешествия человека, модель саморазвития, модель создания новых социальных связей и отношений, и трансформации человека. Изначально у нас гуманитарный приоритет. Но будем приветствовать, если в результате этого как-то будет экономика Арского района развиваться, если жители получат инвесторов, которые захотят построить там точки общепита, отели, которые разработают мобильные приложения, картографию. Все это на примере „Пути Сантьяго“ имеет очень большую экономическую составляющую. Целые регионы живут за счет этого! Я считаю, образ Габдуллы Тукая не менее значителен, чем образ Святого Якова для христиан».

«ЭТОТ БРЕНД НАДО БУДЕТ ОЧЕНЬ ДОЛГО РАСКРУЧИВАТЬ»

«Конечно, в идеале это такой экомаршрут и знакомство с местными жителями, развитие местного предпринимательства. Поэтому точки продаж тоже предусмотрены», — также поделилась Набиуллина. К слову, одним из соорганизаторов выступил союз предпринимателей РТ — для них проект был интересен с точки зрения бизнеса, ведь он предусматривает и зоны отдыха, кафе, гостиницу. «Сегодня очень много иностранных туристов, помимо жителей Татарстана, проявляют интерес к такому специфическому маршруту. Многие из них хотят познакомиться с местным колоритом — очень большой запрос туристов на участие в национальных мероприятиях, праздниках. Татары, которые проживают сегодня в других странах и городах России, тоже проявляет интерес», — перечислила директор института архитектуры и дизайна КГАСУ. По ее словам, некоторые из ее уехавших земляков планируют присоединиться к маршруту 29 июня.

Но, как убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», в перспективу такой новинки верится не всем. По мнению директора туристической компании «Трэвэл-эндвок» и резиденции Кыш Бабая в Кырлае Юлии Талановой, завоевать посетителей маршрут сможет далеко не по щелчку пальцев.

«Да, этот маршрут достаточно интересен, он честь памяти великого татарского поэта, это его популяризация. Но сразу скажу, что он достаточно узок в том плане, что великого нашего татарского поэта не все люди знают. Этот бренд надо будет очень долго раскручивать, чтобы к нам ездили так же, как на „Путь Сантьяго“. Он же тоже начал популяризоваться, хотя существовал очень давно. Поэтому как начало — это неплохо и интересно, но то, что он сразу будет иметь массовый эффект, — такого не будет. Это долгая раскрутка», — считает Таланова.